vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Алексеевская муниципальная средняя общеобразовательная школа


НазваниеАлексеевская муниципальная средняя общеобразовательная школа
страница1/6
Дата29.05.2013
Размер0.93 Mb.
ТипЗадача
vcvetu.ru > Растения > Задача
  1   2   3   4   5   6
Благовещенский район
Общеобразовательное учреждение

Алексеевская муниципальная средняя общеобразовательная школа

Элективный курс
«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»


Автор: Сергеева Надежда Александровна,

учитель биологии и химии


Тел.: 8-(385)-64-25-7-74
658653 Алтайский край

Благовещенский район

с. Алексеевка

ул. Центральная 55

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

3

Учебно-тематический план

4

Содержание тематического плана:


5

Раздел I. Общая характеристика питания человека.





Раздел II. Биохимические основы питания





Раздел III. Белки как важнейшие питательные вещества.





Раздел IV. Углеводы и их роль в питании





Раздел V. Липиды и их роль в питании





Раздел VI. Витамины, ферменты, их роль и значение в питании





Раздел VII. Минеральные вещества.





Раздел VIII. Пищевые добавки и их биологическая роль.





Раздел IX. Способы приготовления пищи.

Лечебно- профилактическая роль питания.





Список литературы

7

Приложение. Материалы к разделам программы

8


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задача современного школьного образования – формирование у школьников целостного представления об основах изучаемых ими наук, их теоретических и прикладных аспектах.

Здоровый образ жизни – прежде всего сбалансированное питание, иными словами, наше здоровье напрямую зависит от того, что мы едим. Однако дальше провозглашения этого лозунга процесс понимания сущности биохимических реакций, как правило, не идёт. Как же в такой ситуации обезопасить себя? Что нужно знать каждому, кто идет в магазин за продуктами? Как следует мыть фрукты и овощи, поступившие к нам из-за рубежа? Каким продуктам питания отдавать предпочтение, а о каких – забыть навсегда? Ответы на эти и другие вопросы поможет ответить элективный курс «Здоровое питание».

Основная цель курса – ознакомить со свойствами важнейших органических соединений и минеральных веществ, способами их извлечения из пищи, проиллюстрировать принцип здорового питания. Предлагаемая программа основана на современных представлениях валеологии и задумана для учащихся интересующихся проблемой питания.

Элективный курс «Здоровое питание» включает в себя теоретическую и практическую части. Это поможет учащимся познакомиться с требованиями к правильному питанию, здоровому образу жизни в новых социально-экономических условиях.

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Программа курса предусматривает формирование знаний о правильном выборе продуктов питания, рационе и режиме питания. Учащиеся получают знания о нормах питания, при приготовлении пищи соблюдении правил кулинарной обработки, различать различные пищевые добавки, генномодифицированные продукты.
Цель курса

Формирование у детей культуры питания и ответственности о своём здоровье.

Задачи:

1. Повысить информированность учащихся в области полноценного здорового питания: о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания; познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребляемых продуктов; сформировать представление о связи рациона питания и образе жизни, об основных принципах гигиены питания.

2. Заинтересовать учащихся в профессиональном самоопределении в сфере общественного питания;

3. Сформировать у школьников умения правильно использовать в питании рациональные диеты
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п.п.


Тема


Количество часов



Теория


Практика






Введение

1

1




1

Общая характеристика питания человека.

3

2

1

2

Биохимические основы питания


5

5

-

3

Белки как важнейшие питательные вещества.


3

1

2

4

Углеводы и их роль в питании


3

1

2

5

Липиды и их роль в питании


2

1

1

6

Витамины, ферменты, их роль и значение в питании

7

3

4

7

Минеральные вещества.


3

2

1

8

Пищевые добавки и их биологическая роль.


2

1

1

9

Способы приготовления пищи. Лечебно-профилактическая роль питания.


5

4

1

10

Итого


34

21

13


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1. Введение - 1ч.

2. Общая характеристика питания человека – 3ч.

Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации.

Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность.

Стили и виды питания: домашняя кухня, неупорядоченное питание, питание вне дома, закусочные, замороженные пищевые продукты и блюда; искусственное питание.

вегетарианское, видовое, раздельное, естественное.
3. Биохимические основы питания – 5ч.

Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины. Ферменты, ароматические вещества, фитонциды, дубильные вещества и др.

Генно-модифицированные продукты питания. Группы пищевых продуктов. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу.
4. Белки как важнейшие питательные вещества – 3ч.

Биологическая роль, состав и строение белков. Потребность человека в белках и аминокислотах. Синтез аминокислот.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Выделение белков из биологического материала ( казеин молока, альбумин куриного яйца, мяса, растительный альбумин). Качественная реакция на белок.
5. Углеводы и их роль в питании – 3ч.

Биологическая роль углеводов. Строение, классификация и основные свойства. Потребность организма человека в углеводах.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Извлечение углеводов из биологических объектов (моносахариды, дисахариды, крахмал). Качественная реакция на углеводы.
6. Липиды и их роль в питании – 2ч.

Биологическая роль липидов, их строение, классификация и свойства. Потребность организма человека в липидах.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Выделение липидов из продуктов питания».
7. Витамины, ферменты их роль и значение в питании – 7ч.

Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Основные жиро- и водорастворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов. Авитаминозы и их

причины. Овощи – кладезь витаминов и минеральных солей. Практическая работа «Выделение витамина С из яблока, апельсина».

Ферменты . Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Действие ферментов оксидазы, пероксидазы, дегидрогеназы, амилазы».
8. Минеральные вещества – 3ч.

Макро – и микроэлементы.

Биологическая роль отдельных элементов. Причины недостаточности минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие конкретные минеральные элементы.

Содержание, состояние и роль воды в организме человека.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Извлечение фосфорита из костей животных».

9. Пищевые добавки и их биологическая роль - 2ч.

Основные пищевые добавки: красители, консерванты, антиокислители, стабилизаторы, эмульгаторы, усилители вкуса и ароматизаторы.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Определение пищевых добавок на упаковочных материалах продуктов питания».
10.Способы приготовления пищи. Лечебно-профилактическая роль питания – 5ч.

Кулинарная обработка пищевых продуктов. Правильное сочетание пищевых продуктов. Правила приёма пищи, формы организации питания. Профилактика различных заболеваний, предупреждение пищевых отравлений. Питание и продолжительность жизни. Индивидуализация собственного питания.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Подбор индивидуальных продуктов питания и составление индивидуального рациона».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сад. Огород. Усадьба. Энциклопедия для начинающих – М.: .: Мол.

гвардия, 1990. – 286 с.


2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни – М.: «Мир», 1997. – 368 с.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном

питании – М.: «НЕСТЛЕ» «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 80 с.


4. Ольгин О. Давайте похимичим! – М.:»Детская литература», 2002. – 175 с.


5. Смирнов Алексей. Мир растений – М.: «Молодая гвардия», 1988. – 303 с.


6. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11-х классах – Ростов-на-

Дону: Феникс, 2003. – 384 с.
7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника – М.:

Просвещение, 1988. – 191 с.


8. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища – М.: «Наука», 1986. – 173 с.


9. Химия в школе. Научно-методический журнал. – М.: «Школа-Пресс», 1997

№5, с. 16-18

10. Химия в школе. Научно-методический журнал. – М.: «Школа-Пресс», 2000

№7, с. 72-79


11. Биология в школе. Научно-методический журнал. – М.: «Школа-Пресс»,

2004 №4, с. 9-15


ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы к разделам
Раздел I. Общая характеристика питания человека.
Пища настоящего и будущего

Хотя мы одеты по последней моде и ездим на суперсовременных автомобилях, наше тело в принципе остаётся таким же, как у наших доисторических предков. Когда мы, сидя перед компьютером, решаем сложнейшие задания, наш организм преобразует пищу и использует энергию точно так же как у наших прапрадедов столетия назад. В течение последних десятилетий произошли колоссальные технологические изменения в способностях человека выращивать и перерабатывать продукты питания. Новые методы земледелия повысили урожайность ряда культур, а прогресс промышленности обеспечил транспортировку продовольствия внутри страны и между различными уголками мира. У нас не только шире возможности выбора пищи, но и больше свободного времени на то, чтобы ею наслаждаться (и злоупотреблять). Эти разительные перемены делают человека более свободным. Однако, пользуясь этой свободой, мы сталкиваемся с новыми опасностями и новой ответственностью: потакать ли собственному телу в его желании, получать избыток калорий и нежелании много двигаться или ограничивать себя в еде, следить за своим здоровьем, весом? Стремление людей вести здоровый образ жизни предполагает правильное отношение к питанию и физическую активность. Но что такое питание? Как узнать, какой режим питания и какая пища нам лучше подходит?

Древним римлянам принадлежит изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть». Превращение еды в самоцель вредно. Можно, конечно руководствоваться только своими пристрастиями, не заботясь о калорийности, составе, температуре и других параметрах пищи. Понятно, что, если мы будем потреблять небольшое количество продуктов, и их калорийность будет меньше, чем наши энерготраты, наступит истощение организма. Но плоха и другая крайность, когда калорийность пищи намного превышает энерготраты. В этом случае с большой нагрузкой работает печень, переводя белки и углеводы в жир. Поскольку белки не запасаются в организме, «лишние» аминокислоты лишаются аминогрупп, содержащих азот. Образуется повышенное содержание мочевины, вредно действующей на почки, нервную систему и другие органы. В подкожной клетчатке, в мышцах, сердечной мышце, накапливается жировая ткань, делая их дряблыми и неработоспособными.

Рацион должен отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать постоянство массы тела и соответствовать возрастным нормам человека данного телосложения,

- покрывать все энерготраты , включая необходимые виды деятельности,

- обеспечивать нормальную работу органов пищеварения,

- содержать все необходимые питательные вещества в нужном ассортименте,

- правильно сочетать высококалорийные и низкокалорийные продукты,

- учитывать химические компоненты в пищевых продуктах различного происхождения (растительного и животного).

Пищу лучше принимать по возможности в одно и то же время суток. Однако при необходимости можно допускать отступления от строгого режима. Следует лишь учесть, что наибольшие перерывы в приёме пищи не должны превышать 6 часов.

Распределение суточного рациона:


1-й завтрак - 20%; или

2-й завтрак-15%; 3.

обед-35%-40%; 4.

ужин-20%-30%.


завтрак-25%-30%;2.

обед-35%-40%; 3.

полдник-5%-10%; 4.

ужин-20%-30%.



Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе 1:0,8:4.

Длительное голодание также далеко не всегда полезно. При недостатке белков нарушается деятельность центральной нервной системы, желёз внутренней секреции, печени, иммунной системы. Снижается физическая работоспособность. При низком содержании жира в пище нарушаются функции центральной нервной системы, почек, печени, кожи, замедляется рост и уменьшается масса тела. Поэтому нужно потреблять сбалансированную пищу и не являться жертвами преходящих увлечений и диетологических бестселлеров. Правильное питание позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии. Правильное питание способно предотвращать болезни, но не способно лечить их. Таким образом, человек может в рамках своего генотипа влиять на собственное здоровье и физическую форму.
Стили и виды питания.

Выбор человеком тех или иных продуктов и видов пищи отражает его стиль жизни. Этот выбор во многом зависит от этнических, региональных и религиозных представлений, усвоенных в детстве. Многое в нашей жизни изменилось. И современная семья-это уже не семья, дважды в день обязательно собирающаяся за домашней трапезой. Вместе с изменением стиля жизни иным стал и стиль питания. Существенное влияние на него оказывают финансовое положение и реклама в такой остроконкурентной сфере, как пищевая индустрия.

Домашняя кухня.

Домашняя кухня имеет много преимуществ. В–первых, питаться дома гораздо дешевле, чем в общественных местах. Во-вторых, питаясь дома, мы можем выбирать пищевые продукты по вкусу (например, есть свежие овощи и фрукты, а не замороженные). Но приготовление пищи в домашних условиях требует много времени и умения. Например, долгая обработка пищи на сильном огне может привести к разрушению витамина С и рибофлавина. Потери витаминов можно избежать, если непрерывно перемешивать содержимое сковороды при жарении или пользоваться микроволновой печью. Кулинарная обработка пищи, разрушающая углеводы и белки, размягчающая целлюлозные стенки во фруктах и овощах, позволяет ферментам работать более эффективно. В результате пища переваривается лучше.

Питаясь дома, мы можем и более тщательно контролировать потребление жиров. Хотя насыщенные жирные кислоты и придают жареным изделиям особый вкус, лучше всё же заменять их полинасыщенными растительными маслами или мононасыщенным оливковым маслом. Если к тому же пользоваться сковородой с особым покрытием, к которому пища не прилипает, масла для жарения можно брать меньше. Уменьшить потребление жиров дома можно также, срезая лишний жир с кусков мяса, сливая его или просто выбирая при покупке более постные куски говядины. Поскольку в «красном мясе» насыщенными являются от 40% до 50% жирных кислот, а в курином жире - только 30%, потребление жира можно снизить и заменой говядины на домашнюю птицу.
Неупорядоченное питание

К практике неупорядоченного питания человек привыкает ещё в раннем детстве. Родители быстро реагируют на крик голодного младенца, который диктует взрослым, не только когда его кормить, но и чем его кормить. Если взрослым и удаётся хоть как-то упорядочить питание своих детей в раннем возрасте, то школьники и подростки без всякого контроля то и дело «перехватывают что-нибудь на ходу», иногда потребляя в виде таких закусок пятую часть своего дневного рациона.

Закуски имеют свои преимущества и недостатки. Одни из них (например, ломтики жареного картофеля) дают человеку ненужные калории, содержат избыток жира и соли. Другие, хотя и не сбалансированы, но обогащены разнообразными питательными веществами. В состав третьих входит сахароза, которая, как известно, способствует разрушению зубов. Полученные недавно данные свидетельствуют о том, что главным фактором, ответственным за кариес, является не только большое количество сахара в пище, сколько время его потребления тип сахара(сахароза или глюкоза) и кислотность пищи. По-видимому, наиболее пагубное в этом отношении влияние оказывают вязкие сладкие продукты, съедаемые между основными приёмами пищи.

Питание вне дома

Приём пищи в ресторанах и кафе превратился у многих в удобную и приятную традицию. Хотя пища в ресторанах и питательна, контролировать там её энергетический баланс не всегда удаётся. Традиционно в ресторанах предлагают большие порции высококалорийной пищи. Часто её готовят там, не жалея масла.

Тот, кто обедает вне дома, но стремится поддержать пищевой баланс, должен:

-питаться в ресторанах, предлагающих большой выбор супов и салатов

-где в меню помимо прочих блюд всегда есть овощи и фрукты

-избегать соусов, яиц, ветчины, паштетов и бекона

-заказывать салаты без приправ или просить, чтобы приправу (растительное масло или уксус) приносили отдельно

-по возможности заказывать рыбу, а не мясо, и просить, чтобы её жарили без сливочного масла

-просить, чтобы к выбранным блюдам подливки и соусы не добавляли

-по возможности заказывать печёную (а не жареную ломтиками) картошку и сметану (а не маргарин или сливочное масло)

-блюда, без которых можно обойтись, следует либо заказывать небольшими порциями, либо просто оставлять лишнее на тарелке, не пытаясь насильно проглотить то, за что «всё равно уплачено»

Помимо традиционных ресторанов большой популярностью пользуются так называемые национальные кухни. У них есть свои преимущества и недостатки.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Прослаухинская муниципальная средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края
Оу «Прослаухинская муниципальная средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

«Средняя общеобразовательная школа №12 села Шаманка» Проект Дайте жалобную книгу для растений!
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа №12 села Шаманка»

Отдел образования Заинского муниципального района Республики Татарстан...
Заместитель директора по ур мбоу «Заинская средняя общеобразовательная школа №4», член оргкомитета

Публичный доклад директора моу «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная...
Наименование учреждения – муниципальное образовательное учреждение «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа»

Специальная (коррекционная) средняя общеобразовательная школа №15
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная)...

Заозерная автономная муниципальная общеобразовательная школа с углубленным...

Бизнес-план моу "Багарякская средняя общеобразовательная школа" на 2013-2014г
Основной целью ученического хозяйства моу "Багарякская средняя общеобразовательная школа" является обеспечение учащихся и педагогов...

Тыарасинская средняя общеобразовательная школа им. М. Н. Турнина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тыарасинская средняя общеобразовательная школа им. М. Н. Турнина»

Исследование Фитонцидная активность комнатных растений Елизова Анастасия...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поротниковская средняя общеобразовательная школа», 6 класс

Магарасская средняя общеобразовательная школа им. Л. Н. Харитонова
Моу «Магарасская средняя общеобразовательная школа им. Л. Н. Харитонова» мр «Горный улус» рс(Я)



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru