vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Учебная программа


Скачать 427.47 Kb.
НазваниеУчебная программа
страница1/4
Дата22.04.2013
Размер427.47 Kb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Растения > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ы.АЛТЫНСАРИНА


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ
6-9 КЛАССЫ

Астана 2010

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


БИОЛОГИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
для 6-9 классов общеобразовательной школы

Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.

Авторы программы: Жумагулова К.А., Жунискызы Кулжан, Алимкулова Р.А., Сатимбеков Р., Избасарова Р.Ш., Нарымбет Ж.А.

Учебная программа «Биология» для 6-9 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 32 стр.






© Национальная академия образования

имени Ы.Алтынсарина


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Биология» является одной из базовых областей общего среднего образования. Его роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира.

Биологические знания составляют базу для осознания жизни как величайшей ценности, для решения экологических проблем, необходимости ведения здорового образа жизни; обеспечивают генетическую грамотность школьников, усиление практической направленности обучения.

Основной целью обучения биологии является подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей зна­чение жизни как наивысшей ценности; формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии, знакомство учащихся с методами научного познания живой природы, постановкой проблем, требующих самостоятельной деятельности по их разрешению.

В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «Биология»:

– формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

– обеспечение сознательного усвоения основных биологических идей, понятий, концепций, теорий в их взаимосвязи, становлении, развитии;

– ознакомление с растениями и животными, экосистемами, охраной редких и исчезающих видов флоры и фауны мира и Казахстана;

– формирование знаний об основных методах исследования, разви­тие умений и навыков изучения биологических объектов;

– применение биологических знаний для оценки антропогенного воздействия в сохранении и равновесии биосферы, решении социальных, экологических и техногенных проблем;

– развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся посредством наблюдения и практических, лабораторных работ по изучению живых объектов, экскурсий на природу, в зоопарк, краеведческий музей, заповедник, национальный парк, заказник с целью изучения многообразия видов растений, животных, пищевых связей, влияния сезонных явлений на их жизнь;

– воспитание бережного отношения к природе, своему организму и организмам других людей;

– обучение учащихся самостоятельному поиску естественно-научных знаний.

Содержание курса «Биология» для 6-9 классов определяет систему биологических понятий и теорий. В содержании курса «Биология» основной школы отражен ведущий компонент научной картины мира – биологическая реальность.

Биологическая реальность представляет основные уровни жизни (клеточно-организменный, популяционно-видовой, биогеоцентрический, биосферный); процессы жизни (обмен веществ и энергии, онтогенез, филогенез); взаимосвязь живых организмов с окружающей средой (экология) и принципы биологического познания (причинность, системность, историзм, дополняемость, полицентризм).

В соответствии с типовым учебным планом ГОСО РК количество часов в неделю по биологии составляет:

в 6 классе – 1,5 часа в неделю, 51 час в учебном году;

в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

Вариативная часть содержания образования обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся и разрабатывается с учетом пожелания детей и запросов их родителей. Рекомендуются следующие дополнительные учебные программы: «Медицинская биология», «Основы экологии», «Ноосфера», «Заповедники Казахстана», «Красная книга Казахстана» и т.д.
II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Распределение базового содержания по периодам обучения с указанием часов


  1. КЛАСС – 51 час


БИОЛОГИЯ. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Введение (2 часа). Биология – наука о жизни, ее разделы. Многообразие живых организмов. Общие признаки живых организмов. Значение живых организмов в природе и в жизни человека.

Казахстанские и зарубежные ученые-биологи.

Охрана растений и животных. Красная книга. Заповедники, заказники и др.
Растения (25 часов)
Клетка. Ткани растений (3 часа). Клетка – наименьшая структурная и функциональная единица живых организмов. История открытия клетки. Увеличительные приборы.

Строение растительной клетки. Понятие о растительных тканях: особенности, виды, функции.
Вегетативные органы растений (14 часов). Корень и корневая система. Зоны корня. Видообразование корней. Корень – питание растения из почвы. Удобрения (минеральные и органические), их применение.

Побег и почки. Строение почек. Типы и строение стеблей. Передвижение питательных веществ по стеблю. Видообразование стеблей.

Лист. Внешнее строение листа. Формы лястьев. Простыс и сложные листья. Жилкование листьев. Расположение листьев на стебле.

Образование органических веществ в растениях на свету. Фотосинтез. Условия, необходимые для фотосинтеза. Космическая роль растений. Испарение воды листьями. Приспособление растений к влажному и сухому климату. Видоизменения листьев.

Вегетативное размножение растений.
Генеративные органы растений (8 часов). Строение цветка. Однополые и обоеполые цвстки. Формула цветка. Соцветия, их биологическое значение. Виды соцветий. Половое размножение растений. Опыление. Оплодотворение.

Плоды. Сочные и сухие плоды.

Семя, строение и состав. Строение двудольных и однодольных семян. Условия произрастания семян. Образование проростка.

Дыхание растений. Поглощенис и транспортировка кислорода, выделение углекислого газа. Влияние различных условий на дыхание растений.

Озеленение. Сроки и методы посадки деревьев и кустарников.
Заключение (1 час).
Демонстрация

Таблицы: строение растительного организма и растительной клетки; способы размножения и расселения растений.

Схемы: строение одно- и многоклеточных растений, растительных тканей; жизнедеятельность растений.

Гербарные и живые экземпляры растений. Муляжи, модели.
Лабораторные работы

1. Устройство микроскопа и лупы, приемы работы с микроскопом, приготовление микропрепарата.

2. Строение растительной клетки (на примере кожицы лука и кожицы листьев любого комнатного растения).

3-4. Ткани растений (образовательная покровная, основная, проводящая, выделительная).

5. Стержневые и мочковатые корневые системы.

6. Зоны корней.

7. Внутреннее строение стебля.

8. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.

9. Видоизменения подземньтх побегов. Корневища, клубни, луковица.

10. Внутреннее строение листьев.

11. Черенкование комнатных растений.

12. Строение цветка.

13. Простые и сложные соцветия.

14. Сухие и сочные плоды.

15. Строение двудольных и однодольных семян.
Практические работы

Ознакомление учащихся с правилами сбора растений для подготовки наглядных материалов. Сбор урожая на учебно-опытном участке. Проведение осенних работ по подготовке почвы, внесению удобрений. О вреде для живого организма большого количества удобрений. Значение отдельных удобрений (азотистых, фосфорных, калийных, микроэлементов) для растительного организма. Осенний посев семян. Уход за многолетними культурными и комнатными растениями. Черенкование комнатных растений. Вегетативное размножение растений на учебно-опытном участке.
Экскурсии

  1. Знакомство с многообразием растений, сезонными изменениями, с условиями жизнедеятельности растений, распространением плодов и семян. Ознакомление с методами выращивания растений в теплицах и оранжереях.

  2. Изучение растений и растительных сообществ в естественных местах обитания.


Фенологические наблюдения

Организация наблюдений за природой. Регулярное отражение результатов опытов и наблюдений в календаре природы.

Животные (22 часа)
Особенности организма животных (1 час). Общее понятие о среде обитания животных. Приспособление животных к окружающей среде.
Одноклеточные или Простейшие (3 часа). Среда обитания и распространение одноклеточных организмов. Многообразие и классификация: Ложноножки (амеба, арцелла), Жгутиковые (зеленая эвглена, вольвокс), Ресничатые (инфузория-туфелька). Простейшее строение одноклеточных животных, жизнедеятельность одноклеточных (движение, питание, дыхание, развитие и размножение). Значение одноклеточных животных в природе и в жизни человека.
Многоклеточные организмы (13 часов). Животная клетка. Типы тканей. Органы и система органов. Строение и жизнедеятельность многоклеточных животных. Питание. Питательные вещества – строительный материал и источник энергии для многоклеточных животных. Пищеварительная, дыхательная и выделительная системы беспозвоночных и позвоночных животных. Кровь, лимфа и кровообращение многоклеточных организмов.

Кровь, состав крови, функция. Клетки крови. Лимфа, антитела. Понятие об иммунитете, естественный и искусственный иммунитет. Кровеносная система беспозвоночных. Открытая кровеносная система. Замкнутое кровообращение. Кровеносная система позвоночных животных (на примере рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих). Сердце: строение, функции. Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры. Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения. Движение многоклеточных животных. Опорно-двигательный аппарат. Движение, его значение. Движение беспозвоночных животных (гидра, улитка, речной рак, паук, дождевой червь, моллюск, кальмар). Движение позвоночных животных (рыба, лягушка, ящерица, голубь, собака). Строение и значение опорно-двигательного аппарата. Размножение и индивидуальное развитие многоклеточных. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое и половое размножение. Половые клетки, их строение и функции. Оплодотворение. Индивидуальное развитие животных (общие закономерности и примеры развития). Раздельнополые животные и гермафродитизм. Размножение беспозвоночных (пресноводная гидра, дождевой червь, паук). Размножение насекомых с полным (на примере бабочки) и неполным превращением развития (кузнечик, таракан, стрекоза). Значение развития с полным и неполным превращением для сохранения вида.

Особенности размножения позвоночных животных (рыба, лягушка, птица, собака). Женская половая клетка – яйцеклетка. Мужская половая клетка – сперматозоид. Оплодотворение. Зародыш.

Икрометание. Нерест рыб. Яйцекладка у ящериц, змей, черепах. Яйцекладка у птиц. Виды птенцов (выводковые и гнездовые). Забота о потомстве.

Особенности развития млекопитающих. Индивидуальное развитие организма. Сроки жизни.
Поведение животных (5 часов). Нервная система и поведение. Нервная система беспозвоночных (на примере гидры и дождевого червя). Нервные узлы: нейромоторные волокна, нервная сеть. Раздражимость организма. Понятие о рефлсксе.

Нервная система позвоночных. Усложненис основных отделов головного мозга рыб, зсмноводных, пресмыкающихся, птиц, млскопитающих.

Нервная система и органы чувств. Строение и развитие нервной системы и особенности поведения (защита детонышей). Общественные насекомые: разделение труда, язык общения и др. Инстинкт - взаимосвязь условного и безусловного рефлексов. Переселение - приспособление к сохранению вида.

Использование знаний о поведении животных на практике.
Заключение (1 час).
Лабораторные работы

1. Наблюдение под микроскопом или увеличительным стеклом за одноклеточными животными (инфузория-туфелька): изучение внешнего строения, форм тела, движения, раздражимости.

2. Изучение внешнего строения, движения, питания и раздражимости пресноводной гидры.

3. Изучение внешнего строения дождевого червя, моллюска, улитки (членистость, слизистое покрытие тела, движение). Наблюдение за моллюсками при поднятии на поверхность воды. Раскрытие раковин, открытие дыхательного отверстия. Изучение строения раковины и дыхательного отверстия.

4. Наблюдение за аквариумными рыбками: внешнее строение, расположение плавников, питание, условные рефлексы.

5. Изучение внешнего строения птиц и млекопитающих. Изучение скелета птиц и млекопитающих.
Практическая работа

Культивирование в питательной среде простейших (инфузория-туфелька, пресноводная гидра).
7 КЛАСС – 68 часов
БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Введение (2 час). Общая характеристика царства органического мира (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные). Прокариоты и эукариоты,

Предмет и задачи систематики. Основоположники систематики. Систематические группы. Многообразие видов - величайшая ценность природы и устойчивости сообществ. Охрана многообразия видов в природе.
Бактерии, вирусы и грибы (7 часов)
Царство Бактерии (3 часа). Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Биологические особенности бактерий. Размножение бактерий. Классификация бактерий. Бактерии - фотосинтетики, симбионты, паразиты, сапрофиты. Роль бактерий в природе, в жизни человека и в биосфере. Использование бактерий в биотехнологии. Болезнетворные бактерии, меры борьбы с ними.

Гипотезы о происхождении бактерий.Цианобактерии (сине-зеленые водоросли), их строение и жизнедеятельность. Азотофиксирующие и симбиотические цианобактерии. Экология цианобактерий. Значение цианобактерий.
Демонстраци

Схемы: классификация бактерий; цепи питания с участием бактерий; круговорот веществ в природе.
Лабораторные работы

Рассматривание бактерий кисломолочных продуктов (простокваши, сметаны), огуречного и капустного рассолов, заранее подготовленной сенной палочки.
Вирусы (1 час). Биология вирусов. Строение вирусов и размножение. Многообразие вирусов. Болезнетворные вирусы. Вирусные заболевания растений. Происхождение вирусов.
Царство Грибы (3 часа). Биология грибов. Размножение грибов. Низшие и высшие грибы. Классификация грибов. Основные группы грибов: зигоспоровые, аскомицеты и базидиомицеты. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Патогенные грибы. Методы защиты растений от грибов-паразитов. Использование грибов в биотехнологии. Лекарственные свойства грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Профилактика грибных отравлений. Охрана грибов. Эволюция грибов.
Демонстрация

Натуральные и гербарные экземпляры плодовых тел шляпочных грибов, трутовика, спорыньи, грибов-паразитов.
Лабораторные работы

2. Изучение под микроскопом плесневых грибов и дрожжей.

3. Ознакомление с видами съедобных и ядовитых грибов.
Экскурсии

Знакомство с местными видами грибов, их ролью в природе и хозяйственной деятельности человека.
Практические работы

Определение методов защиты сельскохозяйственных культур от грибов-паразитов. Обучение правильному сбору грибов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по курсу «Фермерское животноводство и птицеводство»
Учебная дисциплина ««Фермерское животноводство и птицеводство» формирует у аспирантов способность успешно действовать на основе знаний,...

Рабочая учебная программа
Охватывает молочную, консервную и др отрасли

Рабочая учебная программа по технологии
Программа предназначена для обучения учащихся 5-8 классов основам технологических знаний, формирования технологической культуры и...

Программа технология 5-8 классы I. Пояснительная записка
Объект учебного предмета. Учебная программа «Технология» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом...

Учебная программа
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367

Рабочая учебная программа
Рецензент: Председатель Омской областной медико-психолого-педагогической комиссии

Примерная учебная программа
Профиль обучения: естественно-научный профиль химико-биологического направления

Рабочая учебная программа по «Технологии», сельскохозяйственный труд 5 -7 класс
«Технология. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 7-е издание. Москва...

Примерная программа
Учебная дисциплина «Система удобрения» входит в базовую часть цикла профессиональных дисциплин, включенных в учебный план согласно...

Рабочая учебная программа «Технология» 5-9классы
В связи с этим особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к трудовой деятельности в создавшихся экономических условиях,...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru