vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 102.15 Kb.
|
Цели: развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; формировать умение собирать лекарственные растения в определённые сроки и в определённых местах; развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений; развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. Оборудование: иллюстрации с изображениями лекарственных растений: одуванчик, крапива, тысячелистник, ромашка, подорожник, алоэ, каланхоэ, засушенные растения, заварочный чайник, чашки; фонограммы (звуки леса). Учитель. Послушайте отрывок из сказки. …И пошла тогда девица к старой колдунье и попросила приворотного зелья, чтобы милого присушить, заставить его полюбить её. И сказала колдунья: «Расскажу тебе, как волшебное зелье сварить. Да только делай так, как я велю. Встань на рассвете, умойся студёной росой да поклонись трижды по семь раз солнышку. Как оно вставать станет, соберёшь травы, какие скажу. Да вари их с наговором, а подавай с поклоном и лаской». Вы скажете, что «приворотного зелья» не существует, что колдунья обманывает. Лучше попробуем сделать всё то, о чём сказано в сказке. Встать на рассвете, умыться холодной водой… Разве не закаливанию учат нас врачи? Прогуляться по утреннему лесу в поисках нужных трав или даже просто без цели… Разве это не полезно? Посмотрите-ка на себя в зеркало, как вернётесь: щёки разрумянились, глаза сияют – просто красавцы! А поклоны трижды по семь раз солнышку… Да это же наша обычная зарядка, которая помогает на долгие годы сохранить стройность, лёгкость подвижность и бодрость! Ну, а теперь о самом главном «наговоре». Я думаю, что девушка готовя варево, помешивая, должна приговаривать что-то вроде: «Варись, травка, вкусная, полезная, пусть любимый выпьет, да поймёт, что никто ему не угодит, как я, никто так не постарается…» Ну разве может питьё, приготовленное с такой любовью, не пойти впрок? А уж подавать с любовью и лаской… Тут и говорить нечего! Это любому приятно, каждое сердце тронет. Пришёл черёд поговорить о травах, которые входили в состав «приворотного зелья». Это очень вкусный и полезный напиток из плодов боярышника, листьев иван-чая, земляники, брусники, душицы, черники. Заварить и подать по сказочным правилам. Напиток снимет усталость, поднимет общий тонус, после такого напитка человек словно сбрасывает с себя плохое настроение, становится активным, бодрым, жизнерадостным. Вот и весь секрет! Сегодня мы посвятим наш классный час лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения: кусты, деревья, травы, цветы. И мы не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Наш сегодняшний праздник проходит под девизом: «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты». (Звучит фонограмма звуков леса). Ученик. Когда ты входишь в лес, Где всё нам с детства мило, Где чистым воздухом приятно так дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех, умеющих их тайну разгадать. Ученик. Лес, как сказочное царство, Там растут одни лекарства, В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Ну а чем и как лечить, Мы вас можем научить. Все целебные растения Знаем мы без исключения. Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! В мире трав мы побываем, О них подробнее узнаем. Знакомо многим с детства, Что лечат травы человека. Поэтому наш путь лежит В отдел «Зелёная аптека». Ученик. Стоит в лесу кудряшка – Белая рубашка, В середине золотая, Кто она такая? Ромашка – переводится как «милая простота». Родина её Америка. Давным-давно как сорняк попала она вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена рассыпались вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так она попала в Россию. Если случиться тебе простудиться, Появиться кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымиться Слегка горьковатый душистый отвар. Ученик. Тонкий стебель у дорожки, На конце его серёжки. На земле лежат лестки – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. Существует легенда, как были открыты лечебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. С названием простым и тревожным, Зовущим за отчий порог, Невзрачный листок-подорожник Растёт у российских дорог. Дороги спешат за курганы, Дорогам конца не видать, И важно, что путникам раны Умеет цветок врачевать. Листок оторви осторожно И жгучую боль утали… Невзрачный листок-подорожник, Да как же растёшь ты в пыли? Чем же ещё полезен подорожник? Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат – всегда поможет подорожник! Ученик. Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. Люди про неё говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Ей посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с мёдом колики лечит надёжно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Листья крапивы богаты полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Игра «Кто вперёд?» Участвуют несколько человек. Условия игры: участник делает шаг вперёд и называет лекарственное растение, затем – следующий участник и т.д. Участник, не сумевший назвать слово, пропускает ход. Кто дальше уйдёт. Ученик. Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка: Там красные таблетки Развешены на ветке. Меня зовут царём кустов За цвет и за запах моих лепестков. Хоть куст мой зелёный Вас ранить готов, Но я помогу всем больным И тем, кто здоров. Пейте для профилактики настой шиповника. Он очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете. Ученик. Листик с глянцем, Ягодки с румянцем, А сами кусточки - не выше кочки. Чем полезна брусника? Жар, головные боли, Плохой аппетит, Выпей отвар моих листьев, Мгновенно забудешь о них. Полезны не только листья, но и ягоды брусники. В них очень много витаминов. Из неё варят компоты, кисели, пекут пироги. Брусника прекрасно утоляет жажду, обладает мочегонным и жаропонижающим эффектом. Ученик. Каждый лист разбит на дольки. Посчитайте, сколько их? 8, 10, 20, 30. Тут легко со счёта сбиться! У кого желанье есть Снова дольки перечесть? Почему у этого растения такое название? Лекарства, отвары из тысячелистника помогают при различных заболеваниях желудка. Он , как и подорожник заживляет раны, улучшает аппетит, снимает разные воспаления. Ученик. Ярко-жёлтый цветок неказистый: Сверху листьев холодная гладь, Снизу – ласковый слой бархатистый, Словно тронет приветливо мать. Мать-и-мачеха. Если кашель вас замучил, Воспаленье началось, Подружись со мной скорее, И, обещаю, всё пройдёт! Настои и отвары применяют также для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Игра «Кто узнает?». Детям раздаются карточки с рисунками лекарственных растений и карточки с их названиями. Надо к названиям растений подобрать их рисунки. Учитель. Оказывается, полезными могут быть не только лесные растения, но и наши комнатные растения. - Какие полезные комнатные растения вы знаете? Какую пользу они приносят? Частушки «Природа в доме – семейный лекарь». Про домашних докторов Вам споём частушки; Если хочешь быть здоров, Навостри-ка ушки. Нам цветы полезные Знать необходимо, Чтоб была болезнь любая Нами победима. Каланхоэ, каланхоэ – Слово заграничное, Из семейства толстяковых, Нам оно привычное. На окне храним цветок – Зацветает пусть он в срок – Пожуём его листочки И очистим свои почки. На моём окне герань Зацветает пышно. Она в России всем полезна, Хоть из Америки и вышла. Хлорофитум полосатый Есть на полке у меня; Для нас воздух очищает. И об этом каждый знает. Нам алоэ всем известен С самого рождения. Если насморк у тебя, Нет лучшего лечения. Ты порезался случайно, У тебя есть ранка, Знаю средство я простое – Возьми листочек у алоэ. Цикломен – цветок такой – Семейства первоцветных. С виду очень он простой, Совсем и незаметный. На окне зелёный сад Очень радует наш взгляд. А частушки наши эти Пусть помнят взрослые и дети. Учитель. А сейчас я вам расскажу о способах приготовления травяных отваров и витаминных чаёв, которые вы можете приготовить сами. Мы с вами вместе попробуем приготовить некоторые из них. (учитель с учащимися готовят травяные настои). Чаепитие.
Викторина.
Носит в названье пару имён. (иван-да-марья)
А сушёная в запас от простуды лечит нас. (малина)
осенью осыпается, зимой осыпается, А цветок – на медок, Лечит от гриппа, кашля и гриппа. (липа)
Человека – добрым чаем, пчёл – нектаром от души. (иван-чай)
Запах крепок и душист, а её зелёный лист Нам идёт на чай. Что за травка отвечай! (душица)
И сама душиста, и метёт всё чисто. (полынь)
Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас в любой день и час. (алоэ)
Но зато мои плоды всем пригодны для еды. (шиповник) Правила сбора лекарственных растений.
Учитель. Мы сегодня многое узнали и поиграли. Но растения хотят дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна. Увидел молодой росток, Не трогай и не рви. Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года, и вырастет там Целебная трава. Лес зелёный охраняй, Никого не обижай! Не губи деревья ты, Сохрани в лесу цветы! Ты пришёл за помощью к природе? Добрым будь и береги её. Ветки не ломай, не трогай. Помни, нужно много лет, Чтобы кустик снова мог помочь тебе. |
... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 муниципального образования усть-лабинский... | ||
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим... | Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной... | ||
Декоративные лекарственные растения в дизайне сада [Текст]: характеристика растений, правила выращивания, лекарственные свойства... | Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности,... | ||
Развивать у учащихся познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдательность, учить использовать свои наблюдения в... | Первоначально в зимнее время в помещениях выращивали лекарственные растения. Затем им на смену пришли растения с красивыми цветками... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа | Лекарственные растения: химический состав и действие на организм человека |