vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Комментарий к федеральному закону от 20 декабря 2004 Г. N 166-фз


НазваниеКомментарий к федеральному закону от 20 декабря 2004 Г. N 166-фз
страница1/21
Дата21.04.2013
Размер3.15 Mb.
ТипЗакон
vcvetu.ru > Растения > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2004 Г. N 166-ФЗ

"О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 марта 2006 года
Е.А. СУХОВА, Е.Н. АБАНИНА, О.В. ЗЕНЮКОВА
Авторы:
Сухова Елена Александровна - кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафедры земельного и экологического права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", практикующий юрист, автор более 10 публикаций в области земельного и экологического права - гл. 1, 2, 7.
Абанина Елена Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", имеет более 10 публикаций по экологическому праву - гл. 4, 5, 6.
Зенюкова Ольга Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", имеет более 20 публикаций по аграрному и природоресурсному праву - гл. 3.
Данный Комментарий содержит постатейное толкование положений Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", определившего новый этап в развитии прав на водные биоресурсы. В нем разъясняются вопросы, связанные с единообразным пониманием и применением основных понятий, содержащихся в Законе; с определением сферы действия законодательства о водных биоресурсах; правом собственности на водные биоресурсы и пользования ими и др.

В Комментарии также дается характеристика прав на водные биоресурсы, исследуются основания их возникновения и прекращения, виды рыболовства, а также ограничения, устанавливаемые при осуществлении данной деятельности. Анализируются порядок распределения квот, их перехода от одного лица к другому, содержание разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, порядок пользования рыбопромысловыми участками, вопросы сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, а также порядок привлечения к ответственности и возмещения вреда, причиненного водным биоресурсам.

Приводятся примеры из судебной и арбитражной практики по вопросам разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 марта 2006 года.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс РФ

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях

Конституция РФ - Конституция Российской Федерации

АЭС - атомная электростанция

ВНИЭРХ - Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства

Госкомрыболовство РФ - Государственный комитет рыболовства Российской Федерации

Минсельхоз России - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Минприроды России - Министерство природы Российской Федерации

НЦМС - Национальный центр системы мониторинга рыболовства и связи

ООН - Организация Объединенных Наций

РИЦ - Региональный информационный центр

Росрыболовство - российское рыболовство

РГ - Российская газета

РФ - Российская Федерация

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РЦМ - Региональный центр мониторинга

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СНГ - Содружество Независимых Государств

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

ТСК - технические средства контроля

ФСБ - Федеральная служба безопасности Российской Федерации

ФЗ - федеральный закон

ФКЗ - федеральный конституционный закон

га - гектары

град. - градус(ы)

з.д. - западная долгота

ч. - часть

гл. - глава

др. - другие

м - метр(ы)

мг - миллиграммы

мин. - минута(ы)

млн. - миллион(ы)

млрд. - миллиард(ы)

сек. - секунда(ы)

ст. - статья(и)

с изм. и доп. - с изменениями и дополнениями

т - тонна(ы)

тыс. - тысяча

п. - пункт(ы)

экз. - экземпляр(ы)

ю.ш. - южная широта
20 декабря 2004 года N 166-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Принят

Государственной Думой

26 ноября 2004 года
Одобрен

Советом Федерации

8 декабря 2004 года
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
Комментируемая статья содержит обозначения понятий в целях надлежащего применения конкретного Федерального закона и имеет принципиальный характер, так как в этом случае понятия обретают обязательную правовую силу, что, в свою очередь, исключает субъективный критерий толкования правовых терминов.

В комментируемой статье содержатся определения девятнадцати ключевых понятий, которые включают в себя все значимые для применения соответствующих понятий признаки, а также отражают в совокупности те общественные отношения, которые регулируются комментируемым Законом.

Первым ключевым понятием комментируемого Закона является определение водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы), к которым отнесены рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Таким образом, в предмет регулирования комментируемого Закона включены не только водные беспозвоночные и морские млекопитающие, но и водоросли и другие водные растения и животные.

Рыбы представляют собой надкласс водных позвоночных, особенности анатомии, физиологии, экологии и поведения которых определяются обитанием в воде.

Иные водные животные включают в себя пресноводных млекопитающих (байкальские и ладожские тюлени); водных беспозвоночных животных, таких, как губки, кишечнополостные (коралловые и иные полипы, медузы), моллюски (улитки, ракушки, хитоны, каракатицы, кальмары, осьминоги), иглокожие (морские звезды, офиуры, морские ежи, морские лилии, голотурии), ракообразные (раки, креветки, крабы, омары, лангусты) и т.д. Водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, белые медведи и др.) к водным животным не относятся.

Водоросли и иные растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, - это в основном водоросли, используемые как продукты питания, корм скоту, лекарственные средства и их компоненты и т.п.: зеленые водоросли (морской салат), бурые водоросли (ламинария или морская капуста, фукусы), красные водоросли (анфельция, из которой получают агар, применяемый в кулинарии).

Далее в Законе даются обозначения понятий анадромных и катадромных рыб. Необходимо отметить, что понятия данных видов рыб получили свое юридическое закрепление еще в Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. Согласно названной Конвенции, уже с 1982 г. прибрежные государства несут первоочередную ответственность за анадромные виды рыб и в меньшей степени отвечают за катадромные.

Под анадромными рыбами понимаются виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения. Они относятся к особому надклассу водных позвоночных. Анадромные миграции вызваны изменением условий существования в местах обитания или связаны с циклом развития рыб.

Исключительно в целях охраны анадромных видов рыб была принята Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана (подписана в Москве 11 февраля 1992 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3799-1 от 4 ноября 1992 г.) <*> (далее по тексту - Конвенция), которая определила, что промысел запасов анадромных видов следует осуществлять только в водах в пределах 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

--------------------------------

<*> Бюллетень международных договоров. 1993. N 7.
Согласно приложению N 1 указанной Конвенции к анадромным относятся следующие виды рыб:

кета (Oncorhynchus keta);

кижуч (Oncorhynchus kisutch);

горбуша (Ocorhynchus gorbuscha);

нерка (Oncorhynchus nerka);

чавыча (Oncorhynchus tshawytscha);

лосось сима (мазу) (Oncorhynchus masou);

радужная форель (Oncorhynchus mykiss).

Районом применения указанной Конвенции (далее - Конвенционный район) являются воды северной части Тихого океана и прилегающих к ней морей к северу от 33 градуса северной широты за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. При этом деятельность, осуществляемая в научных целях, может распространяться далее к югу в северной части Тихого океана и прилегающих к ней морях в районах за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В Конвенционном районе запрещается:

специализированный промысел анадромных рыб;

случайное изъятие анадромных рыб должно быть в максимально возможной степени сведено к минимуму;

удержание на борту рыболовного судна анадромных рыб, добытых в качестве случайного изъятия при промысловой деятельности, направленной на неанадромных рыб, и любые такие анадромные рыбы должны быть немедленно возвращены в море.

Отметим, что данные положения не применяются в отношении промысла для научно-исследовательских целей.

Стороны Конвенции должны принимать соответствующие меры, индивидуально или коллективно, в соответствии с международным правом и их соответствующим законодательством для предотвращения торговли анадромными рыбами, добытыми в нарушение предусмотренных запретов, а также для наказания лиц, занятых такой торговлей.

Российская Федерация в первую очередь заинтересованная в запасах анадромных видов рыб, которые образуются в ее реках, озерах и других водоемах, несет первоочередную ответственность за запасы указанных видов рыб во всем ареале их обитания и обеспечивает их сохранение путем регулирования промысла, осуществляемого только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации. В этих же целях Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях сохранения запасов анадромных видов рыб за пределами своей исключительной экономической зоны и обеспечивает выполнение правил, установленных такими международными договорами.

Вслед за определением анадромных рыб в Законе дается определение катадромных рыб, к которым отнесены виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации.

Российская Федерация также несет ответственность за управление запасами катадромных видов рыб и обеспечивает мигрирующей рыбе доступ в исключительную экономическую зону и выход из нее. Промысел катадромных видов рыб ведется только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны. Российская Федерация сотрудничает с государствами, через исключительную экономическую зону которых мигрируют катадромные виды рыб, для заключения международного договора в целях рационального управления запасами катадромных видов рыб, включая промысел, и обеспечивает выполнение правил, установленных таким международным договором.

В связи с характером (направлением и протяженностью) миграции водной фауны законодатель употребляет также такие понятия, как трансграничные, трансзональные и далеко мигрирующие виды рыб и водных животных.

Трансграничные рыбы - это виды рыб, моллюсков и ракообразных, за исключением живых организмов "сидячих видов", а также другие живые ресурсы, встречающиеся как в исключительной экономической зоне, так и в находящемся за ее пределами и прилегающем к ней районе, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов.

Трансзональные виды рыб встречаются в исключительной экономической зоне и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов.

Далеко мигрирующие виды - это виды рыб и китообразных, способных совершать миграции на большие расстояния и встречающихся в промысловых скоплениях как в исключительной экономической зоне, так и далеко за ее пределами.

Легальные определения рассмотренных видов рыб исключительно важны в связи с тем, что Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях обеспечения рационального использования и сохранения далеко мигрирующих видов рыб во всем ареале их обитания, в том числе и за пределами ее исключительной экономической зоны. В целях сохранения и восстановления популяций морских млекопитающих и в иных необходимых случаях могут устанавливаться более строгие режимы ограничения или регулирования промысла морских млекопитающих в исключительной экономической зоне, вплоть до запрещения промысла отдельных видов морских млекопитающих, с учетом международных договоров Российской Федерации.

Под добычей (выловом) водных биоресурсов Закон понимает изъятие водных биоресурсов из среды их обитания, а под рыболовством - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов.

Важнейшим направлением развития добывающей отрасли рыбного хозяйства является океаническое рыболовство. Основные бассейны отечественного промысла - Атлантический и Тихий океаны, где добывается более 88% рыбы.

Наряду с океаническим ловом в современных условиях промысла повышается роль отечественного прибрежного и внутреннего рыболовства. При этом используются такие виды лова, как сетной и неводный. Сетной лов представляет собой задерживание и запутывание рыбы в ячейках сетного полотна, находящегося на пути ее движения. Принцип действия неводного лова основан на процеживании воды сквозь сеть, в результате чего пойманная рыба остается в орудии лова или сливается в специальный мешок.

Ведущее место в отечественном рыболовстве занимает траловый лов, который ведут отцеживающими буксируемыми орудиями лова - тралами, представляющими собой конусообразные сетные мешки, оснащенные специальными средствами для вертикального и горизонтального раскрытия. Буксировку тралов осуществляют суда с помощью стольных канатов-ваеров по грунту или в толще воды, в зависимости от чего траловый лов и орудия лова подразделяют на донные и разноглубинные. Удельный вес тралового лова в общем объеме добычи рыбы составляет более 70%. При этом около 47% приходится на лов разноглубинными тралами. Удельный вес кошелькового лова составляет около 13%. Другие виды лова пока имеют незначительный удельный вес, однако они постоянно совершенствуются.

Комментируемая статья также дает легальные определения таким видам рыболовства, как промышленное, любительское и спортивное.

Под промышленным рыболовством (далее также - промысел) понимается предпринимательская деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработки водных биоресурсов. Таким образом, промысел - это комплексный процесс, который включает в себя поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Межрегиональная спортивная общественная организация «Московское общество охотников и рыболовов»
Мсоо «мооиР» – общественная организация. Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» и Уставу мсоо «мооиР» членами...

Федеральный закон от 20. 12. 2004 n 166-фз (ред от 03. 12. 2008)
Федеральных законов от 31. 12. 2005 n 199-фз, от 03. 06. 2006 n 73-фз, от 18. 12. 2006 n 232-фз, от 29. 12. 2006 n 260-фз, от 20....

Об установлении ставок платежей за лесные пользования
Решение маслихата Алматинской области n 3-19 от 25 декабря 2003 года. Зарегистрировано Департаментом юстиции Алматинской области...

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира
Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., n 18, ст. 107; "Казахстанская правда" от 20 июля 2004 года n 162

Правительство калужской области   постановление   14 декабря 2004 г. N 382
Федерального закона "О животном мире", Федеральным законом "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской...

17/06/2010 | Комментарий. Российское пчеловодство на начальном этапе глобализации
«знать не обязательно». Ситуацию на рынке меда комментируют специально для «Крестьянских Ведомостей» руководители ООО «Аналитический...

Правительство ямало-ненецкого автономного округа постановление
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2004 года №116-зао «О государственной поддержке сельскохозяйственного...

Проект первая редакция Услуги общественного питания методы лабораторного...
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Государственную целевую программу развития плодоводства на 2004-2010 годы Плодоводство
Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2004 г. №645. Предназначена для работников государственных...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru