vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Программа «пришкольный учебно-опытный участок»


Скачать 218.42 Kb.
НазваниеПрограмма «пришкольный учебно-опытный участок»
Дата04.03.2013
Размер218.42 Kb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Растения > Программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

закрытого административно-территориального образования

г. Радужный Владимирской области

ПРОГРАММА

«ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК»

Авторы: учитель химии

Борисова Т.В.

учитель биологии

Каменская Т.Е.

Утверждена на заседании

педагогического совета

от 29 августа 2009 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организация работы на пришкольном учебно-опытном участке (УОУ) позволяет на практике воплощать цель биологического образования, предусмотренную программой по биологии – подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни, как наивысшей ценности, уметь грамотно строить свои отношения с природой, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования.

Она выполняет ряд важнейших функций:

- расширение теоретических знания по биологии, экологии, химии, технологии выращивания растений;

- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории, с выполнением научно-исследовательских проектов;
- формирование экологическое сознание и поведения, эстетическую культуру, социальную активность, ответственного отношения к коллективному труду, окружающей среде;

- воспитание добросовестности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия;

- развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений и уходом за ними.
Основные направления деятельности учащихся на участке:

- разработка и реализация проектов по благоустройству школьной территории;

- создание различных композиций на УОУ;

- подбор различных видов растений и их выращивание, осуществление их вегетативного размножения;

- наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами биологии, экологии;

- изучение различных методов борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений;

- выполнение научно-исследовательских проектов по учебным программам, по изучению экологии города, охране окружающей среды;

- изготовление гербариев;

- выращивание лекарственных растений и изучение их целебных свойств.
     Работа учащихся на УОУ осуществляется за счет времени, отводимого на уроки сельскохозяйственного труда, отдельные темы уроков биологии, экскурсии, практические работы, субботники, кружковую работу, факультативные занятия, летнюю производственную практику.

К реализации программы привлекаются: администрация, педагогические работники школы, МОП, родители, учащиеся с 1 по 11 класс, «Зелёный патруль»
Цель программы: Использовать УОУ для образования, развития и воспитания социально активной личности, ответственной за окружающую среду, имеющей опыт личного участия в экологически ориентированной деятельности.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление об универсальной ценности всего живого в окружающей человека среде.

2. Подчеркивать эстетическое значение растений, их влияние на улучшение экологии города, школы, здоровье человека.

3.Сформировать навыки выращивания различных видов растений, ландшафтного дизайна, выполнения коллективных проектов.

4. Вовлекать всех участников образовательного процесса в реализацию проектов по благоустройству школьной территории, формируя личную ответственность каждого за общее дело.

5. Пропагандировать бережное отношение к окружающей природе родного края на ежегодной школьной конференции по итогам работы пришкольного УОУ.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:



Содержание работы

сроки

Общее количество часов

Выполнение программы УОУ за счет уроков сельскохозяйственного труда

( учащиеся 6-х классов, 16 часов х 3 кл. =48 часов; 74 учащихся)

сентябрь месяц, осенние работы

1.

Сбор семян цветочно-декоративных растений, сушка, сортировка, маркировка.

Приобретение навыков подготовки семян к хранению.

1-2 неделя сентября

2 часа

2.

Выкапывание теплолюбивых многолетников на зимнее хранение. Знакомство с правилами хранения, температурным режимом.

в зависимости от погодных условий

2 часа

3.

Пересадка комнатных растений (пеларгония, бальзамин, канны, очиток, бегония) с клумб в зимний сад.

Подготовка почвенных смесей, правила пересадки растений.

в зависимости от погодных условий

6 часа

4.

Уборка растительных остатков с клумб, осенняя обработка почвы. Правила закладки компостных куч.

Последняя неделя сентября

6 часа

5.

Обрезка кустарников, деревьев, лекарственных растений, перекапывание приствольных кругов.

В течение месяца

6 часа

6.

Посадка луковичных растений, технология их выращивания.

В течение месяца

2 часа

май месяц, весенние работы

1.

Побелка стволов фруктовых деревьев, санитарная обрезка поврежденных за зиму ветвей фруктовых деревьев и зеленой изгороди.

1-2 неделя

2 часа

2.

Весенняя обработка почвы, внесение удобрений. Нормы внесения минеральных удобрений, способы внесения.

2 неделя мая

4 часа

3.

Перекопка и разбивка клумб, бордюров, рабаток, рыхление почвы и подсыпка компоста на альпийских горках.

Навыки трудовой деятельности.

1-2 неделя

4 часов

4.

Прополка луковичных растений, уборка сорняков. Способы борьбы с сорняками.

3 неделя

4 часа

5.

Посев семян холодостойких растений в грунт, высадка многолетников.

Правила посева семян.

2-3 неделя

4 часов

6.

Высадка рассады цветочно-декоративных культур, с учетом размера, окраски цветка, листьев, сроков и продолжительности цветения, декоративных качеств после цветения. Реализация лучших творческих проектов учащихся школы и их родителей.

Изучение видового состава цветочных культур, технологии посадки, получение навыков оформления ландшафта.

4 неделя

6 часов

Выполнение программы УОУ за счет отдельных тем уроков по биологии, практических работ, факультативных занятий

6 класс

1.

Тема: Многообразие организмов.

Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с объектами живой природы.

сентябрь

1час

2

Тема: Внешнее строение листьев

Экскурсия на пришкольный участок.

Изучение темы на природном материала растений УОУ.

сентябрь

1 час

3.

Тема: Внешнее строение плодов: типы плодов, способы распространения плодов и семян. Составление коллекций для лабораторных работ

Экскурсия на пришкольный участок.

Изучение темы на природном материала растений УОУ.

сентябрь

1 час

4.

Тема: Внешнее строение стебля

Экскурсия на пришкольный участок.

Изучение видоизмененных побегов- почек, типов почек. Узнавание по почкам растений.

январь

1 час

5.

Тема: Строение цветка

Практическая работа: Изучение строения цветка, типов соцветий (на материале осенних экскурсий)

январь

1 час

7.

Тема: Зимние явления в жизни растений

Экскурсия на пришкольный участок.

февраль

1 час

6.

Тема: Рост растений. Фенофазы.

Экскурсия на пришкольный участок.

Условия произрастания деревьев, кустарников, цветочных культур

март

1 час

6.

Тема: Классификация растений. Признаки основных семейств покрытосеменных.

Групповая работа. Защита проекта, использование фотографий, сделанных на пришкольном УОУ, гербариев.

март

1 час

7.

Тема: Природные сообщества.

Практическая работа: Изучение особенностей растений различных экологических групп.

Экскурсия на пришкольный участок. Светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, засухоустойчивые растения.

апрель -май

2 часа

8.

Тема: Природные сообщества и влияние на них деятельности человека

Экскурсия на пришкольный участок.

май

1 час

7 класс

1.

Тема: Класс птиц.

Экскурсия на пришкольный участок Изучение многообразия птиц.

март

1час

2.

Тема: Биоценозы

Экскурсия на пришкольный участок

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

май

2 часа

9 класс

1.

Тема: Критерии вида

Практическая работа: Изучение морфологического критерия вида

(гербарии)

январь

1 час

2.

Тема: Ненаследственная изменчивость.

Экскурсия на пришкольный участок

Описание фенотипа различных растений пришкольного УОУ.

январь

1час

3.

Тема: Приспособление организма к среде.

Практическая работа: Изучение приспособленности растений к среде обитания (коллекции)

январь

1 час

4.

Тема: Биогеоценоз

Экскурсия на пришкольный участок

УОУ- пример искусственной экосистемы

апрель

1 час

5.

Тема: Эволюция, ее результат. Причины многообразия видов в природе.

Практическая работа: Изучение результатов опытов по сортоиспытанию на УОУ.

апрель

1 час

6.

Тема: Среда жизни и ее обитатели.

Экскурсия на пришкольный участок

Почва как среда жизни, ее обитатели

апрель

1 час

7.

Тема: Изучение изменений в искусственной экосистеме.

Экскурсия на пришкольный участок

май

1 час

8.

Тема: Антропогенное воздействие на природу.

Экскурсия на пришкольный участок

май

1 час

11 класс

1.

Тема: Что такое эволюция?

Экскурсия на пришкольный участок

Изучение эволюционных явлений: изменчивость, наследственность, борьба за существование, пример действия искусственного отбора. Причин гибели растений. Сбор материала для лабораторных работ.

сентябрь

1 час

2.

Тема: Учение об искусственном отборе. Экскурсия на пришкольный участок Результаты искусственного отбора на сортах цветочно-декоративных растений.

октябрь

1 час

3.

Тема: Популяция как единица эволюции

Экскурсия на пришкольный участок

Разнообразные популяции в природном окружении школы.

октябрь

1 час

4.

Тема: Вид и его критерии.

Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

октябрь

1 час

5.

Тема: Виды изменчивости.

Лабораторная работа: Изучение форм изменчивости на собранном в сентябре материале.

ноябрь

1 час

6.

Тема: Приспособленность организмов к среде.

Экскурсия на пришкольный участок

Виды приспособленности растений к зимнему периоду .

ноябрь

1 час

7.

Тема: Биоценоз

Экскурсия на пришкольный участок

УОУ- пример агроценоза

апрель

1 час

8.

Тема: Антропологическое влияние на экосистему.

Экскурсия на пришкольный участок

Изучение последствий антропогенного влияния на экосистему.

Механизм смены экосистем

май

2 час


Выполнение программы УОУ за счет летней производственной практики

(учащиеся 5, 10-х классов 127 человек работают по 20 часовой программе. учащиеся 5-х классов делятся на звенья по 10 человек, учащиеся 10 классов- по 6 человек, работают по графику июнь-август)


1.

Условия прорастания семян цветочных культур, способы их посева.

май

1 час

2.

Правила посадки и ухода за рассадой цветочных культур

май

2 часа

3.

Правила ухода за растениями в летний период

июнь- август

10 часов

4.

Исследование по сортоиспытанию различных видов растений

июнь- август

в течение сезона

5.

Выполнение исследовательских проектов

июнь- август

в течение сезона

6.

Обмен опытом работы на ежегодной конференции, отчет по карточкам-заданиям, по опытнической работе на УОУ.

сентябрь

2 часа

Выполнение программы УОУ за счет работы кружка «Технология выращивания растений» (4 часа в неделю -136 часов в год учащиеся 7-10 классов 20 человек)

1.

Теория: Изучение видового разнообразия растений, выращиваемых на УОУ, условий их роста и развития.

Практика: Составление гербариев для кабинета биологии, работа с научной литературой - определителями декоративных растений.

сентябрь


5 часов

2.

Теория: Состав, виды почв, почвенных смесей, кислотность почв.

Практика: Изучение состава почвы на УОУ, проведение простейшего химического анализа. Заготовка почвенных смесей для выращивания рассады цветов для весенних посадок.

5 часов

3.

Теория: Пересадка и перевалка растений, виды размножения растений.

Практика: Посадка луковичных растений на УОУ, пересадка многолетников на новое место, деление кустов флоксов, ромашек, хост, хризантем.

6 часов



4.

Теория: Влияние минеральных удобрений на развитие растений, питательная ценность, подкормка растений, виды удобрений, нормы и сроки их внесения.

Практика: Проведение опытов по влиянию различных удобрений на развитие растений, их цветение.

октябрь

4 часа


Постоянно во время учебного года

5.

Теория: Вредители и болезни растений. Методы борьбы с ними.

Практика: Уборка растений с клумб, глубокая перекопка под зиму.

4 часа

6.

Теория: Изучение условий роста растений: влияние света, влажности воздуха, режима полива, подкормок.

Практика: Уход за комнатными растениями, многолетниками перенесенными с УОУ в зимний сад, кабинет биологии.

4 часа

Постоянно во время учебного года

7.

Теория: Выращивание растений на гидропонике. Особенности ухода за такими растениями.

Практика: Закладка опыта

4 часа

8.

Теория: Виды дикорастущих лекарственных растений в окрестностях города, условия их выращивания на УОУ, целебные свойства.

Практика: Приготовление фиточая из летних сборов лекарственных растений, проведение сеанса аромотератии в кабинете психологической разгрузки.

ноябрь

2 часа

9.

Теория: Виды оформления школьной территории, проекты ландшафтного дизайна школьной территории: клумбы, альпинарии, варианты вертикального озеленения и т.д.

Практика: Выполнение и защита творческих проектов по благоустройству школьной территории, ландшафтному дизайну.

10 часов

10.

Теория: Выращивание комнатных плодовых растений семейства цитрусовые.

Практика: Правила обрезки, ухода, полива, выращивание плодов лимона в кабинете биологии.

декабрь



4 часа

В течении учебного года

11.

Теория: Особенности выращивания растений семейства кактусовые.

Практика: Создание «аквариумных» композиций для эстетического оформления учебных кабинетов.

4 часа

12.

Теория: Особенности ухода за макромерами в зимний период, полив, подкормки, увлажнение воздуха, чистка листьев, борьба с болезнями и вредителями.

Практика: Уход за гибискусами, пальмами, фикусами, цитрусовыми, монстерами, юкками, растущими в помещениях школы.

4 часа

В течении учебного года

13.

Теория: Технология выгонки луковичных растений. Выгонка гиацинтов в стеклянных вазах, беспочвенный способ.

Практика: Закладка опытов по выгонке тюльпанов, крокусов, нарциссов, гиацинтов для весеннего цветения. Создание цветочных композиций к 8 Марта.

4 часа

14.

Теория: Особенности выращивания декоративных видов хвойных растений в климатических условиях Владимирской области.

Практика: Создание схем цветочных композиций с посадками декоративных хвойников.

январь

4 часа

15.

Теория: Влияние цветущих растений на самочувствие человека, психологическое состояние, создание комфортной обстановки в различных помещениях. Подбор растений для хорошо освещенных и затемненных мест, влажного и сухого воздуха.

Практика: Подготовка рождественской фотовыставки «Праздник цветов»

4 часа

16.

Теория: Предпосевная обработка семян: калибровка, прогревание, стратификация.

Практика: Подготовка собранных весной семян к посеву для выращивания рассады однолетних растений.

февраль

4 часа

17.

Теория: Замачивание, проращивание, яровизация, обработка микроэлементами, дражирование, дезинфекция семян, способы посева семян на рассаду.

Практика: Посев семян различных видов цветочных культур в приготовленные почвенные смеси в ящики.

6 часов

19.

Теория: Календарь цветовода, сроки посева и высадки рассады цветов в открытый грунт, сроки и продолжительность цветения, составление схем размещения различных видов цветов на УОУ.

Практика: Творческие проект, изготовление карт-схем, выбор лучших вариантов для «зеленого строительства» на УОУ

6 часов

20.

Теория: Размножение растений черенкованием.

Практика: Черенкование бальзамина, пеларгонии, колеуса для выращивания посадочного материала на клумба.

март


4 часа




Теория: Выращивание рассады, подкормки, полив, световой и тепловой режим.

Практика: Получения навыков выращивания рассады, уход за всходами, подкормка, закаливание рассады.

6 часов

21.

Теория: Правила пикировка рассады, формирование растений за счет прищипки.

Практика: Пикировка рассады в специальный контейнеры, уход за растениями.

6 часов

22.

Теория: Правила размножения лютиков (ранункулюса), замачивание, подбор почвенной смеси, посадка в горшки.

Практика: Выращивание рассады для альпийских горок.

апрель

2 часа

23.

Теория: Выращивание рассады чины душистой (душистого горошка) с различными сроками цветения, формирование куста методом прищипки, состав почвенной смеси для хорошего роста. Различные виды вьющихся растений для вертикального озеленения

Практика: Выращивание рассады сортов «Алиса», «Вера», «Кремона», «Флориада», «ЭОС» -для вертикального озеленения.

4 часа

24.

Теория: Работа с научной литературой. Подбор однолетних растений, имеющих белые цветы, с разными сроками цветения с мая по октябрь для «белого сада».

Практика: Составление схемы посева семян и посадки рассады на центральной круглой и 2-х треугольных клумбах в «Белом саду»

4 часа

25.

Теория: Побор семян различный сортов одного видов растений для сортоиспытания, с учетом состава почв на УОУ, места положения коллекционного отдела. Изучение агротехники выращивания.

Практика: Защита проекта каждой группы, реализация лучшего на УОУ.

6 часов

26.

Теория: Составление композиций мини-садиков для балконных ящиков, подбор растений, описание агротехники выращивания.

Практика: Размещение лучших работ на сайте школы, использование их работ для украшения балконов в квартирах учащихся школы.

Май


4 часа

27.

Теория: Проверка состояния компоста в компостных кучах (при помощи кресс-салата)

Практика: Использование готового компоста для приготовления почвенных смесей, пересадка комнатных растений.

4 часа

28.

«Зеленое строительство» - реализация всех творческих проектов на УОУ, посев семян, посадка рассады, оформление клумб, рабаток, бордюров, вертикальное озеленение.

Закладка опытов для исследования различных факторов влияющих на рост и развитие цветочных культур

7 часов

29.

Карточки-задания на летние каникулы по применению полученных знаний. Выращивание различных видов растений на дачном участке, балконе. Постановка опыта, составление отчета (дневник наблюдений, фотографии)

2 часа

Выполнение программы УОУ за счет акций

1.

«Чистый двор»

сентябрь-октябрь, апрель

по 3 часа

2.

«Подари школе растение»

сентябрь, май




3.

«Зеленое строительство»

май




4.

««Покорми птиц»

декабрь-февраль





ТЕМЫ ОПЫТОВ НА УОУ ( карточки-задания на летний период)

Для учащихся 5-6 классов

1. Грунтовые посевы цветочно-декоративных растений.

2. Влияние удаления увядших цветов на продолжительность цветения анютиных глазок, календулы, бархатцев, портулака.

3. Влияние срезки всех отцветших соцветий на удлинение периода цветения львиного зева, люпина.

4. Изучение биологии цветения у цветочно-декоративных растений.
Для учащихся 7-8 классов

1. Удлинение периода цветения флокса многолетнего путём весенней срезки

части побега.

2. Увеличение размеров цветов у георгинов путём прищипки части бутонов.

3. Влияние пасынкования на ускорение зацветания.

4. Изучение дикорастущих цветочно-декоративных растений местной флоры.
Для учащихся 9-го класса

1. Влияние укороченного дня на зацветание георгинов.

2. Влияние укороченного дня на задержку зацветания колеуса и образования

мощных красивых листьев.

3.Улучшение имеющихся сортов цветочно-декоративных растений путем

индивидуального отбора.

4. Улучшение качества семян.
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
1. Формирование микроландшафта на пришкольном участке для эстетического восприятия школы.

2. Использование видового состава растений пришкольного участка для проведения наблюдений и опытов в природе.

3.Управление искусственной экосистемой УОУ на основе знаний по эволюции.

4. Изучение экологического состояния пришкольного участка;

5. Исследование плодов фигурной тыквы для гнездования птиц;

6. Любовь к родному краю безгранична;

7. Кресс-салат, как тест – объект для оценки загрязнения почвы и воздуха.

8. Сравнение рассадного и безрассадного способов выращивания астр.

9.Сравнение всхожести семян цветочно-декоративных растений различных фирм.

10. Наилучшие сроки посева семян календулы и луковиц нарциссов.

11. Применение стимуляторов роста при выращивании растений.

12. Лекарственных растений и их перспективы использования в лечении заболеваний.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пришкольный учебно-опытный участок
На пришкольном участке проводится работа учащихся в соответствии с программой по труду и биологии

Пришкольный участок моу «Притокская сош»
Пришкольный участок является необходимым подразделением в сельской школе. Он решает задачи образовательного, воспитательного и производственно...

Анализ работы учебно-опытного участка моу «Ярковская оош» в 2009-2010 учебном год
Учебно-опытный участок моу «Ярковская оош» функционирует с 1986 года. Он находится на территории земельного участка, отведенного...

Методические рекомендации по организации работы на учебно-опытном...
В работе сделана попытка осветить вопросы благоустройства учебно-опытного участка с упором на декоративное оформление. В пособие...

Конкурс   «Лучший  учебно опытный  участок» «Наш школьный участок»
Моу  «Чутеевская  оош»  для проведения в I – IХ классах уроков по трудовому обучению,  природоведению, биологии; организации общественно...

Назначение учебно-опытного участка, его структура
Учебно-опытный участок создается для проведения в 1-11 классах учебных занятий  по трудовому обучению, уроков по природоведению,...

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Учебно-опытный участок – это место, где учащиеся ведут целенаправленную опытническую работу

Учебно – опытный участок моу зыковской основной общеобразовательной школы
Рациональная организация работ на школьном учебно-опытном участке в большой мере зависит от учителя биологи, который обычно заведует...

Опыты на пришкольном учебно-опытном участке
Пришкольный участок занимает важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании...

Экспериментальная работа учащихся в теплице и на пришкольном учебно-опытном участке осш №2
Школьная теплица и пришкольный участок представляют исключительно благоприятные условия для работы учащихся, так как они систематически...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru