vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Составила: директор станции юных натуралистов Кушнарева Любовь


НазваниеСоставила: директор станции юных натуралистов Кушнарева Любовь
Дата02.03.2013
Размер75.2 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Растения > Тексты
МОУДОД «Станция юных натуралистов» Грайворонского района

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА

Методические рекомендации в помощь ответственным за благоустройство, заведующим учебно-опытными участками
Составила:

директор станции юных

натуралистов

Кушнарева Любовь

Васильевна
Грайворон

2008
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА

Школьный учебно-опытный участок - это естественная, живая эколого биологическая лаборатория, где должна проводиться юннатская, опытническая, природоохранительная работа во всех формах учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с Типовым положением об учебно-опытном участке (1986), школам отводится земельный участок площадью от 0,25-0,5 до 5 га и более. В городских школах, где нет земельных участков школьники работают в теплицах, оранжереях, на цветниках школ. или на участках станций юных натуралистов и учебных за ведений города.

Для эффективного и многостороннего осуществления связи основ эколого биологических знаний с практикой их применения на учебно-опытном участке предусматриваются следующие отделы.

Отдел начальных классов.

Учащиеся 1-4 классов выращивают на цветниках декоративные растения. а на делянках - сельскохозяйственные культуры, проводят опыты по влиянию площади питания, освещенности, полива и др. в соответствии с программой по естествознанию и сельскохозяйственному труду.

Отдел полевых культур.

В этом отделе следует размещать полевые культуры имеющие производственное значение в данном регионе:

- зерновые культуры:: типичные хлеба 1 группы (пшеница, рожь, тритикале) - яровые и озимые формы; ячмень, овес -яровые формы; типичные хлеба II группы или просовидные(просо. чумиза. сорго. кукуруза); растения других семейств (гречиха, амарант); зерновые бобовые (горох, кормовые бобы, чечевица, соя, фасоль, люпин);

- корнеплоды (сахарная и кормовая свекла, морковь);

- клубнеплоды (картофель. земляная груша (топинамбур);

- бахчевые (арбуз. дыня, тыква):

- масленичные (подсолнечник. сафлор, горчица, рапс, рыжик, клещевина);

- эфирно-масличные (кориандр, анис, тмин, мята перечная, мелисса лимонная);

- лекарственные и редкие исчезающие растения (душица обыкновенная, адонис весенний. валериана лекарственная. пион тонколистый и др.) и прядильные (лен, кенаф);

- однолетние травы бобовые (вика, сераделла, клевер) и злаковые (суданская трава. могар, райграс);

- многолетние травы бобовые (клевер, люцерна, эспарцет) и злаковые

(тимофеевка. овсяница, житняк).

Все полевые культуры выращиваются в севооборотах (полевых, кормовых) типичных для базового хозяйства, например: 1) занятый пар (однолетние травы или кукуруза на силос: 2) озимая пшеница; 3) сахарная свекла; 4) яровые зерновые с подсевом многолетних бобовых трав; 5) многолетние бобовые травы; 6) озимая пшеница; 7) сахарная свекла; 8) горох; 9) озимая пшеница.

Отдел овощных растений.

В этом отделе выращивают овощные растения в условиях как открытого, так и закрытого грунта:

- капустные (капуста кочанная. савойская, брюссельская, цветная, кольраби,

брокколи);

- плодовые (томат, перец, баклажан, патиссоны, кабачки, огурец, горох, фа соль, бобы, сахарная кукуруза);

- бахчевые - (арбуз, дыня, тыква);

- корнеплодные - (морковь, свекла, петрушка, сельдерей, пастернак, брюква, репа, редька, редис);

- луковые - (лук репчатый, шалот, порей, батун, чеснок);

- зеленные (салат, капуста пекинская и китайская, укроп, шпинат);

- многолетники - хрен, спаржа, ревень, щавель. эстрагон;

- малораспространенные овощи (горчица, кресс-салат);

- пряные культуры (базилик, мята. огуречная трава и др).

Овощные растения следует выращивать в условиях севооборота типичного для овощеводческих хозяйств района. Примерный овощной севооборот 1) пар

занятый ранними бобовыми; 2) капуста поздняя и ранняя; З) огурец; 4) томат, баклажаны 5) лук репчатый, чеснок; б) морковь, свекла.

Коллекционный отдел

В нем выращиваются культуры полевого и овощного отделов не вошедшие в полевой, овощной, кормовой севооборот, новые культуры для данной местности, лекарственные и медоносные растения. Во многих школах Белгородчины в этом отделе заложены питомники для выращивания редких и исчезающих растений из семян заготовленных в природе в ограниченных количествах. Семенами хорошо размножаются такие краснокнижные растения как адонис весенний, пион тонколистый, сон трава, ветреницы и др. Выращенные растения возвращают в места прежнего произрастания, а часть используют для живого гербария и для введения в культуру.

Производственный (хозяйственный) отдел

В этом отделе выращивают продукцию овощных и плодово-ягодных культур для обеспечения столовых школ, до- школьных учреждений и больниц. Назначение защищенного грунта школы этого от дела - круглогодовое выращивание овощей, особенно в зимний период, дозаривание, доращивание овощей, выгонка лука на перо. обеспечение открытого грунта рассадой овощей, цветов и для укоренения зеленых черенков плодово-ягодных культур.

Цветочно-декоративный отдел

Включает газоны, клумбы, цветники, в которых выращивают различные растения:

- однолетние - астры, львиный зев. бархатцы, настурция, резеда, душистый та бак, бессмертник;

- двулетние - анютиньг глазки, наперстянка, мальва и др.;

- многолетние - георгин, гладиолус, ирис, адонис, люпин, рудбекия, флокс, мак восточный, хризантемы, пионы;

- кустарники - розы, сирень. спирея, жасмин, снежное дерево и др. Растения этого отдела используют многопланово. Они являются незаменимым материалом при изучении:

- эколого-биологических особенностей растений;

- экологических групп растений по отношению к почве, воде, свету, теплу, воз духу ит.д.;

- жизненных форм растений.

Многие цветочно-декоративные растения неодинаково реагируют на изменения экологических условий, являются указателями времени и предсказателями погоды, что важно не только в экологическом образовании, но и в практике.

Отдел плодово-ягодных культур

В отделе плодово-ягодных культур размещают плодово-ягодный сад и питомник. В саду выращивают районированные сорта семечковых пород (яблоня, груша, ряби на): косточковых (вишня, черешня, спина, абрикос, алыча и др.); орехоплодных (орех грецкий, фундук); ягоды (смородина, малина, земляника, виноград и др.).

В структуру питомника включают три отдела:

- размножения (выращивают из семян сеянцы-подвои (дички) для прививок. укореняют черенки и отводки ягодников):

- формирования (выращивают и формируют двухлетки):

- маточных насаждений

В плодовых питомниках вводят севообороты, например,

в отделе размножения: в отделе формирования:

1) яровые с подсевом трав, 1) яровые с подсевом трав,

2-3) многолетние травы, 2-3) многолетние травы.

4) подвои семечковых, 4) черный пар,

5) подвои косточковых, 5) подвои,

б) однолетки,

‘7) двухлетки,

8) пропашные культуры.

Разносторонняя агротехника и разнообразие видов растений в плодовом питомнике позволяет расширить знания учащихся, показать возможность влияния эко логических условий на рост и развитие растений. Многообразие способов размножения плодово-ягодных растений дает возможность проводить опыты экологического характера (влияние стратификации на сроки прорастания семян, выявления оптимальных сроков прививок, влияние площади питания на рост сеянцев и т.д.), осуществлять охрану окружающей среды и формировать практические умения эколого политехнического характера.

Дендрологический отдел__

Закладывая школьный дендрарий. необходимо размещать растения так, чтобы на близком расстоянии произрастали виды, имеющие определенное приспособление для распространения семян, например. семена переносятся ветром ; ель, сосна, береза, вяз, клен, ивы и тд.; плоды и семена являются кормом для животных и распространяются ими - ель, сосна. черемуха, барбарис, боярышник, рябина.

Значительную часть площади дендрария следует отвести под экологические группы древесно-кустарниковой растительности: влаголюбивые (ель, ива); засухоустойчивые (сосна, спирея, шиповник): светолюбивые (груша лесная и яблоня, тополь); теневыносливые (липа, черемуха. бузина); малотребовательные к плодородию почвы (калина. боярышник, барбарис, снежноягодник). Дендрарий включает породы других климатических зон (лиственница. кедр сибирский, туя). а также редкие и исчезающие породы (меловая сосна, лимонник китайский. актинидия и др.) и лесопитомник для выращивания посадочного материала. Этот отдел частично является и зоологическим, где создаются ‘ городки” и “птичьи столовые”.

Кроме того, в этом отделе необходим уголок естественной природы для про-

ведения учащимися экологических исследований по выявлению видового состава растений, животных, их плотности и взаимодействия с окружающей средой.

Во время экскурсии по экологической тропе дендрария следует обращать

внимание на различное направление в использовании этих пород: хозяйственное, декоративное, медоносное, лекарственное, пищевое (для человека и животных).

Зоолого-животноводческий отдел

В зоолого-животноводческом отделе сельских школ организовывают крольчатники, голубятники, мини-птицефабрики, пасеки и тд., где учащиеся ежедневно ухаживая за животными, проводят наблюдёния, исследования и эксперименты. Для привлечения птиц и осуществления исследовательской работы школьники создают “птичьи городки”. На деревьях развешивают скворечники, домики для трясогузок, мухоловок, сов, галок, а в тихих местах ставят не столбах домики для дневки летучих мышей, В суровые ненастные зимние дни “птичьи столовые” обеспечивают кормом, участвуют в их привлечении и охране и таким образом поддерживают видовой состав зимующих птиц нашего края,.

Зоолого-животноводческие отделы могут функционировать на базе личных подворий школьников, где учащиеся с родителями ухаживают за птицами. кроликами, коровами, свиньями и тд., что очень важно в осуществлении связи обучения с жизнью и развитии у учащихся эколого-политехнических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни на селе.

Экологический отдел.

В настоящее время существенной частью каждого учебно-опытного участка является экологический отдел (к сожалению не предусмотренный Типовым положением (1986)), так как для успешного усвоения основ экологии необходимы постоянные наблюдения в природе за жизнью организмов, выявление закономерностей их взаимоотношений между организмами и средой, выяснение действенности экологических факторов в природе, изучение процессов образования сообществ. Многие из этих вопросов можно изучить только в условиях школьного участка и специально на нем выделенного отдела экологии.

В отделе экологии можно осуществлять следующую работу с учащимися:

- коллекционировать живые растения различных растительных сообществ; проводит за их ростом, развитием и осуществлять уход за ними;

-ставить опыты эколого-морфологического характера.

В коллекции следует выращивать растения наиболее полно отображающие своеобразие того или иного фитоценоза, и на примере этих растений можно демонстрировать характерные черты организмов, населяющих растительные сообщества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Составила: директор станции юных натуралистов Кушнарева Любовь
Методические рекомендации в помощь ответственным за благоустройство, заведующим учебно-опытными участками

Методическая разработка «Экологическая тропа уоу мбоу дод сюн» автор:...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных натуралистов г. Вязьмы смоленской...

Публичный доклад Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
По инициативе кандидата биологических наук И. Ф. Лобанова в 1964 началось строительство городской теплицы для прохождения сельхозпрактики...

Музей природы под открытым небом моудод цдод "Радуга" История создания музея
Городскими властями (решение городского исполнительного комитета г. Волгодонска от 14. 11. 79 г за №687) этот участок был передан...

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей...
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Исилькульская станция юных натуралистов»

Публичный отчёт Муниципальное образовательное учреждение дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов города Белово»

Кухня радости
Вы едите не пищу, вы едите любовь, вы едите любовь. В вегетарианской пище есть любовь, поэтому ешьте с мыслью: «Я ем не какое-то...

Мбоу сош №170 г о. Самара Программа Юннатского отряда
Программа «Зелёный мир» предназначена для творческого объединения юных натуралистов

Методические рекомендации в помощь ответственным за школьные питомники Грайворон
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Грайворонского района Белгородской...

Грайворон 2010 Различают два способа создания лесных культур: посев
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Грайворонского района Белгородской...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru