vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Примерная программа


Скачать 258.63 Kb.
НазваниеПримерная программа
Дата22.04.2013
Размер258.63 Kb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Удобрения > Программа


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины - ПИТАНИЕ И УДОБРЕНИЕ

САДОВЫХ КУЛЬТУР




Рекомендуется для направления подготовки

110500 «Садоводство»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр


  1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины: формирование практических навыков составления системы удобрения в севооборотах с садовыми культурами, выбора способов рационального использования удобрений, технологий применения и внесения минеральных и органических удобрений в различных почвенно-климатических условиях, в зависимости от биологических особенностей сельскохозяйственных культур, действия удобрений на урожай и качество растениеводческой продукции, экологическими аспектами применения удобрений и мелиорантов.
Задачи дисциплины:

  • изучение свойств минеральных и органических удобрений, химических мелиорантов, а также влияния удобрений на урожай сельскохозяйственных культур и качество продукции;

  • овладение методами расчета доз минеральных и органических удобрений под садовые культуры на планируемый урожай;

  • обоснование технологий применения удобрений под садовые культуры;

  • ознакомление с методами количественного анализа растений, минеральных и органических удобрений, почв и почвогрунтов химическими и инструментальными методами.




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Питание и удобрение садовых культур» включена в базовую часть профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению 110500 – «Садоводство».

Предшествующими дисциплинами являются: ботаника, неорганическая и аналитическая химия, физическая и коллоидная химия, органическая химия, физика, микробиология, физиология и биохимия растений, почвоведение, мелиорация, экология, генетика, механизация растениеводства, метеорология, фитопатология и энтомология, ландшафтоведение.

Дисциплина «Питание и удобрение садовых культур» является предшествующей для следующих профессиональных дисциплин: плодоводство, овощеводство, виноградарство, общее земледелие, декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования, лекарственные и эфиромасличные растения.
Студент должен обладать следующими знаниями: морфология, физиология и биохимия растений, основные законы естественно научных дисциплин, способен распознавать основные типы и разновидности почв, обосновывать пути повышения их плодородия, химические законы и сведения о свойствах основных органических и неорганических веществ, приемы регулирования питания растений, технологии защиты растений от вредителей и болезней.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Питание и удобрение садовых культур» направлен на формирование следующих компетенций:

  • готовности к определению видов, форм и доз удобрений на планируемый урожай овощных, плодовых, лекарственных, эфирномасличных, декоративных культур и винограда;

  • способности рассчитать дозы органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, определить способ и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры;

  • способности к лабораторному анализу образцов почв и растений;

  • способности к обобщению и статистической обработке результатов полевых и лабораторных исследований, формулированию выводов;

  • готовности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований;

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • методы диагностики питания садовых культур и агрохимического мониторинга почв;

  • определение потребности в удобрениях и химических мелиорантах;

  • состав и свойства, технологию хранения, перевозки и внесения, извести, гипса, минеральных и органических удобрений, их превращение и взаимодействие с почвой, экономическую эффективность их применения и агротехнические и экологические требования, предъявляемые к их внесению и использованию;

  • методы определения доз, сроков и способов их внесения, основные принципы разработки рациональной системы удобрений, составления годовых и календарных планов применения удобрений;

уметь:

  • рассчитывать дозы органических и минеральных удобрений и химических мелиорантов, а также проводить корректировку доз удобрений;

  • осуществлять экспрес-диагностику питания садовых культур;

  • распознавать удобрения по внешнему виду, физическим и химическим свойствам, различать виды и формы удобрений,

  • составлять рациональную систему удобрений под садовые культуры на планируемый урожай;

владеть:

  • химическими методами анализа почв, растений и удобрений.




  1. Объем дисциплин и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего

часов


Семестр

4

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:







Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

5

5

Семинары (С)

8

8

Лабораторные работы (ЛР)

23

23

Самостоятельная работа (всего)

54

54

В том числе:







Выполнение индивидуальной расчетной работы

15

15

Рефераты, доклады

2

2

Тесты

10

10

Подготовка к экзамену

27

27

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость

часы

108




зачетные единицы

3





5.Содержание дисциплины:

5.1.Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела




Питание растений

Предмет, объекты, методы и задачи агрохимии. Состояние производства удобрений в России и в других странах. История развития агрохимии. Основоположник агрохимии Ж.Б. Буссенго. Роль зарубежных и русских ученых в развитии агрохимии. Академик Прянишников Д.Н. как основоположник отечественной агрохимии и научной агрохимической школы.

Химический состав растений и качество урожая, их изменение в зависимости от почвенно-климатических условий и питания растений. Современное представление о поглощении элементов питания растениями. Взаимосвязь корневого и воздушного питания. Влияние условий выращивания сельскохозяйственных культур на урожай и его качество. Вынос элементов питания, поступление питательных веществ в разные периоды роста и развития растений. Диагностика минерального питания растений и способы его регулирования с помощь удобрений.



Агрохимические свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений.

Агрохимические свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений. Состав почвы. Минеральная и органическая части почвы, их роль в плодородии почв и питании растений. Потенциальное и эффективное плодородие почвы. Поглотительная способность, реакция и буферность почвы их роль в питании растений и применении удобрений. Агрохимическая характеристика основных типов почв РФ. Состав поглощенных ионов в разных почвах.

Химическая мелиорация почв. Известкование кислых почв. Влияние известкования на свойства почвы и урожай с.-х. культур. Оценка степени кислотности и нуждаемости в известковании. Агроэкологические требования к известковым удобрениям и технология их применения. Дозы извести. Известковые удобрения. Гипсование солонцовых почв. Применение гипса для удобрений бобовых культур.



Удобрения их классификация, химические свойства, особенности применения

Роль азота в жизни растений. Азотные удобрения. Азотное питание растений. Физиологические и агрохимические основы применения азотных удобрений. Получение, состав, свойства, аммиачных, аммонийных, амидных и нитратных азотных удобрений. Превращение разных форм азотных удобрений в почве и особенности их применения.

Роль фосфора в жизни растений. Фосфорные удобрения, агрохимические и физиологические основы их применения. Сырьевые ресурсы для производства фосфорных удобрений. Суперфосфат, фосфоритная мука, получение, состав, свойства, превращение в почве и условия эффективного их применения.

Роль калия в жизни растений. Калийные удобрения, физиологические и агрохимические основы их применения. Сырьевая база, получение, свойства взаимодействие с почвой и особенности их применения.

Физиолого-биохимическая роль основных незаменимых микроэлементов (Zn, Cu, Co, B, Mo, Mn) в жизни растений. Микроудобрения, физиологические и агрохимические основы их применения, виды, формы, способы и дозы применения. Действие микроудобрений на урожай и качество с.-х. культур.

Комплексные удобрения, состав, свойства, условия эффективного применения. Смешивание удобрений.

Навоз, его состав и свойства в зависимости от вида животных и условий их содержания. Способы хранения навоза. Бесподстилочный навоз, навозная жижа, птичий помет, состав, свойства. Доступность растениям питательных веществ разных видов навоза и других органических удобрений. Торф, состав и свойства. Применение в сельском хозяйстве. Компосты на основе торфа, способы их приготовления и применения. Зеленое удобрение. Сочетание органических и минеральных удобрений.



Система применения удобрений.

Научные основы системы применения удобрений. Технология применения минеральных и органических удобрений. Агротехнические и агроэкологические требования. Дозы сроки и способы внесения органических и минеральных удобрений. Технология применения твердых и жидких органических удобрений. Методы расчета доз удобрений. Разработка системы применения удобрений для садовых культур.


5.2.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



Наименование обеспечиваемых дисциплин (последующих) дисциплин

№№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

1

2

3

4



Плодоводство

+

+

+

+



Овощеводство

+

+

+

+



Виноградарство

+

+

+

+



Общее земледелие

+

+

+

+



Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования

+

+

+

+



Лекарственные и эфиромасличные растения

+

+

+

+


5.3.Разделы дисциплины и виды занятий (час.)



Наименование раздела

дисциплины

Лек

ПЗ

ЛР

С

СРС

Всего



Питание растений.

2

-

10

2

10

20



Агрохимические свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений.

2

1

7

2

10

18



Удобрения их классификация, химические свойства, особенности применения.

12

-

6

2

17

26



Система применения удобрений.

2

4




2

17

14




Всего

18

5

23

8

54

108


6.Лабораторные работы, практические занятия, семинары



№ раздела дисциплины

Лабораторные работы, практические занятия,

семинары

Трудоемкость,

часы



1

(ЛР) Подготовка растительных образцов к химическому анализу. Отбор проб для анализа. Определение содержания азота, фосфора и калия в плодах и овощах.


4



1

(ЛР) Оценка качества урожая овощных, плодовых и ягодных культур по результатам агрохимического анализа.


4



1

(ЛР) Диагностика минерального питания садовых культур. Растительная диагностика. Визуальная и химическая диагностика. Экспресс-методы. Использование результатов химической диагностики для расчета доз удобрений.


2



1

(Семинар) «Состав растений. Влияние условий внешней среды и применения удобрений на состав и питание растений».

Контрольная работа по разделу «Состав растений. Питание растений».


2



2

(ЛР) Агрохимический анализ почвы в связи с питанием растений и применением удобрений. Определение степени кислотности почв. Виды кислотности и емкость поглощения почв.

(ПЗ) Определение нуждаемости почв в известковании, целесообразности фосфоритования.

(ЛР) Определение содержания основных элементов питания растений (азот, фосфор, калий) и потребности в удобрениях.


8



2

(Семинар) «Агрохимические свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений».

Контрольная работа по разделу «Свойства почвы».


2



3

(ЛР) Минеральные удобрения. Распознавание минеральных удобрений (азотных, фосфорных, калийных, комплексных) по качественным реакциям. Анализ известковых удобрений.


4



3

(ЛР) Оценка качества органических удобрений по результатам химического анализа.


2



3

(Семинар) «Минеральные, органические удобрения и химические мелиоранты»

Контрольная работа по разделу «Минеральные и органические удобрения».


2



4

(ПЗ) Система удобрений садовых культур. Удобрение отдельных с.-х. культур. Основные принципы построения системы удобрения.

4

10.

4

(Семинар) «Основы системы применения удобрений».

Контрольная работа.

2



7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Агрохимия (под ред. Б.А.Ягодина). М.: Колос. 2003.

  2. Дерюгин И.П. Минеральное питание и удобрение плодовых и ягодных культур. М.: изд. РГАУ-МСХА. 2006.

  3. Кидин В.В. Основы питания растений и применения удобрений. М.: изд-во РГАУ-МСХА, 2008. Ч. 1. 415с.

  4. Кидин В.В. Особенности питания и удобрения сельскохозяйственных культур. М.:изд. РГАУ-МСХА, 2009.

  5. Практикум по агрохимии (под ред. В.В.Кидина). М.: КолосС, 2008.

б) дополнительная литература

  1. Агрохимия в высших учебных заведениях (под ред. Минеева В.Г.). М.: изд-во МГУ. 2004.

  2. Аристархов А.Н. Оптимизация питания растений и применение удобрений в агроэкосистемах. Изд. ЦИНАО, 2000.

  3. Лыков А.М., Еськов А.И., Новиков М.Н. Органическое вещество пахотных почв Нечерноземья. М. 2004.

  4. Минеев В.Г. История и состояние агрохимии на рубеже XXI века. М.: изд-во МГУ. 2002. т. 1, 2.

  5. Никитишен В.И. Эколого-агрохимические основы сбалансированного применения удобрений в адаптивном земледелии. М.: Наука. 2003.

  6. Орлов Д.С. и др. Химия почв. М.: изд-во МГУ. М. 2006.

  7. Прокошев В.В., Дерюгин И.П. Калий и калийные удобрения. М. 2000.

  8. Сычев В.Г. Основные ресурсы урожайности сельскохозяйственных культур и их взаимосвязь. М.: ВНИИА. 2003.

  9. Халанский В.М., Горбачёв И.В. Сельскохозяйственные машины. М.: КолосС, 2004. 624 с.



в) программное обеспечение:

Для обучающихся должна быть доступна автоматизированная программа управления ресурсами «Агронавигатор», справочники по удобрениям, справочники расчета доз удобрений www.biobendum.ru, для агрохимического обследования мобильный автоматизированный комплекс, оснащенный GPS-приемником, бортовым компьютером, автоматическим пробоотборником и специальным программным обеспечением www.agrophys.com, модуль «ГИС» – это электронная карта предприятия, предназначенная для работы с ГСП измерениями, обеспечения графического менеджмента площадей, их визуализации на уровне полей и земельных участков с возможностью конструирования (деление, объединение), обеспечивает комплексную работу с картографическим материалом http://agrar-office.narod.ru, модуль «Точное земледелие» дополняет имеющиеся возможности модулей «ГИС» и «Полевой журнал» компонентами реализации технологических операций точного земледелия http://agrar-office.narod.ru, модуль «Полевой журнал» предназначен для организации и документирования производственно-технологической информации и является незаменимым помощником современного садовода http://agrar-office.narod.ru, импортными программами: "AGRO-Net NG", "AGRO-Map PF", "Аграр Офис" (ЕвроСофт), отечественные разработки "Панорама АГРО" (КБ Панорама и Агрокультура), "Свободное планирование в сельском хозяйстве" (АдептИС), "Агрокомплекс" (АдептИС), "АгроХолдинг" (ЦПС) http://agrobiznes.ru, компьютерные системы на основе карт с внесением данных привязанных к системе координат, с возможностью послойного графического отображения тематических слоев http://agrobiznes.ru, типовая версия сайта ВИАПИ http://www.viapi.ru, система информирования о погодных условиях, система дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными ВУЗами, предприятиями и организациями, научно-исследовательскими учреждениями сельскохозяйственного направления www.vniia-pr.ru, обеспечен доступ к информационному комплексу Госагрохимслужбы (ВНИИА, Россия) www.agrohim.chat.ru, к источникам учебной информации, предусмотренных в качестве обязательных в рабочих программах всех учебных дисциплин профессиональных образовательных программ; в вузе должен быть в наличии терминалы национальной академической сети, Европейского и международного банков данных; каждому студенту дожжен быть обеспечен доступ к базам данных и библиотечным фондам, реферативной базе данных Агрикола и ВИНИТИ, базам данных научных электронных библиотек e-library.ru; информационным ресурсам ЦНСХБ; статистическим материалам Госкомстата и Минсельхоза Российской Федерации; www.CNSHB.ru, базам данных иностранных журналов Doal; международным журналам «Agrochimica» www.bse.sci-lib.com, базам данных отечественным журналов по специальности www.agrochemv.ru, www.naukaran.ru, www.informsv.ru, www.ijournal.timacad.ru, www.agronovosti.ru, www.agropressa.ru. Обучающиеся должны быть обеспечены электронными учебниками, учебными пособиями и другими материалами, используемых в процессе изучения дисциплины (на лекциях, при проведении лабораторных и практических занятий, выполнении индивидуальных расчетных работ и других видов работ). Обучающимся должен быть обеспечен доступ к поисковым системам: Google, Bing, Yahoo!, Rambler, Yandex, Каталог, интегрированная система «STATISTIKA» – обучающая программа, для текущего контроля знаний по общей теории статистики использовать компьютерную систему «Академтест».
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лаборатории, оснащенные современным оборудованием и приборами, компьютерные классы, мультимедийное оборудование для демонстрации учебных материалов. Учебные агрохимические лаборатории должны быть оснащены приборами, оборудованием и реактивами, необходимыми для проведения анализа почв, растений и удобрений: рН-метры, иономеры, весы технические, весы аналитические, микроскопы, шкафы сушильные, термостаты, муфельные печи, пробоотборник минеральных удобрений ПМУ-4 для отбора разовых проб из автомашин и насыпей, пробоотборник минеральных удобрений ПМУ-2 для отбора разовых проб из мешков, комплекс подготовки проб к измерению, автоматические дозаторы, взбалтыватели, мешалки, устройства фильтрования и дозирования, комплексы отбора и дозирования и др. оборудования, обеспечивающего технологию получения почвенной вытяжки или озолята растений, фотоколориметр типа КИ-ФК, пламенный фотометр типа КИ-ПФ, атомно-абсорбционный спектрометр КАС-120, ЭВМ типа СМ-2М, автоматизированная система высокоскоростного анализа кормов АСВА-Кр и комплект оборудования для определения микроэлементов в кормах КОМИ-Кр, автоматизированная система высокоскоростного анализа почв АСВА-П и комплект для определения микроэлементов КОМИ-П, спектрально-аналитические приборы, связанные через интерфейсы с ЭВМ типа IВM-РС, которая принимает аналитическую информацию, обрабатывает и выдает в требуемой форме, приборы для рентген структурного анализа, приборы для газо-жидкостной хроматографии, мacс-спектрометрические приборы, приборы, для электрохимических методов анализа.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Для изучения дисциплины отводится 108 часов (3 зачетных единицы) в 4 семестре. В том числе: 50 % учебного времени необходимо использовать для проведения аудиторных занятий, т.е. 54 часа. Занятия лекционного типа должны составлять не более 40 % отведенного аудиторного времени. При преподавании дисциплины целесообразно выделять 4 основных раздела и акцентировать на них внимание обучающихся. Следует использовать активные и интерактивные формы проведения занятий (индивидуальные расчетные работы, разбор конкретных ситуаций, тестовые занятия, различные тренинги). Важно при чтении лекций и проведении семинарских и практических занятий для усиления наглядности использовать максимальное количество примеров и иллюстрированного материала в виде слайдов или презентаций по темам.
Лекции должны носить проблемный характер и базироваться на современных достижениях науки и практики. В них наиболее полно следует освещать особенности рационального и экологически безопасного применения удобрений и химических мелиорантов в условиях реализации зональных адаптивно ландшафтных систем земледелия.

Лабораторные работы выполняются при неукоснительном соблюдении требований техники безопасности и охраны труда, результаты агрохимического анализа оцениваются студентами с учетом их специализации.

При проведении практических занятий по технологии и системе удобрений при выращивании садовых культур целесообразно использовать деловые игры для разрешения проблемных ситуаций.

При преподавании дисциплины также необходимо использовать различные виды внеаудиторной работы с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

  1. Индивидуальные расчетные задания. Важнейшая задача индивидуальной расчетной работы заключается в том, чтобы, исходя из планируемых урожаев и класса обеспеченности почвы подвижными веществами, научиться определять оптимальные дозы удобрений под садовые культуры и правильно распределять эти дозы по срокам внесения и способам заделки.

На примере одного типа севооборота студент разрабатывает систему применения удобрений в конкретных почвенно-климатических условиях с учетом планируемой урожайности и класса обеспеченности почвы подвижными питательными веществами. На основе составленной системы применения удобрений разрабатывается годовой план применения удобрений, а также календарный план приобретения удобрений и их внесения на год освоения севооборота. Устанавливается потребность в сельскохозяйственной технике по внесению удобрений.
Примеры тем для задания:

– Разработка системы удобрения в овощном севообороте хозяйства Московской области. Особенности питания и удобрения смородины.

– Разработка системы удобрения в овощном севообороте хозяйства Рязанской области. Особенности питания и удобрения огурца при его выращивании в защищенном грунте.

– Разработка системы удобрения в овощном севообороте хозяйства Тверской области. Особенности питания и удобрения земляники.

– Разработать систему удобрения в хозяйстве Тульской области. Содержание почвы и применение удобрений в плодоносящем саду.

– Разработать систему удобрения в овощном севообороте хозяйства Смоленской области. Содержание почвы и применение удобрений в молодом саду.


  1. Тестовые задания. Тестовые задания должны быть представлены в виде четырех форм тестов. Задания закрытой формы – задания, в которых студент выбирает правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания. Задания открытой формы – эти задания требуют самостоятельного формулирования ответа. Задания на соответствие – выполняется путем установления соответствия между элементами двух множеств (двух списков). Задания на установление правильной последовательности – задания, в котором студент должен указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.


Примеры: Тестовые задания закрытого типа


  1. При листовой диагностике определяют формы элементов:

а) минеральные;

б) органические;

в) минеральные и органические.

  1. Наиболее раннее распознавание нарушение питания растений можно установить с помощью диагностики:

а) визуальной;

б) химической;

в) морфобиометрической;

г) почвенной.

  1. При недостатке азота, фосфора, калия и магния в процессе питания растения, прежде всего, обедняются:

а) старые и молодые части растений;

б) старые части растений;

в) молодые части растений.
Тестовые задания открытого типа:


  1. Магний в растениях находится в составе следующих соединений __________________________.

  2. Кальций в растениях находится в составе следующих соединений __________________________.

  3. Азот в растениях находится в составе следующих соединений _________________________.


Тестовые задания на соответствие:


  1. Физиологическая реакция солей:

а) CO(NH2)2

б) NH4NO3

в) KCl

г) (NH4)2SO4

    1. кислая

    2. щелочная

    3. нейтральная




  1. Физиологическая реакция солей:

а) NaNO3

б) NH4Cl

в) KNO3

г) K2SO4

  1. кислая

  2. щелочная

  3. нейтральная


Тестовые задания на установление правильной последовательности:


  1. Расположите сельскохозяйственные культуры в порядке убывания содержания сухого вещества:

а) ежа сборная (зеленая масса);

б) овес (зерно);

в) подсолнечник (ядра);

г) сахарная свекла (корни);

д) рис (очищенный).


  1. Расположите сельскохозяйственные культуры в порядке возрастания белка:

а) рис (очищенный);

б) подсолнечник (ядра);

в) пшеница (зерно);

г) фасоль (семена).

Разработчики:

РГАУ-МСХА

им. К.А. Тимирязева

профессор кафедры агрономической и

биологической химии

В.В.Кидин

РГАУ-МСХА

им. К.А. Тимирязева

профессор кафедры агрономической и

биологической химии

И.И.Серегина

Эксперт:







Российский государственный аграрный заочный университет

профессор кафедры агрохимии


В.М.Зубкова



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии...

Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии...
...

Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (
...

Примерная программа
...

Примерная программа основного общего образования по краеведению 6 класс Южно-Сахалинск, 2009
Сахалинской области. Программа определяет место учебного компонента «Краеведение» в Региональном базисном учебном плане и включает...

Примерная программа
Развить навыки в проведении микроскопиче­ского, анатомического, морфологического анализа растений и органов при оценке кормов

Примерная учебная программа
Профиль обучения: естественно-научный профиль химико-биологического направления

Примерная программа
Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии

Примерная программа
Цели – формирование знаний и умений по основам декоративного садоводства, применению методов выращивания, размножения и использования...

Примерная программа
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются: школьные курсы «Зоология» и «Общая...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru