vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Муниципальное общеобразовательное учреждение


НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение
страница1/6
Дата22.04.2013
Размер0.69 Mb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Растения > Программа
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» станицы Гиагинской

Программа

элективного курса по биологии

« Экология и охрана природы»



Составлена учителем биологии

МОУ СОШ №3

Гиагинского района

Пановой Ольгой Леонидовной

ст. Гиагинская, 2006 год

Пояснительная записка.

Курс по выбору «Экология и охрана природы» разработан в соответствии с концепцией профильного образования и предназначен для ориентации учащихся основной школы на получение естественно - научного образования в рамках средней ( профильной) школы. Курс рассчитан на 34 часа.

Целью программы элективного курса является:

– воспитание экологической культуры поведения подрастающего поколения , формирование экологических знаний обучающихся.;

- формирование ответственного отношения к природной среде, умения понимать и ценить красоту и богатство природы, способствовать осуществлению экологически грамотных действий;

-формирование активной жизненной позиции, преодоление у школьников утилитарно - потребительского отношения к природе.

Экологическая культура школьников проявляется в ответственном личном подходе к природе, активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, экологических исследованиях, пропаганде экологических идей.

Задачей данного курса является:

-расширение знаний школьников об экологических, климатических и экономических особенностях своего региона,

-изучение и описание природных территориальных комплексов родного края, выработка умений устанавливать причинные связи в природе в связи с деятельностью человека,

- овладение навыками полевых наблюдений и обработки результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение лекторской, пропагандисткой работой по охране природы.

Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу элективного курса положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, проведение самостоятельных наблюдений и экскурсий.

Данная программа может быть использована для подготовки учащихся к экологическим слетам и научно-практическим конференциям.

Учебно-тематический план.



Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт.

всего

лекции

практика

1

Вводное занятие Предмет и задачи экологии

2

2




Лекция

Тезисы, конспект

2

Экологические факторы.

5

3

2

Лекции, беседы

Л/р.

Конспекты, таблицы, схемы, эксперимент

3

Экологические системы.

4

2

2

Лекции, беседы

Л/р.

Конспекты, таблицы, схемы, эксперимент

4

Почвы Адыгеи.

4

2

2

Лекции, беседы

Л/р

Анализ почвы пришкольного участка.

5

Животный мир Адыгеей

4

4




Беседы, демонстрации.

Стенд «Животный мир Адыгеи»

6

Охрана природы Адыгеи

2

1

1

Лекции, беседы

Л/р

Отчет об экскурсии.

Конкурс творческих работ.

7

Основы геоботаники

6

4

2

Лекции беседы, демонстрации.

Л/р и Пр/ р.

Описание фитоценозов окрестностей школы.

Обновление школьного гербария.

8

Водная

экология

5

3

2

Лекции , беседы, демонстрации.

Л/р и Пр/ р.

Отчеты

«Рекогносцировочное описание реки Гиаги.»

9

Биологический мониторинг.

2

1

1

Лекция и практическая работа

Исследовательские работы по определению чистоты атмосферы в разных зонах

ст. Гиагинской.

Вводное занятие. Предмет и задачи экологии (2 часа)

Ознакомление с программой курса. Правила поведения учащихся на экскурсиях и лабораторных занятиях. Экология-наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой.

Экологические факторы (5 часов)

Условия жизни на Земле. Экологические факторы среды: биотические, эдафогенные, абиотические, антропогенные. Формы взаимоотношений между организмам: позитивные (симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм); антибиотические (хищничество, паразитизм, конкуренция); нейтральные. Основные среды жизни. Общие законы действия факторов на организмы:

Демонстрации: фильм «Глобальная экология» часть 1.

Лабораторные работы Изучение приспособленности организма к определённой среде обитания. Изучение влияния абиотических факторов на организм.

Экологические системы (4 часа)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел, биомассы, энергии. Смены биоценозов.

Демонстрации: Схемы, отражающие структуру биосферы, природные БГЦ, сукцессии.

Лабораторные работы Выделение пищевых цепей и сети в искусственной экосистеме- аквариуме. Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое.

Почвы Адыгеи (4часа)

Общие особенности почвы как природного образования. Классификация почв. Чернозёмы и серые лесные почвы. Строение почвы (функциональные зоны и генетические горизонты) Окраска почв. Механический состав Структура и сложение. Почвенный мониторинг. Ландшафты Адыгеи.

Лабораторные работы Состав и свойства почвы. Определение рН почвы.

Практическая работа Описание почвенного разреза

Животный мир Адыгеи (4 часа)

Животные лесостепного пояса. Животные темнохвойных лесов. Животные субальпийского пояса. Животные альпийского пояса. Животные субнивального и нивального поясов. Мир насекомых Адыгеи.

Демонстрации: Коллекции беспозвоночных животных, фотографии животных Адыгеи.

Охрана природы Адыгеи (2 часа)

Охрана животных. Красная книга Адыгеи. Экологические проблемы республики и пути их решения. Памятники природы Адыгеи. Заказники Адыгеи.

Лабораторная работа Заповедники, заказники Адыгеи ( работа с контурной картой)

Экскурсия Растительный и животный мир Адыгеи ( краеведческий музей)

Основы геоботаники (6 часа)

Сбор и гербаризация растений. Экологические группы и жизненные формы растений. Флора и флористический анализ. Растительность и методы её изучения. Классификация растительных сообществ. Основные методы геоботанических исследований.

Демонстрации: Гербарные экземпляры растений. Учебные видеофильмы по методам организации экологических исследований школьников в природе.

( Составление учебного гербария. Описание флоры своей местности).

Лабораторные работы в природе Определение дикорастущих растений. Составление флоры (списка видов) предложенного участка территории.

Практическая работа Проведение простейшего геоботанического описания предложенного участка луговой растительности.

Водная экология (5 часов)

Физико-химические свойства природных вод. Простейшие гидрологические измерения водоёма (глубина, ширина, скорость течения, объём стока). Пресноводные растения и животные. Мониторинг водной среды.

Демонстрации Учебные видеофильмы по методам организации экологических исследований школьников в природе ( Сравнительные комплексные описания малых рек и ручьёв. Изучение водных беспозвоночных реки и оценка её экологического состояния. Фауна временных водоёмов.

Лабораторные работы в природе . Составление списков видов водной и околоводной флоры и фауны. Определение загрязненности воды по водным растения и животным.

Практическая работа. Рекогносцировочное описание водоёма

Биоиндикация (2часа)

Биоиндикация. Лишайники - классификация, жизненные формы, значение и роль в природе. Исследование состояния среды лихеноиндикацией.

Практическая работа Заложение пробной площадки для лихеноиндикации. Определение относительной численности лишайников.

Литература для учителя.

1.Атлас Республики Адыгея.- Майкоп: ГУРИПП « Адыгня»,2001.

2.Бигон М, Хампер Дж,Таундсен К.. Экология. Особи, популяции и сообщества:В 2-х Т.-М.: Мир,1989.

3.Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах : Пер с англ/ под ред. Р. Сопера. -М.: Мир,1990.

4.Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. - М.: Просвещение,1986.

5.Кауричев И.С.,Панов Н.П.,Розов Н.Н. и др. Почвоведение-М.: Агропромиздат,1989.

6.Красная книга Республики Адыгея.- Майкоп,2000.

7.. Нагалевский В.Я.Учебная практика по систематике растений с основами геоботаники.- Краснодар: Куб ГУ, 1987.

8. Новиков В.С. Популярный атлас определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа ,2004.

9. .Пасечник В. В. Школьный практикум. Экология. – М.: Дрофа, 2002

10. Попова Т А. Экология в школе: мониторинг природной среды.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

11. Хасанова Л.В. Географическое распределение и экологические особенности животных Адыгеи. - Майкоп,1993.

Литература для учащихся.

1.Афонькин С.Ю. Жизнь в пресной воде. – СПб.: « А. В. К -Тимошка»,2003

2.Вербицкий В.Б. Подзеркалье, или Таинственный мир водоёма. - М.: Дрофа,2002.

3.Калачёв П.И. Природа Адыгеи. Майкоп: Адыг. респ. кн. из-во, 2001.

4.Корнелио М.П. Школьный атлас определитель бабочек: Кн для учащихся.- М.: Просвещение,1986.

5.Красная книга Республики Адыгея.- Майкоп,2000.

6.Красная книга РСФСР. Растения.- М.: Росагропроииздат,1988.

7.Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: -М .: Дрофа ,1995.

8. Нидон Кк, др.. Растения и животные: Руководство для натуралиста.- М.: Мир,1991.

9.Новиков В.С. Популярный атлас определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа ,2004.

10.Пасечник В. В. Школьный практикум. Экология. – М.: Дрофа, 2002


Лабораторные работы к элективному курсу по биологии

« Экология и охрана природы»

Лабораторная работа №1

Изучение влияния абиотических факторов на живые организмы

Цель работы: выяснить, оказывают ли влияние абиотические факторы на живые организмы.

Материалы и оборудование: черенки колеуса (заранее приготовленные учителем); цветочные горшки.

Ход работы:

1. Укорените четыре одинаковых черенка колеуса, взятых с одного растения. В качестве черенков используйте боковые побеги с тремя узлами. С двух нижних узлов листья удалите, а на верхнем узле оставьте. Черенки колеуса хорошо укореняются в воде при комнатной температуре. Когда корни достигнут длины 2 см, черенки пересаживают в цветочные горшки. Горшки 1 и 2 заполняют малоплодородной почвой, а 3 и 4 - плодородной, богатой перегноем. Черенки в горшках 1 и 3 размещают у окна. Черенки в горшках 2 и 4 на расстоянии 3-4 м от окна. Первые три дня все черенки поливают обильно, а затем - черенки в горшках 1 и 3 поливают умерено, по мере высыхания почвы.

2. Ведите наблюдения за ростом и развитием растений. Результаты наблюдений каждую неделю заносите в таблицу.

Таблица 1

Влияние различных абиотических факторов на рост и развитие черенков колеуса.

неделя

Наблюдаемые результаты

Варианты опыта

Примечание

1

2

3

4




1

Высота растения
















Число листьев
















Размер листьев
















Окраска листьев


















3. Через шесть недель наблюдений сделайте вывод.

Лабораторная работа №2

Изучение приспособленности организмов к определённой среде обитания.

Цель работы: выявить, влияет ли среда обитания на строение организма.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование Фитонцидная активность комнатных растений Елизова Анастасия...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поротниковская средняя общеобразовательная школа», 6 класс

Муниципальное образование «каргасокский район» томская область муниципальное...

Муниципальное образование «каргасокский район» томская область муниципальное...

Муниципальное общеобразовательное учреждение таутовская средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение таутовская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сценарий урока математики по теме «Деление с остатком»
Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вертикосская средняя общеобразовательная школа»...

Муниципальное общеобразовательное учреждение Березовская основная общеобразовательная школа

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №102 города Челябинска
Введение 3

Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

«Лекарственные растения родного края»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru