vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Методическая разработка «удивительный мир растений»


Скачать 68.84 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «удивительный мир растений»
Дата15.07.2013
Размер68.84 Kb.
ТипМетодическая разработка
vcvetu.ru > Растения > Методическая разработка
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская эколого-биологическая станция городского округа – город Камышин

Методическая разработка

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР

РАСТЕНИЙ»

ВЫПОЛНИЛА:

Черкасова Елена Алексеевна

педагог доп. образования

кружка «Цветовод-озеленитель»

г. Камышин 2010 год

Цель занятия: показать многообразие растительного мира и значение растений в жизни человека

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою,

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

Р. Гамзатов.

Нас окружает разнообразный мир растений. Знаете ли вы, что такое растения? Вот дерево, такое высокое, что его верхушка достает до окон пятого этажа, такое толстое, что трое детей, взявшись за руки, едва могут обхватить его. Это растение. А вот между камнями мостовой пробивается едва заметная травка. Это тоже растение. В саду пышно цветут кусты сирени. Это тоже растение. На грядке вы вырастили редиску и огурцы — и это растения. Трава на лугах, рожь и пшеница в поле, цветы на окне, все, что вырастает из земли и имеет зеленые листья и стебли—все это растения. Одни растения можно использовать в пищу (вспомните, какие любимые блюда приготовлены из растений: каши, овощные супы, компоты). Из других растений делают мебель, строят дома, изготавливают орудия труда. А что еще? Хлеб, сахар, конфеты, белье и летние платья, книги и тетради (дать возможность ответить детям). Вы, наверное, и не знали, что все это делается из растений? Некоторые растения помогают лечить людей, другие украшают наше жилище. Трудно представить, как смог бы жить человек без комнатных растений, особенно дождливой осенью, морозной зимой.

Мы не назвали самое главное, для чего нужны растения. Они дают нам кислород, так необходимый для жизни.

Людям нужно очень много разных растений, поэтому они не ждут, пока растения сами вырастут, а сеют и сажают их на полях, в садах и огородах, а потом ухаживают за ними, чтобы они хорошо росли. Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу; нужна вода, солнечный свет и воздух.

Есть такие растения, которые и есть нельзя и вещей из них никаких не сделаешь, и все же люди сеют и выращивают их. (Какие?) Это растения, у которых цветы очень красивые и пахнут так хорошо, что хочется всегда иметь их поблизости. Вот люди и сажают эти растения в цветниках возле своих домов и возле школ, на улицах, на бульварах и скверах.

Все садовые цветы — это внуки и правнуки простых полевых цветов. Астра—это близкая родственница садовой ромашки. Давным-давно, когда еще не было садовых цветов, люди стали выкапывать в поле и пересаживать к себе полевые цветы. Пересадят цветок в хорошую садовую землю, начинают за ним ухаживать: поливают, землю рыхлят, траву вокруг выпалывают, чтобы не отнимала у цветка пищу. И вырастал цветок крупный и яркий, куда красивее и пышнее полевого. Потом с самых крупных и красивых из этих цветов собирали семена и эти семена сеяли. Цветы получались еще лучше. Люди научились выводить новые сорта цветов. Многие садовые цветы совсем не похожи на своих скромных прадедов. Например, царица цветов роза. Кто бы мог подумать, что ее дедушка — это скромный куст шиповника с маленькими бледно-розовыми цветами! И крупные цветы душистого горошка — розовые, малиновые, бордовые, лиловые — только совсем немного напоминают белые цветы огородного гороха. А вот семена у душистого горошка мелкие и невкусные, их есть нельзя. И душистый садовый табачок сажают в саду не для того, чтобы делать из его листьев табак для курения. Из них табак не получается, зато цветы у него очень красивы, а запах такой приятный и сильный, что со всех сторон слетаются… ночные бабочки. Потому что душистый табак раскрывает свои цветы только вечером.

Люди издавна пытались приучить к жизни в комнатах полюбившиеся цветы и травы, чтобы не расставаться с ними в холодное время года. Правильно подобранные и хорошо размещенные в комнате растения создают комфорт и уют, поднимают настроение, а так же улучшают микроклимат. Для того, чтобы растения чувствовали себя как дома, необходимо знать требования каждого из них к влажности, освещенности, температуре. В нашем кабинете многие растения — это пришельцы из теплых стран и континентов.

Какие растения вам знакомы?

Одно из любимых и широко распространенных комнатных растений — сенполия или узамбарская фиалка. Ее любят за красоту цветов и листьев. В России она появилась в начале 20-го века и долгое время была редкостью, выращивалась в оранжереях и ботанических садах. Лишь в 50-ых годах началось массовое увлечение этой культурой. Цветет 6-10 месяцев в году.

Папоротники — это очень древнее растение. Издавна существует легенда, что папоротники цветут раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и, увидевший этот цветок, будет счастлив всю жизнь. Но, конечно, никто никогда не видел цветка папоротника, так как это споровое растение, и цвести не может.

А вот монстера — это типичная лиана бразильского леса. Огромные листья, как бы продырявленные, на родине в тропическом лесу достигают больше 1-го метра в поперечнике. В естественных условиях монстера дает плоды, по вкусу не уступающие банану, только мякоть у него хрустящая.

Группу растений, которые культивируются ради декоративных листьев, представляют диффенбахии, фикусы, маранта, драцена, сансевьера.

Ампельные, вьющиеся растения: циссус, традесканция, пеперомия.

Игровой момент.

Разбиться на две команды.

Разминка. Я буду загадывать вам загадки. Кто отгадает загадку, находит первую букву слова-отгадки, и ставит ее.

  1. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух). –П

  2. Дышит, растет, а ходить не может. (Растение) --Р

  3. И не снег, и не лед, а серебром деревья убирает. (Иней) –И

  4. Поднялись ворота — всему миру красота. (Радуга)—Р

  5. Ни окошек, ни дверей, полна горница людей. (Огурец) –О

  6. Шел да шел, да и в землю ушел. (Дождь) –Д

  7. Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач,

На вкус, как сахар сладок,

На вид похож на мяч. (Арбуз) –А

ПРИРОДА.

Давайте вместе прочитаем, какое слово получилось .Вот тема нашей сегодняшней игры.

При помощи жетонов дети делятся на две команды.

1-ый конкурс «Ботанический»

Загадки командам:

  1. На солнце я похожий, и солнце я люблю,

За солнцем поворачиваю голову свою.

(подсолнух)

  1. Светло-зеленый блестящий бочок

Солнцу подставил крепыш…(кабачок).

  1. Девица укуталась в листья над грядкой,

Выбилась только кудрявая прядка.

Одета она в золотую кольчугу—

Зернышки плотно прижаты друг к другу.

(кукуруза)

  1. На ощупь—очень гладкая,

На вкус -- как сахар сладкая,

По цвету – красноватая,

И нравится ребятам.

( морковь).

  1. Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

(картошка)

  1. Была ребенком – не знала пеленок;

А старой стала – сто пеленок иметь стала.

(капуста).

  1. Что за трава, которую и слепые знают? ( крапива).

  2. Листья каких растений осенью краснеют?( осина, рябина, клен )

  3. Какие садовые цветы до первого снега цветут? ( астры )

  4. Какие лекарственные травы лечат простуду?(подорожник, душица, мята, мать-и-мачеха, липа и др.)

2-ой конкурс «Узнай растение по описанию»

  1. Это растение бывает самых разных видов и причудливых форм. Это растение – водоем. И маленькие, и большие и круглые, как ежи, и те, что похожи на толстые зеленые столбы – все они даже в самое сухое время до отказа наполнены водой. Животные разгрызали бы их, если бы не длинные и острые шипы. Эти шипы -- преображенные листья. Цветет растение очень редко, но цветы его удивительно красивы. ( Кактус )

  2. Вот из глубины водоема начинает что-то подниматься, и на поверхности показывается большой бутон. В считанные минуты он превращается в прекрасный белый цветок. Рядом появляется еще один, чуть поодаль еще… Удивительное дело: бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды. Когда солнце заходит, цветы закрываются и бутоны опускаются в воду – до следующего дня, если только он будет солнечным. Это растение очень любит солнце. Чуть набегут тучи, цветы его медленно закроются. Сорванные цветы очень быстро вянут. (белая кувшинка или водяная лилия )

3-ий конкурс «Цветик-семицветик»

Задания для команд на цветных лепестках.

4-ый конкурс «Зоологический».

Загадки командам:

  1. В одежде богатой живет без оконца

И сам слеповатый, не видит он солнца.(крот)

2.В этом домике жильцы – все умелые пловцы,

Что за дом у них такой, до краев залит водой? (бобр, плотина).

3 .По веткам скачет, а не птица

Рыжая, а не лисица. (белка).

4 Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы: уши больше головы. (заяц)

5. Кто спит вниз головой? (летучая мышь )

6 . Какую пользу приносят синицы? (уничтожают вредителей )

7 . Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушка )

8 . Чем еж на медведя похож? (спит зимой )

5-ый конкурс «Мы – артисты»

Выбирается один человек от команды, который будет изображать животное , загаданное командой соперников, без слов. Остальные участники команды должны отгадать.

6-ой конкурс «Задания-ситуации».

1)Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник. – Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, -- сказал Алеша. – Давай, -- с интересом ответила Света. Дети взяли палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: -- Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам…

Вопрос: Что бы сказали муравьи?

2)Ваня стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов. – Что ты делаешь? – спросила старушка. – Я пчел прогоняю, они цветы жалят. Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Ваня выбросил прутик, удивленно пожав плечами. – А я и не знал об этом.

Вопрос: Что рассказала Ване старушка?

Дорогие ребята! Вот и закончилась наша игра. Проигравших в ней нет: в выигрыше все. Надеюсь, что вы еще больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать ее.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...

Методическая разработка для прохождения производственнойтехнологической и преддипломной практики
Методическая разработка предназначена для учащихся,проходящих производственную технологическую и преддипломную практику по специальности...

Создание экологических условий для комнатных растений кабинета биологии
Методическая разработка занятия кружка «Юный исследователь природы» для учащихся 5 – 9 классов по теме

Методическая разработка «развитие мотивации обучающихся к познанию,...
Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Загадочный мир растений» (5 класс)
Презентация «Роль факультатива «Загадочный мир растений» в коррекции речи учащихся 5-го класса

Методическая разработка открытого занятия
Целью является развитие навыков анализа информации, выбора и построение своего пути в реализации творческого замысла

Исследовательская работа «этот удивительный мир. Необычные цветы кактусы»
Цветущий кактус поражает воображение несовместимостью одновременного впечатления грозности и красоты. Последующее знакомство с множеством...

Методическая разработка познавательной игры по истории древнего мира для учащихся 5-6 классов
В подводном дворце вовсю идут приготовления к празднованию дня рождения Посейдона Нептуновича. (Слайд)

Методическая разработка Конспекта урока химии
Или до изучения данного вопроса, тогда многообразие кислот может служить первым уроком в блоке «карбоновые кислоты», и опираться...

Методическая разработка для обучения работающего населения в области...
Т е м а №5: «Действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов бытового характера»



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru