vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Примерная программа учебного курса


Скачать 250.47 Kb.
НазваниеПримерная программа учебного курса
Дата01.03.2013
Размер250.47 Kb.
ТипПримерная программа
vcvetu.ru > Растения > Примерная программа

Примерная программа учебного курса

"Основы агрономии"


(СЕМЕНОВА Л.В. – д.б.н., профессор; Дмитриева О.М. – к.б.н., доцент

кафедра ботаники РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург)

Цель и задачи курса формирование основ знаний по морфологическим, биологическим и хозяйственным особенностям культурных растений, методам их выращивания.

Ознакомление учащихся с основными культурными растениями, их происхождением и одомашниванием; с морфологическими и биологическими особенностями растений; с хозяйственным использованием, технологией их выращивания.

Содержание учебных занятий базируется на материале, привлеченном из современной и классической научной и учебной литературы с учетом новейших тенденций в растениеводстве, адаптированном к начальной профессиональной подготовке учащихся средней школы.

Учебный курс «Основы агрономии» содержит как материалы теоретического характера, раскрывая принципы и механизмы развития агрономии, ее историю и современное состояние, так и в ознакомительно-аналитическом плане конкретные практические вопросы и задачи определения видов, подвидов и разновидностей культурных растений по морфологическим признакам, выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей. В соответствии с задачами в программу учебного курса включены новейшие разработки и достижения в практической ботанике, растениеводстве и земледелии: интенсивная технология выращивания отдельных культур: биоземледелие; биометоды защиты растений; обработка почвы, в том числе безотвальная в регионах, подверженных ветровой эрозии и другие приемы и методы растениеводства.

В результате изучения основ агрономии учащиеся должны:

- знать морфологические, биологические и хозяйственные особенности культурных растений;

–  определять зерновые, зернобобовые и другие культуры по семенам и плодам;

– владеть агротехническими приемами выращивания основных культурных растений;

– уметь правильно разбить участок, посеять и проводить уход за растениями;

– знать о субтропических и тропических культурных растениях нашей планеты.
Основное содержание

1. Введение

Агрономия как важнейший раздел биологии. Краткая история. Понятие об интродукции растений. Новые растения XXI века, их использование.

2. Культурные растения

Классификация. Центры происхождения по Н. И. Вавилову. Регионы одомашнивания растений, группы растений по давности одомашнивания, пути распространения культурных растений по регионам и современное растениеводство в различных странах на планете.

  • Крахмалоносные растения. Настоящие хлеба (пшеница, рожь, тритикале, ячмень, овес), хлеба второй группы (кукуруза, просо, сорго, рис); крупяная культура - гречиха; растения не относящиеся к семейству злаковых, в т.ч. тропические и субтропические крахмалоносы.

  • Сахароносные (сахарная свекла, сахарный тростник и др.) и инсулиноносные растения (топинамбур, цикорий).

  • Зернобобовые культуры и решение проблемы растительного белка: горох, фасоль, бобы, чечевица, нут, соя и др.

  • Растения, дающие жирные масла: подсолнечник, лен-масличный, кунжут, арахис, рапс и др.

  • Волокнистые растения (хлопчатник, лен, конопля и др.)

  • Наркотические и стимулирующие растения; лекарственные растения.

  • Сочноплодные экзоты.

3. Технология выращивания культурных растений

  • Традиционные технологии выращивания различных культур.

  • Интенсивные технологии выращивания отдельных культур.

  • Агротехника основных культур:

  • пшеница, рожь, ячмень, овес (место возделывания, место в севообороте сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка);

  • кукуруза, рис, сорго, просо (место возделывания кукурузы, место в севообороте, сорта и гибриды, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка);

  • подсолнечник, лен-долгунец (место в севообороте, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка);

  • картофель, капуста, столовые корнеплоды (биологические особенности, сорта, место в севообороте, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка);

  • плодовые культуры (классификация, выращивание культурной яблони, ягодные культуры: земляника, смородина, крыжовник, малина)

  • Современное биорастениеводство и биоземледелие. Перспективы их развития и применения.

4. Понятие о почве и ее плодородии

Приемы и способы обработки почвы. Виды удобрений. Способы внесения. Охрана природной среды при использовании химических средств в земледелии.

5. Защита растений

Бактериальные и вирусные заболевания. Методы борьбы с болезнями и вредителями: агротехнический, биологический. Защита растений от вредителей и болезней
Полевая практика включает: изучение обработки почвы перед посевом, способы посева полевых культур, фаз роста и развития различных культурных растений в полевых условиях от посева, ухода за растениями во время всего вегетативного периода до уборки урожая. Параллельно в плодовом питомнике учащиеся ведут работы по прививкам, черенкованию, уходом за растениями, борьбе с вредителями и болезнями, применяя биологические методы защиты растений.

Экскурсии в институты Растениеводства и Защиты растений.

        Примерное планирование основных разделов «Основы агрономии»




Тема

Количество часов

1
              Введение.
              6

2

Культурные растения

30

3

Технология выращивания основных культурных растений

64

4

Понятие о почве и ее плодородии

20

5

Защита растений

16

Всего

136

Рекомендуемая литература

  1. Вавилов Н.И. Избранные сочинения, т. I-IV. – М., 1958-1964.

  2. Ведров Н.Г. Практикум по растениеводству. – Красноярск, 1992.

  3. Витязев В.Г., Макаров И.Б. Общее землеведение. – М.: Изд-во Московского университета, 1991.

  4. Дорофеев В.Ф., Удачин Р.А., Семенова Л.В. Пшеницы мира. – Л.: Колос, 1987.

  5. Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи. – Л.: Колос, 1964.

  6. Растениеводство // Под ред. П.П. Вавилова. – М.: Колос, 1986.

  7. Сыскова М.В., Семенова Л.В. Наглядная карта на местности "Центры происхождения культурных растений". – СПб.: Изд-во ВИР, 1997.



1. Биологические основы пчеловодства

Горбунов П.С., к.б.н., доцент

(кафедра зоологии РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург)

Медоносные пчелы – удивительные насекомые, живут большими семьями, сообща строят восковые соты, нередко поражающие воображение сложностью архитектуры, вместе добывают корм и обороняются от врагов.

Элективный курс «Биологические основы пчеловодства» направлен на формирование представлений о биологии медоносной пчелы. Знания по биологии пчел позволяют не только значительно расширить и систематизировать представления по биологии общественных насекомых, но и необходимы для теоретической научно обоснованной технологии ухода за семьями пчел.

Общепризнанно, что важнейшим прогрессивным этапам в развитии пчеловодства предшествовали крупные научные открытия в биологии медоносной пчелы. В частности, с открытием партеногенетического развития трутней у медоносной пчелы выяснились новые возможности для селекционной работы в пчеловодстве. Изучение закономерностей развития маток, трутней, рабочих пчел, вскрытие фактов сходства на ранних стадиях личиночного развития маток и рабочих пчел, выявление возможности изменения хода онтогенеза личинки рабочей пчелы в направленное развитие матки оказались надежным средством для разработки метода искусственного вывода маток, без которого в настоящее время немыслимо рациональное пчеловодство. Ознакомление с устройством естественного пчелиного гнезда и его построек послужило основой для изобретения рамочного улья и вощины, знаменовавшего огромный переворот в пчеловодстве.

Из этого следует, что только на основе прочных знаний биологии медоносной пчелы можно рассчитывать на успешное овладение техникой пчеловодства.

Основное содержание

  1. Введение. Систематическое положение медоносной пчелы. Виды общественных пчел рода Apis. Породы и подвиды медоносной пчелы

  2. Образ жизни медоносной пчелы. Понятие о пчелах. Медоносная пчела. Сообщество медоносной пчелы и его индивиды

  3. Внешнее строение. Расчленение тела. Наружные покровы. Строение головы. Строение грудного отдела. Органы передвижения. Строение брюшка

  4. Анатомия и физиология. Органы пищеварения. Головные и грудные железы. Пища медоносной пчелы. Пищеварение. Органы кровообращения, выделения и их функции. Дыхательная система и газообмен. Жалоносный аппарат

  5. Пчелиное гнездо. Расположение и структура сотов в естественном гнезде. Строительная деятельность пчел

  6. Размножение. Развитие половых клеток. Развитие рабочих пчел, матки, трутня. Эндокринная система

  7. Полиморфизм. Морфорлогическая и функциональная дифференциация особей пчелиной семьи. Одиночные пчелы и происхождение общественной жизни у насекомых.

  8. Поведение. Нервная система. Органы чувств и их восприятия (механическое чувство, химическое чувство, зрение, чувство времени). Ориентировка. Смена функций рабочих пчел на протяжении жизни. Обучение. Формы взаимосвязи в пчелиной семье. Взаимоотношения с цветковыми растениями

  9. Годичный цикл пчелиной семьи. Жизнедеятельность пчелиной семьи весной. Особенности поведения пчелиной семьи в весенне-летний период. Поведение пчелиной семьи осенью и зимой



Тематическое планирование


элективного курса «Биологические основы пчеловодства



Тематика занятий

Количество часов

1

Введение

2

2

Образ жизни медоносной пчелы

2

3

Внешнее строение

5

4

Анатомия и физиология

3

5

Пчелиное гнездо

4

6

Размножение

4

7

Полиморфизм

2

8

Поведение

4

9

Годичный цикл пчелиной семьи

6

Всего

32

Тематика лабораторно-практических занятий

  1. Внешнее строение рабочей пчелы. Ротовой аппарат

  2. Крылья (передние и задние) и конечности (передние, средние и задние) рабочей пчелы, матки и трутня

  3. Тергиты и стерниты брюшка рабочей пчелы

  4. Вскрытие рабочей пчелы

  5. Расположение и структура сотов. Строительная деятельность пчел

  6. Морфологическая и функциональная дифференциация особей пчелиной семьи

  7. Годичный цикл пчелиной семьи

Литература

Буренин Н.Л., Котова Г.Н. Справочник по пчеловодству. – М.: Колос, 1984.

Васильева Е., Халифман И. Сквозь толщу лет. – М.: Советский писатель, 1982.

Горбунов П.С., Шутов И.Н. Кружок юных пчеловодов // Биология в школе. – 1989, № 1.

Горбунов П.С. Экология медоносных пчел приокского породного типа в Ленинградской области // Экология и охрана окружающей среды. – Владимир, 1996.

Горбунов П.С. Приокские пчелы в Ленинградской области // Пчеловодство. – 1997, № 6.

Еськов Е.К. Экология медоносной пчелы. –М.: Росагропромиздат, 1990.

Лаврехин Ф.А., Панкова С.В. Биология медоносной пчелы. – М.: Колос, 1983.

Лебедев В.И., Билаш Н.Г. Биология медоносной пчелы. – М.: Агропромиздат, 1991.

Поправко С.А. Растения и пчелы. – М.: Агропромиздат, 1985.

Поправко С.А. Пчела на цветке. – М.: Агропромиздат, 1989.

Рыбальченко А.Н. Загадка пчелиного роя. – Минск: Ураджай, 1982.

Таранов Г.Ф. Анатомия и физиология медоносных пчел. – М.: Колос, 1968.

Халифман И. Они летят по заданию. – М.: Советский писатель, 1973.

Фриш К. Из жизни пчел. – М.: Мир, 1980.

Шабаршов И.А. Юному пчеловоду. – М.: Просвещение, 1983.

Щабаршов И.А. В стране медоносных пчел. – М.: Агропромиздат, 1989.
2. Агроэкология

(Семенова Л.В. д.б.н., профессор

кафедра методики обучения биологии и экологии РГПУ им. А.И.Герцена)

Цель учебного курса: формирование системы знаний по основным разделам сельскохозяйственной экологии, об основных законах и принципах агроэкологии, факторах среды, влияющих на продуктивность культурных растений, структуре и динамике сообщества растений, обитающих на сельскохозяйственных полях (фитоценозы) и влиянию компонентов агробиоценозов на жизнедеятельность культивируемых растений.

Задачи учебного курса:

  • обеспечить усвоение теоретических и прикладных аспектов агроэкологии;

  • ознакомить с изменением парадигмы природопользования: отказом от антрпоцентрического подхода к ней и ориентация на сохранение природы (производство сельскохозяйственной продукции без разрушения экологической базы);

  • сформировать представление об изучении, оценке состояния и оптимизации агроэкосистем;

  • сформировать навыки и умения в использовании различных агрофитоценозов в зависимости от экологических условий.

Настоящая программа отражает новейшие достижения агроэкологической науки и представляет собой интерпретацию научных знаний в аспекте задач экологического образования.

Основное содержание

Введение. Биосфера. Воздействие человека на биосферу. История развития агроэкологии. Агроэкология как комплексная наука, ее цель, задачи, объекты изучения и методологическая основа. Основные понятия агроэкологии. Методы исследований в агроэкологии.

Агроэкологическая оценка факторов жизни и урожайности сельскохозяйственных культур

Факторы окружающей среды: световая энергия, тепло, вода, питательные вещества, реакция среды (рН почвенного раствора), токсические факторы и случайные факторы. Биологические особенности и урожай культурных растений (потенциальный, климатически обеспеченный, программируемый и производственный урожай).

Агротехнические условия

Действие экологических факторов на агрофитоценозы. Адаптация, биологический оптимум и пределы выносливости организмов.

Комплексность действия экологических факторов. Ведущие и сопутствующие факторы. Законы и принципы агроэкологии.

Экология землепользования


Общая мировая земельная площадь. Виды земель. Типы и виды землепользования (земледельческое, пастбищное и смешанное землепользование; их классификация). Сельскохозяйственное землепользование. Отрасли сельского хозяйства. Рациональное землепользование (снижение деградации земель: уменьшение эрозии почв и потерь гумуса).

Ресурсы в сельском хозяйстве

Почвенные ресурсы. Экологические функции почвы (жизненное пространство, опорная функция, источник питательных элементов, главный источник влаги, стимулятор и ингибитор биохимических процессов, депо семян и других зачатков).

Сельскохозяйственное использование и охрана почв. Ветровая эрозия почв. Загрязнение почв при сельскохозяйственном производстве. Степень загрязнения почв (предельно допустимые концентрации - ПДК тяжелых металлов и др.). Накопление в почве нитратов – минеральные удобрения и качество сельскохозяйственной продукции. Пестициды. Применение, их классификация (по объемам применения, по способу проникновения в организм и характеру действия). Пестициды специфического действия: дефолианты и ретарданты. Почвенные фунгициды. Загрязнение почв выбросами промышленных предприятий и при использовании сточных вод для орошения, вывоз на поля мусора, стоки крупных животноводческих комплексов и сельскохозяйственных предприятий по переработке продукции, ремонтных мастерских, нефтебаз и населенных пунктов. Кислотные дожди.

Мероприятия, предотвращающие поступление токсичных элементов в растения. Радиоактивное загрязнение почв. Различия в загрязнении почв тяжелых и легких по механическому составу. Захоронение радиоактивных отходов.

Дегумификация почв. Понятие о дегумификации почв. Приемы устранения дегумификации почв (внесение органических удобрений, запахивание пожнивных остатков, применение сидератов, посев многолетних трав и внедрение почвозащитных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.

Уплотнение почв ходовыми системами сельскохозяйственных машин, создание экологичной сельскохозяйственной техники.

Водные ресурсы


Их количество на планете и в России. Осушение заболоченных земель. Орошение в сельском хозяйстве. Ирригационная эрозия и меры ее устранения. Артезианские воды и их использование. Загрязнение и очистка поверхностных и грунтовых вод.

Атмосферный воздух


Его состав. Загрязнение атмосферы, источники загрязнения. Радиоактивность. Увеличение содержания СО2 в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Влияние загрязнения воздуха на людей, животных и растения.

Агрофитоценозы


Компоненты агрофитоценоза. Видовой состав. Одно-, двух- и многовидовые агрофитоценозы. Сходство и различия естественных фитоценозов и агрофитоценозов. Агрофитоценоз – саморегулирующаяся система; его разнородность и разнокачественность – устойчивость системы (использование сортов-популяций схожих морфологически, а генетически разнокачественных).

Доминирующие виды в агрофитоценозе. Взаимоотношения между особями в агрофитоценозе. Культивируемые растения агрофитоценоза. Производственная классификация полевых культур их морфология и биологические требования к экологическим факторам. Сорные растения, их виды. Сегетальные и рудеральные сорные. Вредоностность и некоторые полезные свойства сорных растений. Требования сорных к экологическим факторам. Взаимоотношения между высшими растениями в агрофитоценозах. Крупные сельскохозяйственные комплексы зоны умеренного климата.

Управление взаимоотношениями между культурными и сорными растениями в агрофитоценозах с целью ликвидации засоренности полей. Влияние агротехнических мероприятий на компоненты агробиоценоза (севообороты, пространственное размещение культур и др.). Экологическая оценка сельскохозяйственных культур (основные параметры их оценки).

Альтернативные системы земледелия и их экологическое значение

Система экологически оптимальной биопродуктивности сельскохозяйственных культур. Поликультуры. Восстановительное земледелие. Биоземледелие и биологическая защита растений. Органическое мини-земледелие с применением вермикультуры, получение биогумуса.

Производство экологически безопасной продукции

Вещества, загрязняющие продукты питания и корма, их предельно допустимая концентрация (ПДК) в продуктах. Загрязненность продуктов животноводства остатками антибиотиков.

Новая концепция развития сельского хозяйства

Стратегические задачи сельского хозяйства: повышение эффективности фотосинтеза, экологизация сельского хозяйства и снижение энергоемкости, модернизация трофических цепей (растение-человек, растение-животное-человек), и, в частности, усиление переработки сельскохозяйственной продукции для пищевых целей.

Рекомендуемая литература


  1. Ацци Дж. Сельскохозяйственная экология.-М., 1959.

  2. Баканина Ф.М. Агроэкология.-Нижний Новгород, 2002.

  3. Злобин Ю.А. Агрофитоценология.-Харьков, 1986.

  4. Каррыев Б.Б., Алексеев С.В. Введение в агроэкологию.-Санкт-Петербург, «Крисмас+», 1999.

  5. Колесников Е.В. и др.. Основы сельскохозяйственных знаний.-М., «Просвещение», 1979.

  6. Марков М.В. Агрофитоценология.-Казань, 1972.

  7. Маркин Б.М. Теоретические основы современной фитоценологии.-М., 1985.

  8. Петербургский А.В. Круговорот и баланс питательных веществ в земледелии. - М., 1979.

  9. Сельскохозяйственные экосистемы. - М., 1987.

  10. Тишлер В. Сельскохозяйственная экология. - М., 1971.

  11. Часовенная А.А. Основы агрофитоценологии. - Л., 1975.

  12. Черников В.А. и др. Агроэкология. - М., «Колос», 2000.

  13. Уразаев Н.А. и др. Сельскохозяйственная экология. - М., «Колос», 1996.

  14. Экология и сельское хозяйство. - М., 1989.

3. Овощеводство защищенного грунта

(Автор программы Н. В. Сорокина)

Пояснительная записка

Программа предназначена для технологической подготовки учащихся 10 — 11 классов общеобразовательной сельской школы. Преподавание может осуществляться учителем биологии или специалистом сельского хозяйства.

Цели курса: обеспечить технологическую подготовку по рабочей специальности «Овощевод защищенного грунта» учащимся 10 — 11 классов сельской школы.

Задачи курса: углубление и систематизация знаний и умений по технологии возделывания растениеводческой продукции, полученных в основной школе.

Требования к уровню подготовки: обеспечить преемственность знаний и умений для последующего получения начального профессионального образования по специальности «Овощевод защищенного грунта».

Учащиеся должны знать:

— параметры искусственного климата в условиях теплицы;

— автоматические системы регулирования параметров искусственного климата;

— основные понятия овощеводства;

— основные понятия овощеводства защищенного грунта;

— агротехнологии возделывания овощных культур в защищенном грунте;

— последовательность этапов агротехнологии, используемых при возделывании культурных растений в условиях защищенного грунта;

— понятие маркетинга агропродукции, выращенной в условиях защищенного грунта;

— экологические аспекты выращивания овощей в защищенном грунте;

— правила безопасной работы в условиях теплицы.

Учащиеся должны уметь:

— поэтапно выполнять агротехнологии, используемые в овощеводстве защищенного грунта;

— работать ручными и механическими орудиями труда;

— планировать и организовывать свою деятельность;

— пользоваться медиа-средствами (справочной литературой, специальными периодическими изданиями, рекламными буклетами, радио, ТВ) с целью получения информации о возделывании овощей в услови­ях защищенного грунта;

— соблюдать правила безопасной работы в условиях защищенного грунта;

— выращивать в условиях защищенного грунта овощную рассаду, культуру огурца и томата.

Материально-техническая база: пришкольные зимняя и весенняя теплицы; тепличное хозяйство; зимние и весенние теплицы ЛПХ родителей учащихся.

В качестве средств труда возможно использовать: ручные орудия труда; различные средства малой механизации.
Основное содержание

10 класс (34 ч)

Овощеводство защищенного грунта — интенсивная с/х технология (2 ч)

Технологические сведения. Современное состояние и перспективы развития тепличного хозяйства. Правила безопасной работы в защищенном грунте. Санитарные и гигиенические нормы.

Практическая работа: ознакомительная обзорная экскурсия в зимние и весенние теплицы тепличного хозяйства. Типы сооружений защищенного грунта.

Искусственный микроклимат защищенного грунта, его параметры (4 ч)

Технологические сведения. Типы сооружений защищенного грунта, их характеристика. Принципы организации территории в крупных тепличных хозяйствах. Физические свойства светопрозрачных материалов, используемых для теплиц и парников. Внутреннее оборудование: стеллажные и грунтовые теплицы. Параметры искусственного микроклимата: световой, воздушный, тепловой, водный режимы, воздушно-газовый состав. Системы автоматического регулирования параметров искусственного климата в теплице.

Практические (проектные) работы:

  • знакомство с системой автоматического регулирования параметров искусственного климата в теплице;

  • составление схемы расположения теплиц и вспомогательных помещений на территории тепличного хозяйства;

  • обустройство теплиц со стеклянным и пленочным покрытием в ЛПХ.

Агротехнологии в овощеводстве (10 ч)

Технологические сведения. Классификация овощных культур по физиологическим и хозяйственным признакам. Требования овощных культур к условиям их выращивания. Понятие о севообороте в огороде. Агротехнологии возделывания овощных культур. Уборка и послеуборочная обработка урожая овощей. Качество овощной продукции: товарный и нетоварный вид овощей.

Практические (проектные) работы:

  • выращивание трех—пяти видов овощных культур в открытом грунте в условиях ЛПХ;

  • составление краткой технологической карты для возделывания трех—пяти видов овощных культур в условиях открытого грунта.

Технология выращивания рассады (18 ч)

Технологические сведения. Понятие «рассадная теплица». Способы выращивания рассады. Пикировка. Понятие «площадь питания». Оптимальные параметры выращивания рассады. Требования к качеству рассады. Представление об экономической эффективности возделывания рассады в условиях теплицы.

Практические (проектные) работы:

  • определение посевных качеств семян овощных культур. Расчет количества рассады, которое необходимо вырастить для возделывания овощной культуры на определенной площади: открытого грунта, защищенного грунта;

  • выращивание рассады овощных культур в рассадной теплице;

  • расчет экономической эффективности возделывания рассады в условиях теплицы.

11 класс (34 ч)

Культурооборот в теплице (2 ч)

Понятие культурооборота. Схемы культурооборотов, используемых в тепличном хозяйстве.

Практические (проектные) работы:

  • составление схемы культурооборота для различных теплиц тепличного хозяйства;

  • составление схемы культурооборота для теплицы ЛПХ.

Почвосмеси, их состав (2 ч)

Технологические сведения. Понятие «почвосмесь». Компоненты почвосмеси и их характеристика. Оптимальные свойства почвосмеси для выращивания культурных растений. Понятие «субстрат». Трхнология приготовления субстратов. Понятие «экологически чистая агропродукция».

Практические сведения. Приготовление почвосмеси с заданными свойствами: структурированность, кислотность, оптимальное количество питательных элементов. Технология приготовления почвосмеси для рассадных теплиц. Подготовка почвосмеси для выращивания рассады.

Метод гидропоники (4ч)

Технологические сведения. Гидропонный метод выращивания овощей. Автоматические гидропонные установки. Состав питательных растворов.

Практическая (проектная) работа:

  • знакомство с гидропонным методом выращивания овощей, с системой автоматического регулирования параметров искусственного микроклимата в теплице.

Технология выращивания культуры огурца в защищенном грунте (14ч)

Технологические сведения. Формы, сорта и гибриды культуры огурца, выращиваемые в защищенном грунте. Требования культуры огурца к условиям выращивания в защищенном грунте. Агротехнологии возделывания культуры огурца: предпосевная обработка семян, посев семян, рассадный способ выращивания, посадка рассады на постоянное место, полив, подкормка, формирование растений. Технология уборки урожая плодов (зеленцов) огурца.

Представление об экономической эффективности возделывания культуры огурца в условиях теплицы. Изучение рыночного спроса (маркетинг) на продукцию огурца в регионе в течение круглого года.

Практические (проектные) работы:

  • выращивание культуры огурца в защищенном грунте;

  • изучение рыночного спроса на продукцию зеленцов в регионе в течение года.

Технология выращивания культуры томата в защищенном грунте (12 ч)

Технологические сведения. Формы культуры томата. Гибриды томата, выращиваемые в защищенном грунте. Требования культуры томата к условиям выращивания в защищенном грунте. Агротехнологии возделывания культуры томата: предпосевная обработка семян, посев семян, рассадный способ выращивания, оценка качества рассады, посадка рассады на постоянное место, полив, подкормка, формирование растений. Технология уборки урожая томатов. Представление об экономической эффективности возделывания томатов в условиях теплицы. Изучение рыночного спроса (маркетинг) на продукцию томатов в регионе.

Практическая (проектная) работа: выращивание культуры томата в защищенном грунте.

4. Животноводство

(Автор программы Г. В. Пичугина)

Пояснительная записка


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» учащиеся 10—11 классов могут получить профессиональную подготовку по одной или нескольким специальностям. Содержание такой подготовки определяется на региональном уровне, документ государственного образца (свидетельство) выдается после сдачи квалификационных экзаменов. Как возможный вариант профессиональной подготовки специальность «Мастер-животновод».

Содержание подготовки мастера-животновода заключается в освоении технологии производства и первичной переработки двух-трех наиболее распространенных в регионе видов животноводческой продукции. Эта специальность входит в интегрированную профессию «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)» в соответствии со стандартом ОСТ 9 ПО 02.245-95.

Цели курса:

— дать учащимся профессиональную подготовку по рабочей специальности, входящей в интегрированную профессию «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)»;

— обеспечить преемственность знаний и умений для последующего получения начального профессионального образования по профессии фермер

Задачи курса:

— углубление и систематизация знаний и умений по технологии производства животноводческой продукции, полученных в основной школе;

— формирование знаний и умений, необходимых для сдачи квалификационных экзаменов и получения свидетельства о профессиональной подготовке по животноводству в соответствии с региональным компонентом начального профессионального образования по профессиям сельского хозяйства.

Учащиеся должны знать:

— традиционные для региона направления животноводства, средние показатели продуктивности животных и себестоимость продукции;

— состояние рынка животноводческой продукции в регионе, основных ее производителей;

— технологии производства и переработки традиционных для региона видов животноводческой про­дукции;

— новые и перспективные для региона направления животноводства;

— основы разведения и племенной работы, перспективные породы;

— организацию племенной работы в регионе;

— организацию ветеринарной службы в регионе;

— права и обязанности ветеринарного специалиста и владельца животных;

— производственно-технологические понятия: порода, линия, семейство, кросс, отбор, подбор, скрещивание, гибридизация, бонитировка;

— средства механизации технологических процессов для малых ферм.

Учащиеся должны уметь:

— оценивать рынок сбыта животноводческой продукции в регионе;

— выбирать направление животноводства с учетом конъюнктуры рынка;

— рассчитывать оптимальный размер поголовья для своей фермы с учетом имеющихся трудовых ресурсов, материальных возможностей и кормовой базы;

— составлять рационы кормления, нормированные по всем основным показателям для двух-трех видов животных;

— разрабатывать технологии производства двух-трех видов животноводческой продукции и оценивать их экономическую эффективность;

— приблизительно оценивать трудоемкость основных видов работ на ферме в конкретных условиях;

— оценивать по экстерьеру и конституции продуктивные качества животных при покупке и выбраковке;

— пользоваться средствами малой механизации для животноводческих ферм.

Основное содержание


10 класс (34 ч)

Основные направления животноводства в регионе, их показатели, состояние рынка сбыта продукции

Теоретические сведения: показатели основ­ных направлений животноводства, развиваемых в регионе, динамика изменения спроса и цен на продук­цию животноводства.

Практические (проектные) работы:

  • самостоятельный сбор информации о показателях отдельных направлений животноводства и состоянии рынка сбыта животноводческой продукции в регионе;

  • оформление аналитической справки.

Технологии производства и переработки продукции скотоводства


Теоретические сведения: технологии производства молока на малых фермах, системы и способы содержания крупного рогатого скота (КРС), выбор молочной коровы, техника разведения КРС, основные технологические периоды, связанные с физиологией животного, подготовка к отелу, получение здорового приплода; кормление молочного скота в различные периоды, особенности рационов и подготовки кормов к скармливанию, содержание и уход за скотом в разные периоды, технология доения и раздой коров, основы молочного дела, зоотехнический и хозяйственный учет, ветеринарно-профилактические мероприятия и лечение болезней КРС, переработка молока.

Выращивание телят, особенности кормления телочек и бычков, доращивание бычков и откорм на мясо, нагул КРС, правила пастьбы, обустройство пастбищ.

Практические (проектные) работы:

  • участие в бонитировке КРС, выбор молочной коровы;

  • участие в приеме отелов и обработке телят, уход за телятами;

  • ручное доение, ознакомление с переносными доильными аппаратами, их сборка и разборка, машинное доение, первичная обработка молока;

  • уход за коровой в различные периоды, подготовка кормов к скармливанию, первая помощь животным при травмах и неопасных заболеваниях;

  • ознакомление с оборудованием и процессами переработки молока: сепараторы, маслобойки;

  • уход за телятами, составление рационов для телочек и бычков разного возраста, пастьба коров и телят.

Технология получения продукции свиноводства, типы свиноводческих хозяйств

Теоретические сведения: основные элементы технологического цикла производства свинины, их продолжительность, возможность сокращения, хозяйства с полным циклом, откормочные, репродукторные. Размножение свиней, выращивание и откорм поросят. Подготовка животных к забою, правила забоя, оформление ветеринарной документации для реализации мяса, приготовление окороков, шпика, колбас, экономическая эффективность переработки, малогабаритное оборудование для переработки свинины. Расчет экономической эффективности производства свинины. Основные показатели работы свинофермы: расход кормов, оплата корма продукцией, себестоимость продукции, соответствие суточных приростов массы запланиро­ванным показателям.

Практические (проектные) работы:

  • расчеты основных экономических показателей работы свинофермы, их сравнение с данными по другим хозяйствам, анализ результатов, поиск возможных путей снижения себестоимости продукции;

  • обработка субпродуктов, приготовление колбас, шпика.

  • изучение рынка продукции свиноводства в регионе — динамика изменения спроса и цен за 2— 3 года.

11 класс (34 ч)

Основы разведения сельскохозяйственных животных


Теоретические сведения: основные породы сельскохозяйственных животных региона. Новые и перспективные породы. Основные методы разведения. Организация племенной службы в регионе. Особенности племенной работы на малых фермах. Зоотехнический учет.

Практическая (проектная) работа:

ознакомление с работой местной племенной станции, с документацией на породистых животных, заполнение журнала зоотехнического учета.

        Основные ветеринарно-профилактические мероприятия в животноводстве


Теоретические сведения: организация ветслужбы в регионе, права и обязанности ветеринарной станции, заполнение ветеринарной документации на животных, подлежащих перевозке, купле-продаже, убою.

Механизация технологических процессов на малых фермах


Теоретические сведения: средства ме­ханизации с механическим и электроприводом, серийно выпускаемая малогабаритная техника.

Практическая (проектная) работа: ознакомление с образцами техники для малых ферм.

Проекты:

  • оценка качества микроклимата в животноводче­ских помещениях и разработка комплекса мер по его улучшению;

  • анализ динамики изменения продуктивности животных в ЛПХ родителей, выявление причин сни­жения продуктивности;

  • расчет годового запаса кормов для ЛПХ и его стоимости;

  • анализ рынка сбыта животноводческой продук­ции в регионе за 2—3 года: динамика изменения спро­са и цен;

  • выбор наиболее перспективных направлений и разработка модели животноводческого хозяйства.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа учебного курса
Цель и задачи курса: формирование основ знаний по морфологическим, биологическим и хозяйственным особенностям культурных растений,...

Примерная программа
Ержание предметных тем образова­тельного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую...

Примерная программа
Ержание предметных тем образова­тельного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую...

Примерная программа
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии...

Примерная программа учебного курса
Основы животноводства – учебный курс прикладной, базирующийся на общетеоретических положениях фундаментальных биологических дисциплин...

Примерная программа учебного курса
Основы животноводства – учебный курс прикладной, базирующийся на общетеоретических положениях фундаментальных биологических дисциплин...

Примерная программа
Рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...

Рабочая программа по биологии
Ет содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую...

Примерная программа основного общего образования по краеведению 6 класс Южно-Сахалинск, 2009
Сахалинской области. Программа определяет место учебного компонента «Краеведение» в Региональном базисном учебном плане и включает...

Примерная программа дисциплины
Обязательным условием подготовки зооин­женера является наличие базы птицехозяйства. По дисциплине «Пти­цеводство» на кафедрах следует...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru