vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; формировать умение собирать лекарственные растения в определённые


Скачать 102.15 Kb.
НазваниеРазвивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; формировать умение собирать лекарственные растения в определённые
Дата18.07.2013
Размер102.15 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Растения > Тексты
Цели: развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; формировать умение собирать лекарственные растения в определённые сроки и в определённых местах; развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений; развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Оборудование: иллюстрации с изображениями лекарственных растений: одуванчик, крапива, тысячелистник, ромашка, подорожник, алоэ, каланхоэ, засушенные растения, заварочный чайник, чашки; фонограммы (звуки леса).
Учитель. Послушайте отрывок из сказки.

…И пошла тогда девица к старой колдунье и попросила приворотного зелья, чтобы милого присушить, заставить его полюбить её. И сказала колдунья: «Расскажу тебе, как волшебное зелье сварить. Да только делай так, как я велю. Встань на рассвете, умойся студёной росой да поклонись трижды по семь раз солнышку. Как оно вставать станет, соберёшь травы, какие скажу. Да вари их с наговором, а подавай с поклоном и лаской».

Вы скажете, что «приворотного зелья» не существует, что колдунья обманывает. Лучше попробуем сделать всё то, о чём сказано в сказке. Встать на рассвете, умыться холодной водой… Разве не закаливанию учат нас врачи? Прогуляться по утреннему лесу в поисках нужных трав или даже просто без цели… Разве это не полезно? Посмотрите-ка на себя в зеркало, как вернётесь: щёки разрумянились, глаза сияют – просто красавцы! А поклоны трижды по семь раз солнышку… Да это же наша обычная зарядка, которая помогает на долгие годы сохранить стройность, лёгкость подвижность и бодрость!

Ну, а теперь о самом главном «наговоре». Я думаю, что девушка готовя варево, помешивая, должна приговаривать что-то вроде: «Варись, травка, вкусная, полезная, пусть любимый выпьет, да поймёт, что никто ему не угодит, как я, никто так не постарается…» Ну разве может питьё, приготовленное с такой любовью, не пойти впрок? А уж подавать с любовью и лаской… Тут и говорить нечего! Это любому приятно, каждое сердце тронет.

Пришёл черёд поговорить о травах, которые входили в состав «приворотного зелья». Это очень вкусный и полезный напиток из плодов боярышника, листьев иван-чая, земляники, брусники, душицы, черники. Заварить и подать по сказочным правилам. Напиток снимет усталость, поднимет общий тонус, после такого напитка человек словно сбрасывает с себя плохое настроение, становится активным, бодрым, жизнерадостным. Вот и весь секрет!

Сегодня мы посвятим наш классный час лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения: кусты, деревья, травы, цветы. И мы не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека.

Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Наш сегодняшний праздник проходит под девизом: «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты».

(Звучит фонограмма звуков леса).

Ученик. Когда ты входишь в лес,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Ученик. Лес, как сказочное царство,

Там растут одни лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!
В мире трав мы побываем,

О них подробнее узнаем.

Знакомо многим с детства,

Что лечат травы человека.

Поэтому наш путь лежит

В отдел «Зелёная аптека».
Ученик. Стоит в лесу кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

Ромашка – переводится как «милая простота». Родина её Америка. Давным-давно как сорняк попала она вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена рассыпались вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так она попала в Россию.

Если случиться тебе простудиться,

Появиться кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

Слегка горьковатый душистый отвар.
Ученик. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

На земле лежат лестки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Существует легенда, как были открыты лечебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

С названием простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный листок-подорожник

Растёт у российских дорог.

Дороги спешат за курганы,

Дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утали…

Невзрачный листок-подорожник,

Да как же растёшь ты в пыли?

Чем же ещё полезен подорожник? Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат – всегда поможет подорожник!
Ученик. Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

Люди про неё говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Ей посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с мёдом колики лечит надёжно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Листья крапивы богаты полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом.
Игра «Кто вперёд?»

Участвуют несколько человек. Условия игры: участник делает шаг вперёд и называет лекарственное растение, затем – следующий участник и т.д. Участник, не сумевший назвать слово, пропускает ход. Кто дальше уйдёт.
Ученик. Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешены на ветке.

Меня зовут царём кустов

За цвет и за запах моих лепестков.

Хоть куст мой зелёный

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Пейте для профилактики настой шиповника. Он очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете.
Ученик. Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки - не выше кочки.

Чем полезна брусника?

Жар, головные боли,

Плохой аппетит,

Выпей отвар моих листьев,

Мгновенно забудешь о них.

Полезны не только листья, но и ягоды брусники. В них очень много витаминов. Из неё варят компоты, кисели, пекут пироги. Брусника прекрасно утоляет жажду, обладает мочегонным и жаропонижающим эффектом.
Ученик. Каждый лист разбит на дольки.

Посчитайте, сколько их?

8, 10, 20, 30.

Тут легко со счёта сбиться!

У кого желанье есть

Снова дольки перечесть?

Почему у этого растения такое название?

Лекарства, отвары из тысячелистника помогают при различных заболеваниях желудка. Он , как и подорожник заживляет раны, улучшает аппетит, снимает разные воспаления.
Ученик. Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать.

Мать-и-мачеха. Если кашель вас замучил,

Воспаленье началось,

Подружись со мной скорее,

И, обещаю, всё пройдёт!

Настои и отвары применяют также для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Игра «Кто узнает?». Детям раздаются карточки с рисунками лекарственных растений и карточки с их названиями. Надо к названиям растений подобрать их рисунки.

Учитель. Оказывается, полезными могут быть не только лесные растения, но и наши комнатные растения.

- Какие полезные комнатные растения вы знаете? Какую пользу они приносят?

Частушки «Природа в доме – семейный лекарь».

Про домашних докторов

Вам споём частушки;

Если хочешь быть здоров,

Навостри-ка ушки.

Нам цветы полезные

Знать необходимо,

Чтоб была болезнь любая

Нами победима.

Каланхоэ, каланхоэ –

Слово заграничное,

Из семейства толстяковых,

Нам оно привычное.

На окне храним цветок –

Зацветает пусть он в срок –

Пожуём его листочки

И очистим свои почки.

На моём окне герань

Зацветает пышно.

Она в России всем полезна,

Хоть из Америки и вышла.

Хлорофитум полосатый

Есть на полке у меня;

Для нас воздух очищает.

И об этом каждый знает.

Нам алоэ всем известен

С самого рождения.

Если насморк у тебя,

Нет лучшего лечения.

Ты порезался случайно,

У тебя есть ранка,

Знаю средство я простое –

Возьми листочек у алоэ.

Цикломен – цветок такой –

Семейства первоцветных.

С виду очень он простой,

Совсем и незаметный.

На окне зелёный сад

Очень радует наш взгляд.

А частушки наши эти

Пусть помнят взрослые и дети.

Учитель. А сейчас я вам расскажу о способах приготовления травяных отваров и витаминных чаёв, которые вы можете приготовить сами. Мы с вами вместе попробуем приготовить некоторые из них.

(учитель с учащимися готовят травяные настои). Чаепитие.

  1. В чистый термос насыпать плоды шиповника, боярышника, сушёные ягоды малины, земляники. Залить кипятком. Настоять несколько часов.

  2. В чистую эмалированную или стеклянную посуду насыпать сухие листья душицы, смородины, мяты, мелиссы, малины. Залить кипятком, закрыть плотной крышкой и укутать. Настаивать несколько часов.

  3. То же самое, только томить на водяной бане несколько минут.


Викторина.

  1. Жёлтый и синий. Поэтому он

Носит в названье пару имён. (иван-да-марья)

  1. Летом рад я свежей ягоде медвежьей,

А сушёная в запас от простуды лечит нас. (малина)

  1. Весной растёт, летом цветёт,

осенью осыпается, зимой осыпается,

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа, кашля и гриппа. (липа)

  1. Что за травка угощает на лугах в лесной глуши

Человека – добрым чаем, пчёл – нектаром от души. (иван-чай)

  1. Травка та растёт на склонах и на холмиках зелёных.

Запах крепок и душист, а её зелёный лист

Нам идёт на чай. Что за травка отвечай! (душица)

  1. Горькая травка и животу поправка,

И сама душиста, и метёт всё чисто. (полынь)

  1. Лист горбачком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час. (алоэ)

  1. В народе этот цветок иной раз зовут «заячьим маком», только маку этот цветок вовсе никак не родня. Семена его похожи на коготки кошки. Отсюда и название. (ноготки)

  2. Какой напиток является хорошей защитой от вредного воздействия солнечных лучей? (чай)

  3. Я на розу так похож, разве что не так хорош,

Но зато мои плоды всем пригодны для еды. (шиповник)
Правила сбора лекарственных растений.

  1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.

  2. Сушат под навесом, чтобы не попадали солнечные лучи. Почему?

  3. При сборе цветков часть из них оставляют на растении. Зачем?

  4. Нельзя собирать больные и повреждённые вредителями растения.

  5. Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных дорог, а также в крупных городах. Почему?

  6. Запрещён сбор редких лекарственных растений, занесённых в Красную книгу.


Учитель. Мы сегодня многое узнали и поиграли. Но растения хотят дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.
Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо, улыбнись.

Пройдут года, и вырастет там

Целебная трава.
Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!
Ты пришёл за помощью к природе?

Добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Викторина «Лекарственные растения»
...

Как искать, собирать и охранять лекарственные растения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 муниципального образования усть-лабинский...

Правила здорового образа жизни
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим...

Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 
Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной...

Список литературы
Декоративные лекарственные растения в дизайне сада [Текст]: характеристика растений, правила выращивания, лекарственные свойства...

Урока: Растениеводство. Цель урока: сформировать представление учащихся...
Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности,...

Разработка урока окружающий мир. 4 кл. (А. А. Плешаков) Тема: «Растениеводство в нашем крае»
Развивать у учащихся познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдательность, учить использовать свои наблюдения в...

Исследовательская работа Тема «Влияние сроков посева семян цикламена на их цветение»
Первоначально в зимнее время в помещениях выращивали лекарственные растения. Затем им на смену пришли растения с красивыми цветками...

Реферат Природные лекарства
Лекарственные растения: химический состав и действие на организм человека

«Лекарственные растения родного края»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru