vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 375.32 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата22.04.2013
Размер375.32 Kb.
ТипПротокол
vcvetu.ru > Растения > Протокол
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «Энтомология»

Блок дисциплин ДС

Направление подготовки 020400.62 «Биология»

Специализированная магистерская программа «Общая биология»

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии





УТВЕРЖДено:




На заседании учебно-методической комиссии института




«_____»__________2012 г.




Протокол № _______




Председатель УМК

_____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «Энтомология»

Блок дисциплин ДС

Направление подготовки 020400.62 «Биология»

Специализированная магистерская программа «Общая биология»

Форма обучения - очная



Семестр

3

Всего учебных занятий

108 часов

В том числе:




Аудиторных

28 часов, из них

Лабораторных занятий

28 часов

Самостоятельных

КСР

76 часов

4 часа

Форма итогового контроля

экзамен





Сыктывкар 2012

Пояснительная записка

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

1.1. Цель освоения дисциплины

Курс «Энтомология» - одна из основных зоологических дисциплин. Она очень важна в прикладном плане. Данная дисциплина предназначена для решения многих теоретических и практических проблем современной зоологии и биологии в целом. На экологической основе развивается сельскохозяйственная, лесная, медицинская энтомология. Без знания экологии насекомых невозможна рациональная борьба с вредителями, использование многочисленных полезных видов. Массовые вспышки численности насекомых, приносящие колоссальные убытки сельскому хозяйству, значение насекомых как переносчиков разнообразных болезней человека, животных и растений и многие другие вопросы заставляют заниматься энтомологией в самых разных ее аспектах.

В рамках данного курса организмы изучаются в единстве с их средой, как живой компонент "блоков" биосферы – биогеоценозов, или экосистем.

Данная дисциплина изучает обширный класс Насекомых, в том числе, вредителей сельскохозяйственных культур и разрабатывает меры по ограничению их численности и вредоносности в агроценозах.

Цель данного курса - изучить особенности организации и биологии насекомых, познакомиться с разнообразием отрядов насекомых, рассмотреть общие вопросы экологии насекомых, а также основные особенности их морфо-физиологических адаптаций, сформировать у студентов целостное представление об отношениях насекомых с окружающей их средой, о роли насекомых в различных процессах, протекающих в биосфере, о значении насекомых в жизни человека, сформировать у студентов знания, умения и навыки по защите сельскохозяйственных культур от насекомых - вредителей.

1.2. Задачи освоения дисциплины

Задачи курса «Энтомология» заключаются в том, чтобы познакомиться с особенностями организации, биологии и разнообразием насекомых, с основными средами обитания насекомых, с особенностями действия физико-химических факторов в разных средах на насекомых, с основными биологическими особенностями насекомых - вредителей растений и мерами борьбы с ними.

Основными задачами курса «Энтомология» являются:

  • изучение особенностей строения, биологии, экологии и разнообразия насекомых, в том числе, и вредителей растений

  • установление взаимосвязи между средой и её факторами и разнообразием насекомых, как неотъемлемой компоненты природных сообществ и экосистем;

  • установление экологической роли различных групп насекомых в сообществах и экосистемах;

  • изучение особенностей экологии представителей основных таксонов насекомых;

  • изучение основных видов насекомых - вредителей, их жизненных циклов, требований к условиям окружающей среды, вредоносности и распространения;

  • изучение современных систем защиты основных сельскохозяйственных культур от насекомых - вредителей;

  • овладение различными методами лабораторных исследований беспозвоночных животных.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются проведением лабораторных занятий, на которых студенты повторяют, закрепляют на практике и расширяют изученный материал.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Место в учебном плане – блок дисциплин ДС.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

«Энтомология» является специальным курсом, который читается для студентов-магистров II курса, обучающихся по специализированной магистерской программе «Общая биология». Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Энтомология» студент должен иметь достаточные знания в области всех зоологических курсов (физиология, большой практикум, зоология беспозвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительная анатомия животных и др.) в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Энтомология» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся знаний студентов.

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие компетенции: ПК-10, 11, 12, 13.

Выпускник-магистр:

ПК-10 – глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы;

ПК-11 – умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы);

ПК-12 – применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения;

ПК-13 – самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.
Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: особенности строения, биологии, экологии и разнообразия насекомых, в том числе, и вредителей растений; основные экологические факторы, определяющие развитие и распространение насекомых; основные таксономические группы насекомых и их роль в биосфере; экологическую роль различных групп насекомых в сообществах и экосистемах; особенности экологии представителей основных таксонов насекомых; основные виды насекомых - вредителей, их жизненные циклы, требования к условиям окружающей среды, вредоносность и распространение; современные системы защиты основных сельскохозяйственных культур от насекомых – вредителей.

