vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Московский комитет образования Московский институт повышения квалификации


НазваниеМосковский комитет образования Московский институт повышения квалификации
страница1/40
Дата29.05.2013
Размер5.43 Mb.
ТипОтчет
vcvetu.ru > Растения > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Московский комитет образования

Московский институт повышения квалификации


работников образования

Институт «Открытое общество»

Московская городская педагогическая гимназия № 1505


СОВРЕМЕННАЯ ГИМНАЗИЯ:

ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА – К ПРАКТИКЕ

УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Москва


«Парсифаль»

Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики




1998

Современная гимназия: от эксперимента — к практике универ­сального образования. — М.: Парсифаль, 1998.

Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготов­лен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.

Издание выполнено в рамках проекта "Высшие педагогические мастерские", реализуемого при поддержке Московского института повышения квалификации работников образования, на средства благотворительной организации "Институт Открытое Общество".

Спонсором проекта выступил известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.

Сборник раскрывает различные аспекты экспериментальной работы в реально функционирующей гимназии. Последовательно рассмат­ривая проблему универсального образования в современных условиях, авторский коллектив пытается показать пути решения актуальной для современной школы проблемы — обеспечения стабильного уровня общеобразовательной подготовки в сочетании с профильным обуче­нием и учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся и их семей.

В первом разделе сборника помещены материалы, характеризующие экспериментальную работу в гимназии как целостном образова­тельном учреждении, далее приводятся материалы по основным образовательным областям.

Сборник может быть интересен не только ученым и практикам, работающим в гимназиях и иных образовательных учреждениях повы­шенного уровня обучения, но и педагогам массовой общеобразовательной школы, прежде всего своей прикладной направленностью, а также тем, что среди его авторов — ученые и учителя-практики, ведущие экспериментальную работу.

© Авторский коллектив МГПГ № 1505. 1998.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Раздел 1. Экспериментальная работа в Московской

городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505 7

КаспржакА, Г. Особенности экспериментальной работы

в современной гимназии 7

Иванова Л. Ф. Отчет о работе проектной группы "Выбор

видов учебной деятельности" 29

Хотеенков В. Ф. Из опыта деятельности учебно-исследовательских мастерских Московской городской педагогической гимназии-лаборатории

(Методические рекомендации) 39

Бяшарова Т. Я., Карпашевич Л. А. Комплексная программа

физического воспитания и развития учащихся

педагогической гимназии , 65

Раздел 2. Психолого-педагогические дисциплины в гимназии 79

Фишер М. И. Гуманизация социально-профессионального

самоопределения учащихся педагогической гимназии 79

Сидон Л. М. Педагогика как метапредмет 92

Геллер М. М. О перспективах воспитательной и

развивающей деятельности в МГПГЛ 98

Кабакова В. В. К проблеме создания единого цикла

психолого-педагогических дисциплин в МГПГЛ 104

Онучин А. Н. Психолого-педагогическая поддержка учащихся... 112

Смирнова О. М., Савина О. О. Особенности организации

и построения курса "Развитие познавательных процессов"

у учащихся 5-6 классов гимназии 119

Раздел 3. Образовательная область "Математика

и информатика" 129

Илларионова Т. И. Варианты планирования учебных занятий

для различных способов их организации 129

Лобанов Ю. А., Дединский И. Р. Вариативный подход к курсу
информатики 148

Раздел 4. Образовательная область "Природа" 163

Морозова В. Ф. Из опыта формирования умений

в школе II ступени 163

Кучер Т. В. Занимательная география

(программа курсов по выбору для 5-7 классов). 178

Березина Е. Е., Морозова В. Ф., Морозова Е. Ю. Эксперимен­
тальная программа по биологии для 7 классов 190

Морозова Е. Ю. Программа технологического курса

для 6 класса "Комнатные растения" 197

Пурышева Н. С., Паламарчук А. В. Элективный курс

"Введение в физический эксперимент" 201

Колчугина О. П. Система элективных курсов по астрономии .... 210

Раздел 5. Образовательная область "Искусство" 215

Залесский Л. А. Мировая художественная культура в

современной гимназии. Проблемы. Решения. Перспективы 215

Коробейникова С. Ю. Программа курса по выбору

"Художественная обработка бумаги" для 5 класса 245

Коробейникова С. Ю. Программа курса "Технология

работы с бумагой" для 6 класса 253

Раздел 6. Образовательная область "Общество" 267

Боголюбов Л. Н. Курсы по выбору учащихся в гимназии

(История. Обществознание) 267

Рудаков В. Н. Вспомогательные исторические дисциплины
(программа курса по выбору для учащихся 7-8 классов) 286

Приложения 291

Каспржак А. Г., Иванова Л. Ф. Образовательная программа 291

Учебные планы на 1997/98 учебный год 310

ПРЕДИСЛОВИЕ

Третий по счету сборник, выпускаемый Московской городской педагогической гимназией с помощью МИПКРО в рамках программы, реализуемой лабораторией инновационного образования, содержит материалы, представленные летом 1997 г. на конференции, посвященной реализации образовательной программы гимназии. (См. Современная гимназия и универсальное образование. - М., 1995; Современная гимназия - через универсальность к многообразию. - М.,1996)

То обстоятельство, что коллектив гимназии целенаправленно работает над поиском модели современного гимназического образования, вероят­но, может заинтересовать читателя с точки зрения как первых полученных результатов, так и организации научного поиска в реально функциони­рующем образовательном учреждении. Гимназия приказом МКО № 388 от 15.09.94 определена как базовая по отработке модели гимназического образования в рамках реализации программы "Столичное образование". В данном сборнике представлены материалы профессиональных научных работников, руководителей образовательного учреждения, учителей-практиков.

Под одной обложкой эти материалы собраны благодаря тому, что в них отражены различные этапы экспериментальной работы в гимназии. Так, первый раздел включает статьи, касающиеся разных аспектов экспери­ментирования в масштабах всей гимназии.

Во втором разделе, касающемся специфического для данной гимназии аспекта - понимания места и значения психолого-педагогических дисциплин, читатель найдет статьи научных сотрудников, пытающихся осмыслить то, что на протяжении ряда лет практические работники гимназии предпринимают для решения задачи допрофессиональной подготовки гимназистов, интересующихся педагогикой или, точнее, - не чуждых таких интересов.

В разделе "Образовательная область "Математика и информатика" учитель может заинтересоваться предложенным вариантом программы по математике для непрофильных старших классов. Эта программа реализуется в гимназии на протяжении ряда лет и позволяет выпускникам-гуманитариям успешно осваивать материал по сложному Для них предмету. Курс информатики, представленный далее в этом разделе, - еще только рождается в гимназии. Происходит этот процесс непросто, далеко не все замыслы авторов находят адекватные средства Реализации. Тем полезнее для читателя, увлеченного сходными проблема­ми, сверить свое видение их с позицией Ю. И. Лобанова и И. Р. Дединского.

Предисловие

В разделе "Образовательная область "Природа" представлены, главным образом, программы курсов по выбору учащихся; их эксперимен­тальный характер выражен в том, что содержание этих программ строится с учетом реального сокращения учебного времени на эти предметы в инвариантной части учебного плана - при необходимости не только дать учащимся современные знания о природе, но и в полной мере реали­зовать мировоззренческий и практический потенциал данных предметов.

Раздел "Образовательная область "Искусство" составили материалы Л. А. Залесского, который в предыдущем сборнике гимназии опубликовал программы авторского курса по мировой художественной культуре. В данном сборнике показан некоторый опыт реализации этой программы в практике гимназии именно как курса, универсально значимого и глобально развивающего. Материалы С. Ю. Коробейниковой отражают возможности такого технологического курса, связанного с изобрази­тельной деятельностью детей, который не только знакомит их на практике с наиболее доступными технологическими приемами работы, но и обладает большими развивающими, творческими возможностями.

В разделе "Образовательная область "Общество" представлена статья, анализирующая на примере одной образовательной области специфику проведения занятий по выбору. Такая вариативность, опробованная в экспериментальном режиме, уже стала реальной практикой гимназии. Кроме того, в разделе приводится программа курса по выбору, который углубляет знания учащихся в области исторических вспомогательных дисциплин, готовит учащихся к более осознанному выбору профильного обучения.

Заключает сборник вторая по счету образовательная программа гимназии, являющаяся преемственной по полученным результатам, описанным в трех сборниках "Современная гимназия...". И одновременно новая образовательная программа - ориентир для нового шага на пути к универсальности гимназического образования.

Определенный интерес для руководителей образовательных учреждений может представить публикуемый комплект учебных планов, апробированных в МГПГЛ. Очевидно, что его изучение позволит читателю не только соотнести предлагаемые авторами учебные и аналитические материалы с теми ресурсами времени, которые отводятся на каждую образовательную область, но и лучше понять специфику предлагаемой модели столичного учебного заведения данного вида. При этом станет яснее, как коллектив гимназии создает -условия для выполне­ния требований федеральных и региональных нормативных документов при сохранении своего видового своеобразия.

6

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ-ЛАБОРАТОРИИ № 1505

Каспржак А. Г. канд. пед. наук, директор гимназии

Особенности экспериментальной работы в современной гимназии

Инновационная и экспериментальная школы: проблема единства понимания

"Педагогический эксперимент" - это словосочетание в последнее десятилетие насытило речи и статьи педагогов, стало предметом гордости администраторов от образования, повергло в шок методоло­гов, для которых экспериментальные образовательные процессы явля­ются предметом специального изучения примерно с конца 50-х годов.

Дело в том, что под педагогическим экспериментированием зна­чительная часть практикующих педагогов понимали и понимают и новаторскую, и инновационную, и собственно экспериментальную деятельность, т.е. любое новшество, которое по требованию времени входит в педагогическую практику российской школы. Если же к этому добавить, что педагогика как наука только проходит период обособле­ния от других наук, то становится ясно, что прежде чем перейти к обсуждению темы настоящей статьи, следует обсудить основные термины, которыми мы будем пользоваться. Как нам кажется, только таким образом можно постараться избежать понятийно-смыслового несоответствия, которое зачастую мешает сегодняшним педагогам вести плодотворное обсуждение той или иной проблемы.

В терминологическом словаре педагогов-практиков чаще всего синонимами являются понятия: инновация (инноватика) и экспери­ментирование, а наличие соответствующих образовательных учрежде­ний в том или ином регионе является для многих абсолютным показа­телем реформаторского потенциала современной российской школы.

7

Раздел 1

Позволим себе частично усомниться в правомерности существования подобной критериальной базы, для чего попробуем расчленить подобный "терминологический винегрет" на составляющие. Мы попро­буем постулировать в рамках этого текста свою трактовку понятий, что, на наш взгляд, даст возможность достигнуть эффекта понимания между читателями данного сборника и авторами.

С этой целью попробуем сначала обсудить своеобразие так называ­емых инновационных и авторских школ, школ-лабораторий и т.д. Причем учтем тот факт, что инновационностъ и экспериментальность являются понятиями, определяющими характер работы педагогических коллективов (педагогов), а инновационная, или авторская, школа - это вид учебного заведения, его организационно-педагогическая структура, существующая в рамках соответствующей реально действующей нор­мативно-правовой базы. Это позволит нам наметить некоторые воз­можные направления развития нормативно-правовой базы, а, следова­тельно, сделать еще один шаг к "окультуриванию" эмпирически скла­дывающегося нового российского образовательного пространства.

Итак, перейдем к обсуждению специфических особенностей сегод­няшней экспериментальной российской школы. Своими корнями она связана в нашем сознании с экспериментальными школами Акаде­мии педагогических наук. Понятно, что именно на этих эксперимен­тальных площадках отрабатывались (причем нельзя не заметить, что весьма успешно) монопольные педагогические идеология и технология, транслирующиеся затем на массовую школу через единые программы, учебники и пособия для педагогов, системы подготовки и переподготов­ки кадров, рекомендации органам, инспектирующим процесс обучения. В этой ситуации учитель, практикующий в подобном учреждении, вряд ли мог быть автоматически отнесен к разряду педагогов-исследо­вателей. Он шел за автором идеи, на котором и лежала реальная ответ­ственность за результат. Реализация того или иного эксперимента в идеале зиждилась на строгой структуре нововведений в педагоги­ке, определенной рядом программных теоретических разработок Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина и др., то стано­вится ясно, что советская "академическая" наука весьма успешно созда­вала и соответствующую педагогическую реальность, и учителя-экспе­риментатора, практически не обремененного грузом ответственности, хотя в подавляющем большинстве случаев - весьма квалифициро­ванного, исполнительного и заинтересованного в результате специали­ста. Уточним: учитель, конечно же, брал на себя определенную долю ответственности, но лежала она почти всегда в области методики преподавания; соавтором идеи ему по статусу быть не полагалось.

8

Экспериментальная работа в Московской городской педагогической гимназии-лаборатории

Как известно, в последнее десятилетие по объективным причинам эта достаточно стройная система апробации педагогических новов­ведений перестала работать, что привело, с одной стороны, к снижению качества академических исследований, а с другой - к установлению стихийных, часто временных связей авторов идей с так называемыми экспериментальными площадками. Последствия подобных процессов сказались незамедлительно, так как был нанесен удар и по сложив­шейся системе апробации нововведений, и по целесообразности внедрения их результатов в практику. Но самым опасным следствием вышеобозначенного процесса мы считает тот факт, что в сознании определенной части российских педагогов произошла нивелировка понятия научности, системности эксперимента, достоверности его результатов, целесообразности распространения того или иного новшества. А если к этому добавить, что определенная группа инно-ваторов-экспериментаторов стала использовать весьма сомнительные результаты своих псевдоисследований как возможность добывания средств к существованию, то...

Вместе с тем, нам бы не хотелось, чтобы у читателя сложилось впечатление о чрезмерной консервативности автора. Не для оправ­дания хотелось бы заметить, что уже более десяти лет мы практически принимаем участие в процессе реформирования современной российской школы, отдавая себе отчет в том, что в период глобальных социальных перемен педагогическая практика чаще всего опережает академическую науку, обогащая ее не только фактическим материалом, но и новыми, порой дерзкими и весьма оригинальными и ценными идеями. Однако нам кажется, что сама "эпоха перемен" обычно объективно порождает еще и весьма агрессивные псевдонауки (лысенковскую, например), которые, бравируя привлекательностью и доступностью исследовательской деятельности, "обогащают" науку (с большой буквы) шарлатанами и проходимцами. Увы, далеко не редкими становятся сегодня факты принятия молодыми увлеченными потенциальными исследователями и экспериментаторами своеобраз­ных мистических псевдообразовательных пространств, созданных так называемыми "радикально настроенными директорами инновационно-экспериментальных школ", которые заменяют им и педагогическую, и научную реальность.

Сделаем теперь промежуточные выводы.

Первое. Академической экспериментальной школы образца 50-80-х больше нет, говорить об ее воссоздании в новых социально-экономи-

9

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Минский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Составители: начальник отдела по организации повышения квалификации классных руководителей Т. И. Павлюченко

Российской Федерации Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Новгородский институт...

Исследование металлургических свойств железосодержащих брикетов из...
Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов»

Российской Федерации Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области
...

Теоретические и методологические основы ветеринарной герпетологии
Работа выполнена на кафедре незаразных болезней гоу впо московский государственный университет прикладной биотехнологии и в отделе...

Витебский областной государственный институт повышения квалификации...
Печатается по решению совета отдел воспитательных систем и технологий уо «вог ипк и прр и со»

Совета Белгородского
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Совета Белгородского
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Разработка системы обеспечения сенсорного качества соковой продукции
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет...

«О преподавании химии в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru