vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Урок биологии Тема: «Борьба за существование и её формы»


Скачать 99.05 Kb.
НазваниеУрок биологии Тема: «Борьба за существование и её формы»
Дата22.04.2013
Размер99.05 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Растения > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей с. Хлевное

Хлевенского муниципального района

Липецкой области

Урок биологии

Тема:

«Борьба за существование и её формы»


Учитель биологии

Дмитриев С. Е.

2009 г.

Класс: девятый.
Тип урока: изучение новой темы.
Цели урока:


  • Образовательная – способствовать осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений в живой природе, роли этих взаимосвязей в эволюции органического мира; сформировать представление о борьбе за существование и ее формах; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом.

  • Развивающая – развитие логического мышления, речи, , умения анализировать, делать выводы.




  • Воспитывающая – формирование мировоззрения, установления связи с жизнью, расширение кругозора учащихся.


Оборудование: схема «Формы борьбы за существование»; карточки-задания.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Класс приветствует учителя.

II. Активация познавательной деятельности.

На доске:

Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев.

К. Линней

- Как вы понимаете слова К. Линнея?

Учащиеся высказывают свои предположения.

- В учебнике зоологии приводятся данные о размножении комнатной мухи.

Комнатная муха очень плодовита. От весны до осени одна муха может дать 7 – 8 поколений: 1 самка – 200 яиц – 200 мух – от весны до осени 7 поколений

– 2000000000000 мух.

- Хватит ли к осени места на всей суше земного шара для всего потомства от одной пары мух ( на 1 кв. см их может уместиться не более одной пары), если условно допустить, что мухи размножаются беспрепятственно, давая в течение года 10 поколений по 100 яиц в каждом? Можно ли в действительности встретить столько мух? Почему?

Примерный ответ: для всего потомства от одной пары мух к осени на всей суше земного шара не хватит (уже в 11-м поколении на 1 кв. см будет приходиться 6 мух). Потенциал размножения мух велик, но численность взрослых особей вида постоянна. Это можно объяснить тем, что большая часть особей погибает, не дожив до возраста половой зрелости.

- Перечислите несколько причин, которые приводят к гибели многих особей мух и не дают этому виду занять весь земной шар.

Можно привести очень много примеров большой плодовитости видов:

  • 750 лет потомство одной пары слонов, самых медленно

размножающихся животных, может составить 19 млн особей.

  • Потомство одного одуванчика за 10 лет может покрыть пространство в 15

раз больше суши земного шара.

  • Устрица откладывает 1 млн яиц за сезон, а известный всем гриб-

дождевик производит 700 млрд спор.

  • Холерная бацилла за сутки может дать потомство массой 100 Т.

  • Потомство пары птиц величиной с воробья при продолжитель­ности

жизни 4 года может покрыть весь земной шар за 35 лет.

  • Тем не менее, земной шар не покрывается устрицами, грибами и одуванчиками. Несмотря на то, что особи стремятся к раз­множению в геометрической прогрессии, количество взрослых особей каждого вида остается приблизительно постоянным. Иными словами, большая часть потомков гибнет в борьбе за существование, не достигнув половой зрелости.

III. Изучение новой темы

  1. Вступительное слово учителя.

Ни один из терминов, предложенных Ч. Дарвином, не вызвал столько нареканий и возражений, сколько «борьба за существова­ние». Сейчас уже нет никакой возможности отказаться от использо­вания этого термина, но нужно отдавать отчет, что его следует упот­реблять только в широком и метафорическом смысле.

Под борьбой за существование о6ычно понимают такие взаимоот­ношения между организмом и средой, которые выражаются в стрем­лении организмов к безграничному размножению и в постоянных противодействиях этому размножению со стороны внешней среды.

  1. Работа по карточкам.

Учащимся раздаются карточки (см. приложение). Работа ком­ментируется учителем.

  • Внимательно прочитайте текст из книги Ч. Дарвина «Проис­хождение видов путем естественного отбора» и вдумайтесь в его содержание.

- Как вы считаете, что является объективным показателем борьбы за

существование? (Объективным показателем борьбы за существование

является степень расхождения между числом жизней зарождающихся и

полностью реализуемых).

Комментарии учителя. Простейшие расчеты показывают, что ес­ли не возникает препятствий к размножению особей, составляющих популяцию, эта популяция будет увеличиваться в геометрической прогрессии, пока не заполнит все пригодное для нее жизненное про­странство и пока не будут исчерпаны все доступные ей пищевые ре­сурсы. Теоретические расчеты подтверждаются наблюдаемыми в природе вспышками массового размножения некоторых животных, растений и микроорганизмов. Такие вспышки всегда вызываются ослаблением борьбы за существование.

Причины ослабления борьбы за существование:

1) нарушение стабильности биоценозов.

Пример: Освоение целинных и залежных земель в Казахстане создало богатую сырьевую базу для размножения серой зерновой совки, которое раньше сдерживалось недостатком пищи. В результате началось массовое размножение вредителя, продолжавшееся до тех пор, пока увеличение численности хищников, паразитов и болезнетворных микроорганизмов значительно его не ограничила.

2) занесение видов извне на новые островные или материковые

территории.

Вид-пришелец на какое-то время попадает в благоприятные условия, когда борьба за существование облегчена отсутствием хищников-конкурентов или ослаблением других фактором, противодействующих его неуверенному размножению.

Например:

  • массовое размножение кроликов в Австралии;

  • массовое размножение одичавших свиней в Новой Зеландии, лошадей в

Америке;

  • быстрое распространение завезенной из Америки элодеи в пресных

водоемах Европы;

  • нашествие колорадского жука на европейский континент и т.д.

Особенно ясную модельную ситуацию (своего рода эксперимент) демонстрирует судьба вселенцев на небольших островах.

Выполните задание в карточке 2. Проанализируйте данные; составьте график.

Популяция росла по экспоненте до 1938 г., когда на острове площадью 106 кв. км обитало уже более 2000 оленей. В результате перевыпаса была серьезно подорвана пищевая база (главным образом лишайника) и популяция потерпела крах: в 1950г. здесь осталось лишь 8 особей, этот пример наглядно показывает первоначальное ослабление борьбы за существование, а затем резкое ее усиление, которое и привело к катастрофическому итогу.

3) избыток необходимых для жизни ресурсов также приводит к ослаблению борьбы за существование.

Примеры:

Хорошо известно, что урожай еловых шишек повышается после теплого сухого лета, что в свою очередь, положительно сказывается на росте популяции белок. В теплые годы при обильном развитии : зоопланктона, окунь активно поедает рачков, парящих в толще воды; в холодные, малопродуктивные годы нехватка пищи заставляет рыб переходить на питание собственной молодью.

- Что значит выражение: «Особь достигла успеха в боре за существование?» (Она сохранила себе жизнь, а также оставила после себя потомство, передала гены следующим поколениям. Неуспех в борьбе за существование - не всегда ги6ель особи, а чаще неучастие в размножении.)

- Как вы считаете, какие факторы, ограничивающие размножение, являются основными, а какие можно поставить на второе место? (Основными факторами, ограничивающими размножение являются пищевые ресурсы и биотические факторы - конкуренты, хищники, паразиты, болезни. На второе место следует поставить физические факторы - температуру, свет, влажность.)

- Познакомимся с формами борьбы за существование.

3. Работа с текстом учебника.

Организуется работа учащихся с текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой), §37, с. 145 и составление схемы «Формы борьбы за существование».

- Отвлекаясь от деталей, мы можем сказать, что борьба за существование завершается победой одних особей и поражением других. Свидетельством победы или поражением является успех или неуспех в передаче своих генов потомству. Отсюда и вытекает возможность «сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь».

Анализ рис. 53 на с.145.

IV. Закрепление

- Объясните, какие формы борьбы за существование проявляются на разных этапах вспышки непарного шелкопряда, отписанной в тексте.

«У ряда видов (особенно среди насекомых) время от времени наблюдаются вспышки - резкие увеличения численности, при которых население популяции сильно возрастает, в десятки и сотни раз превышая обычное. Например, вспышка непарного шелкопряда начинается в год с теплой засушливой погодой, приходящейся на период развития гусениц и сокращающей его время. Бабочки, появившиеся из этих гусениц, обладают повышенной плодовитостью, и количество шелкопряда на данной территории возрастает. Однако в это же время начинает увеличиваться численность питающихся непарным шелкопрядом или паразитирующих на нем насекомых. В определенный момент плотность популяции непарного шелкопряда становится такой высокой, что кроны деревьев оказываются сильно поврежденными и новым поколениям гусениц уже не хватает пищи. Плодовитость вылупившихся из них бабочек падает вдвое. Активно перемещающиеся в поисках пищи гусеницы в массе гибнут от паразитов, хищников, заболеваний. Вспышка завершается».

- Объясните цели осенней и весенней вспашки полей, прополки,

прореживании и подкормки культурных растений. Какое значение имеют так называемые «рубки ухода за лесом»?

- В чем сущность применения в медицине антибиотиков и фи 

тонцидов?

На какой более общий вопрос дают объяснение все ваши ответы?

Домашнее задание

По учебнику И.Н. Пономаревой §37, записи в тетради, индивидуальные вопросы.

Индивидуальные задания-вопросы

  1. Каким образом разрешается в природе противоречие между необходимостью выживать и малой плодовитостью у различных животных?

2.Дарвин приводит следующие факты:

«Кондор несет пару яиц, страус - двадцать, буревестник - одно. Однако

полагают, что буревестник - самая многочисленная птица на Земле».

Как бы вы объяснили этот факт?

3.Многие насекомые приносят вред, между насекомыми, растениями и

врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование.

Объясните:

а) Почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются

эффективные средства?

б) К каким последствиям в живой природе приведет уничтожение

насекомых?

в) Почему заявляют: «Без насекомых континенты мертвы». Вы

согласны?

Приложение.

Карточка № 1

Из книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»

«Борьба за существование неизбежно вытекает из быстрой прогрессии, в которой все органические существа стремятся размножиться, каждое существо, в течение своей жизни производящее несколько яиц или семян, должно быть уничтожено в каком-нибудь возрасте своей жизни в какое-нибудь время года или, наконец, в какие-нибудь случайные годы, иначе в силу принципа размножения в геометрической прогрессии численность его быстро достигла 6ы таких размеров, что ни одна страна не могла 6ы прокормить его потомства. Поэтому, так как производится более особей, чем может выжить, в каждом случае должна возникать борьба за существование либо между особями того же вида, либо между особями различных видов, либо с физическими условиями жизни».
Карточка № 2

Проанализируйте следующие данные:

  • В 1911 году на остров Сент-Пол у побережья Аляски было завезено 25 северных оленей.

  • В 1920 г. там обитало уже 300 оленей;

  • В 1924 г. - 190;

  • В 1930 г. - 650;

  • В 1935 г. - 1000;

  • В 1938 г. - 2000 оленей.

  • В 1950 т. осталось 8 оленей.

Составьте график изменения численности оленей по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по биологии в 9 классе Тема «Биосинтез углеводов. Фотосинтез»
«Средняя общеобразовательная школа №7» Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов»

«Приспособительные формы организмов» Урок по экологии в 10 классе
Образовательная — обеспечить понимание учащимися явления конвергенции, углубить представление о морфологических адаптациях (приспособительные...

Урок математики в 6 классе
Тип урока : интегрированный урок математики с элементами истории, географии и биологии

Ответы к экзаменационным билетам по биологии за курс основного общего образования
Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого...

Конкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»
Урок «Путешествие в Бразилию» проводился 15 апреля в 11 классе, где обучаются 16 замечательных учеников, выпускников нашей школы

Интегрированный урок по биологии и химии по теме «Органические и...
Мартынова Е. Н., учитель биологии, Костоглодова Т. М., учитель химии. Моу «Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением...

Урок биологии Тема: семейство крестоцветные Цель: изучить отличительные...
Задачи: охарактеризовать отличительные признаки и разнообразие растений семейства крестоцветных; научиться определять растения этого...

7 класс. Тема: Посев семян петунии крупноцветковой на рассаду.
Урок профессионально-трудового обучения. Цветоводство и декоративное садоводство

Внеклассное мероприятие для 6-го класса по теме: "Праздник "Что такое экология?"
Сегодня у нас с вами урок биологии, но не совсем обычный, а с экологическим уклоном

Тема урока : Размножение и развитие рыб
Цели урока: показать особенности размножения и развития рыб,раскрыть разнообразные формы



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru