vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Комплексная дидактическая цель (кдц)


Скачать 117.96 Kb.
НазваниеКомплексная дидактическая цель (кдц)
Дата29.05.2013
Размер117.96 Kb.
ТипЗакон
vcvetu.ru > Растения > Закон
Модуль №1 «Основы селекции. Работы Вавилова»

Комплексная дидактическая цель (КДЦ): расширить знания о селекции как науке, познакомить с краткой историей селекции, углубить знания учащихся о культурных растениях и их происхождении. Познакомить учащихся с исследованиями Н. И. Вавилова; подчеркнуть роль и значение закона Н.И.Вавилова в практической биологии. Способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Оборудование: карта «Центры происхождения культурных растений», дидактические задания для групп, муляжи плодов, портрет Н.И. Вавилова.

УЭ0-Интегрирующие дидактические цели (ИДЦ): Познакомить с краткой историей селекции и биографией Н.И.Вавилова

УЭ1-Входной контроль. Цель: проверить знания основных понятий курса.

Задание №1 (5 баллов) Основы селекции. Дайте определение:

  • Селекция-

  • Одомашнивание -

  • Порода –




  • Сорт –

  • Штамм –

Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 5 баллов, правильный ответ 1 балл. УЭ2-Цель: познакомить учащихся с исследованиями Н. И. Вавилова

Задание №2 (7 баллов) Центры происхождения культурных растений. Впишите названия центров.

1. Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)

_________________________

2. Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др.

(20% культурных растений) ____________________________

3. Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др.

(14% культурных растений) ____________________________

4. Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)

______________________________

5. Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго____________________

6. Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник________________________

7. Картофель, ананас, хинное дерево _________________________

Самоконтроль: Критерии оценок без ошибок- 7 баллов, правильный ответ 1 балл.

УЭ3- Цель: отметить значение и формулировку закона Н.И.Вавилова

Задание №3 (2 балла) Закон гомологических рядов. Запишите формулировку закона и укажите его значение.

• «?..............................................................................................................................». Н.И.Вавилов

Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 2 баллов, правильный ответ 1 балл. УЭ4 - Цель: подчеркнуть роль и значение закона Н.И.Вавилова в практической биологии

Задание №4 (6 баллов) Происхождение домашних животных. Соедините стрелками.

 • Тур?

• Муфлон? 

• Тарпан?

• Кабан?

• Банкивские ?

• Волк?




Овца

Собака 

Лошадь

Куры 

Корова

Свинья




Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 6 баллов, правильный ответ 1 балл. УЭ5-Резюме: Если вы набрали: 15 –20 баллов – оценка «5»; 12 – 14 баллов – оценка «4»; 9-11 баллов – оценка «3»; 8 баллов и менее – оценка «2» УЭ6-Рефлексия. Что понравилось, а что нет? Спасибо за работу!

 Домашнее задание : Подготовить информацию на тему: «Основные методы селекции»

Приложение №1

«Основы селекции. Работы Вавилова»

Задание №1 (5 баллов)

Основы селекции. Дайте определение:

  • Селекция-

  • Одомашнивание -

  • Порода –







  • Сорт –

  • Штамм –




Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 5 баллов, правильный ответ 1 балл.

Задание №2 (7 баллов)

Центры происхождения культурных растений. Впишите названия центров.



 1. Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)

_________________________

2. Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др.

(20% культурных растений) ____________________________

3. Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др.

(14% культурных растений) ____________________________

4. Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)

______________________________

5. Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго____________________

6. Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник________________________

7. Картофель, ананас, хинное дерево _________________________


Самоконтроль: Критерии оценок без ошибок- 7 баллов, правильный ответ 1 балл

Задание №3 (2 балла)

Закон гомологических рядов. Запишите формулировку закона и укажите его значение.



• «?..............................................................................................................................». Н.И.Вавилов


Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 2 баллов, правильный ответ 1 балл.

Задание №4 (6 баллов)

Происхождение домашних животных. Соедините стрелками.



 • Тур?

• Муфлон? 

• Тарпан?

• Кабан?

• Банкивские?

• Волк?




Овца

Собака 

Лошадь

Куры 

Корова

Свинья




Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 6 баллов, правильный ответ 1 балл.

УЭ5-Резюме: Если вы набрали: 15 –20 баллов – оценка «5»; 12 – 14 баллов – оценка «4»;

9-11 баллов – оценка «3»; 8 баллов и менее – оценка «2».


Модуль №2 «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»

Комплексная дидактическая цель (КДЦ): расширить знания о селекции как науке; углубить знания учащихся о методах селекции растений, животных, растений; познакомить учащихся с практическим применением генетической науки в сельском хозяйстве. Способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Оборудование: портреты Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина, М.Ф. Иванова, дидактические задания для групп, муляжи плодов, аптечные образцы антибиотиков.

УЭ0-Интегрирующие дидактические цели (ИДЦ): расширить знания о селекции как науке УЭ1-Входной контроль. Цель: проверить знания основных понятий курса

Задание №1 (6 - баллов) Основы селекции. Дайте определение:

• Отбор –

• Гибридизация –

• Гетерозис –

• Полиплоидия –

• Биотехнология –

• Искусственный мутагенез-

Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 6 баллов, правильный ответ 1 балл. УЭ2-Цель: углубить знания учащихся о методах селекции растений, животных, растений

Задание №2 (4- балла) Методы селекции. Соедините стрелками.

 • Инбридинг –

• Аутбридинг –

• Аллополиплоиды -

• Аутополиплоиды –

• неродственное скрещивание

• близкородственное скрещивание

• кратное умножение одного и того же генома

• объединение разных геномов, затем их кратное увеличение

Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 4 балла, правильный ответ 1 балл. УЭ3- Цель: познакомить учащихся с практическим применением генетической науки в сельском хозяйстве

Задание №3 (5- балла) Гибридизация. Подумайте и ответьте.

• Чем отличается вид и порода?

• Чем отличается массовый отбор от индивидуального?

• Мул- гибрид, каких животных?

• Тритикале – животное или растение?

• Клонирование – миф или реальность?




Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 5 баллов, правильный ответ 1 балл. УЭ4 - Цель: расширить знания о селекции и её отраслях

Задание №4 (4- балла) Селекция как наука. Подумайте и найдите информацию, чем занимаются данные учреждения и организации

• Научно-исследовательские институты.

• Учебные хозяйства.

• Сортоиспытательные станции.

• Племенные хозяйства.




Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 6 баллов, правильный ответ 1 балл. УЭ5-Резюме: Если вы набрали: 15 –19 баллов – оценка «5»; 12 – 14 баллов – оценка «4»; 9-11 баллов – оценка «3»; 8 баллов и менее – оценка «2»

УЭ6-Рефлексия. Что понравилось, а что нет? Спасибо за работу!

Домашнее задание: Подготовиться к семинару на тему «Основы селекции».

Приложение №2

«Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»

Задание №1 (6 - баллов)

Основы селекции. Дайте определение:


• Отбор –

• Гибридизация –

• Гетерозис –

• Полиплоидия –

• Биотехнология –

• Искусственный мутагенез-


Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 6 баллов, правильный ответ 1 балл.

Задание №2 (4- балла)
Методы селекции. Соедините стрелками.


 • Инбридинг –

• Аутбридинг –

• Аллополиплоиды -

• Аутополиплоиды –

• неродственное скрещивание

• близкородственное скрещивание

• кратное умножение одного и того же генома

• объединение разных геномов, затем их кратное увеличение


Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 4 балла, правильный ответ 1 балл.

Задание №3 (5- балла)

Гибридизация. Подумайте и ответьте.


• Чем отличается вид и порода?

• Чем отличается массовый отбор от индивидуального?

• Мул- гибрид, каких животных?

• Тритикале – животное или растение?

• Клонирование – миф или реальность?





Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 5 баллов, правильный ответ 1 балл.

Задание №4 (4- балла)

Селекция как наука. Подумайте и найдите информацию, чем занимаются данные учреждения и организации


• Научно-исследовательские институты.

• Учебные хозяйства.

• Сортоиспытательные станции.

• Племенные хозяйства.





Контроль: руководитель группы. Критерии оценок без ошибок- 6 баллов, правильный ответ 1 балл.

УЭ5-Резюме: Если вы набрали: 15 –19 баллов – оценка «5»; 12 – 14 баллов – оценка «4»;

9-11 баллов – оценка «3»; 8 баллов и менее – оценка «2»

УЭ6-Рефлексия. Что понравилось, а что нет? Спасибо за работу!

Домашнее задание: Подготовиться к семинару на тему «Основы селекции».

Урок №3 Контрольно-обобщающий урок по теме:

«Содержание современной селекции».

Цель: расширить знания о селекции как науке; углубить знания учащихся о методах селекции растений, животных, растений; познакомить учащихся с практическим применением генетической науки в сельском хозяйстве; подчеркнуть роль и значение закона Н.И.Вавилова в практической биологии.

Оборудование: портреты Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина, М.Ф. Иванова, карта «Центры происхождения культурных растений», муляжи плодов, аптечные образцы антибиотиков.

Темы семинара

  1. Задачи и содержание современной селекции.

  2. Искусственный отбор.

  3. Порода и сорт.

  4. Роль мутаций в селекции.

  5. Характеристика форм искусственного отбора.

  6. Искусственный и естественный отбор в селекции растений.

  7. Инбридинг. Явления Гетерозиса.

  8. Гибридизация и отбор - основные методы селекции.

  9. Отдаленная гибридизация и полиплоидия как метод преодоления бесплодия отдаленных гибридов.

  10. Эффективность селекции.

  11. Успехи современной селекции растений.

  12. Успехи современной селекции животных.

  13. Успехи современной селекции микроорганизмов.

  14. Жизнь и творческий путь И.В. Мичурина.

  15. Жизнь и творческий путь М.Ф.Иванова.

  16. Жизнь и творческий путь Н.И. Вавилова.

Подведение итогов

Основы селекции

Одним из основоположников селекции является Ч. Дарвин, раскрывший роль наследственной изменчивости и искусственного отбора в создании новых пород и сортов. Селекция - наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов микроорганизмов. Порода (сорт) - это искусственно созданная человеком популяция, которая характеризуется полезными для человека наследственными особенностями, высокой продуктивностью и своими морфологическими и физиологическими признаками. Появление пород домашних животных и сортов культурных растений стало результатом искусственного отбора, проводимого человеком.

Животные и растения, выведенные человеком, имеют общие черты, резко отличающие их от диких видов. У культурных форм сильно развиты отдельные признаки, бесполезные или вредные для существования в естественных условиях, но полезные для человека. Например, способность кур давать 300 и более яиц в год лишена биологического смысла, т. к. такое количество яиц курица не может насиживать.

Все современные домашние животные и культурные растения произошли от диких предков. Успех селекционной работы зависит от генетического разнообразия исходной группы растений или животных. При выведении новых сортов растений или пород животных очень важны поиски и выявление полезных признаков у диких предков. В развитие селекции как науки большой вклад внес русский ученый Н. И.Вавилов. Он организовал многочисленные экспедиции по всему миру с целью накопления семенного материала, который был использован в селекционной работе. Вавилов выделил 7-8 центров происхождения культурных растений на Земле, которыми являются в основном горные районы, древние очаги земледелия, характеризующиеся многообразием видов. Центры происхождения культурных растений:

1 Южноазиатский: рис, сахарный тростник, цитрусовые;

2 Восточноазиатский: просо, гречиха, корнеплоды, груши, яблони, сливы;

3Юго-Западноазиатский: пшеница, бобовые, виноград, тыквенные;

4 Средиземноморский: капуста, оливки, соя;

5Эфиопский: зерновые, кофе;

6Центральноамериканский: кукуруза, какао, табак, арахис;

7Южноамериканский: картофель, ананас.

Методы селекции Гибридизация - это скрещивание организмов разных пород.

Различают гибридизацию двух видов. Близкородственное скрещивание (инбридинг) позволяет перевести рецессивные гены в гомозиготное состояние и вывести чистые линии. Неродственное скрещивание, позволяющее объединить в одном организме признаки разных форм. Последнее скрещивание может быть внутривидовым (скрещивание особей одного вида) и отдалены и скрещивание особей разных видов и родов. При таких неродственных скрещиваниях в первом поколении гибридов повышается их жизнеспособность и наблюдается мощное развитие (гетерозис).

В селекции растений проводят два вида отбора. Массовый отбор - выделение группы особей, сходных по фенотипу, но дающих расщепление в потомстве. Индивидуальный отбор - выделение единичных форм и раздельное выращивание потомства каждой особи, который приводит к созданию чистых линий

Искусственный мутагенез - действие на организм мутагенами, в качестве которых используются некоторые химические вещества, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи и др. Эти воздействия нарушают строение молекул ДНК и служат причиной мутаций, ведущих к наследственной изменчивости.  

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тамбовская область администрация мичуринского района комплексная...
Комплексная программа социально-экономического развития Мичуринского района на 2007-2010 годы

Приложение№7 Дидактические игры по экологии (картотека) Что в корзинку мы берем
Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу

Название проекта
Комплексная переработка минерального сырья с получением алюминия, кремния и их соединений

Комплексная программа
Стартовые условия и оценка исходного состояния социально-экономического развития Венгеровского района

Комплексная оценка генофонда лилий в цчр и совершенствование способов вегетативного размножения
...

Комплексная переработка творожной сыворотки с применением биополимеров
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Калининградский...

1. 3 Анализ территории. Комплексная оценка территории пояснительная записка
Охватывают все стадии их формирования и функционирования – от принятия решения хозяйствами и перерабатывающими предприятиями об их...

Комплексная оценка племенной ценности коров и быков-производителей черно-пестрой породы
Работа выполнена в Государственном научном учреждении Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных...

Проект «Пища должна быть лекарством». Цель проекта
Цель проекта: сформировать представление детей о том, как правильное питание может способствовать восстановлению, укреплению и сохранению...

Проект «Четыре шага к Здоровью» описание проекта цель Проекта (Программы)
...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru