№ п\п,
урока
| Тема урока.
Лабораторная работа.
Региональный компонент.
| Домашнее задание
| Оборудование
| Основные
знания и умения
| ИКТ
|
1\1
Р\К-1
| Введение (1 ч.) Биология – наука о живой природе.
Экскурсия №1
« Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Своеобразие растительного мира края.
|
Как работать с учебником, «Введение» стр.9-12
Т\У № 1,2
Отчет по вариантам.
Стр.12
|
Многообразие живых организмов.
-гербарий, таблицы, модели
-Полиэтилен для сбора плодов,
-Блокнот и карандаш.
| -Биология – наука о живой природе.
-Разнообразие органического мира,
-Роль живых организмов в природе и жизни человека.. Меры охраны
-Биосфера и её структура.
-Многообразие растений и животных, их связь с окруж.средой.
-Осенние явления в жизни растений и животных-Правила поведения в природе.
- Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
|
|
1\2
| 1. Клеточное строение организмов
( 2 ч.)
Устройство увеличительных приборов. Строение клетки
Л\р № 1 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание
его под микроскопом»
стр.18, Т\У №6,7
Стр.19,Т/У №8,9
|
П. 1. П. 2
Т\У №3-5
Т\У №6,7
Т\У № 8,9
| -Табл « Опт. приборы.»
Разд. материал №1:
Штативс предм. покр.стеклами, стаканы водой, р-ом йода, лук.
-препаравальные иглы и пипетки
-табл. «Строение растительной кл.
| - Понятие « клетка», клеточное строение организмов.
-Устройство лупы, свет. микроскопа.
-Правила работы с микроскопом Строение клетки
- Работать с микроскопом
- Готовить врем. микропрепарат
-Схематично изображать строение клетки
Пластиды, хлорофилл.
|
|
2\3
| Жизнедеятельность клетки
Ткани
Т\У № 14-16
| П.3 П. 4
Т\У № 10-13
Т\У № 17-20
| - Лото « Размножение клетки»- табл.
« Ткани»
- микропрепараты различ. тканей.
| -Поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
-Хромосомы, их роль в хранении и передаче наслед.информации
- Понятие « ткань»
-Особенности строения и функции основных тканей растений
-Взаимосвязь клеток как основа целостности организма.
|
|
1\4
| Т.2 Царство Бактерии
( 2 ч.)
Строение и жизнедеятельность бактерий
Т/У № 22
|
П. 5
Т\У№ 21,23,24
| -Культура бактерий сенной палочки
-Разд. материал № 1
Табл. « Строение бактерии»
« Формы и размеры бакт.»
| -Характерные признаки бактерий, отличие их от растительных и животных клеток.
-Особенности питания, размножения и распространения бактерий.
|
|
2\5 Р\К-2
| Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии
Возбудители природно-очаговых заболеваний края
Т\У №25,26,28
| П. 6
Т\У №27
| Сообщения
Табл.
| -Различные группы бактерий
- Роль в природе и жизни человека.
-Сапрофиты, паразиты
-Автотрофный и гетеротрофный способы питания Эпидемия
- Меры, применяемые для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями.
|
|
1\6
| Т.3 Царство Грибы
( 2 ч. )
Общая характеристика грибов Шляпочные грибы
Л\Р № 2 «Изучение строения тел шляпочных грибов», стр.38,Т\У №31
|
П.7 П.8
Т\У № 29,30
Т\У № 32
| Плодовые тела шляпочных грибов(муляжи)
- Натур. объекты
( трутовик, плесень,
спорынья) Муляжи
и табл.« Съедобные и ядовитые грибы»
- открытки
| -Признаки грибов, их строение, питание, размножение
-Роль грибов в природе и жизни человека
-Место в системе орг. мира.-Строение и жизнедеятельность шляпочных грибов.
-Разновидность съедоб. и ядовит. грибов.профилактика отравлений
-Правила сбора
-Технология выращивания грибов
|
|
3\7
Р\К-3
| Плесневелые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека
Грибы, произрастающие в крае. Разведение грибов в хозяйствах края.
Л\Р № 3 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»,стр.43,
Т\У №33
|
П. 9 П. 10
Т\У № 34,35
| -Разд. Матер.№1
-мукор,пеницилл
на хлебе,овощах
- табл. «Плесневелые грибы»-Грибы паразиты
- Сообщения
| - Строение и процессы жизнедеятельности плесневелых грибов и дрожжей
- Роль в природе и н\х
Использование грибов и бактерий в биотехнологии. -Роль грибов в круговороте веществ в природе
-Обобщение знаний о бактериях и грибах как самостоятельных царствах орг. мира.
|
|
1\8
| Т. 4 Царство Растения
( 4 ч.)
Разнообразие, распространение и значение растений
Водоросли. Лишайники
стр.56,
Т\У № 39
Т/У №43
|
П. 12, 13.
Т\У
№ 36,37,38
Т\У №40, 42
Т\У № 44,45
| Гербарии, комн.растения,
-Кроссворд-Табл, разд. мат.Кусочки коры с налетом,- вода из аква-
риума или лужи
коллекции лишайников
-С\Р с текстом
тетр. № 43-44
| -Многообразие царства растений
-Понятие « ботаника»
-Высшие и низшие растения
-Классификация растений , главные признаки основных отделов -Одноклеточ. водоросли
Симбиотический организм.
-Приспособленность к разнообразным условиям обитания, роль в природе и жизни человека.
|
|
2\9
Р\К-4
| Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны.
Л\Р № 4 « Изучение строения мха»
( на местных видах) и строение спороносящего папоротника
стр.67, Т\У № 46,47 Т\У № 49,50
|
П.14, 15
Т\У № 48
| -Гербарий, рис, табл.
-Мох ричии из аквариума( нефролепис, адиантум, асплениум)-Красная книга
-кол-я «Камен уголь и продукты его перераб.»
| -Характерные особенности высших растений на примере мхов
-Черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями. -Особенности строения с признаками более высокой организации.
-Охрана растений
|
|
3\10
| Голосеменные растения.
Л\Р № 5 « Изучение строения шишек и хвои хвойных»( на примере местных видов),стр.78-79, Т\У№ 51,52
| П.16
Сообщение о редких цветковых растениях.
|
--Гербарий,табл.
|
Усложнение в процессе эволюции
|
|
4\11 Р\К-5
| Покрытосеменные растения
Местные представители цветковых растений, их значение и роль в хозяйственной деятельности человека.
Т\У № 53,54
|
П. 17
Кроссворд
Т\У № 55,56
|
-Комнат. Растения, гербарий
-Табл. « Формы растений»
- Табл.. стр. 83
| -Покрытосеменные- самостоятельная, высокоорганизованная и господствующая в настоящее время на Земле группа растений.
-Влияние хоз. деят-ти человека на видовое многообразие растений
-Меры охраны редких и исчезающих растений
|
|
1\12
| Т. 5 Строение и многообразие покрытосеменных растений
( 9 ч. )
Строение семян
двудольных растений и однодольных растений
Л\Р № 6 «Изучение строения семян растений»,стр.87,
Т\У№58 , № 59
|
П.18
Т\У № 57,60,61
| -Семена двудольных
( тыква, подсолнечник, фасоль)
-Табл. «Строение семян»- Зерновки пшеницы, овса, ржи, лука,
| -Особенности строения семян
-Значение семян в жизни растений
-Преимущество семян перед спорами
-Продолжать формирование умений проводить Л\Р
-Отличительные особенности однодольных от двудольных
-Умение работать с учебником
|
|
2\13
| Корень
Л\Р № 7 «Изучение внешнего и внутреннего строения корня»,стр.94
Т\У № 65,66
стр.90-91,Т\У № 63, 69
|
П.19, 20, 21
Т\У №64
Т\У № 67-68
| -Гербарий,табл. «Строение корней»
-Проростки гороха
-Комн. растения- Микроскопы, микропрепараты « Корневой чех
лик и корневые волоски»,табл.
- Пророщенная луковица
-Табл.Вид. корней
-Муляжи корнеплодов
-Комн. растения
| -Распознавать виды корней и типы корневых систем
-Функции корня
-Умение делать выводы на основе
-Понятие «зоны» корня
-Особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполн. Функций.
-На конкретных примерах зон корня уметь определять виды тканей.
-Видоизменения корней – это приспособление к условиям существования
-Биологическое и хозяйственное
значение корнеплодов.
|
|
3\14
| Побег и почки.
Л\Р № 8 « Изучение строения почек (вегета
ивной и генеративной)
и расположение их на стебле»,стр102,Т\У №72
| П,22
Т/у №73,74,75
| Комнат.растения
,гербарий, табл.
-Разл. побеги
с набухшими почками
( сирень,тополь,,
вишня,ива)
| -Понятие « побег»,почки
-Листорасположение
-Умение распознавать виды почек
-Развитие побега из почек
-Взаимосвязь органов, систем органов,как основы целостности организма.
|
|
4\15
| Внешнее строение листа
Видоизменение листьев
Т/У № 84,85
| П. 23
Т\У № 76,77,78,79
| -Комн. растения
-гербарий
-веточки деревьев с разл. строением,расположением листа -Фильм
| - Лист – важная составная часть побега
-Основные функции листа
-Простые и сложные листья, жилкование, листорасположение
-Видоизменения листьев как результат приспособления к условиям обитания
|
|
5\16
| Клеточное строение листа
Л\Р № 9 « Изучение строения листа»,стр.109,
Т/У № 81,82
| П. 24
Т\У № 80,83
| - Табл.
-Разд. матер. №1
-Микроскопы
Лист амариллиса,
Готовые. микропрепараты
| -Установить связь м\д особенностями строения клеток и выполняемой функцией
-Умение готовить микропрепарат и работать с микроскопом.
|
|
6\17
| Строение стебля.
Видоизмененные побеги.
Л\Р № 10 « Изучение видоизмененных побегов
( корневище, клубень, луковица) стр. 123,
Т\У №90,91
стр.119,Т\У № 86,87,89)
| П. 26, 27
Т\У № 88, 92
| -табл.
-комн. растения
-спилы деревьев
-табл., гербарий
-клубни картофеля, луковица лука
| -Роль стебля в жизни растения
-Внешнее и внутреннее строение стебля
-Годичные кольца
-Видоизм. побеги, их биологическое и хозяйственное значение
- Умение проводить лаборат. исследования и делать выводы
|
|
7\18
| Цветок. Соцветия
Т\У №93,94,95,96
| П. 28
Т\У № 97
П. 29
Т\У № 98,99
| табл.,комн. растения,гербар.
-опорные сигналы
-Консерв.цветки
схемы соцветий
| Цветок- орган семенного размножения
-Биологич. значение главных частей цветка
Умение записывать формулы цветка
-Наиболее распространенные соцветия , их биологическое значение.
|
|
8\19
| Плоды. Распространение плодов и семян
Л\Р № 11 « Ознакомление с сухими и сочными плодами»
стр. 136, Т\У № 101
| П.30, 31
Т\У № 100, 102,103
| -табл.
-коллекции плодов
| -Разнообразие плодов
-Вывод о родстве цветковых растений
-Значение широкого распространения плодов и семян в процессе эволюции.
|
|
9\20
| Обобщение по теме:
«Строение и многообра-
зие покрытосеменных растений.»
| Стр.139-140
| -табл, рис
коллекции
дидакт. карточки
|
|
|
1\21
| Т.6 Жизнь растений (8ч.)
Химический состав растений
|
П.32
Т\У
№104-105
| -Дем. опыт «Хим.состав
растений»
-спир-ка, проб-ка, зерновки, кусочек теста в марле,йод,сем.подсолнечника, лист бумаги.
| -Органические и минеральные вещества,
|
|
2\22
| Фотосинтез. Дыхание Т\У № 116,117,118
Т\У № 121,123
| П.34,35
Т\У № 119,120 Т\У№ 122,124
| -Опыт Пристли
на герани пестролистной пеларгонии-опорные схемы-табл., рис ,схемы
| -Воздушное питание
-Условия для фотосинтеза
-Афтотрофный способ питания организмов
-Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза
-Сохранение чистоты воздуха
|
|
3\23
| Минеральное питание растений
Испарение воды растениями. Листопад.
Т\У №106- 110
Т\У № 126-131
| П.36, 33, 37
№ 111-115 Т\У№131,132
133,134
Т\У 137-138
| -Дем. Опыт « Испарение воды листьями» -Дем опыт
« Корневое давление»
-табл. « Почва»
-набор удобрений Бальзамин,поставленный в подкрашенную воду
| - Значение минер. Питания
-Почва
-Удобрения и способы их внесения в почву Значение испарения
-Зависимость от факторов окр. Среды
-Значение листопада
-Проводящая функция стебля
|
|
4\24
| Прорастание семян
Практическая работа №1
« Определение всхожести семян растений и их посев»
Т\У № 141-142
| П.38
Т\У № 139,140,143
| -Табл.,Дем.опыт «Про
растание семян»
-10 семян фасоли или гороха, чашки Петри, ножницы, лупа, фильтр. бумага цвет карандаши
| -Условия прорастания семян
-Зависимость прорастания от факторов окр. Среды
-Использование знаний для хоз. деятельности человека
|
|
5\25
| Способы размножения растений.
Размножение споровых растений
Т\У № 148,149,150,151,152
| П.40,41
Т\У № 146,147
| -Табл.
Магнитное пособие
-Видеофильм
| Способы размножения растений
-гамета, зигота, сперматозойд
Яйцеклетка
-Сравнение размножений водорослей, мхов и папоротников
-Вывод о родстве и единстве происхождения
|
|
6\26
| Размножение голосеменных растений
Т\У № 153
| П.42
| - Табл.
гербарий
| -Преимущество семенного размножения перед
размножением спорами.
|
|
7\27
| Вегетативное размножение покрытосеменных растений Практическая работа №2
« Вегетативное размножение комнатных растений»
| П.43
Т\У № 154,155, Т\У № 156,157
| -Табл.
-комн. растения
-гербарий
-Комн. растения
- земля, набор огородника
-черенки разл. растений
| -Способы вегетативного размножения
-Роль вегетативного размножения в природе и с\х
|
|
8\28
| Половое размножение покрытосеменных растений.
Т/у № 158,159,160
| П.44
Т\У № 161-165
| -Табл.
-видеофильм
-гербарий
| -Двойное оплодотворение
-Образование плодов и семян
-Способы опыления
|
|
1\29
| Т.7 Классификация растений
(3ч.)
Основы классификации растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства
Т\У № 166,167
| П.45,46
Т\У № 168
| -Табл.
-Герб. По системетике
-муляжи плодов культ.растений-опорн. Сигналы
| -Основные систематические группы
Признаки днодольных и двудольных
- Умение распознавать однодольных от двудольных
|
|
2\30
Р\К-6
| Класс двудольные.
Своеобразие видового состава покрытосеменных края. Представители двудольных в местном окружении.
| П.47-51
Т\У № 169-174
| -Табл.
-модель цветка
-опорн. сигналы
-Сообщение «Биологические особеннсти выращивания капусты белок.»
| -Отличительные признаки крестоцветных
-Хоз. значение
-научиться составлять морфологическое описание растений
Умение распознавать двудольн.
Растения
|
|
3\31
Р\К-7
| Класс однодольные.
Представители однодольных растений в местном окружении.
стр.235,Т\У № 176
| П. 52 - 53
Т\У № 175 - 179
| -Табл.
-живые и герб. Растения
-Красная книга-Гербарий
-Коллекция сеян зерновых культур
| -Отличительные признаки
-Многообразие растений
Умение распознавать цветк. растения и определять их систематическое положение
|
|
1\32
| Т. 8 Природные сообщества (2ч.)
Основные экологические факторы
Характеристика основных эколог.групп растений
Т\У № 180,181,182
|
П. 54, 55
|
-открытки, букеты, гербарий
|
-Экологические факторы
-Взаимосвязь в природе
- Эколог. группы растений
|
|
3\33
Р\К-8
| Растительные сообщества
Экскурсия № 2
«Природное сообщество и человек »
Цветковые растения местных биоценозов
| П.56, 57
Т\У 185- 189
| --Табл.
| Типы растительных сообществ
-Приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе
-Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека
|
|
1\34
| Т.9 Развитие растительного мира
( 1 ч.)
Многообразие растений и их происхождение. Основные этапы развития растительного мира
Т\У № 190-193
|
П.58
-Летнее задание
стр.271
|
-Табл.
- гербарий
-схемы
|
-Обобщение знаний о многообразии растений
-Изменение и развитие растительного мира
-Вывод: многообразие растительного мира - результат длительного исторического развития.
|
|