vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Тема урока: «Лекарственные растения родного края»


Скачать 91.25 Kb.
НазваниеТема урока: «Лекарственные растения родного края»
Дата03.06.2013
Размер91.25 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Растения > Урок
Тема

урока:

«Лекарственные растения родного края».



Цель:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Познакомить учащихся с лекарственными растениями Краснодарского края;

Донести до младших школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека;

Формулировать правила поведения в природе и соблюдать их;

Планируемые результаты:

Учащиеся

- научатся узнавать лекарственные растения с помощью атласа - определителя;

- осознают ценность природы;

- научатся оценивать свои поступки по отношению к природе, как связаны между собой человек и природа;

Оборудование:

Лекарственные растения луга;

Красная книга Кубани;

Атласы-определители А.А. Плешаков;

Стихи кубанских поэтов.

Ход урока.
"Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира".
В.А.Сухомлинский.

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Мы отправляемся в прекрасное путешествие в природу. Но сначала давайте вспомним правила поведения в природе.

Ответы учащихся:

- Нельзя рвать цветы.

- Нельзя ловить бабочек.

- Соблюдать тишину.

Др.
Учитель: Так пусть перед вами откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность, и зависит это будущее.
Всем мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда.

Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы наладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью:

"Каждый хотел лучшего только для себя!"
Антуан де Сент-Экзюпери.

3. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Мы отправляемся на экскурсию в нашу городскую рощу. Каждая новая встреча с природой вызывает чувства радости и восторга.

Наша городская роща является любимым местом отдыха наших горожан и гостей из разных уголков России. Она находится на живописном берегу реки Кирпили. Городские власти следят за её чистотой, организовывают субботники по очистке излюбленного места отдыхающих. Принимают участие в этом все желающие жители города и района.

(Ребята любуются цветущим лугом, вглядываются в окружающие их растения, деревья. Фотографируют их.)
4. Работа по теме урока.

Учитель: На Кубани более 250 видов лекарственных растений. Наша роща, словно красная книга, по страницам которой тихо и осторожно идем мы.
Подготовленный ученик читает стихотворение:
"Поклон тебе, Земля"!
"Как можно не любить просторы эти?

Цветы и запахи, плоды родной Земли.

Благодарю, Земля, за то, что я живу на свете!

Вдыхаю запах трав и слышу щебет птиц.

Чтоб не иссякла ты, мы за тебя в ответе-

У сердца твоего нет для любви границ"!

А.Битюкова.


  1. Распознавание растений по внешним признакам.


Останавливаемся под стройной русской красавицей березкой, растущей рядом с могучим дубом и липой. Дети узнали дуб по его резным листочкам и желудям, а красавицу березу по белому стволу.


  1. Работа в группах.


1 группа рассказывает о березе.

- Нет дерева роднее и милее березы. Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека.

Береза - это символ Родины!

Много веков береза служит верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый березовый веник в бане, и деготь, одна ложка которого портит бочку меда, но врачует кожные заболевания, раны, ожоги "Мазь Вишневского". Русские врачи более ста лет назад установили мочегонное действие березовых почек.
2 группа рассказывает о липе.

- С этим деревом мы встречались раньше?

- Да.

- С таким ароматом мы познакомились на школьной площадке.

- Это липа, она покрыта сверху донизу душистыми желтыми цветами, золотисто-желтый липовый мед, прозрачный и ароматный, считается самым лучшим среди многочисленных сортов меда. Липовому меду нет равных по вкусу и лечебному действию. Отвар из липового цвета принимают при простудных заболеваниях, кашле, ангине, как успокаивающее, и болеутоляющее средство. Деготь из веток и стволов. Использовали для лечения заболевания кожи, экзем, фурункулов. Свежие, измельченные листья прикладывали к ранам и ожогам.
3 группа представляет сосну.

- Отгадайте, о каком дереве пойдет речь?

- Что Вы знаете об этом дереве?

Загадка.

У меня длиннее уголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту,

В высоту.

Если я не опушке,

Ветки только на макушке.

- Сосна.
Релаксирующий момент.

Учитель: Вы прислонитесь к сосне и вдохните. Вы чувствуете смолистый воздух? Какой он прозрачный и чистый! А как легко и свободно дышится людям с больными легкими в сосновом лесу! В тяжелые годы войны было организованно массовое производство витаминизированного напитка из хвои сосны, который многим спас жизнь!


Учащиеся: Отвар из сосновых почек рекомендуется как отхаркивающее, дезинфицирующее и мочегонное средство, хвойные ванны - как общеукрепляющее и успокаивающее средство.

Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал и любил природу, он сказал: "Сосна - душистый лекарь! Сосна - самое прекрасное и свободное дерево России"!
4 группа поведала о дубе.

"Дуб".

Дуб дождя и ветра, вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу - страшно простудиться?

Ведь до поздней осени он стоит зеленый,

Значит дуб выносливый, значит закаленный.

И.Токмакова.
- А вот дуб считался на Руси священным. У славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды. Дубовые настои применяют в виде ванн, как ранозаживляющее средство при обморожении, стоматитах, экземах, потливости рук и ног. Дубовую кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров.

Учитель:

- Ребята, а какими народными лекарственными средствами пользуются в ваших семьях?
Рассказы учащихся.
- А теперь отдохнем на берегу реки Кирпили, под развесистой ивой, усаживаемся поудобнее и наслаждаемся её спокойным течением под пристальным взглядом хозяйки водоема - лягушки.
Учитель: Ребята, что Вы почувствовали сейчас при встрече с прекрасным?

Что больше всего понравилось?

Давайте сейчас закроем глаза и еще раз представим всё, что Вы почувствовали.

Именно у воды человек ощущает умиротворение, чувство красоты и первозданности природы. Полюбуемся её чистотой воды, подводными растениями, всплесками рыбы.
Ответы детей.

- Гордость за наш живописный уголок Кубани.

- Красоту родной природы, пение птиц.

- Чувство радости и восторга.

- Любовь к любимому уголку земли, к малой Родине.

Учитель:

А вот как воспевают наш любимый край кубанские поэты.

Чтение учащимися стихов кубанских поэтов.
У каждого на свете есть наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по - особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа...

В.Неподоба.
"Одуванчики цветут".
Так люблю цветущий луг-

На траве огонь пылает!

Одуванчики цветут,

Солнцу головой кивают.

А.Битюкова
Учитель:

А теперь давайте полюбуемся нашей зеленой аптекой.

Ребята любуются цветущим лугом.
5 группа срезает аккуратно растения луга.

Учитель:

Названия каких цветов Вы узнаете без атласа-определителя, и какие Вам предстоит ещё узнать?


  1. Работа в парах.


При помощи атласа-определителя ребята узнают растения.

Чистотел, одуванчик, подорожник, ромашка, щавель, лопух, клевер и др.
Учитель:

А теперь давайте поговорим об их лечебных свойствах. В этом нам помогут справочники по лекарственным растениям.
Каждая пара рассказывает о лечебных свойствах полученного растения.
1 пара рассказывает о подорожнике и его лечебных свойствах.

- В жизни каждый из нас пользовался листьями этого растения. Прикладывал его к ранам. Растет он у дороги.
2 пара рассказывает о чистотеле.

- Многолетнее травянистое растение, высотой от 30 до 100 см. с желто-оранжевым млечным соком во всех его частях. Цветет чистотел с конца мая по сентябрь. В качестве лекарственного сырья применяется трава (стебли, листья, цветки, сок и корни). Успокаивает боль, обладает задерживанию грибков и возбудителей туберкулеза, заживлению и дезинфекции гнойных ран. Растение ядовито. Внутреннее применение чистотела требует большой осторожности.



3 пара рассказывает о конском щавеле.

- Цветет он в июне-июле. Свежие листья прикладывают к ранам, для быстрого заживления.

- Корень оказывает вяжущее бактерицидное, противоглистное и противовоспалительное действие.
4 пара рассказывает о васильке синем.

- Хороший медонос. Цветет в июне-июле. Для лекарства используются краевые, воронковидные цветки. Сбор производится в июне-июле. Используют в лечебных целях, при болезнях почек и мочевого пузыря.

- При заболевании глаз принимают в виде примочек. А измельченные листья используют как местное ранозаживляющее средство.

5 пара рассказывает об одуванчике.

- Одуванчик не рекомендуется собирать в черте города, так как растение легко усваивает и накапливает свинец, из выхлопных газов автотранспорта, а также из состава промышленных отходов.

- Наружно применяется в виде кашицы из листьев и корней. Для лечения экземы, фурункулеза, ожогов, выведения бородавок.

Учитель.

"Травы-травы".
Настои утоляли жажду,

Лечили и снимали жар,

И наши предки убеждались

В целебной силе сорных трав.

А.Битюкова.
Учитель:

-Я хочу донести до Вас, ребята, не только гордость за нашу красивую богатую природу, но и боль.

Проходим в глубь рощи, останавливаемся у опаленного дерева. Ребята узнают клен.

- Да, это клен. Посмотрите на его обожженный огнем ствол, обгоревшую листву. За кустарниками кучи пластиковых бутылок, битых стекол, пищевые отходы. Вот так отдыхают некоторые жители нашего края. Грустно, стыдно и обидно.

Ребята Вы должны помнить:

"Дерево, трава, цветок и птица.

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Природу не уродуй, природу не обидь,

Родился человеком, так надо им и быть".

Во всем мире сейчас видится борьба за разумную деятельность человека, которая не приводила бы к необратимым нарушениям в природе. В нашей стране принят ряд важнейших правительственных постановлений об охране земли и её недр, вод, лесов, животного и растительного мира.

Одним из таких документов является красная книга - книга тревоги, книга предупреждения.

Красная книга - документ совести человека. Каждый из нас перед лицом Мира несет ответственность за сокровища природы. И так обидно бывает, когда среди посетителей парков, рощ и лесов, попадаются равнодушные к природе люди. Они тащат из леса нескромные букеты, а охапки поникших цветов, которые были так хороши, когда росли. Это говорит о душевной черствости, о душевной культуре человека.

В наших лесах исчезают многие весенние цветы. Давайте же учиться видеть красоту растений в их родной стихии, там, где им положено жить.
Люблю тебя.
Уголок большой России! -

Край кубанский мой.

Наша гордость, наша сила

И печаль и боль
Как мне хочется руками

Всю тебя обнять.

И от боли и ненастья

Стойко защищать.
Нет на свете края краше,

Чем Кубань моя!

Пусть Господь даст людям нашим

Сердца и ума.
Чтобы знали цену хлеба

Люди всей земли

Чистоту воды и неба

Свято берегли.
Пусть богаче и красивей

Станет край родной.

Навсегда судьба России

Связана с тобой.
Знаю я: земля родная

И в горсти мила.

До чего ж тебя люблю я,

Родина моя!


5. Подведение итогов.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Какое чувство вы уносите с собой после нашего путешествия?

Ответы учащихся
6. Домашнее задание.

Домашнее задание я предлагаю Вам подготовить в группах:

1 группа - презентации,

2 группа - нарисовать рисунки лекарственных растений, деревьев,

3 группа - сделать гербарии из растений, собранных сегодня,

4 группа – готовит кроссворды.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2011г. Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.
Цель: Познакомить учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края научить ребят бережному отношению к растениям

«Лекарственные растения родного края»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа

Лекарственные растения родного края
Э. И. Николаева, учитель начальных классов Большеяниковской средней школы Урмарского района

Викторина «Лекарственные растения»
...

Урок Народные промыслы родного края (Нижнее Поволжье)
Для изучения этой темы возможна замена урока-конференции на урок-экскурсию в краеведческий музей города с привлечением работников...

Тема урока: Разнообразие цветковых растений Ставропольского края
Образовательные: познакомить учащихся с самыми распространенными цветковыми растениями края, их типами, хозяйственным использованием...

Тема: Растительность и животный мир Краснодарского края. Цели урока
Познакомить учащихся с особенностями размещения растительности и животного мира Краснодарского края

Исследовательская работа Тема «Влияние сроков посева семян цикламена на их цветение»
Первоначально в зимнее время в помещениях выращивали лекарственные растения. Затем им на смену пришли растения с красивыми цветками...

Разработка урока по окружающему миру для 4 класса Тема урока: «Растения и животные поля»
Оборудование: гербарные образцы и таблицы полевых культур: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха; семена хлебных растений и изделия...

Тема: «Лекарственные цветущие растения нашей местности»
Изучение лекарственных трав произрастающих в нашей местности



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru