vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии


Скачать 85.25 Kb.
НазваниеМуниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Дата22.04.2013
Размер85.25 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Растения > Тексты
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

10-11класс

Задание 1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.

1. Экология – наука, изучающая:

а) влияние загрязнений на окружающую среду;

б) влияние загрязнений на здоровье человека;

в) влияние деятельности человека на окружающую среду;

г) взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой.

2. Термин «экология» предложил:

а) Аристотель; в) Ч.Дарвин;

б) Э. Геккель; г) В.И.Вернадский.

3. Весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где он обитает и с чем непосредственно взаимодействует, называют:

а) фактором; в) эдафотопом;

б) средой; г) биотопом.

4. Метод оценки состояния окружающей среды, основанный на учёте количества лишайников в городских насаждениях в районах крупных предприятий, называют:

а) биодеградацией; в) лихеноиндикацией;

б) гумификацией; г) нормированием.

5. Химические элементы, постоянно входящие в состав организмов и необходимые для жизнедеятельности, называют:

а) микроэлементами; в) биогенными элементами;

б) макроэлементами; г) ксенобиотиками.

6. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорга­нических с использованием внешних источников энергии, называют:

а) деструкторами, в) продуцентами;

б) детритофагами; г) редуцентами.

7. Способность биологических систем (организмов, популяций, сообществ)
противостоять изменениям условий существования и сохранять относительное
динамическое постоянство структуры и свойств, называют:


а) адаптацией; в) регенерацией;

б) толерантностью; г) гомеостазом.

8. Организмы, питающиеся мертвыми животными, главным образом, позвоночными, называются:

а) некрофагами; в) копрофагами;

б) зоофагами; г) ихтиофагами.

9. Воздействие организмов друг на друга в борьбе за пищу, местообитание и
другие, необходимые для жизни условия, ведущее к эволюционным изменениям,
проявляется на элементарном уровне у:


а) отдельных особей; в) популяций;

б) сообществ; г) биосферы.

10. Типичным примером комменсализма можно считать:

а) сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений;

б) взаимоотношение льва и растительноядных копытных;

в) использование непаразитическими формами насекомых нор грызунов в качестве убежищ;

г) отношения рака-отшельника и актинии.

11. Взаимополезное существование, когда присутствие партнёра является
условием существования каждого из партнеров, называют:


а) комменсализмом; в) мутуализмом;

б) амменсализмом; г) паразитизмом.

12. Процесс накопления в почве химических элементов, неорганических и

органических веществ в результате разложения останков животных и растении
называется:


а) гумификацией; в) детоксикацией;

б) рекультивацией; г) биоаккумуляцией.

13. После образования из органического вещества почвы гумус подвергается процессу:

а) гуминификации; в) урбанизация;

б) минерализации; г) стратификации.

14. Примером детритной цепи питания является:

а) трава —> корова —> человек;

б) листва—> тля —>божья коровка;

в) упавший лист —> дождевой червь —> скворец —> сокол;

г) фитопланктон —> зоопланктон —> снеток —> окунь.

15. В какой группе животных указаны только насекомые?

а) мокрица, кузнечик, стрекоза; в) майский жук, дафния, капустная белянка;

б) собачий клеш, комар-пискун, овод; г) колорадский жук, муравей, овод.

16. Какая из перечисленных групп факторов выпадает из рассматриваемой классификации?

а) антропогенные; в) биотические;

б) водные; г) абиотические.

17. С экологической точки зре­ния решение проблем энергети­ки связано:

а) со строительством гидроэлектростанций на горных реках;

б) со строительством современ­ных теплоэлектростанций, ра­ботающих на газе;

в) с разработкой новых безопас­ных реакторов для атомных станций;

г) с использованием нетрадици­онных возобновляемых источников энергии.

18. Детрит — это:

а) горная порода; в) мертвые остатки растений и животных;

б) донный ил; г) перегной.

19. Наибольшее количество гу­муса содержат почвы:

а) черноземные; в) суглинки;

б) подзолистые; г) серые лесные.

20. Транспирация – это:

а) испарение воды с поверхности океанов

б) биологическое испарение во­ды растениями

в) образование органических ве­ществ

г) круговорот биогенных элементов.
Задание 2. Задание включает 10 вопросов, с 2 вариантами ответа. Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован.

1. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами;

б) паразитами и хозяевами;

в) видами, использующими одни и те же ресурсы;

г) особями одного вида;

д) живыми организмами и абиотическими факторами.

2.Среди перечисленных экосистем естественными биоценозами яв­ляются:

а) лес; г) парк;

б) поле кормовых трав; д) сад.

в) болото;

3. Для животных ресурсами являются:

а) энергия ветра; г) углекислый газ;

б) органические вещества; д)кислород.
в) солнечная энергия;

4. Естественные (природные) ресурсы включают:

а) исчерпаемые ресурсы;

б) рекреационные ресурсы;

в) созданные человеком архитектурные ансамбли;

г) совокупность художественных ценностей;

д) совокупность урбанистических процессов.

5. Аутэкология не изучает:

а) пути влияния среды на организм;

б) адаптивную способность организмов;

в) ритм жизни сообществ;

г) жизненные формы организмов;

д) структуру популяций.

6. К глобальным экологическим проблемам биосферы следует отнести:

а) уничтожение большого лесного массива при строительстве про­мышленного предприятия;

б) увеличение количества углекислого газа в атмосфере;

в) истощение озонового слоя;

г) загрязнение морского побережья в районе больших городов;

д) хищнические способы охоты и рыболовства.

7. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

а) хозяйственной деятельности человека;

б) веществ, обладающих канцерогенными свойствами;

в) космических излучений;

г) жесткого ультрафиолетового излучения;

д) вулканических выбросов.

8. Характеризуют и показывают роль организмов и их участие в биогенном круговороте веществ в экосистемах термины:

а) продуценты; г) консументы;

б) реликты; д) синантропные виды.

в) эндемики;

9. К группе одомашненных животных относят:

а) блоху; г) медоносную пчелу;

б) тутового шелкопряда; д) муравья.

в) божью коровку;

10. Укажите, какие из перечисленных ниже процессов характерны для механической очистки воды:

а) флотация; г) фильтрация;

б) отстаивание; д) адсорбция.

в) абсорбция;
Задание 3. Задание на определение правильности суждений. (Поставьте знак "+" около номеров правильных суждений).

1. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.

2. Высокая специализация ха­рактерна только для организмов с короткой продолжительно­стью жизни.

3. В ходе эволюции сходные жизненные формы могут воз­никнуть в сходных экологиче­ских условиях у систематиче­ски разных групп организмов.

4. Экологические ниши совме­стно живущих видов могут час­тично перекрываться, а иногда совпадают полностью.

5. Виду свойственна только од­на определенная ниша незави­симо от места его обитания и географического района.

6. Систематически далекие друг от друга организмы могут зани­мать сходные ниши в экосисте­мах.

7. Организмы с широким диапа­зоном толерантности, как пра­вило, имеют больше шансов в борьбе за существование.

8. Любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо огра­ничивающим, в зависимости от силы своего воздействия.

9. Рекультивация — это обводнение земель.

10. Терриконы — это специально подготовленная порода, которая используется для засыпки отработанных карьеров.

11. Из всех отраслей промышленного производства тепловая энер­гетика вносит самый большой вклад в загрязнение углекислым газом.

12. Концентрация углекислого газа наряду с другими элементами — метаном, фенолами — приводит к образованию парникового эффекта.

13. Тепловые электростанции не влияют на состояние водного бассейна.

14. Атомные станции являются безусловно экологически чистыми объектами.

15. Атомные станции не требуют большого количества топлива и воды (для охлаждения реактора).

Задание 4. Вставьте пропущенное слово.

1. Особое природное образование, возникшее в результате пре­образования поверхностных слоев литосферы под совместным воз­действием воды, воздуха, климатических факторов и живых организ­мов,—

2. Невосприимчивость организма к чужеродным веществам и инфекционным агентам —

3. Приспособление организмов к окружающей среде —

4. Явление поедания особей своего вида —

5. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель, —6. При высокой степени адаптации в данном биоценозе вид накап­ливает ряд признаков, от которых не может избавиться согласно нео­братимости……..

7. Водных животных, которые не выдерживают значительных перепадов давления, относят к экологической группе…….

8. Ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятии и транспорта, называют…….

9. Вещество, способствующее развитию злокачественных (рако­вых) новообразований в живом организме, называют……..

10. Вертикальное разделение фитоценозов на структурные части называется……
Задание 5. Тестовые задачи с обоснованием ответа

Задача 1.

Развитие городов обусловлено влиянием самых разнообразных экологических факторов, среди которых основными не являются:

а) географическое положение;

б) гидрогеологические и климатические условия;

в) особенности рельефа;

г) видовое разнообразие.

Задача 2.

Диапауза – состояние покоя у животных, которая изучена у насекомых. В жизненном цикле однолетнего насекомого – кобылки (сем. Саранчовые, отряд Прямокрылые) – присутствует облигатная диапауза, которая приходится на стадию:

а) личинки, и ее развитие приостанавливается;

б) яйца, и его развитие приостанавливается;

в) личинки, и она перестает линять;

г) имаго и насекомое перестает размножаться.

Задача 3.

Зоомасса суши:

а) примерно равна фитомассе;

б) во много раз меньше фитомассы;

в) значительно превышает фитомассу;

г) зависит от географического распределения автотрофов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ii (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников 2009/2010...
Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите и будьте внимательны. Ответы заносите в бланк ответов, который вы сдадите в конце...

Задания теоретического тура регионального этапа XXVII всероссийской...
Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны...

Задания теоретического тура регионального этапа XXVII всероссийской...
Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны...

Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Районный (городской) этап олимпиады

Муниципальный этап Российского конкурса исследовательских работ и...

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии
I выберите правильный ответ из предложенных (за каждый верный ответ – 1 балл)

Задания тестового тура муниципального этапа всероссийской олимпиады...
Среди несамоуправляющихся территорий мира укажите ту, которая находится под управлением Франции

Школьный этап олимпиады по экологии 8 класс
В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания находятся вещества, которые могут вызвать образование раковых опухолей. Эти вещества...

Задания тестового тура муниципального этапа всероссийской олимпиады...
Для какой из перечисленных стран характерен максимальный миграционный прирост населения?

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Рубцов А. М. д б н., профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru