vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Тема: Растения лечат людей


Скачать 78.18 Kb.
НазваниеТема: Растения лечат людей
Дата18.07.2013
Размер78.18 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Растения > Тексты
Приложение 2

Тема: Растения лечат людей
Цель: формировать знания о лекарственных растениях (растениями нашего края), о значимости этих растений для человека.

Задачи:

- формировать знания о лекарственных растениях;

- развивать умение анализировать, синтезировать, делать выводы;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: гербарий, ягоды, иллюстрации лекарственных растений, фотографии, письма, телеграммы, тарелки, ложки.
Ход занятия


  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я хочу сообщить Вам, что сегодня занятие отменяется, занятия не будет. Дело в том, что к нам пришли телеграммы, письма. И нам сегодня нужно их все прочесть и ответить на них. То есть мы будем с вами работать с почтой.

2. Изложение материала (игра).

- Начнем, наверное, с телеграмм, так как они все срочные. Вот они.
Первая телеграмма:

«Ребята, помогите! Сильно заболел мой брат Кай. У него ангина. Он простыл, пока был в гостях у Снежной Королевы. Подскажите, какие лекарственные растения помогут ему? (Герда из Снежного Королевства).

- Ребята, но прежде, чем ответить Герде, подскажите пожалуйста, почему лекарственные растения называют лекарственными? (их используют для лечения животных и людей.)

- И так, ребята, Герда просит помощи. У Кая ангина, то есть у него очень сильно болит горло, температура высокая. Что мы посоветуем Каю? Какое растение поможет ему? Как Вы считаете? (дети отвечают: заварить ромашковый отвар, настойку календулы, липовый чай, чай из шиповника, Иван-Чая). (Педагог показывает ягоды шиповника, липовый цвет).

- Совершенно верно. Ведь ромашковым отваром и настойкой календулы полощут горло при ангине, пьют при кашле, различных воспалениях (показ гербария календулы).

- Ребята, а кто из вас знает стихотворение о ромашке?

(дети рассказывают стихотворение).

Ромашка, ромашка

Душистый цветок.

Желтая середка,

Белый лепесток.

Ромашка, растет и у нас в Новом Уренгое. А называют ее, «ромашка-безъязычковая» . Посмотрите, узнаете? (Педагог предлагает выбрать из нескольких растений ромашку .Покажите, где ромашка? Есть даже стихотворение о лечебных свойствах ромашки: (педагог читает стихотворение)

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымится жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый, душистый отвар!

- Растет, в нашей местности и Иван-Чай (педагог предлагает выбрать из предложенных растений Иван-Чай) Еще его называют Кипреем. Цветет он с Июля по сентябрь. Цветы имеют розовый и фиолетовый цвет. Говорят о нем:

«Хороша трава – красна голова

И медку подарит, и чайку заварит!»

Иван-Чай очень много содержит витамина С. Укрепляет здоровье и все части этого растения используют в пищу.


  1. Следующая телеграмма: (педагог читает)

«Дорогие ребята! Подскажите, какие лекарственные растения, ягоды можно собирать осенью? Мальвина».
- Ребята, вспомните, какие лекарственные растения, ягоды вы вместе с родителями собираете осенью, заготавливаете на зиму? (Дети отвечают: голубику, бруснику, костянику, клюкву княженику, морошку, шиповник)

- А почему осенью собирают именно ягоды, а не другие части растений- корни, листья, цветы? (Дети отвечают: потому, что именно весной молодые листья целебные, а когда появляются ягоды, целебные вещества листья отдают им).
- Следующая телеграмма: (педагог читает телеграмму)

«У моего сыночка, пропал аппетит. Он не ест, не пьет. Что делать? Слон»

- Что же вы ребята, посоветуете слону? Давайте вспомним о себе. Ведь бывают моменты, когда и у вас нет аппетита, не хочется кушать. Что Вам советует мама? Что делают родители?

(Дети отвечают: покупают витамины в аптеке, говорят побольше кушать фруктов и ягод).

- Верно, ребята, ведь в фруктах содержатся натуральные витамины, которые возбуждают аппетит.

- А сейчас давайте поговорим более подробно о ягодах, которые растут в нашей местности.

ЯГОДЫ. КАКИЕ ОНИ? Ягодки все разные:

Ягодки, как шарики, Голубые, красные,

Россыпями бус. Кислые и сладкие,

Яркие фонарики, Ворсистые и гладкие.

Сочные на вкус.

Соком ягоды полны.

И целебны, и вкусны!

1. Первая, Самая Главная Северная Ягода, это морошка (показ иллюстрации и натуральных ягод). Говорят, что если съесть за год 13 кг морошки, то все болезни уйдут. Давайте попробуем их на вкус и скажет, какие они? (Дети пробуют ягоды на вкус).
2. Следующая по значимости ягода брусника – ее можно хранить и без сахара. Полезная эта ягода и больным с артериальным давлением. Но у этого растения лечебными являются и листья. Настой из листьев брусники употребляют при заболеваниях почек. Брусника не боится морозов, она похожа на клюкву, а отличается горьковатым вкусом. Попробуйте их на вкус. (Показ иллюстрации и определение вкусовых качеств ягод).
3. Третья ягода – клюква. Она не боится ни трескучих морозов, ни порывистых ледяных ветров. В ней витаминов больше, чем в лимоне. Ее можно хранить весь год, нужно вынести ее лишь на холод. Можно собирать клюкву из-под снега и ранней весной. Ягоды делаются слаще, но долго храниться не могут. Недаром зовут клюкву «журавлиной ягодой». Ведь журавли любят перед отлетом в заморские страны поклевать красную клюкву – ягоду.

(Показ иллюстрации или ягод и определение вкусовых качеств ягод).
4. Черника – всем знакомая ягода. В народе говорят, что если в доме есть черника, то врач бывает очень редко. О чернике существует легенда:

(Педагог рассказывает легенду)

-«Давным-давно в дремучих лесах жили маленькие, трудолюбивые гномы, приносившие большую пользу растениям и животным. Но люди узнали об их несметных богатствах и стали преследовать их, перекапывать землю в поисках кладов. Долго метались гномы по лесу, и наконец, стали просить защиту у его обитателей. Первым откликнулся черничный куст и укрыл гномов в гуще своих корней. Тогда в благодарность за помощь, гномы расселили черничники по всему свету».

Думаю, что многие пробовали эту душистую, вкусную, ягоду. Ягоды черники улучшают зрение, излечивают воспалительные процессы. (Показ иллюстрации и ягод и определение вкусовых качеств ягод).
5. Рябина – копилка поливитаминов. Эта ягода на вкус может быть и не вкусная, но лечебная. В ней много разных витаминов. Используют для повышения аппетита, при пониженной кислотности желудка, при авитаминозе. В сентябре одна ягода, да и та – горькая. (Показ иллюстрации и ягод и определение вкусовых качеств ягод).
6. Шиповник – целая кладовая витаминов, самая богатая ягода по количеству витамина С. Чай из плодов шиповника применяется в медицине как общеукрепляющее средство, а также при заболеваниях почек, желчного пузыря, печени.(Показ иллюстрации и ягод и определение вкусовых качеств ягод).

- Ребята, чем севернее растет растение, тем больше в нем лечебных веществ, витаминов. Так как лето здесь короткое, а зима очень длинная и холодная. Растение спешит быстрее и побольше собрать полезных витаминов, полезных веществ, чтобы выжить в этих суровых условиях.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- А сейчас, ребята, разобравшись с телеграммами, мы приступим к письмам. Прочтем, чьи же это письма? (Педагог читает письма, дети определяют лекарственные растения).

1. Я ногу поцарапал,

Когда бежал к друзьям,

Но я совсем не плакал,

Я вылечился сам.

- Какое лекарственное растение я использовал? Чипполино.

ОТВЕТ: (Подорожник).

На ранку подорожник,
А потом, я ногу осторожно

Перевязал бинтом.

Скакать по кочкам можно

И бегать у ракит

Спасибо, подорожник,-

Мой доктор, Айболит!

(Педагог показывает иллюстрацию подорожника).

ОТВЕТ: (свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, при укусах насекомых, порезах. Растет он на тропинках, у дорог).

Следующее письмо.

«Дорогие, ребята! Здравствуйте!

Пишут Вам зверята из жаркой Африки. Недавно приезжал к нам доктор Айболит. Он оставил много лекарств, растений. Но от одного растения мы потеряли рецепт. Присылаем Вам изображение этого растения. Напишите, пожалуйста, что это за растение, и от каких заболеваний его надо применять?».

ОТВЕТ: (одуванчик). Кто знает стихотворение о одуванчике.

- Ребята, что это за растение? Вы все его знаете?

Одуванчик молодой,

Был, как солнце золотой,

Не боялся никого,
Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.
Цветы желтые, и когда они отцветают, превращаются в пушистый комочек. Вы дуете на него и все пушинки, похожие на парашютики, улетают. Кстати, таким образом растение это размножается, поэтому растет в разных местах. Содержит большое количество витамин и минеральных солей, так необходимых каждому человеку. Его используют в пищу для приправ, делают салат.
-Еще одно письмо. (3)

«Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Незнайка. Посоветуйте, какие лекарственные растения помогут мне, если у меня болит желудок. Незнайка».

- Ребята, ведь мы с Вами не можем знать ответы на все вопросы. В таких случаях обращаются к справочникам по лекарственным растениям. Что мы сейчас и сделаем. (Педагог показывает справочник по лекарственным растениям и объясняет,, как нужно им пользоваться. Дети слушают. Демонстрирует иллюстрации растений календулы, зверобоя, брусники, рябины, черники)
4. Письмо.

«Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, знаете обо мне и о моих приключениях. Сейчас я хожу в школу. Там очень интересно. В этом году мы с ребятами собирали гербарий лекарственных растений. Но я все перепутал. Помогите, пожалуйста, разобраться. Буратино».

ОТВЕТ: (Одуванчик, брусника, морошка, ромашка).
А сейчас, ребята, я предлагаю провести веселую игру Н. Пикулевой «Что растет в родном краю». (Педагог сообщает условия игры).

- Сейчас я буду называть разные деревья, кустарники, ягоды, а вы выбирайте только те, что растут у нас в Новом Уренгое в тундре. Если растут, хлопайте в ладоши, если нет, молчите. Итак, да – хлопок, нет – молчок!

Малина

Вишня,

Клюква,

Лимон,

Морошка,

Брусника,

Апельсин,

Ромашка,

Береза,

Липа,

- Молодцы! Так держать! Теперь буду называть быстро:

Кофе,

Одуванчик,

Черника,

Голубика,

Клубника,

Калина.

Крыжовник.

Рябина.

- И, так ребята, мы сегодня с вами вспомнили лекарственные растения, ягоды, которые заготавливают на зиму в г. Новый Уренгой. Назовите их еще раз (дети называют лекарственные растения, ягоды: одуванчик, ромашка, голубика, черника, клюква, брусника, шиповник, рябина, морошка ).

- А сейчас я предлагаю вам конкурс «Угадай название ягод». Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки:
Что за ягодка лесная, Ягодка алая

Будто небо, голубая? В туесок попала,

(Голубика) Ее едят моченой

И с сахаром толченой.

(Брусника)
На моховой кочке Я шарик пушистый,

Посреди болот Белею в поле чистом,

В аленьком платочке А дунул ветерок,

Ягодка растет. Остался стебелек.

Хоть на вкус она кисла, (Одуванчик)

Детям ягодка мила.

(Клюква)
Стоит в саду кудряшка - Средь темна леса

Белая рубашка, Красна девушка стоит.

Сердечко золотое. (Рябина)

Что это такое?

(Ромашка)
- Многие ученые пришли к выводу, что в природе нет болезней, против которых не нашлось бы лекарственных растений с целебными веществами.

Вот за эту особенность растений – лечить людей, многие растения исчезли и исчезают с лика земли.

Все свои сокровища отдает нам природа, и за это просит только одного, - беречь ее! Охраняйте их ребята!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема занятия: Растения в интерьере. 2 часа
Конкретизировать знания учащихся об основных органах растения, их значении в жизни растения

Комнатные растения, как активная часть общей биоэнергетики
Вряд ли случайно то, что одни растения улучшают настроение людей, восстанавливают их силы, снимают усталость, а другие, наоборот,...

Тема: Растения сада
Цели: закреплять знания об основных растениях сада; учить находить и определять садовые растения, ухаживать за растениями

Исследовательская работа Тема «Влияние сроков посева семян цикламена на их цветение»
Первоначально в зимнее время в помещениях выращивали лекарственные растения. Затем им на смену пришли растения с красивыми цветками...

Тема: «Влияние комнатных растений на человека»
В настоящее время учеными установлено, что кроме эстетических свойств, растения обладают еще одной полезной функцией комнатные растения...

Историческая справка
Комнатные растения с давних времен привлекают внимание людей. Они стали неизменным декоративным дополнением многих помещений и с...

Реферат Тема: Общение человека и растений
Растения и настроение

Рассказыванию по картине «кошка с котятами» Тема: «домашние птицы»...
Тема: «Составление рассказа-описания с использованием опорных картинок «Продукты питания»

Заболевания гусей
Гуси (молодняк и взрослая птица) особенно чувствительны к сквозняку, который может способствовать возникновению у птицы синуситов,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Откуда хлеб пришел»
Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru