vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 341.65 Kb.
|
Методические рекомендации по организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.
ВВЕДЕНИЕ: В отличие от школы, где время пребывания учеников четко делится на учебное и каникулярное, учреждения дошкольного образования работает круглогодично. Школьник может не посещать учреждение образования только по уважительным причинам. Посещение дошкольником УДО полностью зависит от законных представителей. Родители имеют право отказываться на какое-то время от услуг учреждения дошкольного образования (ДОУ). Поводом может быть отпуск обоих родителей или одного из них, оздоровление ребенка в санатории, на море, отдых у родственников, на даче и т.п. Часть же детей посещает детский сад ежедневно, за исключением выходных дней. Следовательно, педагоги должны продумывать условия комфортного пребывания детей в ДОУ, предоставление возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Летний оздоровительный период требует тщательной подготовки как со стороны управления (отдела) образования, так и каждого УДО. В целях результативной подготовки, повышения эффективности проведения летних оздоровительных мероприятий и создания безопасных условий при их проведении в учреждениях дошкольного образования отделом образования был издан приказ 20.04.2012 №477 «Об организации работы учреждений дошкольного образования в летний оздоровительный период 2012 года», в котором определены основные моменты деятельности отдела образования и каждого учреждения. Комиссия принимает готовности УДО к ЛОК по следующим направлениям:
Ежегодно каждым УДО издаётся приказ «Об организации летнего оздоровления детей в условиях ДУ» разрабатывается план подготовки и проведения летнего оздоровления СПЕЦИФИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД Планируя работу с детьми в летний период, необходимо помнить о включении в план физкультурных и музыкальных развлечений (2 раза в неделю); дней здоровья (1 раз в квартал); спортивных праздников (1 раз в квартал); работы по правилам дорожного движения (1 раз в неделю) и основам безопасности (1 раз в неделю); прогулок по маршруту (простейший туризм), экскурсий, пешеходных прогулок (1-2 раза в неделю, в старшей группе - до 3 раз в неделю). При планировании работы с дошкольниками необходимо предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе, соответствующую продолжительность сна и других видов отдыха, достаточную двигательную активность в течение дня, обогащение детей новыми знаниями и формирование у них новых умений и навыков. Нужно шире использовать разнообразные формы двигательной деятельности - подвижные игры, элементы спортивных игр и т.д. В содержание физкультурных занятий необходимо включать до 50% беговых упражнений, упражнений коррекционного характера для профилактики нарушений осанки и свода стопы. Утренняя гимнастика должна включать бег разной интенсивности в течение трех минут, подвижные игры. Следует помнить, что структура плана образовательной работы с детьми летом соответствует общегодовой, не планируется только специально организованные виды деятельности (дидактических игр, игр-занятий, занятий). В период каникул приоритетными видами детской деятельности являются физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая. СТРУКТУРА ПЛАНА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД Задачи дошкольного учреждения в летний период.
Содержание плана оформляется по следующей схеме.
В графе мероприятие вписывается: Подготовительная работа Работа с кадрами: 1) изучение инструкций 2) консультации для работников пищеблока (например, "О сроках реализации скоропортящихся продуктов", "Особенности работы кухни в летний период" и др.); 3) консультации для педагогов (например, "Огород: планирование, обработка почвы, посев" и др.). Благоустройство территории детского сада: 1)изучение окружающей территории с целью предупреждения травматизма; 2) работа в цветниках, на огороде, побелка деревьев; 3) обновление, ремонт и покраска надворного и спортивного оборудования на групповых площадках, оборудование площадки для изучения правил дорожного движения; 4) благоустройство спортивной площадки: покраска спортивного комплекса, приведение в порядок беговой дорожки, дорожки по профилактике плоскостопия и т.д.,5) работа по оборудованию и благоустройству групповых площадок, стадиона, площадки по правилам дорожного движения и т.д. Обеспечение групп: 1) приобретение выносного материала, игрового и спортивного оборудования для игровой и двигательной деятельности детей; 2) изготовление необходимых атрибутов и т.п.; 3) ревизия имеющегося спортивного инвентаря и приобретение нового. Комплектация групп: 1) изучение предполагаемой наполняемости детьми групп в летние месяцы; 2) объединение малокомплектных групп или создание одновозрастных, разновозрастных групп и т.д. Организация летнего оздоровления Организация питания. Работа с кадрами: 1) ежедневный контроль за качеством поставляемых в учреждение дошкольного образования продуктов питания, приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов питания и при выдаче пищи с пищеблока; 2) использование примерного меню, при необходимости - таблицы заменяемости продуктов; 3) консультации для педагогов ("Как правильно организовать питьевой режим детей летом" и др.); 4) консультации для работников пищеблока (например, "Признаки недоброкачественности продуктов", "Организация дополнительного завтрака" и др.). Работа с детьми: 1) организация диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии; 2) соблюдение питьевого режима, обеспечение питьевой водой детей на прогулке с соблюдением гигиенических норм; 3) введение в рацион соков, фруктов, овощей, организация дополнительного завтрака и т.п. Лечебно-профилактическая работа. Работа с кадрами: 1) анализ состояния здоровья детей на начало летней оздоровительной кампании; 2) обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в группах (обход групп 2 раза в день); 3) дифференциация детей по группам здоровья и рекомендации воспитателям по индивидуализации распорядка дня и оздоровительных мероприятий; 4) составление списка диспансерных детей; 5) консультации (например, по теме "Как оказать первую помощь при перегреве, травме, отравлении?"). Работа с детьми: 1) организация сна детей (увеличение его продолжительности; 2) использование коррегующей гимнастики, профилактика плоскостопия, нарушения осанки; 3) систематическое наблюдение а стоянием здоровья детей. Физкультурно-оздоровительная работа. Работа с кадрами: 1) консультации для воспитателей (например, "Использование природных факторов психическом развитии детей" и др.); 2) контроль за выполнением распорядка дня, воспитанием культурно-гигиенических навыков, проведением индивидуальной работы с детьми по развитию движений, комплексным использованием всех средств физического воспитания на протяжении дня; 3) составление плана индивидуальной работы с детьми, плохо владеющими двигательными навыками и умениями. Работа с детьми: 1) создание положительного микроклимата в группах, обеспечение спокойной, эмоциональной, не травмирующей нервной системы детей обстановки; 2) проведение всех форм физического воспитания и режимных моментов, кроме сна и питания, на свежем воздухе; 3) правильное распределение двигательной нагрузки, активности детей в первой и второй половине дня; 4) включение в физкультурное занятие более беговых упражнений, в старшей группе спортивного характера. Система закаливания. Работа с кадрами: 1) консультации (например, "Индивидуальный подход к детям при проведении закаливающих процедур" и др.); 2) составление памяток по организации закаливания в разных возрастных группах и знакомство с ними педагогов; 3) сквозное проветривание групповых помещений. Работа с детьми: 1) индивидуализация режима летом физического, психического и нравственного здоровья детей; 2) обеспечение проведения всех закаливающих процедур в комплексе; 3) проведение специальных процедур (вид закаливания, дозировка, учет группы здоровья - индивидуальный подход); 4) организация ходьбы детей босиком (от 5 до 30 мин) по специально оборудованной площадке, по росе, лужам, а также гигиенического мытья ног перед сном; 5) обеспечение детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой; 6) переодевание детей в течение дня в соответствии с температурой воздуха, степенью закаленности и общего состояния здоровья. Организация распорядка дня и образовательного процесса Работа с кадрами: 1) проведение собрания трудового коллектива по организации летней оздоровительной компании; 2) консультации для педагогов («Безопасное поведение на дорогах», «Детская гипперактивность» и т.п.); 3) педсовет; 4) проведение семинара для педагогов по подготовке и организации работы с детьми летом; 5) творческие отчеты педагогов по подготовке к лету; 6) проведение открытых просмотров (Организация работы по ОБЖ, организация прогулки и т.п.). Работа методического кабинета: 1) оформление выставки "Организация работы летом"; 2) подготовка плана работы; 3) составление графика проведения музыкальных и физкультурных праздников и развлечений; 4) рекомендации по планированию и проведению образовательной работы летом; 5) наблюдение летом за природными объектами; 6) рекомендации по проведению экскурсий, целевых прогулок, прогулок-походов по маршруту (простейший туризм) с учетом расположения учреждения дошкольного образования; 7) памятка по организации закаливания в летний период; 8) календарь летних народных праздников; 9) карты-схемы маршрутов прогулок, их описание, примерные конспекты их проведения; 10) план работы с детьми по основам безопасности (в том числе по правилам дорожного движения); 11) картотека подвижных, строительно-конструктивных, дидактических игр; 12) календарь летних народных праздников; 13) консультации (индивидуальные, групповые, дифференцированные) по организации работы с детьми летом: прогулок-походов за пределы детского сада; труда в цветнике, на огороде; работы с природным материалом; изучения основ безопасности, правил дорожного движения; использования игрушек и пособий для игр с песком и водой; 14) творческие задания воспитателям на лето; 15) организация работы воспитателя по основным видам деятельности в летний период. Работа с детьми: 1) обеспечение интересной разнообразной деятельности детей (наблюдения, труд на природе, прогулки-походы, простейший туризм, элементы спортивных, народных игр, ориентирование); 2) организация и проведение музыкальных и физкультурных праздников и развлечений (в том числе по правилам дорожного движения, фольклорных, экологических), дней здоровья; 3) сбор и засушивание листьев, цветов, плодов растений, работа с природным материалом; труд в цветнике, на огороде; 5) организация конкурса детского рисунка (например, на асфальте - "Мир и солнце для всех", ко Дню защиты детей и др.), выставок букетов, поделок из засушенных растений – флористика -икебана, овощей и фруктов, например, "Природа и Фантазия", "Прекрасное увядание" и др.), смотров-конкурсов цветников: 6) организация выезда детей в лес, к озеру и т.п. Взаимодействие с семьей 1. Привлечение родителей к помощи в благоустройстве территории детского сада. 2. Внесение изменений в родительские уголки. 3. Проведение общего и групповых родительских собраний: состояние здоровья детей на начало летней оздоровительной кампании: организация закаливающих мероприятий; встреча с сотрудниками ГАИ, врачом-педиатром и т.д.; информация о летней программе детского сада. 4. Оформление стендов в группах "Солнце-воздух и вода - наши лучшие друзья". 5. Консультации (например, "Организация полноценного питания детей дома"). 6. Оформление ширм для родителей об одежде детей летом, о поведении детей в природе, о ведении прогулок-походов. 7. Оформление санбюллетеней (например, "О питании", "О закаливании", "О кишечных инфекциях" и др.). 8. Участие родителей в праздниках, концертах, походах (совместный отдых родителей и детей). План принимается и утверждается на собрании трудового коллектива или педагогическом совете - о чем делается запись в верхнем правом углу титульного листа плана. Ставится печать. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОЩЕНИЮ, ОБОРУДОВАНИЮ УЧАСТКОВ УДО И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД. С наступлением ЛОК нужно пересмотреть содержание работы с детьми сделать их пребывание в УДО не только интересным, но и полезным с точки зрения полноценного развития, коррекции и оздоровления. С этой целью необходимо пересмотреть организационно-педагогические условия работы с детьми в летнее время: • проанализировать имеющуюся предметную и природную среду; • продумать содержание и максимальное использование пространства территории детского сада; • выделить время в режиме дня; • разработать систему оздоровления детей средствами природы - (солнце, воздух, вода, растительность); • продумать комплексный подход в оздоровлении детей, в котором найдёт отражение работа медиков и педагогов, руководителей УДО, родителей воспитанников. Необходимо пересмотреть возможность использования развивающей среды групповых участков, спортивной площадки, уголка леса, луга, огорода и т.п. на основе нескольких принципов: • принцип гигиеничности, охраны жизни, здоровья. • принцип доступности, т.е. необходимо было представить и реализовать систему максимального доступа детям к предметам развивающей среды и обеспечить условия активного их пользования в разнообразной деятельности; • принцип целостности и системности, т.е. развивающая среда не должна быть нагромождением разнородных предметов, а должна представлять собой некий ансамбль, в котором каждый компонент этой системы может способствовать гармонизации развивающей личности ребенка; • принцип педагогической целесообразности, единства стиля и планировки, учета композиционных, цветовых, конструктивных решений; • принцип вариативности (полифункциональности), который заключается в разнообразном использовании предметов окружающей среды участков, площадок, уголков всей территории УДО для развития, обучения, воспитания; • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; • принцип учета ведущего вида деятельности возраста (игровой, предметной, изобразительной, двигательной и др.) Летний день начинается для ребенка каждой возрастной группы с утренней гимнастики на свежем воздухе. В течение дня обязательны занятия, активизирующие двигательную деятельность - ежедневное проведение физкультурного либо музыкального занятия, нескольких спортивных и подвижных игр. На территории УДО должна быть оборудована спортивная площадка, на которой должно быть размещено все необходимое оборудование для качественного проведения фронтальной физкультурно-оздоровительной работы, развития основных движений, выполнения физических упражнений. Размеры площадки должны позволять проводить на них подвижные и спортивные игры, физкультурные праздники, досуги, соревнования. В УДО должен быть разработан график ежедневного использования спортивной площадки, которого стараются придерживаться педагоги. Для повышения двигательной активности детей используются велосипеды, самокаты, скакалки, мячи разных размеров и др., которые используются как выносной материал во всех возрастных группах. На спортивной площадке необходимо оборудовать дорожку здоровья. Находящееся здесь предметы - ребристая доска, гравий, керамзит, травяная дорожка и др. - служат профилактике плоскостопия, массажа стоп детей. Здесь же должны быть комплекты для подлезания и лазания, пеньки для перешагивания, стенки для влезания и т.п. На открытом воздухе еженедельно необходимо проводить спектакли, концерты, различные выступления детей, развлечения, забавы. Для этого в УДО должна быть летняя эстрада, декорации, специальное оборудование. В информационно-методическом кабинете - разработаны педагогами сценарии праздников, утренников, соревнований, У каждой группы - участок со своим оборудованием: верандами, горками для скатывания, влезания, оборудованием для упражнений в равновесии, подлезании, метания вдаль и в цель и т.д., закрытые песочницы, малые архитектурные формы в виде домиков, транспорта, животных, сказочных героев и др. Оборудование детских площадок, постройки на них должны отвечать современным требованиям оздоровления детей. Детские площадки должны быть оборудованы по принципу педагогической целесообразности, единства стиля и планировки, учета композиционных, цветовых, конструктивных решений. Одним из важнейших элементов оформления участков являются зеленые насаждения и теневые навесы. Они защищают территорию детского сада от пыли, шума, создают декоративные барьеры между групповыми участками. Каждый участок должен иметь естественное покрытие в виде травянистой лужайки. Устройство и оборудование детских площадок должно помочь организовывать на воздухе разнообразные зоны, центры и уголки для деятельности детей. В первую очередь, это места для игр. На каждом участке должны быть игровые домики, малые архитектурные формы в виде машин, автобусов, самолетов, пароходов и др. На групповых участках должно быть место для проведения физкультурно-оздоровительной работы. Это стационарное оборудование для развития основных видов движений, спортивных игр и упражнений. Также должно быть предусмотрено место для игр с песком, водой. Для организации художественной деятельности детей на свежем воздухе устанавливаются мольберты, планшеты, столы, удобные зоны - беседки для чтения, рассматривания книг, рисования, лепки, аппликации и конструирования. Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания и оздоровления в условиях детского сада. В сочетании с солнечными ваннами они также оказывают благотворное влияние на организм. В это же время с детьми проводятся игры с песком, водой. Для детей должен быть выносной материал: яркие игрушки, вертушки, пластмассовые бутылочки, песочные наборы, ванночки, губки, пупсики, кораблики, лейки и др. В целях сохранения и укрепления здоровья систематически должны проводиться водные процедуры: умывание, ножные ванны, обливание теплой водой, обтирание сухим полотенцем, что одновременно является массажем и способствует лучшему снабжению организма кислородом и усилению в нем обменных процессов. Водные процедуры - возбуждающее и тонизирующее средство, поэтому они проводятся в утренние часы и после дневного сна. К закаливающим оздоровительным процедурам относится полоскание ротовой полости до обеда травами, а после сна прохладной водой (температура от 22 до 17 градусов). В теплое время года дети всех групп спят без маек. Во время сна проводится аромотерапия: сон с травяными подушечками (только с согласия родителей). Соблюдается питьевой режим с дополнительным употреблением фиточая, соков. Кроме спортивной площадки, в УДО имеются участки, предназначенные для всех детей. К ним относятся огород, цветники, газоны, кусты и деревья, посаженные для разделения групповых территорий. Их природная среда разнообразна. Самыми распространенными деревьями являются березы, ели, рябины, сосны, яблони; из кустарников на территории имеется несколько видов сирени, акация. На нескольких клумбах с ранней весны и до первого снега должны цвести одно- и многолетние цветущие растения. Среди них самые распространенные: флоксы, пионы, георгины, астры, космея, настурция, васильки, ирисы, тюльпаны, нарциссы, анютины глазки. При посадке цветочных растений для украшения территории сотрудники УДО и родители должны опираться на принципы клумбового дизайна: учет цветовой гаммы, ярусность в оформлении, непрерывность цветения - от ранней весны до поздней осени. На территории ДОУ создаются уголки природного ландшафта, где произрастают цветы и травы дикой природы. Они подбираются так, чтобы дети могли увидеть разнообразие флоры Беларуси и наблюдать непрерывное цветение трав, цветов, кустарников и деревьев; познакомиться наглядно со всеми циклами развития растений. В огороде дети имеют возможность садить и наблюдать рост ягодных растений, овощных культур. Работа в огороде закрепляет у детей природоведческие знания, помогает формировать экологическую культуру, на практике осуществлять нравственное и трудовое воспитание. Пространство участков и территории УДО организуется по принципу «открытости - закрытости». Растения, постройки, малые архитектурные формы, спортивное оборудование размещаются таким образом, чтобы позволить, с одной стороны, ребенку уединиться, побыть одному, сделать собственное открытие в предметном, природном, социальной мире. С другой стороны, пространство и находящиеся в нем предметы среды должны позволить педагогам видеть всех детей и каждого, прийти на помощь к ребенку в необходимый момент. Режимом дня предусматривается время, когда дети находятся на свежем воздухе. Коллектив УДО должен стремиться к тому, чтобы оно было максимальным. Пребывание детей на воздухе начинается с приема детей на участках. В ненастную и ветреную погоду воспитатели обеспечивают детям условия деятельности на верандах; в ясную погоду - на участках. Утренняя гимнастика в любую погоду проводится на свежем воздухе под музыку. Допускается и даже приветствуется объединение детей групп одного или близкого возрастов для ее проведения. Как уже отмечалось, воспитателями в летнее время должны широко использоваться естественные силы природы как средства закаливания. Они организуют босохождение детей по траве, деревянному полу веранды, дорожкам, покрытым песком, тропе здоровья. В летнее время дети любят играть с песком. Помимо обычных действий в песочнице, когда это природное средство используется детьми в качестве строительного материла в творческих играх, широко применяется методика пескотерапии и песочной изобразительной деятельности. Для того, чтобы усилить работу по оздоровлению детей и разнообразить деятельность в часы их пребывания в ДОУ, летом часто организуются целевые прогулки и экскурсии за пределы территории детского сада. Они позволяют вести длительные наблюдения за одними и теми же объектами, видеть их изменения. Эта форма работы с детьми расширяет представления о природном мире, его разнообразии, уточняет словарь, активизирует речь, создает предпосылки для развития познавательной, изобразительной, игровой, трудовой и конструктивной деятельности. |
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим... | Выписка из СанПиН 4 2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях... | ||
Лапутина, О. А. Основы агробизнеса: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина.... | В работе сделана попытка осветить вопросы благоустройства учебно-опытного участка с упором на декоративное оформление. В пособие... | ||
Сборник включает методические рекомендации из опыта работы педагогов Вейделевского района по выгонке цветочно-декоративных растений... | Пчеловодство. Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы. Хф фгоу впо красгау, -абакан, 2007... | ||
Лапутина, О. А. Введение в библиографию: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А.... | Преемственность содержания дошкольного и школьного образования по формированию гражданственности у детей: Результаты экспериментальной... | ||
Х объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие... | Рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования удод эколого-биологического направленности, учителей биологии... |