Уметь: разбираться в многообразии экологических форм насекомых; определять по внешнему виду важнейшие отряды насекомых и отличать последних от других беспозвоночных; определять важнейшие типы повреждений растений насекомыми; оперировать основными экологическими понятиями и аргументировать выводы, устанавливать взаимосвязи между средой и её факторами и разнообразием насекомых, как неотъемлемой компоненты природных сообществ и экосистем, диагностировать насекомых - вредителей по стадиям их развития и типам повреждения растений; подбирать наиболее эффективные и экологически безопасные защитные мероприятия против вредителей.

Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях и современных достижениях экологии насекомых; навыками анализа роли, выполняемой различными группами насекомых в природных сообществах; методами учета вредителей с.-х. культур; методами составления систем защиты растений от вредителей.
Интерактивная форма работы

Лабораторные занятия по курсу «Энтомология» (10 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием интерактивной доски и мультимедийной системы.
4. Структура и содержание дисциплины «Энтомология»

Объем дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, в том числе самостоятельная работа - 76 часов.

Виды учебной работы:

Лабораторные занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к экзамену).
4.1. Тематический план




п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Макси-мальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе




Лекции

Семинар

Практическая работа

Лабораторная работа

1.

Особенности внешнего строения насекомых.

12

12

-

-

-

4

8

2.

Особенности внутреннего строения насекомых.

6

6

-

-

-

2

4

3.

Размножение и развитие насекомых.

12

12

-

-

-

2

10

4.

Современная систематика насекомых. Основные отряды насекомых. Представители местной энтомофауны.

62

62

-

-

-

18

44

5.

Общая характеристика основных групп насекомых - вредителей растений.

12

12

-

-

-

2

10




Итого:

104

104

-

-

-

28

76



4.2. Содержание дисциплины

Тема 1. Особенности внешнего строения насекомых.

Содержание темы:

Общая характеристика класса Насекомые. Особенности внешнего строения насекомых. Наружный скелет, эндоскелет. Сегментация, отделы тела (тагмы). Склериты. Типы усиков (нитевидные, четковидные, пильчатые, гребневидные, булавовидные, коленчатые, пластинчатые, перистые и др.). Строение конечностей насекомых. Типы конечностей (ходильные, бегательные, прыгательные, копательные, плавательные, хватательные, собирательные и др.). Типы ротовых аппаратов насекомых (грызущий, грызуще-лижущий, сосущий, колюще-сосущий, мускоидный). Строение крыльев насекомых. Развитие крыльев. Типы жилкования крыльев. Первичнобескрылые насекомые. «Заднемоторные» и «переднемоторные» насекомые. Элитры жуков, жужжальца двукрылых. Функциональная и морфологическая двукрылость. Способы прикрепления крыльев к телу у древнекрылых и новокрылых насекомых. Полет насекомых. Придатки брюшка (грифельки, церки, яйцеклады, жало).

Лабораторная работа № 1. Особенности внешнего строения насекомых: сегментация, отделы тела, типы и строение усиков, конечностей, крыльев, придатки брюшка.

Изготовление постоянных микропрепаратов деталей внешнего строения насекомых (строение различных типов усиков, конечностей, крыльев и т.д.).

Лабораторная работа № 2. Особенности внешнего строения насекомых: строение основных типов ротовых аппаратов.

Изготовление постоянных микропрепаратов деталей внешнего строения насекомых (строение различных типов ротовых аппаратов).

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Бей - Биенко Г.Я. Общая энтомология. М.1980. 416 с.

Дополнительная:

Осмоловский Г.В., Бондаренко Н.В. Энтомология. Изд. 2-е. Л.,1989. 359с.

Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: краткий определитель наиболее распространенных насекомых Европейской части России. М.: Топикал, 1994. 544 с.

Словарь-справочник энтомолога. Составители: Ю.А. Захваткин, В.В. Исаичев. М.: Нива России, 1992. 334 с.

Л.В. Чеснова. Основные этапы развития экологии насекомых в СССР. М., «Наука», 1988. 176 с.

Экология почвенных беспозвоночных. М., «Наука», 1973. 224 с.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская федерация министерство образования и науки федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская федерация министерство образования и науки федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство сельского хозяйства российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета

Российская федерация министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство сельского хозяйства российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания по самостоятельной работе 22 Приложение 1 27
А. Г. Буймов – Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru