СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ 2
Введение 6
1. Обоснование необходимости разработки Программы 7
1.1. Социально-экономическое положение Алтайского края и перспективы его развития 11
1.2. Оценка демографической ситуации в Алтайском крае 30
1.3. Анализ ситуации на рынке труда Алтайского края 33
2. Описание проектов переселения Алтайского края 36
2.1 Общая характеристика территорий вселения в Алтайском крае 37
2.2 Оценка потребности в рабочей силе на территории вселения 44
2.3. Оценка возможности приема и обустройства переселенцев на территории вселения в Алтайском крае 52
2.4. Мероприятия по приему и обустройству переселенцев на территории вселения в Алтайском крае 64
2.5. Определение объема затрат, связанных с приемом переселенцев (участников Программы), в том числе затрат, связанных с их первичным обустройством 73
3. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения 77
3.1. Механизм реализации Программы 77
3.2. Риски реализации Программы и мероприятия по их снижению 91
3.3. Мониторинг реализации Программы и оценка ее эффективности 95
Проект
ПРОГРАММА
Алтайского края по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
на 2009 – 2012 годы ПАСПОРТ
программы Алтайского края по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом, на 2009 – 2012 годы
Наименование программы | программа Алтайского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009 – 2012 годы (далее – «Программа»)
| Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы
| Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»
| Дата согласования проекта программы Правительством Российской Федерации
|
| Государственный заказчик программы
| Администрация Алтайского края
| Заказчики программы
| Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
управление Алтайского края по промышленности и энергетике;
управление Алтайского края по строительству и архитектуре
| Основные разработчики программы
| управление Алтайского края по труду и занятости населения;
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю;
администрация г. Рубцовска;
администрация Рубцовского района
| Цели и задачи программы
| цель: формирование у соотечественников, проживающих за рубежом, осознанного решения о переселении в Алтайский край в целях его устойчивого социально-экономического и демографического развития.
Основные задачи:
частичное обеспечение отраслей экономики края квалифицированными кадрами;
регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения в Алтайском крае;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Алтайского края;
обеспечение интеграции соотечественников, прибывающих из-за рубежа, в российское общество и формирование толерантного отношения к ним со стороны коренного населения
| Основные направления реализации программных мероприятий
| совершенствование нормативной правовой базы Алтайского края с учетом федерального законодательства;
организация прибытия участников Программы и членов их семей на места временного проживания и обустройства в них;
предоставление переселенцам комплекса информационных услуг;
адаптация переселенцев и членов их семей, психологическая поддержка;
предоставление переселенцам услуг по содействию в трудоустройстве;
содействие в жилищном обустройстве на месте постоянного проживания;
оказание при необходимости мер социальной поддержки;
предоставление услуг в сфере образования, а также медицинских услуг
| Исполнители основных мероприятий программы
| Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
Главное управление внутренних дел по Алтайскому краю;
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;
управление Алтайского края по промышленности и энергетике;
управление Алтайского края по строительству и архитектуре;
управление Алтайского края по печати и информации;
органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края;
организации, реализующие проекты переселения соотечественников
| Объемы и источники финансирования программы
| всего – 216449,0 тыс. рублей (в ходе реализации Программы объем финансирования может быть изменен), в том числе:
за счет средств краевого бюджета1 – 9959,5 тыс. рублей;
за счет средств муниципальных бюджетов –
675,0 тыс. рублей;
за счет средств работодателей – 849,5 тыс. рублей;
за счет средств участников Программы – 204965,0 тыс. рублей,
в том числе по годам:
2009 год – 5317,0 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета – 1770,5 тыс. рублей;
за счет средств муниципальных бюджетов –
105,0 тыс. рублей;
за счет средств работодателей – 131,0 тыс. рублей;
за счет средств участников Программы – 3310,5 тыс. рублей;
2010 год – 48712,7 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета – 2664,8 тыс. рублей;
за счет средств муниципальных бюджетов –
192,0 тыс. рублей;
за счет средств работодателей – 236,6 тыс. рублей;
за счет средств участников Программы – 45619,3 тыс. рублей.
2011 год – 81215,0 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета – 2763,1 тыс. рублей;
за счет средств муниципальных бюджетов –
189,0 тыс. рублей;
за счет средств работодателей – 245,3 тыс. рублей;
за счет средств участников Программы – 78017,6 тыс. рублей.
2012 год – 81204,3 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета – 2761,1 тыс. рублей;
за счет средств муниципальных бюджетов –
189,0 тыс. рублей;
за счет средств работодателей – 236,6 тыс. рублей;
за счет средств участников Программы – 78017,6 тыс. рублей.
В связи с дефицитом краевого бюджета предоставление дополнительных льгот и гарантий переселенцам не предусматривается
| Ожидаемые конечные результаты реализации программы
| Программа предусматривает переселение в Алтайский край всего 1136 соотечественников, проживающих за рубежом. Из них – 284 участника Программы и 852 члена их семей.
По годам:
2009 год – переселение 44 участников Программы и 132 членов их семей;
2010 год – переселение 80 участников Программы и 240 членов их семей;
2011 год – переселение 80 участников Программы и 240 членов их семей;
2012 год – переселение 80 участников Программы и 240 членов их семей.
Количество переселенцев, получивших гражданство Российской Федерации, составит 1136 человек.
Количество переселенцев, оставшихся на постоянное проживание, составит 1136 человек
| Контроль за исполнением программы
| заместитель Губернатора Алтайского края, курирующий данную сферу деятельности;
межведомственная комиссия по реализации Программы;
уполномоченный орган, ответственный за координацию работы по реализации Программы, – управление Алтайского края по труду и занятости населения;
общественный консультативный совет.
Порядок мониторинга реализации Программы определяется нормативным правовым актом Администрации Алтайского края
|
Введение Принятие Программы обусловлено необходимостью обеспечения отраслей экономики края квалифицированными кадрами, сбалансированности предложения и спроса на региональном рынке труда. Мероприятия Программы предполагают также частичное решение демографической проблемы.
При разработке Программы учтено, что в ходе реализации программы социально-экономического развития Алтайского края на 2008-2012 годы общая потребность отраслей экономики в квалифицированных кадрах составит около 60 тыс. человек, в том числе при реализации крупных инвестиционных проектов – 8-10 тыс. человек ежегодно.
Учитывая сложившиеся тенденции на рынке труда, удовлетворение дополнительных потребностей отраслей экономики края в квалифицированных работниках за счет местных трудовых ресурсов возможно только на 50-60 процентов.
В связи с этим привлечение соотечественников из-за рубежа представляется актуальным и позволит успешно реализовать приоритетные направления развития края, намеченные на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Формирование у соотечественников, проживающих за рубежом, осознанного решения о переселении в Алтайский край в целях его устойчивого социально-экономического и демографического развития является целью реализации Программы.
Основными задачами являются:
повышение уровня обеспеченности организаций квалифицированными трудовыми ресурсами с учетом перспективы социально-экономического развития региона в целом;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Алтайского края;
стабилизация демографической ситуации;
адаптация переселенцев в местах их расселения.
В Программе дана оценка имеющихся у Алтайского края возможностей приема участников Программы и членов их семей, предоставления им социальных гарантий в сфере занятости, образования, здравоохранения, а также жилищного обустройства.
Определена последовательность выполнения мероприятий по приему участников Программы и членов их семей, их временному размещению, предоставлению им правового статуса с распределением зон ответственности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления.
В целях успешной реализации Программы определена схема управления и меры по обеспечению контроля хода ее выполнения.
Программа будет утверждаться законом Алтайского края.
1. Обоснование необходимости разработки Программы В 2007 году в крае одобрена комплексная программа социально-экономического развития Алтайского края, в ее состав входят следующие документы:
стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года;
долгосрочная программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года, включая программу социально-экономического развития Алтайского края на 2008-2012 годы.
Главная цель стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года (далее – «стратегия») сформулирована следующим образом: к 2025 году Алтайский край должен стать центром здоровья, культуры и отдыха; регионом, соответствующим современным стандартам уровня и качества жизни, обладающим эффективным аграрно-промышленным и научно-инновационным комплексами.
Инструментом для реализации стратегии будет являться долгосрочная программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года, главная цель которой - достижение высокого уровня благосостояния населения на основе формирования конкурентоспособной и сбалансированной экономики.
Ожидаемыми конечными результатами реализации указанной долгосрочной программы в 2017 году по сравнению с 2007 годом являются:
рост объема промышленной продукции в 1,6 раза;
рост экспорта алтайской продукции в 2,1 раза;
рост инвестиций в 3,7 раза;
увеличение валового регионального продукта в 2,2 раза;
рост среднемесячной заработной платы одного работающего до 22,7 тыс. рублей в ценах 2006 года;
рост реальных располагаемых доходов населения в 3,1 раза;
сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 6 %;
достижение доли занятых в малом бизнесе до 45 %;
увеличение вклада малого бизнеса в валовой региональный продукт до 50 %.
Создание предпосылок для кардинального повышения качества жизни населения и условий для перехода экономики на инновационный путь развития призвана обеспечить программа социально-экономического развития Алтайского края на 2008-2012 годы.
Цели социально-экономического развития Алтайского края на 2008-2012 годы согласованы с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, основными положениями проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также с другими программными и прогнозными документами Правительства Российской Федерации. Соответствие стратегических целей развития Российской Федерации и стратегических направлений развития края обеспечивает преемственность программных документов: федеральных и краевых целевых программ, локальных отраслевых программ, в том числе и настоящей Программы.
Исходя из экономической и социальной политики Правительства Российской Федерации на среднесрочный период (2008-2012 годы), а также с учетом необходимости решения наиболее острых региональных проблем Администрацией края определены приоритетные цели и задачи программы социально-экономического развития на среднесрочный период.
Ряд из них направлен на достижение высокого уровня благосостояния населения, создание благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни и включает следующие направления политики Администрации Алтайского края: улучшение демографической ситуации, ситуации на рынке труда и занятости, а также осуществление эффективной социальной политики.
Целью демографической и миграционной политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики.
Целью политики в области развития рынка труда и занятости населения является повышение качественного потенциала трудовых ресурсов и развитие эффективного рынка труда. В круг задач, в том числе входят: достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и повышение уровня занятости экономически активного населения края, повышение социальной привлекательности труда на производстве, повышение территориальной и профессиональной мобильности рабочих кадров.
Таким образом, настоящая Программа в полной мере соответствует указанной группе приоритетных целей и задач программы социально-экономического развития края на среднесрочный период. Преодоление негативных тенденций в демографической ситуации в Алтайском крае позволит создать основу в виде трудовых ресурсов, с помощью которых будет достигнут экономический рост.
Также в состав приоритетных целей программы социально-экономического развития края на среднесрочный период входит группа целей, направленных на рост экономического потенциала края, включающая в себя внешнеэкономическую и инвестиционную деятельность, малое предпринимательство, инновационные системы, промышленность, сельское хозяйство, туризм. Целями промышленной политики являются: повышение конкурентоспособности промышленной продукции на российском и международном рынках, обеспечение предприятий промышленности кадрами необходимой квалификации. Привлечение квалифицированных работников из числа переселенцев для работы в стратегически важных отраслях промышленности, предусмотренное Программой, будет способствовать достижению целей промышленной политики края.
Стратегия развития Алтайского края на период до 2025 года строится на необходимости изменений в хозяйственном и социальном укладе, которые смогут обеспечить четкое позиционирование роли и места края в Российской Федерации и на международных рынках, в полной мере учитывает как общероссийские экономические тенденции, так и особенности самого региона, необходимость наиболее полного использования имеющегося потенциала.
Анализ положительных и отрицательных тенденций социально-экономического развития показывает, что в целом Алтайский край уверенно идет по пути преодоления последствий кризиса 90-х годов. Однако в развитии края имеется целый ряд серьезных проблем, имеющих долгосрочный и системный характер.
К основным факторам, сдерживающим социально-экономическое развитие Алтайского края, следует отнести:
технологическое отставание промышленных предприятий отдельных видов экономической деятельности;
низкую долю инновационно активных предприятий и недостаточную долю инновационной продукции в объеме отгруженной продукции;
сложное экономическое положение предприятий сельскохозяйственного машиностроения;
высокий уровень безработицы;
диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие края, является высокая дотационность бюджета, недостаточность финансовых средств для покрытия реального дефицита бюджета и наличие кредиторской задолженности.
Потенциальную угрозу для экономики края представляют сокращение численности населения и трудовых ресурсов, недостаток кадров в базовых отраслях экономики, снижение качественного потенциала трудовых ресурсов. Эти проблемы могут привести к резкому сокращению возможностей развития края, так как наличие человеческих ресурсов, человеческого капитала является главным условием осуществления любых значимых изменений.
Учитывая то обстоятельство, что миграционный прирост в регионе обеспечивается только за счет стран-участников СНГ, в основном за счет граничащей с краем Республики Казахстан, а также Киргизии и Узбекистана, можно сделать вывод о том, что миграционный потенциал русскоязычного населения в странах-участниках СНГ не исчерпан. Однако из-за уменьшения возможности для свободного передвижения граждан в пределах СНГ количество въезжающих в край на постоянное место жительства снизилось. Упрощенная процедура получения разрешений на временное проживание, приобретение гражданства, льготы и компенсации, гарантированные участникам Программы и членам их семей, позволят использовать весь миграционный потенциал стран-участников СНГ.
Реализация Программы будет способствовать обеспечению стратегически важных отраслей экономики края квалифицированными кадрами и сокращению масштабов убыли населения края.
1.1. Социально-экономическое положение Алтайского края и перспективы его развития Алтайский край находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков, в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим регионам. Через Алтай проходят а
втомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, Казахстаном, железная дорога, связывающая Среднюю Азию с Транссибирской магистралью, международные авиалинии. Выгодное географическое положение региона открывает широкие возможности для установления прочных экономических и торговых связей.
Сравнительно мягкие климатические условия позволяют развивать в крае аграрный сектор. Одновременно имеющиеся в крае трудовые ресурсы являются основой для развития предприятий индустриального типа.
Расположение Алтайского края на юге Западной Сибири и высокая межрегиональная транспортная доступность делают его привлекательным для всего макрорегиона с точки зрения использования туристско-рекреационного потенциала (ни один регион Западной Сибири не обладает такими благоприятными для человека климатическими и лечебными ресурсами).
Экономика Алтайского края – многоотраслевой комплекс. Основу экономического потенциала края составляют промышленность, сельское хозяйство и торговля. На промышленность приходится 24,2 % ВРП края (по России и Сибирскому федеральному округу – более 30 %). Доля сельского хозяйства в ВРП края (17,5 %) - одна из самых высоких в России (в среднем около 5 %) и Сибирском федеральном округе (около 7 %). Возрастает доля сферы услуг. Если в 2000 году доля сферы услуг в ВРП составляла 41,8 %, то в 2006 году она формирует около 55 % ВРП.
Регион отличает положительная динамика валового регионального продукта. В 2006 году объем производства валового регионального продукта вырос по сравнению с 2000 годом на 46 %, что соответствует среднегодовым темпам 6,6 % (по России аналогичные показатели составили 43,6 % и 6,2 %). По среднедушевой величине ВРП край занимает 68 место среди других регионов России и 11 место в Сибирском федеральном округе. Промышленное производство
Промышленность Алтайского края наряду с сельским хозяйством формирует социально-экономические параметры, определяющие уровень и качество жизни населения.
Вклад промышленности в экономику и социальное развитие Алтайского края характеризуется следующими показателями:
доля промышленной продукции и услуг в валовом региональном продукте;
промышленное производство определяет занятость населения, особенно в городах Алтайского края;
финансовые результаты работы промышленных предприятий предопределяют наполняемость краевого и местных бюджетов.
Основу промышленности края составляют около 450 крупных и средних предприятий, на долю которых приходится свыше 90 % произведенных товаров. Промышленность обеспечивает около 29 % всех налоговых поступлений в бюджет. Здесь сосредоточено около 48 % основных фондов крупных и средних предприятий края, трудятся 218,3 тысячи человек, или пятая часть занятого населения края.
Рост промышленного производства за пять лет составил 117,8 % (по России – 128,4 %).
Дальнейшему развитию промышленности будет способствовать деятельность Администрации Алтайского края, направленная на активизацию международного и межрегионального сотрудничества для расширения рынков сбыта алтайской продукции.
В крае принята краевая целевая программа «Развитие промышленного производства в Алтайском крае» на 2008 - 2012 годы, предусматривающая перевод промышленного сектора экономики на инновационный путь развития, создание и развитие новых конкурентоспособных производств, внедрение передовых ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
С учетом поставленных целей развития промышленного комплекса Алтайского края, современного состояния и сложившихся тенденций к стратегическим приоритетам развития промышленности относятся следующие отрасли: машиностроение, фармацевтическая промышленность, добыча полезных ископаемых, переработка сельскохозяйственного сырья и производство продуктов питания.
Одна из наиболее перспективных отраслей промышленности края - транспортное машиностроение. В 2001 - 2005 годах производство машиностроительной продукции – машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и готовых металлических изделий – носило неустойчивый характер. «Локомотивом» развития машиностроения стало вагоностроение (рост по отношению к уровню производства 2000 года составил почти 30 раз). По оценкам экспертов, только потребность российских железных дорог до 2015 года составит 450 тысяч грузовых вагонов, тогда как суммарная мощность всех производителей в странах СНГ составляет 60 тыс. единиц подвижного состава. Одним из крупнейших производителей железнодорожного транспорта в России является ОАО «Алтайвагон», производственные мощности которого позволяют изготавливать до 7500 грузовых вагонов в год.
В сфере энергетического машиностроения (котлы теплоэнергетические и их комплектующие, трансформаторы, силовые кабели) стратегической целью развития является сохранение лидирующих позиций на внутренних и внешних рынках за счет перехода на производство новых конкурентоспособных образцов продукции.
Особое, и не только экономическое, но и социальное значение для края имеет развитие сельскохозяйственного машиностроения. Возрождение алтайского сельскохозяйственного машиностроения – задача, значимая не только для края, но и для страны в целом (имеется в виду продовольственная безопасность территории России, находящейся за Уралом).
Стратегической задачей сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края является разработка и выпуск энергосберегающих машинотехнологических комплексов для сельского хозяйства (тракторы, сельскохозяйственные машины и орудия к ним). Развитие сельскохозяйственного машиностроения имеет хороший рыночный потенциал. Для реализации этого потенциала необходимо обеспечить в Алтайском крае производство продукции, которая могла бы конкурировать с импортной техникой.
Перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения связаны с федеральным и краевым государственными заказами, заказами на поставку продукции по лизингу, а также наличием межгосударственных и межрегиональных соглашений о сотрудничестве, в том числе с государствами Средней Азии. При этом основными направлениями развития предприятий машиностроения должны стать техническое переоснащение, внедрение новых, высокоэффективных технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции.
В целом машиностроительный комплекс края к 2025 году увеличит объемы выпуска продукции не менее чем в 2,5-2,8 раза по сравнению с существующим уровнем. Весь прирост будет обеспечен за счет роста производительности труда.
Фармацевтическая промышленность (производство лекарственных средств, биологически активных препаратов и витаминной продукции на основе местного сырья) - наиболее динамично развивающаяся отрасль, имеющая очень хорошие рыночные перспективы. В последние годы среднегодовой темп роста объемов выпуска лекарственных средств составлял около 25%; существенно расширен ассортимент выпускаемой продукции, налажено производство биологически активных добавок. Ежегодный прирост рынка фармацевтических препаратов в России составляет 20-25 %.
Реализация стратегических целей и задач позволит к 2025 году увеличить объем производства фармацевтической продукции в 6-8 раз. Важнейшим конкурентным преимуществом алтайской фармацевтики будут инновационность и использование уникальных природных сырьевых ресурсов.
Уровень промышленного производства в отдельных районах края определяется разработкой и использованием природных минеральных ресурсов (Благовещенский, Михайловский, Рубцовский, Змеиногорский, Локтевский районы). Это обстоятельство указывает на необходимость ускорения их разработки, в том числе с привлечением крупных инвесторов. К промышленным запасам относятся месторождения полиметаллических и железных руд, золота, бурых углей, освоение которых является новым эффективным направлением развития экономики края.
Разработку месторождений полиметаллических руд особенно активно ведет ОАО «Сибирь-Полиметаллы». С выходом на проектную мощность продолжительность разработки месторождений на наиболее крупном – Корбалихинском – оценивается в 30 лет. В 2006 – 2007 годах введены в эксплуатацию Рубцовский и Зареченский горно-обогатительные комбинаты с суммарной мощностью 500 тыс. тонн руды в год; начато строительство наиболее крупного горно-обогатительного комбината на Корбалихинском месторождении, запуск в эксплуатацию которого планируется осуществить в 2013 году.
Объем выпуска пищевой продукции |