vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Программа кружка «Юный краевед» для 1 класса Пояснительная записка программы кружка юного краеведа


Скачать 125.77 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Юный краевед» для 1 класса Пояснительная записка программы кружка юного краеведа
Дата24.04.2013
Размер125.77 Kb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Растения > Программа
МКОУ Барлукская СОШ


Программа кружка

«Юный краевед»

для 1 класса

Пояснительная записка

программы кружка юного краеведа

Представленная программа кружка «Школа юного краеведа» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся 2–3 классов.

В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его его воздействия.

В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

Ц е л ь п р о г р а м м ы:

Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.

З а д а ч и п р о г р а м м ы:

1. Расширение знаний учащихся об окружающем мире.

2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.

3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями.

Занятия в кружке чередуются с посещением музеев и экскурсиями, проводимыми в близлежащем лесу, различных природных комплексах, на учебной экологической тропе, разработанной на территории школьного двора.

Важную роль играют посещения библиотеки ДК.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.

Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.

Ц е л ь 1-го г о д а о б у ч е н и я:

Формировать интерес к изучению природы родного края.

З а д а ч и 1-го г о д а о б у ч е н и я:

1. Расширить знания учащихся об окружающем мире.

2. Сформировать первичные навыки правильного поведения в природе.

3. Сформировать умение постановки простейших опытов и обработки полученных результатов.

4. Учить проводить наблюдения за объектами природы.

С о д е р ж а н и е п р о г р а м м ы 1-го г о д а о б у ч е н и я:

Программа 1-го года обучения включает в себя учебный курс, состоящий из 6 разделов:

1. Растительный мир. Растения родного края.

2. Мир насекомых. Насекомые родного края.

3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках своей области.

4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.

5. Звери, обитающие на территории своей области.

6. Охрана природы родного края.

П р и м е р н ы й п л а н м е р о п р и я т и й:

Программа 1-го года обучения рассчитана на 34 учебных часа.

Занятия кружка могут проводиться 1 раз в неделю по одному учебному часу .

Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Ф о р м ы к о н т р о л я п р о м е ж у т о ч н ы х р е з у л ь т а т о в:

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

– тестирование;

– творческие задания;

– викторины;

– конкурсы;

– олимпиады;

– интеллектуальные игры;

– выставки творческих работ учащихся.

У с л о в и я р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы:

Программа будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал.

П о о к о н ч а н и и 1-го г о д а о б у ч е н и я обучающиеся должны з н а т ь:

– смену времен года как смену условий существования организмов;

– значение живых организмов в природе и жизни человека;

– особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня);

– представителей животного и растительного мира родного края;

– содержание Красной книги России и своей области;

– формы охраны природы.

П о о к о н ч а н и и 1-го г о д а о б у ч е н и я обучающиеся должны у м е т ь:

– вести простейшие наблюдения в природе;

– ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;

– самостоятельно работать с дополнительной литературой;

– устно описывать объекты природы;

– называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области;

– изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;

– соблюдать правила поведения в природе.


Программа 1-го года обучения

Раздел 1

Растительный мир. Растения родного края

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области и растениями, занесенными в Красную книгу.

Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.

Основные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; комнатные и лекарственные растения; краснокнижные растения.

Раздел 2

Мир насекомых. Насекомые своей области

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые своей области.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с энтомологическими коллекциями.

Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые.

Раздел 3

Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках области

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства своей области. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.

Основные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство.

Раздел 4

Обитатели воздушного пространства.
Птицы родного края


Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии, наблюдения в природе и в уголке живой природы.

Основные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц.

Раздел 5

Животный мир. Звери, обитающие
на территории
своей области

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своей области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии.

Основные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные-вредители.

Раздел 6

Охрана природы родного края

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.

Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.

Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.

Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.

Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.

Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ планирование

Раздел 1

Растительный мир. Растения родного края

Название темы

Всего часов

Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности

1

Растительный мир. (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений.) Растения своей области

1

Экскурсия «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространений)

1

Травы. Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев (или на основе собранного материала)

1

Осенний бал (праздник)

1

Раздел 2

Мир насекомых. Насекомые своей области

Название темы

Всего часов

«Мал золотник – да дорог». (Какую пользу приносят насекомые.)

1

Насекомые-вредители

1

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми

2

Насекомые, обитатели своей области. Работа с энтомологической коллекцией

1

«Кто важнее? (Викторина-игра «спор насекомых».)

1

Раздел 3

Обитатели вод. Рыбы, обитающие в области

Название темы

Всего часов

Рыбы, обитающие в реках области

1

Охрана рыбных богатств

2

Викторина «Золотая рыбка»

1


Раздел 4

Обитатели воздушного пространства
родного края


Название темы

Всего часов

Обитатели воздушного пространства (виды, места обитания)

1

Птицы обитатели своей области

1

Птицы открытых воздушных пространств

2

Птицы своей области, занесенные в Красную книгу

2

«Птичка-невеличка». (Викторина.)

1

Охрана и привлечение птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек

1

Игра «Птичий час»

1

Раздел 5

Животный мир.

Звери, обитающие на территории своей области

Название темы

Всего часов

Животный мир. (Общие понятия: рыбы, птицы, звери, насекомые.)

1

«Мой друг» (Праздник домашних животных.)

1

Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами

1

Звери, обитающие на территории области

2

«В мире животных». (Викторина.)

1

Краснокнижные виды

1



Раздел 6

Охрана природы родного края

Название темы

Всего часов

Вводное занятие. Охраняемые территории

1

Ознакомление с растительным и животным миром родного края

2


Список дидактических и методических
материалов к учебному курсу
(1-
й год обучения)


– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

– карточки-задания для усвоения нового материала;

– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

– викторины по каждому изучаемому разделу;

– кроссворды по каждому изучаемому разделу;

– тесты по каждому изучаемому разделу;

– загадки по каждому изучаемому разделу;

– загадки-акростихи;

– загадки с подсказкой;

– загадки-обманки;

– рассказы-загадки;

– метаграммы, анаграммы;

– биологические задачи;

– экологические игры, сказки, ситуации;

– рабочие альбомы.

Рекомендуемая литература для учителя

(1-й год обучения)

1. Акимушкин, И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.

2. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967.

3. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Колос, 1984.

4. Бутурлин, С. А. Что и как наблюдать из жизни птиц. – М.: Учпедгиз, 1948.

5. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Художественная литература, 1995.

6. Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к урокам. – Волгоград: Учитель, 2003.

7. Кубанцев, Б. С. Животный мир Волгоградской области. – Волгоград, 1982.

8. Кубанцев, Б. С. Птицы северных районов Нижнего Поволжья. – Волгоград, 1982.

9. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. – Волгоград, 1992.

10. Руднянская, Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Весна. – Волгоград: Учитель, 2005.

11. Руднянская, Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Осень. – Волгоград: Учитель, 2003.

12. Шорыгина, Т. А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000.

Рекомендуемая литература для учащихся

(1-й год обучения)

1. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.

2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.

3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

4. Жукова, Т. И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969.

5. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Согласовано утверждаю
Модифицированная программа дополнительного образования детей кружка «Юный кроликовод», составлена на основе типовой программы для...

Государственное образовательное учреждение
...

Утверждаю: 2011г. План учебно-воспитательной работы кружка «Цветоводство»...
Программа кружка «Цветоводство» рассчитана на 2 года обучения. В 2010 учебном году в кружке занимается 14 чел второго года обучения...

Окружающий мир пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 2 класса Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф,...

Создание экологических условий для комнатных растений кабинета биологии
Методическая разработка занятия кружка «Юный исследователь природы» для учащихся 5 – 9 классов по теме

Программа исследовательского кружка «Юный цветовод»
Рассматриваются наиболее интересные представители растительного мира. Во второй год занятий кружковцы углубленно изучают виды декоративных...

Номинация: эколого-биологическая
Программа кружка «Юный лесовод» разработана с учетом Законов Российской Федерации: «Об образовании», «Об охране окружающей природной...

Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)...

Программа кружка  «Юные лесоводы»
Программа предназначена для учащихся 8,9,10 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными...

Рабочая программа для 6 класса
Программа 2 вида для 6 класса разработана на основе государственной программы «Технология. Программы начального и основного общего...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru