vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работыдля студентов 3, 5 курсов специальности 110401. 65 «Зоотехния»


Скачать 271.63 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работыдля студентов 3, 5 курсов специальности 110401. 65 «Зоотехния»
Дата22.04.2013
Размер271.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vcvetu.ru > Растения > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ




ПЧЕЛОВОДСТВО




Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работыдля студентов 3, 5 курсов

специальности 110401.65 – «Зоотехния»

Абакан

2007

УДК 333.103 (075.8)

Составитель: Т.Н.Башмакова – старший преподаватель

Пчеловодство. Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы. - ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ, -Абакан, 2007 – 17с.
Предназначены студентам заочной формы обучения для специальности 110401.65 «Зоотехния»
Печатается по решению учебно-методического Совета ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ. Протокол № ___от ______200___

Рецензент – к.с. – х.н..доцент Я.М. Сагалаков

©ФГОУ ВПО КрасГАУ Хакасский филиал, 2007

Оглавление



Введение 4

1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины 6

2. Задания для контрольной работы и рекомендации по ее выполнению 10

3. Вопросы для контрольной работы 12

4. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины 17

Введение
Пчеловодство – отрасль сельскохозяйственного производства и зависит от естественных факторов и работы пчеловода. Большое значение имеют и наследственные качества пчелиной семьи (плодовитость матки, ройливость, зимостойкость и т.д.), технология содержания пчел, проведение работ по уходу за пчелами, что способствует формированию сильных, здоровых и высокопродуктивных семей. Должно быть предусмотрено и более полное использование медоносных ресурсов страны.

Постоянным остается вопрос о повышении урожаев энтомофильных культур, необходимым звеном технологии, возделывания которых является опыление их пчелами. При этом надо иметь в виду, что все большая интенсификация сельскохозяйственного производства, включение в использование всех земельных участков и широкое применение ядохимикатов год от года уменьшает количество диких опылителей в природе. Поэтому медоносные пчелы в ряде зон становятся почти единственными опылителями, как культурных растений, так и растений естественных биоценозов.

Пчеловодческие хозяйства и пасеки в целом по стране собирают значительные количества меда и воска, однако производство этих продуктов на семью пчел во многих хозяйствах находится на низком уровне, а себестоимость их высока. В то же время медоносные богатейшие ресурсы нашей страны используются для сборов меда далеко не полностью.

Медосборы на одну семью пчел неустойчивы по годам; производительность труда в пчеловодстве невысока, трудоемкие процессы на большинстве пасек не механизированы.

Одной из основных причин нерентабельности пчеловодства во многих районах страны являются малые размеры пасек, поэтому создание крупных пчеловодческих хозяйств на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции приобретают все большее значение в деле повышения продуктивности отрасли.

Можно достичь существенных изменений в развитии пчеловодства, повышении товарности отрасли, снижения себестоимости получаемой продукции при внедрении семейного подряда или сдаче насеки в аренду.

Целесообразно также арендовать медоносные угодья в лесах госфонда, в том числе на длительные сроки, причем арендаторами могут быть и хозяйства, и отдельные лица. С другой стороны, для лучшего опыления энтомофильных культур следует шире внедрять аренду пчелиных семей, как в хозяйствах, так и у индивидуальных владельцев.

Обеспечение высокой рентабельности пчеловодства возможно лишь в том случае, если в хозяйстве правильно установлена взаимосвязь между всеми отраслями сельскохозяйственного производства, а работы на пасеке организованы в соответствии с последними рекомендациями науки и передовой практики.

Руководство пчеловодческой отраслью в хозяйствах и товариществах возложено на зоотехников, а правильное ис­пользование пчел на опылении сельскохозяйственных культур и организация кормовой базы для пчел — на агрономов. Поэтому, чтобы обеспечить высокую товарность отрасли и повышение урожаев путем опыления энтомофильных культур пчелами, специалисты сельского хозяйства должны владеть необходимыми теоретическими знаниями по вопросам, касающимся биологии пчелиной семьи, а также практическими навыками по уходу за пчелами и организации племенной работы в пчеловодстве в масштабах хозяйства.

С пчеловодческой отраслью должны быть хорошо знакомы и руководители хозяйств, чтобы правильно координировать ее взаимоотношение с другими отраслями сельскохозяйственного производства, помочь пчеловоду в выборе наиболее рациональных приемов ухода за пчелами, добиваясь повышения рентабельности пчеловодства и снижения себестоимости получаемой от пчел прямой и косвенной продукции.

Ведущая роль при внедрении более совершенной организации труда на пасеке и механизации трудоемких процессов принадлежит руководителям и специалистам хозяйств.

Курс пчеловодства логически связан с курсами; зоология, ботаника, органическая химия, физиология животных и растений.
1.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Студенты - заочники по специальности 110401.65 – «Зоотехния» изучают дисциплину «Пчеловодство», согласно учебному плану, рассмотренным методическим советом ХФ КрасГАУ, одобренным учебным советом университета от 24.04.2006, и рабочей программе дисциплины, утвержденной на заседании кафедры агроинженерных дисциплин.

Изучение дисциплины «Пчеловодство» осуществляется в следующем порядке. На предшествующем курсе в период лабораторно – экзаменационной сессии преподаватель проводит установочные консультации, на которых рассматриваются особенности содержания дисциплины, а также даются задания и рекомендации по выполнению контрольной работы.

Работа студента – заочника при изучении курса слагается из самостоятельных занятий в межсессионный период и работы в филиале в период сессии.

Самостоятельную работу начинают с проработки методических рекомендаций. Изучая разделы курса, используют основную и дополнительную литературу, приведенную в библиографическом списке. Основные положения и сведения, следует законспектировать. Студент выполняет контрольную работу, которая должна быть представлена не позднее, чем за месяц до начала лабораторно- экзаменационной сессии.

Ответы должны полно отражать сущность, знание, обоснование технологических процессов, режимов работы, иллюстрироваться цифровым материалом и примерами работы конкретных хозяйств, написана кратко, аккуратно, понятным почерком. Объем контрольной работы 10-12 страниц.

Библиографический список (5-10 источников).

По темам, которые вызывают затруднения при самостоятельном изучении курса и выполнении контрольной работы, студент может обращаться за консультацией на кафедру агроинженерных дисциплин.

Студент, успешно выполнивший контрольную работу, прослушавший курс лекций и сдавший лабораторно-практические занятия, допускается к экзамену.
Таблица 1

Распределение учебного времени для изучения дисциплины


Наименование тем

Распределение времени


Всего

часов

лекции

Практич.занятия

Индив. занятия

Самост. работа

1.История развития и состояние пчеловодства

10

1(0,5)







5(5,5)

2.Биология пчелиной семьи

20

1(0,5)

2(1)




17(18,5)

3.Содержание пчеловодческих семей и технология производства продуктов пчеловодства

10

1(0,5)

2(0,5)




7(9)

4. Разведение пчел и племенная работа на пасеках

20

1(0,5)

2(0,5)




17(19)

5.Болезни и вредители пчел

20

1(0,5)

2(0,5)




17(19)

6. Кормовая база пчеловодства

30

1(0,5)

1(0,5)




28(29)

7.Опыление энтомофильных растений

30

1(0,5)

1(0,5)




28(29)

8.Организация производ - ства в пчеловодстве

20

1(0,5)

2(0,5)




17(19)

Оформление контрольной работы













4(4.5)

Всего

160

8(4)

12(4)




140(152)


1.2. Методические указания по изучению отдельных тем дисциплины

Тема 1. История развития и состояние пчеловодства

Краткие сведения по истории развития пчеловодства. Состояние пчеловодства в России. Экологические проблемы пчеловодства. Задачи и перспективы развития пчеловодства.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие задачи стоят перед пчеловодческой отраслью.

  2. Перечислите требования, предъявляемые к технологии ухода за пчелами.

  3. Какие трудоемкие приемы в пчеловодстве можно механизировать в повышении рентабельности отрасли.


Тема 2. Биология пчелиной семьи

Пчелиная матка и ее функциональная характеристика. Рабочие пчелы, их значение в жизни пчелиной семьи. Трутни и их роль в семье.

Влияние различных факторов на продуктивность и выживаемость пчелиной семьи. Влияние экологических факторов в гнезде пчел на качество выводящего потомства. Весеннее развитие пчелиной семьи. Подготовка пчел к осеннее - зимнему покою. Зимовка пчел.

Вопросы для самопроверки:

  1. Значение качества пчелиной матки для получения сильной семьи.

  2. Какова роль матки и трутня в передаче признаков потомству.

  3. Как нарастить молодых пчел к началу зимовки.

Тема 3. Содержание пчелиных семей

Ульи. Требования, которым должны отвечать ульи в зависимости от природных и экономических условий. Пчеловодное оборудование. Пасечные постройки. Платформы и контейнеры для перевозок пчел.

Вопросы для самопроверки:

1. Основные требования, предъявляемые к ульям любых конструкций.

2. Дайте сравнительную характеристику типовых ульев, используемых в России.

3. Какую систему ульев наиболее целесообразно иметь на пасеке вашей зоны?
Тема 4. Разведение пчел и племенная работа на пасеках

Методы разведения в пчеловодстве. Понятие о породе. Характеристика основных пород пчел. Особенности племенной работы в пчеловодстве. Зоотехнический учет в пчеловодстве.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое чистопородное и межпородное разведение, как их применять в пчеловодстве?

2. Почему недопустимо близкородственное спаривание маток и трутней?

3. Каким образом формируется племенное ядро на пасеке.
Тема 5. Болезни и вредители пчел

Незаразные болезни пчел, меры предупреждения и борьбы с ними. Инфекционные болезни пчел, меры предупреждения, лечение. Инвазионные болезни пчел – варроатоз, нозематоз – профилактика, лечение.

Вопросы для самопроверки:

  1. Ветеринарно-санитарные мероприятия по предотвращению болезней пчел.

  2. Как классифицируются болезни пчел по времени их появления.

  3. Ветеринарно-санитарные правила.


Тема 6. Кормовая база пчеловодства

Медоносные основные растения их краткая характеристика. Типы медосборов. Улучшение кормовой базы пчеловодства. Мероприятия по улучшению медоносной базы. Вопросы охраны медоносных растений.

Вопросы для самопроверки:

  1. Типы медоносных угодий.

  2. Требования, предъявляемые к местности.

  3. Количественный учет медоносов.


Тема 7. Опыление энтомофильных растений

Методы повышения эффективности работы пчел на опылении сельскохозяйственных растений. Опыление энтомофильных культур медоносными пчелами как обязательный элемент технологии, обеспечивающей получение высоких урожаев. Опыление плодовых, ягодных, овощных культур. Опыление в семеноводстве.

Вопросы для самопроверки:

  1. Как пчелы отыскивают источник корма в природе?

  2. Какова роль пчел в опылении сельскохозяйственных культур?

  3. Как подготовить семью пчел к перевозке на медосбор?


Тема 8. Организация производства в пчеловодстве

Условия организации пасек. Организация труда. Планирование и учет производства продуктов пчеловодства. Организация производства на договорной основе. Аренда пчел для производства продуктов пчеловодства и опыления энтомофильных культур. Организация производства в фермерских хозяйствах, товариществах и обществах пчеловодов.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что надо учитывать при выборе места для пасек и определение их размера? Какие показатели надо учитывать при разработке графика перевозок пчел на медосбор?

  2. Какой пасечный инвентарь необходимо приобрести, организовав пасеку?

  3. Организация труда на пасеках.



2. ЗАДАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполняя контрольную работу, студент должен ответить на три вопроса, приведенных в настоящих методических указаниях. Номера вопросов берутся из таблицы 3, соответственно двум последним цифрам шифра (номера зачетной книжки). Последняя цифра шифра находится в первой колонке по вертикали таблицы, а предпоследняя — сверху по горизонтали. В точке пересечения этих двух колонок обозначены номера вопросов, на которые надо отвечать.

Кроме того, студент-заочник должен переписать в тетрадь формы таблиц, помещённые после контрольных вопросов, провести необходимые расчеты на основе данных хозяйства, заполнить все графы таблиц. Методика расчетов подробно описана в учебнике Г, А. Аветисяна «Пчеловодство» 1982 г. (см. с. 216—219; 236—237).
Таблица 2 -Номера вопросов для выполнения контрольной работы

Последняя

цифра



Предпоследняя цифра шифра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1



1, 34,

67

2, 35,

68

3, 36,

69

4, 37,

70

5, 38,

71

6, 39,

72

7, 40,

73

8, 41,

74

9, 42,

75

10,

43,

75

2



11,

44,

74

12, 45,

73

13, 46,

72

14, 47,

71

15, 48,

70

16, 49,

69

17, 50,

68

18, 51,

67

19, 52.

66

20, 63,

65

3



21, 54.

64

22, 55,

63

23, 56,

62

24, 57,

61

25, 53,

60

26, 59,

15

27, 60,

16

28 ,61,

17

29, 62,

18

30, 63,

19

4



31,

64,

20

32,65,

21

33,66.

22

1.40,

23

2,41,

24

3.42,

25

4.43,

25

4,44,

27

6,45,

28

7.46,

29

5



8, 47,

30

9, 48,

31

10, 49,

32

11, 50,

33

12, 51,

34

13, 52,

35

14, 53,

36

15, 54,

37

16, 55,

38

17, 56,

39

6



18, 57,

40

19, 53,

41

20, 59,

42

21, 60,

43

22,61,

44

23, 62,

45

24, 63,

46

25, 64,

47

26, 65,

48

27, 66,

49

7



28,

35,

50

29, 36,

51

30, 37,

52

31, 38,

53

32, 39,

54

33, 34,

55

1, 35,

56

2, 36,

57

3, 37,

58

4, 38,

59

8



5, 39,

60

6, 40,

61

7,41,

66

8, 42,

67

9, 43,

68

10, 44,

69

11, 45.

70

12, 40,

71

13, 47,

72

14, 48,

73

9



15, 49,

74

16,50,

62

17, 51,

63

18, 52,

64

19,53,

65

20, 54,

1

21, 55,

2

22, 56,

3

23, 57,

4

24, 58,

5

0



25,

59, 6


26, 60

7

27,61

8

28,

62,

9

29, 63,

10

30, 64,

11

31, 65,

12

32, 66,

13

33, 67,

14

34, 68,

15



Перечень вопросов для контрольной работы


1. В чем состоит разница в питании личинки пчелиной матки и личинки рабочей пчелы? Условия, необходимые для вывода полноценных маток.

2. Органы зрения у пчел. Способность пчел ориентироваться при полете.

3. Органы чувств пчелы. Органы обоняния, их функции и значение

4. Какое значение для жизни пчелиной семьи имеет способность пчел различать цвета, запахи, звуки?

5. Как осуществляется взаимосвязь между пчелами в семье?

6. Что такое условные и безусловные рефлексы? Приведите примеры из жизни пчел.

7. Естественное роение у пчел. Признаки подготовки семьи пчел к роению.

8. Жизнь пчелиной семьи в период зимовки.

9. Процесс выделения воска у пчел. Опишите условия, необходимые для выделения воска и строительства сотов.

10. Строение и функции пищеварительной системы пчел.

11. Строение половых органов пчелиной матки и рабочей пчелы.

12. Строение половых органов трутня. Процесс спаривания.

13. Строение и функции кровеносной системы пчел.

14. Пчелы-трутовки, предупреждение их появления на пасеке. Способы исправления отрутневевших семей.

15. Строение и функции нервной системы пчелы.

16. Условия, необходимые для наращивания силы семьи перед главным медосбором.

17. Значение объема улья для наращивания силы семьи и получения высоких сборов меда.

18. Перспективы развития пчеловодства и проблемы экологии.

19. Основные способы увеличения числа семей пчел на пасеке.

20. Способы предупреждения естественного роения. Почему нежелательно естественное роение пчелиных семей?

21. Способы искусственного вывода пчелиных маток.

22. Методы разведения и племенная работа в пчеловодстве.

23. Для чего проводится массовый отбор в пчеловодстве? Для чего и как осуществляется индивидуальный отбор в пчеловодстве с проверкой маток по потомству?

24. Создание и использование племенной группы семей пчел.

25. Характеристика и хозяйственная ценность плановых пород пчел, разводимых в стране.

26. Организация и значение перевозок пчел на медосбор и опыление сельскохозяйственных растений. Техника подготовки семей к перевозке.

27. Цели и техника промышленного скрещивания в пчеловодстве.

28. Из каких особей состоит пчелиная семья и в чем их отличие друг от друга по строению и выполняемой функции?

29. Что такое перга? В чем состоит процесс переработки пыльцы в пергу? Значение перги в жизни пчелиной семьи.

30. Уход за пчелами зимой при зимовке в помещениях и вне их.

31. Техника замены пчелиной матки в семье.

32. Особенности интенсивной технологии ухода за пчелами в хозяйствах, производящих продукты пчеловодства на промышленной основе.

33. Какие требования предъявляют к улью? Устройство улья.

34. Основные работы на пасеке в день выставки пчел из зимовника.

35. Цели и техника первого осмотра семей пчел весной.

36. Опишите процесс переработки пчелами нектара в мед.

37. Как и когда надо расширять гнездо семьи пчел?

38. Профилактика и меры борьбы с «воровством» у пчел.

39. Опишите принципы комплексной механизации пасечных работ.

40. Устройство и принцип действия медогонок.

41. Охрана труда и санитарные правила при откачке меда.

42. Значение и технология выбраковки старых и отстройки новых сотов. Нормы сотообеспеченности семей пчел.

43. В чем состоят преимущества сильных семей перед средними и слабыми?

44. Основные требования, предъявляемые к зимовнику. Типы зимовников.

45. Что такое падевый мед и почему он вреден для пчел в зимовнике?

46. Перечислите заразные и незаразные болезни взрослых пчел. По каким признакам они выявляются?

47. Методы борьбы с варроатозом пчел.

48. Заразные и незаразные болезни пчелиного расплода, признаки заболевания.

49. Нозематоз- время появления, признаки, профилактика и лечение.

50. Признаки отравления пчел химическими веществами, используемыми в сельском хозяйстве.

51. Как предупредить отравление пчел пестицидами?

52. Значение продуктов пчеловодства в народном хозяйстве.

53. Что такое нектарный и падевый токсикозы? Способы профилактики.

54. Вредители пчеловодства - хищные птицы и насекомые, борьба с ними.

55. Вред, наносимый пчелам мышами. Меры борьбы.

56. В каких случаях применяется подкормка пчел? Техника этой работы в крупных пчеловодческих хозяйствах,

57. Что такое встречное опыление сельскохозяйственных растений и когда оно применяется?

58. Почему необходимо подвозить пчел непосредственно к медоносным растениям? Техника этой работы.

59. Что такое продуктивные и поддерживающие медосборы? Дайте характеристику медоносов главного медосбора вашей зоны.

60. Основные медоносы вашей зоны и сроки их цветения.

61. Способы механизации перевозки пчел на медосбор и опыление растений.

62. Как определить размеры вновь организуемой медотоварной пасеки?

63. Что такое контрольный улей и как использовать его показания?

64. Опишите основные весенние медоносы вашей зоны.

65. Значение создания непрерывного медосбора для пчел в течение всего пчеловодного сезона.

66. Значение и создание поддерживающего медосбора после окончания главного.

67. Основные типы медосбора, их особенности. Типы медосборов вашей зоны.

68. Как определить медопродуктивность медоносных уго­дий пасеки вашего хозяйства?

69. Почему медоносные пчелы- лучшие опылители сельскохозяйственных растений?

70. Составление плана-графика перевозки пчел в хозяйстве на медосбор и опыление сельскохозяйственных растений.

71. Правила хранения меда и воскового сырья.

72. Способы улучшения кормовой базы для пчел в конце пчеловодного сезона. Как организовать опыление сельскохозяйственных растений, используя аренду пчелиных семей?

73 Методика начисления заработной платы пчеловоду.

74. Использование семейного подряда и аренды пасек в пчеловодстве.

75. Что такое дрессировка пчел, как и в каких целях она применяется.

Выполнить следующие работы, используя данные по тому хозяйству, где работаете, или другого хозяйства района.

1.План улучшения кормовой базы для пчел в хозяйстве

__________________________________________________________________района _____________________ области _______________________________


Название медоносного растения

Площадь посева, га

Сроки

Возможный сбор меда

посева

цветения

начало

конец

с 1 га

со всего посева

































































2. План перевозок пасеки хозяйства

Название растений, угодье, поле

Площадь посева, га

Сроки цветения

Необходимо семей пчел

Семей пчел, не занятых на опылении

начало

конец

на 1 га

всего























































































Примечания:

1.Сроки посева медоносных растений рассчитываются таким образом, чтобы цветение медоносных растений приходилось на периоды без медосбора.

2.При составлении плана перевозок на опыление сельскохозяйственных культур в том случае, если пчелиных семей на пасеке хозяйства меньше, чем требуется для опыления посевов, необходимо указать, за счет чего будет восполняться недостаток.

Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины




Автор

Наименование

Год и место издания

1

Аветисян Г. А.

Пчеловодство

М: Колос, 1982.

2

Аветисян Г. А.

Разведение и содержание пчел

М.: Колос, 1983.


3

Буренин Н. Л., Котова Г. Н.

Справочник по пчеловодству

М.: Колос, 1985.

4

Билаш Г. Д., Кривцов Н. И.

Селекция пчел

М.: Агропромиздат, 1991.

5

Билаш Г. Д., Кривцов Н. И., Лебедев В.И.

Календарь пчеловода

М.: Нива России,

ТЕТРА-К, 1999

6

Гробов О. Ф., Лихотин. А. К.

Болезни и вредители пчел

М.:

Агропромиздат, 1989.

7

Затолокин О.А.

Пчеловодство. Приусадебное хозяйство.

М.: ИКФ «ТББ», Сталкер, 2003

8

Криков В.В.

Как повысить доходность пасеки

Ростов на Дону.: Феникс, 2003

9

Криков В.В.,Мостовой Е.М.

Болезни пчел

Ростов на Дону.: Феникс, 2003

10

Лебедев В. И., Билаш Н. Г.


Биология пчелиной семьи

М.:

Агропромиздат, 1991.

11

Лукоянов В. Д., Павленко В. Н.

Пчеловодный инвентарь и пасечное оборудование


М.: Агропромиздат, 1989.

12

Пономарева Е.Г., Детерлеева Н. Б.

Медоносные ресурсы и опыление сельскохозяйственных растений

М.: Агропромиздат, 1986.

13

Талызин Н.Ю.

Пчеловодство. Полезные советы фермеру

М.: Вече, 2002

14

Таранов Г. Ф.

Промышленная технология получения и переработки продуктов пчеловодства

М.: Агропромиздат, 1987.

15

Харченко Н.А.

Пчеловодство

М.:Издательский центр «Академия», 2003

16




Журнал «Пчеловодство»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Абакан 2013
Лапутина, О. А. Основы агробизнеса: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина....

Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Абакан 2009
Лапутина, О. А. Введение в библиографию: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А....

Методические указания по изучению дисциплины плодоводство и задание...
Бруйло А. С, Шараев С. П. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы по «Плодоводству» для студентов-заочников...

Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной...
Кролиководство: Методические указания по изучению дисциплины / Забайкальский аграрный институт. Сост. А. М. Венгеров. Чита., 2009...

Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Забайкальский аграрный институт-филиал фгоу впо «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания по изучению дисциплины для студентов по специальности...
Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Методические указания и вопросы самостоятельной работы по курсу «свиноводство...
По курсу «свиноводство и технология производства свинины» для студентов 4 курса технологического факультета очной формы обучения...

Вопросы к экзамену по дисциплине «Кормопроизводство с основами ботаники и агрономии»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Кормопроизводство с основами ботаники и агрономии» для студентов 2 и 3 курсов по специальности...

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы
Слепченко Л. Г. – старший преподаватель кафедры энтомологии и биологической защиты растений



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru