vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Задания I тура олимпиады школьников по биологии, 2010-11 уч год


Скачать 192.11 Kb.
НазваниеЗадания I тура олимпиады школьников по биологии, 2010-11 уч год
Дата22.04.2013
Размер192.11 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Растения > Тексты

Задания
I тура олимпиады
школьников по биологии, 2010-11 уч. год


9 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Основу слоевища лишайника составляют клетки:
    а) цианобактерий;
    б) гриба; +
    в) многоклеточной водоросли;
    г) одноклеточной водоросли.

  2. Плауны размножаются:
    а) только семенами;
    б) только спорами;
    в) спорами и вегетативно; +
    г) только вегетативно.

  3. Среди растений исключительно на суше встречаются:
    а) зеленые водоросли;
    б) красные водоросли;
    в) голосеменные; +
    г) покрытосеменные.

  4. В почвенном питании растений главную роль играет зона корня:

а) деления;
б) роста;
в) всасывания; +
г) проведения.

  1. Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:
    а) крахмал; +
    б) хлорофилл;
    в) углекислый газ;
    г) вода.

  2. У сосны от опыления до созревания семян проходит примерно:
    а) неделя;
    б) месяц;
    в) год;
    г) полтора года. +

  3. При двойном оплодотворении из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:
    а) зародыш;
    б) семязачаток;
    в) эндосперм; +
    г) зигота.

  4. Формула цветка редиса:
    а) *Ч4Л4Т4П1;
    б) *Ч4Л4Т4+2П1;
    в) *Ч4Л4Т4П; +
    г) *Ч5Л5Т5П.

  5. Раскрытие и закрытие соцветия одуванчика в течение дня является примером проявления у растений жизненного свойства:
    а) развитие;
    б) размножение;
    в) движение; +
    г) обмен веществ.

  6. Органеллы, характерные только для растительной клетки:

а) рибосомы;

б) лизосомы;

в) митохондрии;

г) пластиды.

  1. Процесс выделения листьями растений капельно-жидкой воды называется:

а) гуттация;

б) транспирация;

в) секреция;

г) ассимиляция.

  1. Семя формируется из:

а) завязи;

б) семяпочки;

в) зародышевого мешка;

г) цветоложа.

  1. Растения с надземным типом прорастания семян:

а) томат;

б) петрушка;

в) огурец;

г) свекла.

  1. Для представителей семейства пасленовых характерен плод:

а) боб;

б) зерновка;

в) коробочка;

г) стручок.

  1. Для пшеницы характерен тип соцветия:

а) сложный колос;

б) метелка;

в) початок;

г) простой колос.

16. Запасным веществом грибов является:

а) крахмал;

б) гликоген;

в) инулин;

г) целлюлоза.

17. Корневище представляет собой:

а) видоизмененный подземный побег;

б) участок стебля;

в) многолетний корень;

г) видоизмененный корень.

18. Фотосинтез в листьях осуществляется в клетках:

а) верхнего эпидермиса;

б) нижнего эпидермиса;

в) столбчатой паренхимы;

г) проводящих пучков.

19. Оплодотворение у папоротников возможно при наличии:

а) питательных веществ;

б) капельной воды;

в) ветра;

г) насекомых-опылителей.

20. Части цветка, относящиеся к околоцветнику:

а) тычинки;

б) пестик;

в) венчик;

г) цветоножка.

  1. Появление электронной микроскопии позволило увидеть в клетке:

а) эндоплазматическую сеть;

б) ядро;

в) клеточную стенку;

г) цитоплазму.

  1. Гормон, содержащий йод, вырабатывает:

а) поджелудочная железа;

б) надпочечники;

в) гипофиз;

г) щитовидная железа.

  1. При трансплантации органов и тканей реакция отторжения вызывается действием:

а) транспортных белков;

б) ферментов;

в) иммуноглобулинов;

г) строительных белков.

  1. Возбудитель туберкулёза относится к:

а) автотрофам;

б) гетеротрофам;

в) хемосинтетикам;

г) авто- и гетеротрофам одновременно.

  1. Из пищеварительного тракта поступает в кровь:

а) крахмал;

б) гликоген;

в) глюкоза;

г) белки.

  1. Гомеостаз – это:

а) защита организма от антигенов;

б) обмен веществ;

в) поддержание относительного постоянства внутренней среды организма;

г) смена биологических ритмов.

  1. Большой круг кровообращения у человека заканчивается в:

а) правом предсердии;

б) правом желудочке;

в) левом предсердии;

г) левом желудочке.

  1. Нервные клетки отличаются от большинства остальных клеток:

а) наличием ядра с хромосомами;

б) наличием отростков разной длины;

в) многоядерностью;

г) сократимостью.

  1. Условные рефлексы:

а) одинаковы у всех особей вида;

б) постоянны;

в) индивидуальны;

г) контролируются спинным мозгом.

  1. Гормон, ускоряющий частоту сердечных сокращений, - это:

а) инсулин;

б) адреналин;

в) норадреналин;

г) ацетилхолин.

  1. Естественный иммунитет практически не вырабатывается против:

а) кори;

б) ветрянки;

в) ВИЧ-инфекции;

г) скарлатины.

  1. Белки пищи начинают перевариваться у человека в:

а) ротовой полости;

б) желудке;

в) тонком кишечнике;

г) толстом кишечнике.

  1. Основной признак безусловных рефлексов:

а) индивидуальность;

б) кратковременность;

в) наследственность;

г) приобретённость.

  1. Содержание адреналина в организме регулируется гормоном:

а) щитовидной железы;

б) надпочечников;

в) поджелудочной железы;

г) яичника.

  1. При сильном ранении ржавым гвоздём пострадавшему следует:

а) обработать рану и сделать прививку против столбняка;

б) обработать рану и ввести противостолбнячную сыворотку;

в) только продезинфицировать рану;

г) перевязать рану и оправить пострадавшего домой.

  1. У человека углеводы пищи начинают перевариваться в:

а) двенадцатиперстной кишке;

б) ротовой полости;

в) желудке;

г) толстом кишечнике;

  1. На нарушение функции почек в анализе мочи указывает наличие:

а) соли;

б) белка;

в) мочевины;

г) мочевой кислоты.

  1. Современный человек относится к виду:

а) человек прямоходящий;

б) человек разумный;

в) человек умелый;

г) человек древний.

  1. Искусственный иммунитет против оспы возникает при введении:

а) антител;

б) ослабленных возбудителей болезни;

в) антибиотиков;

г) специфических лекарственных препаратов.

  1. Метаболизмом называют процесс:

а) синтеза органических веществ;

б) распада органических веществ;

в) синтеза и распада веществ;

г) дыхания.

41. Земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие имеют:

а) трехкамерное сердце;

б) четрехкамерное сердце;

в) два круга кровообращения;

г) один круг кровообращения.

42. Взрослая лягушка дышит:

а) легкими;

б) кожей;

в) жабрами;

г) легкими и кожей.

43. К хрящевым рыбам не относится:

а) акула;

б) скат;

в) камбала;

г) рыба-пила.

44. Часть передних конечностей преобразовалась в клешни у:

а) многоножек;

б) раков;

в) кузнечиков;

г) майских жуков.

45. К классу млекопитающих не относятся:




а) дельфины;




б) морские котики;




в) киты;

г) скаты.

46. Шейный отдел позвоночника жирафа имеет:

а) шесть позвонков;

б) семь позвонков;

в) восемь позвонков;

г) девять позвонков.

47. Млекопитающие имеют:

а) трехкамерное сердце;

б) четрехкамерное сердце;

в) двухкамерное сердце;

г) один круг кровообращения.

48.Зимой не впадают в спячку:

а) барсуки;

б) бурые медведи;

в) полевые мыши;

г) ежи.

49. Вредители сада:

а) жуки наездники;

б) бабочки капустницы;

в) пчелы;

г) дождевые черви.

50. Есть перепонки на конечностях:

а) журавля;

б) воробья;

в) перепелки;

г) пеликана.

51. Умеют летать:

а) страусы;

б) пингвины;

в) пеликаны;

г) казуары.

52. Яйцекладущее животное - это:

а) утконос;

б) кенгуру;

в) опоссум;

г) землеройка.

53. Головной мозг насекомых состоит из:

а) 2-х отделов;

б) 3-х отделов;

в) 4-х отделов;

г) 5-ти отделов.

54. Членистоногие, онтогенез которых проходит с полным превращением или метаморфозом - это:

а) бабочки;

б) кузнечики;

в) тараканы;

г) скорпионы.

55. Клоаки нет у:

а) кенгуру;

б) лягушки;

в) птицы;

г) ящерицы.

56. У ланцетника есть:

а) позвоночник;

б) хорда;

в) ребра;

г) чешуя.

57. Археоптерикс – это предок:

а) птиц;

б) земноводных;

в) пресмыкающихся;

г) рыб.

58. Тело членистоногих покрыто:

а) кожей;

б) кутикулой;

в) хитином;

г) раковиной.

59. У ящерицы подвижны отделы позвоночника:

а) шейный;

б) грудной;

в) поясничный;

г) крестцовый.

60. Пресмыкающееся, у которого в желудочке сердца имеется почти полная перегородка:

а) змея;

б) ящерица;

в) черепаха;

г) крокодил.











Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Корень может:
    I. поглощать воду с растворенными веществами. +
    II. закреплять растения в почве. +
    III. расти за счет вставочной меристемы.
    IV. синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды. +
    V. образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.
    а) I, II, III;
    б) I, II, IV; +
    в) II, IV, V;
    г) I, III, V.

  2. В составе жилки листа можно обнаружить:
    I. ситовидные трубки с клетками спутницами. +
    II. сосуды. +
    III. склеренхиму. +
    IV. уголковую колленхиму. +
    V. паренхиму. +
    а) I, III, IV;
    б) I, II, IV, V;
    в) I, II, III, V;
    г) I, II, III, IV, V. +

  3. Для цветковых растений, произрастающих в воде характерно:
    I. плохое развитие или отсутствие механической ткани. +
    II. хорошее развитие механической ткани.
    III. хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению.
    IV. наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля. +
    V. преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.
    а) I, III;
    б) II, V;
    в) I, IV; +
    г) II, III, IV.

  4. Железы только внутренней секреции:

  1. Гипофиз.

II. Слёзные железы.

  1. Щитовидная железа.

  2. Слюнные железы.

  3. Надпочечники.

а) I,III,V;

б) I, II, V;

в) I, II, III;

г) II, III, V.

  1. Особенности мышечных тканей:

  1. Образуют средний слой сердца.

  2. Способны сокращаться.

  3. Снабжены ресничками и жгутиками.

  4. Имеются короткие и длинные отростки.

  5. Клетки могут быть одноядерными и многоядерными.

а) I, II ,V;

б) I, II, III, V;

в) I, II, III;

г) II, III, V.

  1. Лейкоциты крови:

  1. Живут 120 дней.

II. Содержатся в 1 мм3 в количестве 8000 клеток.

III. Безъядерные.

IV. Содержатся в 1 мм3 в количестве 5 млн. клеток.

V. Содержат ядро.

а) I, III, V;

б) I, II, III;

в) II, III, V;

г) I, II, V.

  1. Безусловными рефлексами являются:

I. Отделение слюны на запах пищи.

II. Коленный рефлекс.

III. Моргание при попадании в глаз песчинки.

IV. Включение света при входе в помещении.

V. Чувство голода.

а) I, II, V;

б) I, III, V;

в) II,III,V;

г) I,II.

  1. Носовая полость есть у:

I. Млекопитающих.

II. Земноводных.

III. Пресмыкающих.

IV. Птиц.

V. Дождевых червей.

а) I, II, III, IV;

б) I, II, III;

в) II, III, V , IV;

г) I, III, IV.

9. Пищеварительная система собаки в включает в себя:

I. Желудок.

II. Кишечник.

III.Селезенку.

IV. Печень.

V. Почки.
а) II, III, V , IV.

б) II, III.

в) I, II, IV.

г) V, I, II, IV.

10. Наружный скелет имеют:

I. Рыбы.

II. Моллюски.

III. Змеи.

IV. Раки.

V. Насекомые.

а) I, II, IV.

б) V, I, II, IV.

в) II, IV, V.

г) II, III, V , IV.

Часть Ш. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов за задание – 2 балла. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1. Соотнесите систематические группы растений (А–Б) с их
      признаками (1–5).


      Признаки:

      1. Гаметофит раздельнополый.

      2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются
      и мужские и женские гаметы.

      3. Гаметофит представлен заростком.

      4. Для оплодотворения необходима водная среда.

      5. Для оплодотворения не нужна водная среда.

      Систематическая группа:

      А. Покрытосеменные

      Б. Папоротниковидные




      Признаки

      1

      2

      3

      4

      5

      Систематическая группа

      А

      Б

      Б

      Б

      А

    2. Соотнесите вещество (А–Д) и биологический материал, из которого оно может быть получено (1–5).

Биологический материал:

1. Клеточная стенка грибов

2. Печень животных

3. Клеточный сок растений

4. Сердцевина стебля растений

5. Хлопковое волокно

Вещество:

А. Крахмал

Б. Сахароза

В. Целлюлоза

Г. Хитин

Д. Гликоген

Биологический материал

1

2

3

4

5

Вещество

Г

Д

Б

А

В



    1. Соотнесите виды растений (А-Д) и типы плодов для них характерных (1-5):


Тип плода: Вид растения:

1. Боб А. Капуста

2. Стручок Б. Горох

3. Зерновка В. Пшеница

4. Многоорешек Г. Томат

5. Ягода Д. Земляника


Тип плода

1

2

3

4

5

Вид растения

Г

Д

Б

А

В


4.Установите соответствие между форменными элементами крови (А-Б) и их признаками и функциями (1-5):

Признаки и функции форменных элементов крови:

Форменные элементы:

  1. Безъядерные

А. Лейкоциты

  1. Фагоцитоз

Б. Эритроциты

  1. Транспорт кислорода




  1. Ядро есть




  1. Транспорт СО2










Признаки и функции форменных элементов

1

2

3

4

5

Форменные элементы

















5. Установите соответствие между названием ткани (А-Б) и её местонахождением в организме (1-5):

Местонахождение ткани:

Название ткани:

  1. Суставы

А. Эпителиальная

  1. Эпидермис кожи

Б. Соединительная хрящевая

  1. Межпозвоночные диски




  1. Внутренние стенки сосудов




  1. Слизистая носовой полости







Местонахождение ткани

1

2

3

4

5

Название ткани

















6. Установите соответствие между отделами малого и большого кругов кровообращения (1-5) и кругами кровообращения (А-Б):

Отделы кругов кровообращения:

Круги кровообращения:

  1. Лёгочные артерии

А. Большой круг

  1. Правое предсердие

Б. Малый круг

  1. Левый желудочек




  1. Аорта




  1. Лёгочные вены







Отделы кругов кровообращения

1

2

3

4

5

Круги кровообращения


















7. Установите соответствие между железами внутренней или смешанной секреции (А-Б) с их функциями (1-5):

Функции желёз:

Железы:

  1. Регуляция обмена веществ, роста и развития организма

А. Щитовидная железа

  1. Секреция гормона инсулин

Б. Поджелудочная железа

  1. Секреция пищеварительных соков




  1. Регуляция уровня глюкозы в крови




  1. Секреция гормона, содержащего йод




Функции желёз

1

2

3

4

5

Железы

















8. Установите соответствие между видами организмов (1-5) и способами размножения (А-Б):

Вид организма:

Способ размножения:

  1. Бактерии

А. Половое

  1. Птицы

Б. Бесполое

  1. Амебы




  1. Круглые черви




  1. Насекомые




Вид организма

1

2

3

4

5

Способ размножения

















9. Установите соответствие между типами размножения (1-5) и видами животных (А-Д):

Тип размножения:

Вид животного:




1. Шизогония

А.Инфузория - туфелька




2. Конъюгация

Б. Карась




3. Половое размножение с внутренним оплодотворением

В.Кролик




4. Почкование

Г. Малярийный плазмодий




5. Половое размножение с внешним оплодотворением

Д. Гидра
















Тип размножения

1

2

3

4

5







Вид животного

А

Б

А

Б

Б





10. Установите соответствие между развитием тканей и органов (1-5) и этапами эмбрионального развития (А-В):




Наименование типов тканей и органов:

Этапы эмбрионального развития:







1. Бластула

А. Дробление







2. Гаструла

Б. Гаструляция







3. Нервная трубка

В. Органогенез







4. Хорда










5. Эндодерма







Наименование тканей и органов

1

2

3

4

5

Этапы эмбрионального развития

А

Б

А

Б

Б

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания теоретического тура регионального этапа XXVII всероссийской...
Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны...

Задания теоретического тура регионального этапа XXVII всероссийской...
Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны...

Задания теоретического тура регионального этапа XXV всероссийской...
I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,...

Задания тестового тура муниципального этапа всероссийской олимпиады...
Среди несамоуправляющихся территорий мира укажите ту, которая находится под управлением Франции

Задания тестового тура муниципального этапа всероссийской олимпиады...
Для какой из перечисленных стран характерен максимальный миграционный прирост населения?

Задания финального тура
...

Задания тестового тура муниципального этапа всероссийской олимпиады...
Корабль проследовал кратчайшим морским путем из Санкт-Петербурга во Владивосток. Выберите правильный вариант изменения солености...

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии
I выберите правильный ответ из предложенных (за каждый верный ответ – 1 балл)

Ii (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников 2009/2010...
Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите и будьте внимательны. Ответы заносите в бланк ответов, который вы сдадите в конце...

Задания тестового тура муниципального этапа всероссийской олимпиады...
Эта республика была в числе основателей ООН и входила в Совет Безопасности ООН. Теперь же отклонено уже 12 заявок этой республики...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru