vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Интегрированный урок по биологии и химии по теме «Органические и минеральные вещества. Нитраты» в 5 классе


Скачать 79.19 Kb.
НазваниеИнтегрированный урок по биологии и химии по теме «Органические и минеральные вещества. Нитраты» в 5 классе
Дата22.04.2013
Размер79.19 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Растения > Урок

Интегрированный урок по биологии и химии по теме «Органические и минеральные вещества. Нитраты» в 5 классе.


Мартынова Е. Н., учитель биологии, Костоглодова Т.М., учитель химии. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов», город Старый Оскол, Белгородская область

Цель:


  • Показать единство состава тел живой и неживой природы

  • Углубить знания о закономерностях накопления и передачи веществ и энергии в пищевых цепях

  • Показать влияние состава пищи на жизнедеятельность организма в целом и его отдельных органов

  • Показать прямую зависимость состояния здоровья человека от экологического состояния окружающей среды

  • Углубить и закрепить понятия о минеральном питании растений, сведениях об удобрениях, составе живых организмов, раскрывающихся на основе знаний об органических и неорганических веществах

  • Закрепить знания символики химических элементов


Ход урока


  1. Организационный момент




  1. Основная часть урока.


Учитель биологии
На предыдущих уроках мы познакомились с разделением природы на живую и неживую, определили, какими признаками они обладают.

Одним из признаков живых организмов является процесс питания, т.е. поступление в организм питательных веществ, которые расходуются на движение, рост, развитие организма, откладываются в запас. Все питательные вещества делятся на группы.



ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА



ОРГАНИЧЕСКИЕ


НЕОРГАНИЧЕСКИЕ (МИНЕРАЛЬНЫЕ)


АВТОТРОФЫ ОБРАЗУЮТ САМИ



ГЕТЕРОТРОФЫ ПОЛУЧАЮТ ГОТОВЫЕ


ВСЕ ОРГАНИЗМЫ ПОЛУЧАЮТ С ПИЩЕЙ ИЛИ ВОДОЙ

Учитель химии
Органические вещества – это вещества растительного или животного происхождения.

Неорганические вещества – минеральные – это образования неживой природы. При помощи химической промышленности минеральные вещества преобразуются и становятся удобными для применения людьми. Примером могут служить переработанные нефтепродукты – бензин, металлы, лекарства, удобрения для растений.

Все тела живой и неживой природы, и мы сами образованы одними химическими элементами. Академик А.Е.Ферсман образно назвал химические элементы кирпичиками мироздания. А поэт С.Щипачев в стихотворении «Читая Менделеева» сказал:

Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах,

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.
Минеральные вещества, поступая в организм, влияют на его рост и развитие. Растения поглощают минеральные вещества, растворенные водой при помощи корня. А затем по стеблю передвигаются вол все органы растения. В почву минеральные вещества поступают из удобрений, которые вносит человек специально для того, чтобы обеспечить растение неорганическими веществами.

Для того, чтобы вспомнить, как называются и обозначаются химические элементы, предлагаю вам выполнить задание: соединить линиями химический элемент и соответствующий ему химический символ.


Название химического элемента


Азот


Фосфор


Марганец


Калий


Медь


Сера




Символ



P


N


K


S


Mn


Cu


Заполнив следующую таблицу, мы закрепим знания символики химических элементов и узнаем, какое влияние оказывают некоторые из них на организм растения.
Письменная работа учащихся


Название химического элемента


Химическое обозначение


Произношение


Порядковый номер

Влияние на организм растения


Азот



N


Азот


7


Ускоряет рост зеленой массы


Калий


K


Калий


19


Влияет на деление клеток


Фосфор


P


Фосфор


15


Ускоряет обмен веществ



Сера


S


Сера


16

Улучшает процесс фотосинтеза


Марганец


Mn


Марганец


25

Увеличивает содержание сахара, его отток из листьев


Медь


Cu


Купрум


29

Усиливает рост и цветение растения


Учитель биологии
Какие же минеральные вещества необходимы человеку и в чем они содержатся?
Соли На что влияет В чем содержится
Соли железа гемоглобин крови яблоки, печень, абрикосы

Соли кальция кости, зубы, рост молоко, рыба, овощи

Соли магния работа кишечника курага, горох
Обратите внимание, что большую часть минеральных солей, необходимых организму, человек получает вместе с пищей от растений или животных. Эти вещества, попадая в растение через корень, накапливаются в нем и вместе с органическими веществами передаются в пищевой цепи от одного звена к другому. Попадая в организм человека или животных, они влияют на работу всего организма и отдельных органов. Но не только положительные вещества накапливаются в растении. Внося в почву много удобрений, содержащих азот, человек ускоряет рост растения, созревание плодов. Но азот накапливается в растении в виде нитратов, которые с пищей попадают в организм человека. Давайте вместе составим схему, в которой отразим, как это происходит.
Удобрения – почва – корни картофеля – клубни картофеля – человек
Таким образом, оказывая отрицательное влияние на окружающую среду (воздух, воду, почву), человек не только загрязняет их, но и оказывает отрицательное влияние на свой организм.
Предлагаю составить схему, как свинец, содержащийся в автомобильном топливе, может отравлять организм человека
Выхлопные газы автомобиля – воздух – легкие человека
Выхлопные газы автомобиля – воздух – осадки – почва – корни растения – плоды – человек
Жизнь всех живых организмов зависит от условий окружающей среды. Человеку необходимо научиться использовать природу, не нарушая в ней биологического равновесия, защищать факторы неживой природы (воздух, воду, почву) от различных загрязнений, так как в природе тела живой и неживой природы тесно взаимосвязаны.


  1. Закрепление изученного материала.


В заключение урока предлагаем заслушать сообщения обучающихся по изученной теме:
В начале 18 века шведский ученый У. Иерне написал о наличии в растениях таких химических элементов как свинец, медь, золото, ртуть, железо.
В 1860 году немецкие ботаники Сакс и Киоп, выращивая растения в сосудах на растворах минеральных солей, установили, что для жизнедеятельности растения кроме углерода, кислорода, водорода, необходимы еще 7 элементов: азот, фосфор, сера – неметаллы, калий, кальций, магний, железо – металлы.
Для образования 1 см плодородного слоя почвы в естественных условиях нужно 600 лет.
В состав почвы входят неорганические вещества: песок, глина, вода, минеральные соли и органические вещества: перегной, который состоит из останков животных и растений. Только перегной делает почву почвой.
Растения усваивают 50% внесенного в почву азота, остальное попадает в водоемы, грунтовые воды, почву, вызывая загрязнения.
Творческое задание. Необходимо найти начало зашифрованной пословицы и, двигаясь по часовой стрелке и пропуская одинаковое количество слогов, прочитать ее и объяснить смысл.



ДЕТ



БОЛЬ


У


ВЫ


-


Прочитайте пословицу,

объясните ее смысл


У



ЛЮ



ШЕ


ЖАЙ



ДОБ


БУ



РЯЙ


ЗЕМ


РО


ШЕ


Пословица: Больше землю удобряй – выше будет урожай.


  1. Домашнее задание.


Мартынова Е. Н., учитель биологии, Костоглодова Т.М., учитель химии. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов», город Старый Оскол, Белгородская область
Интегрированный урок биология + химия по теме «Органические и минеральные вещества. Нитраты» для 5 класса. В школе введен пропедевтический курс «Физика. Химия» для 5 – 6 классов, в процессе изучения которого обучающиеся получают начальные знания по предметам. Введение данного курса и изучение предмета «Природа. Введение в биологию и экологию» ориентирует обучающихся на выбор соответствующего профиля в старших классах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по химии и технологии по теме: «Органические вещества пищевых...
Углубить знания о строении, классификации и свойствах белков, углеводов, жиров и витаминов

Урок математики в 6 классе
Тип урока : интегрированный урок математики с элементами истории, географии и биологии

Урок биологии в 7 классе
Оборудование: гербарии злаковых растений, цоры по теме «Семейства злаковые», кусочки белого и черного хлеба, презентация по теме

Технологии обработки почвы
Сложные органические вещества почвы превращаются в минеральные элементы благодаря

Урок комплексного применения знаний, навыков и умений по теме «Минеральные удобрения»
Ведь агрохимия раздел науки химии, изучающий химические и биохимические процессы в почвах и растениях, разрабатывает оптимальные...

Урока: Обобщение и систематизация знаний
Интегрированный урок-конференция по географии обществознанию «Экологические проблемы – кризис или катастрофа?» в 8 классе общеобразовательной...

Все удобрения делятся на минеральные и органические. Минеральные...
Все удобрения делятся на минеральные и органические. Минеральные в свою очередь бывают простыми (карбамид, хлористый калий, суперфосфат...

Интегрированный урок английского языка и технологии (6 класс)
Цель: формировать знания о здоровой пище и ее влиянии на организм и обобщить материал по теме

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"
Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн раз тяжелее,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает...

Интегрированный научно-исследовательский проект по биологии, химии и экологии
По объекту применения пестициды делятся, в зависимости от видов вредных организмов против которых они воздействуют. К основным группам...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru