vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

В. Р. Филиппова кафедра зоологии и зоогигиены лумбунов С. Г., Лузбаев К. В., Лузбаева А. Л., Тарнуев Д. В. Методические указания


Скачать 385.21 Kb.
НазваниеВ. Р. Филиппова кафедра зоологии и зоогигиены лумбунов С. Г., Лузбаев К. В., Лузбаева А. Л., Тарнуев Д. В. Методические указания
страница1/4
Дата21.04.2013
Размер385.21 Kb.
ТипМетодические указания
vcvetu.ru > Удобрения > Методические указания
  1   2   3   4
БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. В.Р.ФИЛИППОВА
КАФЕДРА ЗООЛОГИИ И ЗООГИГИЕНЫ

Лумбунов С.Г., Лузбаев К.В., Лузбаева А.Л., Тарнуев Д.В.


Методические указания

по изучению дисциплины



«ЗООГИГИЕНА С ОСНОВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ»


(для студентов зооинженерного факультета заочного обучения по специальности 110401 – «Зоотехния»)


Улан-Удэ, 2010




Составители: Лумбунов С.Г., Лузбаев К.В., Лузбаева А.Л., Тарнуев Д.В.

УДК

Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов: Методические указания по изучению дисциплины./Бурятская ГСХА; С.Г.Лумбунов, К.В.Лузбаев. – Улан-Удэ., 2010. с

Предназначены для студентов заочного отделения зооинженерного факультета.

Утверждены методическим Советом БГСХА


Рецензенты: Сампилов Б.Ц. к.с.-х.н., с.н.с. БФ СО РАСХН

Гармаев Д.Ц. к.с.-х.н., доцент БГСХА

Задачей дисциплины «Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов» являются изучение факторов внешней среды и разработка нормативов условия выращивания и содержания, животных для обеспечения их здоровья, максимальной продуктивности, получения высококачественной животноводческой продукции, а также изучение широкого круга вопросов строительной гигиены, связанных с созданием на животноводческих объектах оптимальных зоогигиенических условий.

Цель изучения дисциплины — обучить студентов основам современной зоогигиенической науки и практики, системным подходом к проектированию, строительству и эксплуатации животноводческих предприятий для достижения высокой эффективности производства животноводческой продукции.

Гигиена животных подразделяется на общую и частную. Первая изучает вопросы гигиены воздушной среды и почвы, воды и поения, кормов и кормления, помещений и ухода за животными, а также режимов летнего и зимнего содержания. Частная гигиена рассматривает те же вопросы, но свойственные только отдельным видам животных.
Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания по изучению дисциплины составлены в соответствии с типовой программой курса «Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов», рекомендованной Министерством образования России в 2001г. и в соответствии с ГОС (2002). При разработке настоящих методических указаний использованы методические указания по изучению дисциплины «Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов», разработанные Н.Д.Кракосевич, В.Ф. Голубковым (1991) по специальности 310700 – «Зоотехния».

Приведенная здесь дополнительная литература рекомендуется студенту для более глубокого изучения отдельных тем учебной программы по дисциплине.

При написании курсового проекта студент должен руководствоваться учебной программой по данному курсу и методическими указаниями по выполнению курсового проекта по зоогигиене.

Усвоение материала следует проверять при помощи вопросов для самопроверки, помещенных в конце каждой темы. Кроме того, студент должен использовать дополнительную литературу, в которой освещаются новейшие данные науки и практики по гигиене сельскохозяйственных животных, журналы «Ветеринария», «Животноводство», отраслевые журналы по животноводству, «Сельское хозяйство за рубежом», «Сельское строительство» и др.

Изучение этой дисциплины позволит студентам более эффективно изучать последующие технологические дисциплины частного животноводства, кормления сельскохозяйственных животных, ветеринарные и экономические дисциплины.

При изучении зоогигиены для закрепления и углубления знаний в условиях хозяйства студенту рекомендуется ознакомиться с размещением животноводческих ферм, имеющимися типовыми животноводческими помещениями, с системами содержания животных в хозяйстве в зимний и летний периоды и оценить их с точки зрения зоогигиены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной


1.Кузнецов А.Ф., Найденский М.С., Шуканов А.А.,Белкин Б.Л. Гигиена животных. М., Колос,2001.

2.Кузнецов А.Ф., Справочник. Гигиена сельскохозяйственных животных. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, 2003

3.Кузнецов А.Ф.,Шуканов А.А.,Баланин В.И. и др. Практикум по зоогигиене. М: Колос, 1999.

4. Кузнецов А.Ф. Гигиена сельскохозяйственных животных. Справочник, Санкт-Петербург, 2003

Дополнительный


1. Карелин А. И., Маравин Б. Л. Зоогигиенические основы проектиро­вания строительства и эксплуатации животноводческих объектов. М.: Россельхозиздат, 1987.

2. Кузнецов А. Ф./Баланин В. И. Справочник по ветеринарной гигие-'не. М.: Колос, 1984.

3.Лумбунов С.Г., Жамаганов В.М. Выращивание ремонтных телок и нетелей в условиях Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1990.

4.Лумбунов С.Г.Зоогигиенические требования к животноводческим объектам // Система ведения агропромышленного производства Республики Бурятия на 1996-2000 г. – Улан-Удэ, 1996.

5.Лумбунов С.Г., Лузбаев К.В. Зоогигиеническая оценка качества питьевой воды открытых и подземных водоисточников Бурятии // Актуальные проблемы ветеринарного образования. – Барнаул, 1998.

6.Лумбунов С.Г., Игнатьев Р.Р. Нормальный микроклимат – важное условие при проведении зимовки скота // Молочное и мясное скотоводство.- 1999.- № 6.

7.Лумбунов С.Г. Выращивание телят раннего возраста // Молоч. и мясн.скотоводство.- 1999.- № 4.

8.Лумбунов С.Г. Влияние систем содержания на физиологическое состояние коров // Зоотехния.-1999.- № 11.

9.Лумбунов С.Г. Продуктивность и резистентность молочного скота Бурятии. – Улан-Удэ, 2001.

10.Ходанович Б.В. Проектирование и строительство животноводческих объектов. М ВО «Агропромиздат», 1990.
Р а з д е л 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ВВЕДЕНИЕ

Зоогигиена — наука об охране здоровья животных правильными приемами кормления, со­держания и ухода, выращивания, при которых они могут дать максимальную продуктивность, обусловленную наследственностью. Она изучает вопросы профилактики заразных и незаразных болезней, охраны животноводческих ферм от заноса инфекции, определяет оптимальные зоогигиенические нормативы для животных разных видов, предусматривает контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией животноводческих помещений.

Задача зоогигиены – вооружить специалистов сельского хозяйства знаниями закономерностей воздействия внешней среды на организм животных.

К основным факторам внешней среды, оказывающим влияние на здоровье и продуктивность животных, относятся: кормление животных и климат.

Применительно к различным географическим и хозяйственным условиям зоогигиена разрабатывает правила и нормативы зимнего и летнего содержания животных, ухода за ними, воспроизводства, сохранения и выращивания молодняка. В этих же целях устанавливаются нормативы доброкачествен­ности воздуха, питьевой воды, кормов и т. д. На основе данных зоогигиены в хозяйствах разрабатываются санитарно-гигиенические мероприятия, обеспечивающие профилактику заболеваний животных.

Наряду с этим необходимо ознакомиться с кратким историческим очерком развития зоогигиены, используя источники.

При изучении зоогигиены необходимо обратить внимание на то, что она изучает организм сельскохозяйственных животных во взаимосвязи с факторами внешней среды с целью сохранения их здоровья и повышения продуктивности при наименьшей затрате труда и средств на единицу продукции. Научным обоснованием всех процессов взаимоотношений организма и внешней среды являются учения И. М. Сеченова, И. П. Павлова.

Тема 1. ОБЩАЯ ГИГИЕНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ЖИВОТНЫХ


1.1.Гигиенические требования к воздушной среде.

Воздушная среда является важным элементом биосферы. Это комплекс разнообразных физических, химических, механических и биологических факторов, оказывающих огромное влияние на организм животных.

Воздух, отдельные его элементы, действуя через центральную нервную систему на организм, вызывает в последнем соответствующие реакции и приспособительные изменения. Следовательно, используя необходимые приемы улучшения состава и свойств воздуха, можно правильно организовать содержание животных в целях повышения их продуктивности и предупреждения некоторых заболеваний, особенно простудных. Наиболее важные факторы воздушной среды: газовый состав воздуха, температура, влажность, скорость движения воздуха, солнечная и лучистая энергия, ионизация, пылевая и микробная его обсемененность. Эти факторы больше других влияют на теплорегуляцию организма, на его газоэнергетический и вещественный обмен.

При изучении действия на организм животных температуры, водяных паров, скорости движения воздуха необходимо уяснить их влияние на теплорегуляцию (теплопродукцию и теплоотдачу). Надо знать способы теплоотдачи животными излишнего тепла, особенно кожей (излучение, испарение, теплопроведение и конвекция), а также факторы, которые способствуют теплоотдаче и тормозят ее. Зная их, зооинженер должен создавать оптимальные условия содержания животных в помещениях и на пастбище.

Особое внимание следует обратить на изучение методов регулирования и улучшения факторов воздушного окружения в помещениях для животных, в условиях зимнего и летнего содержания (в лагере, на тырле), при использовании животных, во время перевозки, перегонов, при откорме, при выращивании молодняка (содержание в неотапливаемых помещениях); закаливания организма, так как в интенсивном животноводстве регулируемый микроклимат в помещениях становится ведущим зоотехническим приемом в повышении продуктивности и сохранении здоровья животных.

При проработке раздела по гигиене воздушной среды студент должен научиться проводить гигиеническую оценку воздушного окружения животных в конкретных помещениях (коровник, свинарник и т. д.) своего хозяйства.

Изучая физические и химические свойства воздушной среды, необходимо иметь ввиду, что они только в своей совокупности дают возможность произвести правильную гигиеническую оценку воздуха в помещениях для животных. На основе изучения воздействия на организм климатических факторов нужно уметь оценить эти данные при акклиматизации животных.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте газовый состав воздуха — атмосферного, выдыхаемого животными, а также нормативы допустимого состава воздуха в помещениях для животных.

2. Какое гигиеническое значение имеют отдельные составные части воздуха?

3. Что такое пылевая и капельная инфекции? Какие болезни животных распространяются таким путем, и в чем заключается их профилактика?

4. Какое влияние на животных оказывает высокая, низкая и средняя температура воздуха и окружающих предметов?

5. Какими путями удаляется из организма животных излишнее тепло и какие факторы способствуют теплоотдаче и тормозят ее?

6. В чем состоит сущность закаливания организма животных и его гигиеническое значение?

7. Что такое гигрометрические показатели и какие из них применяются для гигиенической оценки влажности воздуха?

8. Назовите источники накопления влаги в воздухе помещений для животных, меры предупреждения и регулирования его.

9. Какое влияние на организм животных оказывает высокая и низкая влажность воздуха?

10. Какое гигиеническое значение для животных имеет движение воздуха и какие меры применяют в целях предупреждения сквозняков в помещениях?

11. В чем состоит сущность теплорегуляции у животных, какова при этом роль температуры, влажности, движения воздуха?

12. Какое влияние оказывает недостаточное, оптимальное и избыточное действие солнечного света на животных? Меры регулирования освещения.

13. Какой должен быть микроклимат в помещениях для различных видов и разного назначения сельскохозяйственных животных и птиц?

14. Какие меры необходимы для обеспечения нормативного микроклимата в животноводческих помещениях?|

1.2. Гигиенические требования к почве и охрана ее от загрязнения

Основными разделами этой темы являются механические, физические, химические и биологические свойства почвы, которые определяют ее зоогигиеническое значение. От механического состава (величины частиц) зависят проницаемость почвы для воды и воздуха, тепловые и водные свойства почвы, которые обусловливают питание растений и микробиологические процессы в ней.

Из физических свойств почвы необходимо изучить: 1) водные (влагоемкость, водопроницаемость, капиллярность, гигроскопичность) ; 2) тепловые (лучепоглощение, теплоемкость,, теплопроводность, теплоизлучение); 3) почвенный воздух. При изучении физических свойств почвы надо дать гигиеническую оценку каждому из них и уметь использовать для правильной организации содержания животных.

Химические свойства почвы нужно рассматривать с точки зрения содержания в ней основных химических элементов и микроэлементов, необходимых для жизни животных, а также наличия солей, свидетельствующих о загрязнении ее органическими веществами животного происхождения (навоз, остатки трупов» и т. д.)

Изучая биологические свойства почвы, необходимо помнить, что микроорганизмы при наличии благоприятных условий являются основным фактором очищения ее от органических веществ, так как разлагают их на простые минеральные соединения (минерализация почвы). Этот процесс самоочищения почвы имеет санитарно-гигиеническое значение и поддерживается агрокультурными мероприятиями, входящими в современную систему земледелия.

Надо хорошо уяснить, что от вида и свойства почвы и подпочвенного грунта зависят растительный покров, качество грунтовой воды и другие факторы, влияющие на здоровье и продуктивность животных. Почва является поглотителем растительных, животных, хозяйственных отбросов, отходов и т. п.

В почвах могут встречаться патогенные микробы и зародыши гельминтов. Поэтому необходимо знать меры предупреждения и борьбы с почвенными инфекциями и гельминтозами: обезвреживание навоза, уборка и утилизация трупов, смена пастбищ, прививки и дегельминтизация животных, а также ветеринарно-санитарные меры по охране почвы и т. д. Одновременно следует учитывать, что качество почвы, ее рельеф являются важными гигиеническими факторами при выборе места для возведения животноводческих построек, при организации пастбищ.

Вопросы для самопроверки


1. Охарактеризуйте физические, химические и биологические свойства почвы.

2. Назовите болезни животных, возникающие при недостатке в почве натрия, кальция, фосфора и микроэлементов (йод, кобальт и др.).

3. Что такое нитрификация и денитрификация почвы?

4. Охарактеризуйте методы улучшения, оздоровления почвы и сущность их.

5. Сущность учения о биогеохимических провинциях.

6. Мероприятия по обеззараживанию и утилизации трупов.

1.3. Гигиенические требования к воде, водоснабжению и поению сельскохозяйственных животных


Своевременное снабжение животных доброкачественной водой в достаточном количестве—одно из важнейших санитарно-гигиенических мероприятий, способствующих сохранению здоровья животных и повышению их продуктивности. Вода играет основную роль в обмене веществ, теплообмене и регуляции его. Вода имеет большое санитарное значение, так как она необходима для очистки, дезинфекции помещений и ухода за животными. Необходимо изучить физические, химические и биологические свойства наземных и грунтовых вод, условия, при которых вода может стать недоброкачественной и вредной для животных. Следует также ознакомиться с гигиеническими нормативами качества воды, с методами общей санитарной оценки питьевых вод и водоисточников, со способами очистки, улучшения и обезвреживания питьевой воды и сточных вод.

Сельскохозяйственное водоснабжение и санитарная охра­на водоисточников составляют важный раздел этой темы.

Изучая преимущество и недостатки разных видов сельскохозяйственного водоснабжения (централизованное и децентрализованное), для правильной организации водоснабжения ферм необходимо знать нормативы суточного расхода воды для поения животных и хозяйственных нужд в животноводстве, организацию поения различных видов животных.

Необходимо помнить, что водопой из неблагоустроенных, загрязненных водоисточников нередко может служить причи­ной возникновения инфекционных заболеваний, гельминтозов, расстройств желудочно-кишечного тракта (поносы), бронхопневмоний, абортов, простудных заболеваний, связанных с перегреванием и охлаждением животных, особенно молодняка.

Вопросы для самопроверки

1. Какие заболевания возникают у животных при поении недоброкачественной водой?

2. Перечислите гигиенические нормативы качества питье­вой воды по физическим, химическим и биологическим пока­зателям.

3. Что такое коли-титр и коли-индекс?

4. Назовите методы общей санитарной оценки питьевой воды.

5. Назовите нормы суточного потребления воды различными видами животных.

6. Назовите источники водоснабжения и оцените их достоинства и недостатки с гигиенической и хозяйственной точек зрения.

7.Основные требования санитарной охраны водоисточников?

8.Какие существуют зоны санитарной охраны (ЗСО)?

9.Режим поения и техника водопоя отдельных видов жи­вотных при зимнем и летнем содержании.

I0. Перечислите методы очистки и обезвреживания воды.-В чем их сущность?

1.4. Санитарно-гигиенические требования к кормам и кормлению сельскохозяйственных животных

При изучении данного раздела надо учитывать, что только полноценное кормление животных, основанное на правильном сочетании грубых и сочных, концентрированных и минеральных кормов, отвечает требованиям зоогигиены.

Вместе с тем, недоброкачественность кормов и несоответствие их количества потребностям животных и неполноценное кормление, особенно по белковому, углеводному, минеральному и витаминному составу, вызывает серьезные заболевания животных и снижение продуктивности их. Кормовые отравления животных в результате скармливания недоброкачественных кормов, ядовитых и вредных растений также нередко имеют место в хозяйствах.

Студенту необходимо знать классификацию ядовитых и вредных растений по характеру их действия на организм животных

На примере конкретного хозяйства следует изучить:

- профилактику заболеваний на почве неполноценного кормления животных;

- зоогигиеническую оценку качества разных видов кормов: соломы, мякины, зерновых и мучнистых, жмыхов, силоса, свеклы, сена и др., недоброкачественность кормов (физическую, химическую, биологическую) и влияние их на животных;

- меры по охране кормов от загрязнения возбудителями заразных болезней, ядохимикатами и минеральными удобрениями;

- зоогигиенические требования к уборке, хранению, транспортировке и подготовке кормов к скармливанию;

- зоогигиенические требования к режиму кормления животных, уходу за кормушками, кормокухнями, кормоцехами и кормовыми площадками.

При изучении микотических заболеваний, вызываемых грибной микрофлорой, студенту необходимо уяснить их классификацию. Эти заболевания подразделяются на микозы (актиномикоз, аспергиллез и др.) и микотоксикозы (фузариоз, стахиботриотоксикоз, головневые, ржавчинные и другие грибы). Микозы вызываются грибами, паразитирующими в органах и тканях животного, а микотоксикозы вызываются грибной микрофлорой, поражающей кормовые средства. Грибная микрофлора может поражать живые растения (на корню) и мертвые (после уборки). Знание этой классификации поможет студенту лучше понять меры профилактики этих -заболеваний. В своем хозяйстве студент должен овладеть методами исследования и подготовки кормов. Студенту нужно уяснить профилактику заболеваний животных, связанных с нарушением гигиены кормов и кормления. Очень важно знать профилактическое значение подкормки животных диетическими кормами (сенной настой, настой хвои, крапивы, бадана, березовый сок, силосный сок, овсяной кисель и т.д.)

Вопросы для самопроверки


1. Какие заболевания возникают у животных при недостатке в кормах витаминов, минеральных веществ и микроэлементов?

2. Какие причины приводят к недоброкачественности кормов и какие заболевания животных при этом могут возникать?

3. Какие заболевания возникают иногда у животных при неправильном скармливании зерна, картофеля, свеклы, жмыхов, силоса, сорго, проса, клевера и люцерны? Какова профилактика этих заболеваний?

4. Какие грибковые и бактериальные поражения кормов; вызывают заболевания у животных?

5. Какие гигиенические требования предъявляются к режиму кормления животных?

6. Назовите зоогигиенические требования к хранению и подготовке кормов к скармливанию.

7. Что такое диетическое, диетотерапевтическое и полноценное кормление животных?

8. Назовите методы санитарно-гигиенической оценки кормов: грубых, концентрированных, сочных и силоса.

9. Какие ядовитые растения встречаются в вашей местности?

1.5. Санитарно-гигиенические требования к животноводческим предприятиям и объектам
Роль зооинженера в осуществлении санитарно-гигиенического контроля при проектирова­нии, строительстве, реконструкции и эксплуатации животно­водческих объектов и предприятий.

Цели и организационные основы проектирования. Проектные организации. Нормативная база проектирования: нормы технологического проектирования (НТП), строительные нормы и правила (СНиП), государственные; стандарты (ГОСТ). Виды проектов: индивидуальные, экспериментальные и типовые. Стадии проектирования. Понятие о привязке типового проекта. Задание на проектирование, строительство или реконструкцию животноводческого объекта и его состав. Порядок разработки, согласования и утверждение проектно-сметной документации. Состав рабочего и типового проекта здания или сооружения. Общие сведения о строительных чертежах.

Контроль за строительством и реконструкцией животноводческих объектов. Прием в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов.

Студенту необходимо знать основные свойства строительных материалов и правила их использования в различных частях и конструкциях животноводческих объектов. Зоогигиенические требования к строительным материалам: :механические, физические, химические и технологические.

Надо обратить особое внимание на размещение животноводческих предприятий. Выбор участка. Санитарно-гигиенические, зооветеринарные, инженерно-технологические и экономические требования к участку для размещения животноводческих предприятий и объектов. Основные принципы расположения зданий и сооружений различного назначения на участке. Схемы генеральных планов. Технологическая разработка схемы генерального плана предприятия: санитарные, зоогигиенические, противопожарные и технологические требования. Функциональное зонирование территории животноводческого предприятия. Благоустройство его территории.

Знать принципы формирования объемно-планировочных ре­шений животноводческих зданий. Основные виды производст­венных зданий. Здания и сооружения обслуживающего назна­чения. Сооружения для хранения и подготовки кормов, для хранения и обработки навоза, ветеринарные объекты.

Классификация зданий по огнестойкости, долговечности и капитальности. Основания и фундаменты, каркасы зданий, покрытия и перекрытия. Технологические и зоогигиенические требования к полам. Стены и перегородки - требования к технологическим качествам ограждающих конструкций. Влияние эксплуатационных качеств ограждающих конструкций на формирование оптимальной среды обитания животных.

Следует знать устройство и размещение основных средств обеспечения микроклимата: отопление, вентиляция, горячее водоснабжение, водопровод,
канализация и электроснабжение.

В связи с этим необходимо хорошо знать нормы воздухообмена для разных видов животных или птицы, системы вентиляции.

Необходимо обратить внимание на системы удаления, переработки и обеззараживания навоза и их санитарно-гигиеническую оценку

Вопросы для самопроверки


1.Нормативная документация в строительстве (НТП, СНИП и др.), назначение?

2.Цели и задачи проектирования проектов?

3.Какие гигиенические требования предъявляются при выборе участка для животноводческой фермы и к размещению построек? Требования к разработке генплана ферм?

4. Какие гигиенические требования предъявляются к строительным материалам? Какие гигиенические требования предъявляются к фундаменту, стенам, полу, потолку и крыше?

5.Какие требования предъявляются к устройству канализации, жижестоков и навозохранилищ? В чем заключается метод биотермического обезвреживания навоза?

6.Какие физические, химические и биологические методы борьбы с мухами и грызунами применяются в помещениях для животных?

7.Охарактеризуйте типы вентиляционных установок в помещениях для животных.

8.Напишите и объясните формулу теплового баланса помещений для животных?

9.Какие требования предъявляются к санитарно-защитной зоне для животноводческих ферм и комплексов разных видов животных?

10. Какие предусмотрены санитарные разрывы между спе­циализированными фермами и постройками на ферме?

1.6. Гигиена летнего содержания сельскохозяйственных

животных

Гигиеническое значение пастбищного содержания животных исключительно велико. Зелёная трава, чистый воздух, солнечный свет, свободное движение, воздействие климатических факторов - все эти условия пастбищного содержания имеют положительное значение для животных. У последних укрепляется мускулатура и костяк, происходит значительный рост молодняка, повышается половая активность, лучше развивается плод у беременных, повышается молочная продуктивность и т. д. На пастбище уменьшается распространение некоторых инфекционных и инвазионных заболеваний, связанных со стойловым содержанием.

Надо знать, что пользование пастбищами возлагает на зооинженеров серьезные обязанности по принятию ряда мер, без которых пастбищное содержание может привести к снижению продуктивности животных и возникновению среди них ряда заболеваний.

Пастбищное содержание может быть: а) пригонным, т. е. с возвращением животных на ночь в зимние помещения; б) лагерным, т. е. с выводом животных из зимних помещений в лагеря; в) отгонным, с использованием сезонных пастбищ.

Для пастбищного содержания животных необходимо проведение мероприятий организационно-хозяйственного, зоотехнического и ветеринарно-санитарного характера. Эти мероприятия включают следующие вопросы: подготовку и оборудование пастбищ; подготовку жи­вотных к пастбищному содержанию; распределение пастбищ между отдельными видами животных; рациональное исполь­зование пастбищ путем пастьбы животных загонным спосо­бом; пастьбу животных и распорядок пастбищного дня; про­филактику заболеваний животных на пастбище и защиту их от гнуса; летнее стойлово-лагерное содержание животных и отгонно-пастбищное содержание животных.

Особое внимание должно быть уделено санитарно-гигиенической оценке территории пастбищ, травостоя и питьевой воды, организации зеленого конвейера, ночной пастьбы, правильному водопою и способам поения, выбору и оборудованию лагерей, воспроизводству и использованию животных в пастбищный период.

Вопросы для самопроверки


1. Какие гигиенические требования предъявляются к пастбищам, предназначенным для животных разных видов и назначения?

2. В чем заключаются мероприятия при подготовке к пастбищному содержанию животных?

3. Какие заболевания животных наблюдаются в пастбищный период? Их причина и профилактика.

4. В чем преимущество загонной системы пастьбы животных, перед бессистемной пастьбой и на каком принципе основано санитарно-гигиеническое преимущество загонной системы?

5. Каково хозяйственное и гигиеническое значение ночной пастьбы?

6. Как организовать стойлово-лагерное, лагерно-пастбищное содержание крупного рогатого скота и лагерное содержание свиней, и какие при этом предъявляются санитарно-гигиенические требования?

7. Какое гигиеническое значение имеет распорядок пастбищного дня для животных?

8. Какие санитарно-гигиенические требования должны выполняться при организации отгонно-пастбищного содержания животных?

1.7. Гигиена ухода за сельскохозяйственными животными

В данном разделе необходимо обратить внимание на то, что уход за телом животных способствует повышению их общей сопротивляемости вредным воздействиям внешней среды, увеличению продуктивности и получению доброкачественной продукции: молока, мяса, шерсти и др. При отсутствии ухода за телом животных эффективность хорошего кормления и содержания даже в лучших помещениях значительно снижается: уменьшается продуктивность и возникают заболевания животных.

Только систематический уход за телом животных создает сумму внешних раздражений, которые вызывают соответствующие условные рефлексы и полезные связи организма со средой.

Все элементы ухода за телом сводятся к предоставлению животным моциона, к уходу за кожей (чистка, подмывание, купание, стрижка и т. п.), конечностями, копытами, рогами (обрезание).

Особое внимание необходимо уделять профилактике массового травматизма конечностей и копыт животных при содержании их на щелевых полах (болезни копытец).

В период стойлового содержания животным необходимо ежедневно предоставлять (за исключением сильноморозных и ненастных дней) моцион с принудительным движением на свежем воздухе, как средство общего стимулирования орга­низма, закалки и подготовки его к изменяющимся климатическим воздействиям, средство повышения обмена веществ, укрепления и оздоровления организма, прием повышения про­дуктивности и борьбы с яловостью животных. Особое значе­ние моцион приобретает при круглогодовом стойловом содержании жвачных животных.

Вопросы для самопроверки


1. Гигиена ухода за кожей животных.

2. Гигиена ухода за рогами и копытами животных.

3. Значение моциона для животных и его организация.

1.8. Гигиена транспортируемых животных

В целях сохранения здоровья и недопущения снижения продуктивности сельскохозяйственных животных и птиц важно соблюдать гигиенические и санитарные требования при их транспортировке железнодорожным, водным, автомобильным, воздушным транспортом и по грунтовым дорогам.

Необходимо знать нормы погрузки животных в вагоны, трюмы, автомашины и т. д., нормы обеспечения в пути фуражом, инвентарем и водопоем и необходимость соб­людения мер профилактики заразных и желудочно-кишечных заболеваний и перегревания. Нужно знать режим передви­жения отдельных видов животных при перегоне по грунтовым дорогам, а также правила транспортировки молодняка на животноводческих комплексах.


_

Вопросы, для самопроверки

1. Какие гигиенические требования предъявляются к перегону и перевозкам животных и птиц?

2. Каковы условия транспортировки суточных цыплят из инкубаторно-птицеводческих станций?

1.9. Гигиена труда и личная гигиена работников животноводства

Студенту надо хорошо усвоить, что гигиена труда и личная гигиена работников животноводства находятся в прямой зависимости от осуществления комплексной механизации жи­вотноводческих ферм, облегчающей труд, правильной организации рабочего дня, распорядка работ, а также от создания благоприятных условий в помещениях в отношении температурного, влажностного, светового режима, газового состава и движения воздуха.

Вместе с тем необходимо обратить внимание и на то, что профилактика простудных, травматических и антропозоонозных заболеваний работников ферм должна входить в минимум знаний обслуживающего персонала. На фермах необходимо создать комнаты отдыха для работников, обеспечить умывальниками, полотенцами, халатами и т. д.

Вопросы для самопроверки


1. Каковы основные правила личной гигиены работников животноводства при обслуживании больных животных?

2. Как улучшаются гигиенические условия работников в зависимости от механизации работ, организации труда, распорядка дня на ферме и микроклимата животноводческого помещения?
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова
...

Т. П. Иринчинова методические указания и вопросы для самостоятельной...
Фгоу впо «бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова»

Методические указания по изучению дисциплины для студентов по специальности...
Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Методические указания по выполнению курсовых работ Методические пособия,...
Министерство сельского хозяйства федерального государственного образовательного учреждения

Задания и методические указания
С 27 Светлов Н. М. Задания и методические указания к лабораторным работам по курсу «Математическое моделирование и проектирование»...

Кубанский государственный аграрный университет кафедра фитопатологии,...
Мониторинг фитофагов и фитопатогенов овощных, плодовых и ягодных культур

Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной...
Кролиководство: Методические указания по изучению дисциплины / Забайкальский аграрный институт. Сост. А. М. Венгеров. Чита., 2009...

Методические указания по самостоятельной работе 22 Приложение 1 27
А. Г. Буймов – Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Методические указания по проверке и оценке задач биологической олимпиады
Методические рекомендации к олимпиадным заданиям по биологии 2011-2012 учебного года

Методические указания по ведению сельскохозяйственного статистического регистра
Методические указания предназначены для специалистов, осуществляющих ведение сельскохозяйственного статистического регистра, а также...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru