vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Краевая олимпиада школьников по географии 2005 г


Скачать 303.7 Kb.
НазваниеКраевая олимпиада школьников по географии 2005 г
страница1/4
Дата06.03.2013
Размер303.7 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Растения > Тексты
  1   2   3   4
Краевая олимпиада школьников по географии 2005 г.
Олимпиады по географии стали традиционными, проводятся в Алтайском крае уже несколько лет и состоят из двух туров: районного и краевого. В районном туре приняло участие 142 человека, в краевом – 29. Из числа участников краевого тура – 55% сельские школьники, 45 % - городские. Призерами III этапа Всероссийской олимпиады школьников, занявших 1 – 3 места среди 9, 10 и 11 классов стали 11 человек, среди них 5 городских школьников и 6 учащихся из сельской местности. Победителем среди 9-х классов стал ученик 8-го класса (Островский Дмитрий), что убедительно говорит о необходимости проведения олимпиады по географии среди 8-х классов.

Как обычно, участников олимпиады ждали задания, требующие не только знания пройденного материала, но и творческого подхода к ответу на каждый вопрос. Часть предложенных вопросов имела проблемный характер, и для их решения необходимо было применять знания из смежных учебных дисциплин. В 10 и 11 классах традиционны задания по географии Алтайского края, которые позволяют учащимся по-новому взглянуть на хорошо знакомую территорию. Отличительной чертой заданий этого года стала использование статистического материала в заданиях для всех возрастных групп. В работе со статистикой четко выявляется способность учащихся к тщательному анализу и последующему обобщению. К сожалению, эти задания вызвали наибольшие затруднения у 80 % участников олимпиады, что указывает на недостаточное использование статматериала на уроках географии. Большие затруднения у учащихся и в районном и в краевом туре вызвали вопросы, касающиеся применения различных метеоприборов и геодезических приборов, что говорит об отсутствие в современных школах метеоплощадок и слабом техническом оснащении, в целом кабинетов географии.

При разработке заданий были учтены методические указания О.А. Климановой, А.С. Наумова, Л.Ф. Греханкиной, Н.Ю. Белаш. Формы предложенных заданий была разнообразны, и по их подобию можно составить аналогичные задания по другим темам школьных курсов географии или для большего числа вариантов.

Олимпиадные задания, какими бы сложными они не были, строятся на основе школьных курсов географии с учетом последних методических публикаций для учителей географии. Поэтому при подготовке учащихся следует обратить внимание на новые издания школьных учебников, атласов и другой методической литературы, рекомендованной Министерством образования.

Краевая олимпиада (очный тур) проводилась в III этапа:

I этап – теоретический

II этап – экспериментальный

III этап – тестовый

Задания теоретического тура соответствовали содержанию всего школьного курса географии. Это были задачи комплексного характера, для решения которых необходимо применять знания из всех разделов программ. За ответ на каждый из 5 вопросов учащийся мог получить максимальную оценку в 5 баллов, итог – 25 баллов. Специфика оценки ответов на данные задачи определяется самим характером предлагаемых заданий. При решении подобных творческих задач, на которые не всегда есть однозначные ответы, значительную роль играет логика рассуждений и аргументированность доказательств. Как показывает опыт, победитель олимпиады отличается не только отличным знанием школьной программы, но также и нестандартным подходом к проблеме, комплексностью мышления, способностью к самостоятельным выводам. На решение всех задач теоретического тура отводилось 3 астрономических часа. Ответы представлены в письменном виде и даже были иллюстрированы рисунками (эмблемы экономических районов России).

Специфика II этапа олимпиады заключалась в проверке знаний географической номенклатуры, умение пользоваться контурными картами.

За каждый правильный ответ участник получал 0,1 балла, максимальное количество – 8 баллов. На выполнение этого задания отводилось 2 астрономических часа. Следует обратить внимание на слабое знание учащихся политико-административного деления РФ.

И, наконец, заключительный этап – это тестирование по всем разделам школьной географии. Таким образом, учащиеся выпускного класса, многие из которых собираются сдавать ЕГЭ по географии получили возможность проверить свои знания по физической географии материков, физической географии России, экономической и социальной географии мира и России, так как тесты были составлены по аналогии с тестами ЕГЭ. Задания имели различную степень сложности: первый тип заданий – выбор одного правильного ответа, второй тип заданий – выбор нескольких правильных ответов, третий тип – задания на соответствие. Наиболее сложными для участников олимпиады оказались задания III типа. Вызвали затруднения вопросы, связанные с объяснением годового и суточного вращения земли, действия факторов климатообразования и рельефообразования, взаимосвязи географической оболочки. По курсу «Физическая география России» хуже справились с вопросами по часовым поясам России и объяснения особенностей природы страны и отдельных регионов. В тесте по экономической и социальной географии определенные сложности вызвали вопросы, где требовались современные знания статистического материала по отдельным странам, а школьники часто пользовались старыми данными. Время выполнения задания – 2 астрономических часа, максимальное количество баллов для 9 –го класса – 60 баллов, для 10-11-х - 90 баллов.

Председатель жюри,

Доцент АлтГУ, к.г.н. Н.Н. Праздникова
Вопросы заочного тура районной олимпиады по географии

9 класс


  1. Представьте, что Вы работаете проектировщиком в организации, которая занимается строительством автомобильных дорог. Ваша организация заключила контракт на создание системы шоссейных дорог на юге Алтайского края. Какие природно-географические карты Вам понадобятся для проектирования и с какой целью?

  2. В чем проявляется закон зональности в мировом океане? Свой ответ обоснуйте.

  3. Представьте, что Австралия оказалась повернутой на 90 градусов по часовой стрелке вокруг своей крайней западной точки. Опишите, как изменится климат в районе г. Сидней.

  4. Объясните особенности освоения территории России с экстремальными условиями.

  5. Вам дано задание укомплектовать метеопункт. Какие приборы необходимо приобрести и с какой целью? Ответ оформите в виде таблицы.

Прибор

Его использование


Ключ к ответу 9 класс (для учителей)


  1. Геологические карты (оценка свойств грунтов, запасы строительных материалов), карты рельефа – топографические, гипсометрические (измерение расстояний, уклонов местности, определение ее проходимости, проработка оптимальных маршрутов), гидрографические карты (проектирование мостов), карты средних и экстремальных температур воздуха (тип дорожного покрытия).

  2. Зональность проявляется в температуре воды, солености, направлении течения, распределение биоресурсов.

  3. Город Сидней окажется примерно на 60 градусе ю.ш., следовательно климат умеренный морской.

  4. Необходимо дать определение экстремальных условий, назвать территории, где отмечаются экстремальные условия, объяснить воздействие влияния на человека и его деятельность, указать пути решения проблемы.

  5. Следует отметить работы с детальным анализом метеоприборов и их подробной характеристикой.


Вопросы заочного тура районной олимпиады по географии

10 - 11 класс

  1. Назвать и охарактеризовать основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности в России.

  2. Какая природная зона России занимает наибольшую территорию? Найдите в ее пределах 3 района, неодинаковых по природным условиям. Объясните причины различий.

  3. Назовите факторы, которые способствовали превращение Европы в важнейший центр мировой торговли.

  4. Небольшое государство Мальта является центром международного туризма. Что привлекает сюда туристов?

  5. В каких районах мира актуальны те же социальные и экологические проблемы, что и в Московской агломерации? Как они проявляются? Каковы возможные варианты решения этих проблем?


Ключ к ответу 10 – 11 класс (для учителей)


  1. Необходимо перечислить основные тенденции и подробно охарактеризовать:

а/ экологические проблемы ТЭК

б/ проблемы рационального использования природных ресурсов

в/ воздействие транспорта

г/ экологические проблемы металлургии

  1. Необходимо определить природную зону, перечислить факторы обособления природных зон, назвать 3 района, объяснить причины различий.

  2. Практически все государства относятся к развитым странам, где низкая обеспеченность природными ресурсами и выгодное географическое положение.

  3. Исторические памятники, выгодное географическое положение в центре Средиземного моря, субтропический климат, теплое море.

  4. Следует отметить работы с детальным анализом той или иной проблемы, а также работы, в которых названо наибольшее количество проблем.


Тестовые задания

Физическая география мира


  1. Какое соответствие «растение-материк, на котором оно произрастает является верным»?

А) секвойя – Северная Америка в) эвкалипт – Африка

Б) бутылочное дерево- Евразия г) баобаб- Австралия

  1. Какое утверждение о природных зонах мира является верным?

А) В Южной полушарии зона лесостепей и степей больше по площади, чем в Северном

б) В Северном полушарии зона лесов и тайги больше по площади, чем в Южном.

В) Пустыни и полупустыни образуются только в тропическом климатическом поясе

Г) Наибольшее разнообразие видового состава растений характерно для саванн и редколесий.

  1. Какое утверждение о географических различиях в продолжительности дня и ночи на Земле верно?

А) Продолжительность дня на тропиках всегда больше продолжительности ночи.

Б) Самый длинный полярный день наблюдается на Южном полярном круге.

В) Самая длинная полярная ночь наблюдается на Северном полярном круге.

Г) Продолжительность дня на экваторе всегда равна продолжительности ночи.

  1. Какое утверждение о географических особенностях освещенности Земли является верным?

А) 23 июня в пределах Южного полярного круга наблюдается полярная ночь.

Б) 23 сентября Северное полушарие освещено больше, чем Южное.

В) 22 декабря полуденное Солнце стоит в зените над экватором.

Г) 21 марта полуденное Солнце стоит в зените над Северным тропиком.

  1. Какое соответствие «почвы-природная зона, для которой они характерны» является верным?

А) бурые лесные почвы – жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

Б) каштановые почвы – смешанные и широколиственные леса

В) черноземы – сухие степи

Г) красно-бурые – саванны.

  1. В какой из перечисленных стран Евразии в летнее время дожди выпадают крайне редко?

А) Индия Б) Испания

В) Япония Г) Норвегия.

  1. Если масштаб глобуса 1: 100 000 000, то длина линии экватора на нем равна:

А) 50 см Б) 40 см В) 20 см Г) 1 м Д) 30 см

  1. Весеннее половодье характерно для реки:

А) Янцзы Б) Ганг В) Темза Г)Висла

  1. Для какого острова Северной Америки характерен жаркий и сухой климат?

А) Флорида Б) Калифорния В) Юкатан Г) Лабрадор

  1. Антилопа джейран обитает только в:

А) степях Азии

Б) пустынях Африки

В) пампасах Южной Америки

Г) прериях Северной Америки.

  1. На каком из перечисленных островов распространена зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников?

А) Ява Б) Шри-Ланка В) Сицилия Г) Мадагаскар

  1. Какой вулкан расположен в пределах Тихоокеанского сейсмического пояса?

А) Орисаба Б) Везувий В) Гекла Г) Этна

  1. Какое соответствие «атмосферное явление – связанная с ним погода» является верным?

А) циклон – ясная безветренная погода

Б) холодный атмосферный фронт – ясная погода без осадков

В) теплый атмосферный фронт – пасмурная погода с осадками

Г) антициклон – пасмурная погода с осадками.

  1. В конце палеозоя была … эпоха складчатости:

а) байкальская б) каледонская в) альпийская г) герцинская.

  1. Заросли низкорослых деревьев и кустарников, называемые скрэбом, характерны:

а) Северной Америки б) Австралии

в) Африки г) Южной Америки

  1. Первыми европейцами, открывшими восточные берега Северной Америки, были:

А) голландцы, во главе с В.Баренцем.

Б) португальцы, во главе с Васко да Гама

В) норманны, во главе с Лейвом Эриксоном.

Г) испанцы, во главе с Х.Колумбом.

  1. Казуары, сорные куры, лирохвосты – это птицы, обитающие в:

а) Северной Америки б) Австралии

в) Африки г) Южной Америки д) Евразии

  1. В настоящее время зоны рифтовых разломов земной коры на суше наиболее отчетливо выражены на материках:

а) Северная Америка и Южная Америка б) Австралия и Африка

в) Африка и Евразия г) Евразия и Южная Америка.

  1. Максимальная годовая величина поступления солнечной радиации на земную поверхность наблюдается в (на):

А) Восточной Сахаре и Аравии

Б) полуостровах Аравийском и Индостан.

В) полуостровах Индостан и Индокитай

Г) Центральной Сахаре и Экваториальной Африке.

  1. Наиболее молодой по времени образования является впадина … океана.

А) Северного Ледовитого Б) Атлантического

В) Индийского Г) Тихого.

  1. Установите соответствие между характеристикой климата и территорией Южной Америки.

КЛИМАТ

              1. температура летом +8, температура зимы + 24, количество осадков 500-600 мм

              2. температура летом +24, температура зимы + 24, количество осадков 1000 мм

              3. температура летом +8, температура зимы + 16, количество осадков 200-500мм

ТЕРРИТОРИЯ

А) Ла-Платская низменность

Б) Патагония

В) Оринокская низменность

Г) Амазонская низменность.

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3













  1. Установите соответствие между исследователем и территориями, которые он исследовал.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

              1. В.В. Юнкер

              2. Н.И.Вавилов

              3. Н.М. Пржевальский

ТЕРРИТОРИИ

А) Осуществил сквозной проход по Северному морскому пути.

Б) Руководил экспедицией по изучению северо-восточной части Африки. Экспедиция собрала более 6000 образцов культурных растений

В) Исследовал Центральную Азию, установил истоки Хуанхэ и Янцзы, местоположение озера Лобнор.

Г) Исследовал Центральную и Восточную Африку, проводил топографические работы.
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3













  1. Выберите объекты и явления, которые относятся к Южной Америке:

а) самум б) крики

в) парамос г) сельва

д) пампа д) маквис.



  1. Выберите теплые морские течения:

А) Гвинейское Б) Перуанское В) Западных ветров Г) Калифорнийское Д)Северо-Тихоокеанское

  1. Области мезозойский складчатых структур в настоящее время имеют наибольшее распространение в:

А) Южной Америке Б) Северной Америке В) Африке

Г) Евразии Д) Австралии Е) Антарктиде

  1. Выберите периоды палеозойской эры:

а. триасовый б. пермский в. палеогеновый г. юрский

д. девонский е. меловой ж. силурийский

  1. Выберите эндемичных животных Африки:

а) марабу; б) жираф; в) окапи; г) страус; д) орангутанг;

е) носорог. ж) шакал з) тапир.

  1. В пустынях и полупустынях нет сплошного растительного покрова, потому что в этих районах:

а. жаркое и продолжительное лето.

б. рельеф местности имеет много неровностей

в. в течение всего года выпадает небольшое количество осадков.

г. почвы сильно засолены.

д. местность имеет незначительное увлажнение.

е. местность расположена внутри материка.

  1. В состав древней Гондваны из современных материков не входили:

А) Африка Б) Евразия В) Северная Америка Г) Южная Америка Д)Антарктида


              1. Известно, что лесные ресурсы имеют комплексный характер. Разработайте перспективные пути многоцелевого использования лесных ресурсов России, выделив отдельные территории с приоритетными направлениями.

              2. Почему климат степей, расположенных на берегах Черного и Азовского морей, такой же континентальный и сухой, как и в степях, расположенных внутри материка, на большом удалении от океанов и морей?

              3. Докажите или опровергните тезис: «Все географическое разнообразие почв создано «борьбой» двух взаимно противоположных процессов: накоплением гумуса и вымыванием его».

              4. Мощное океаническое течение Гольфстрим является важнейшим климатическим фактором. Что произойдет с климатом многих регионов планеты (назовите каких), если действие Гольфстрима прекратится? Проследите всю цепочку природных изменений.

              5. Перед вами отрывок из воспоминаний одного путешественника о его поездке в Индию: «… Я пробирался между колючими кустами стрелолиста, с ветвей которого свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередную жертву. Под ногами шуршал папирус. На фоне общего однообразия выделялись яркие цветы венериного пояса – хищного тропического папоротника. Пару раз тропинку пересекали следы тигра или гориллы – страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарослях бодяги выбежал косматых броненосец и с топотом устремился в чащу. Начало припекать. За плечо меня больно укусила пиявка, и я понял, что пора возвращаться… » Какие ошибки вы нашли в этом описании?

              6. Предположим, что Австралия была бы сдвинута на 10° к северу и на 90° к востоку по сравнению со своим современным положением. Какие природные зоны располагались бы тогда на этом материке? Свой ответ иллюстрируйте схематической картой.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московская городская олимпиада по географии – открытая олимпиада мгу 2005-06 г
Для определения уровня специализации отдельного региона на определённом виде продукции используется коэффициент специализации, который...

Всероссийская олимпиада школьников по географии Региональный этап
Максимальная оценка за решение одной задачи (правильный и полный ответ) – 10 баллов

Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Районный (городской) этап олимпиады

Поволжская открытая олимпиада школьников 2012 г. «Будущее медицины»
Вопрос 1: Метод, позволивший установить сезонное внесение удобрений в почву. Выращивание растений без почвы

Пояснительная записка
Олимпиада по географии проводится в один тур, но состоит из двух раундов тестового: и аналитического. Оба раунда проводятся в письменной...

Задания тестового тура муниципального этапа всероссийской олимпиады...
Среди несамоуправляющихся территорий мира укажите ту, которая находится под управлением Франции

Задания тестового тура муниципального этапа всероссийской олимпиады...
Для какой из перечисленных стран характерен максимальный миграционный прирост населения?

Правила вступительного испытания по географии, проводимого университетом...
Вступительное испытание по географии состоит из двух частей: письменного задания и теста

Тематические тесты по географии для 10 класса
Тесты предназначены для проверки знаний учащихся по соответствующим темам экономической и социальной географии мира. Адресованы учителям...

Задания тестового тура муниципального этапа всероссийской олимпиады...
Корабль проследовал кратчайшим морским путем из Санкт-Петербурга во Владивосток. Выберите правильный вариант изменения солености...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru