vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Интегрированный урок по окружающему миру и истории для учащихся 4-го класса


Скачать 106.01 Kb.
НазваниеИнтегрированный урок по окружающему миру и истории для учащихся 4-го класса
Дата22.04.2013
Размер106.01 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Удобрения > Урок
Благотворительный фонд

Центр охраны дикой природы


Номинация:

Конкурс для взрослых

Тема: « Интегрированный урок по окружающему миру и истории

для учащихся 4-го класса»
Выполнила

учитель начальных классов

МБОУ «Эколого-биологический лицей №35»

Хохлова Юлия Валерьевна

Майкоп 2011 г.

Тема: Природоохранная деятельность человека.

Цели урока:

1.Формирование представлений учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании.

2. Ознакомление учащихся с материалами Красной книги РСФСР и РА. Углубление знаний о возникновении жизни на земле.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: выставка детских рисунков о природе, выставка книг, рефератов, высказывания из Библии и Корана, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычный урок, так как мы проводим его вместе с учительницей истории. Сегодня на уроке мы будем говорить о природоохранной деятельности человека, о рациональном и нерациональном природопользовании, познакомимся с некоторыми материалами Красной книги и узнаем интересные подробности о возникновении Земли и человечества.

- Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова М.Пришвина

«Охранять природу – значит охранять Родину!»

- Как вы понимаете эти слова? ( Природа – это и есть Родина…)

- Давайте послушаем историю возникновения жизни на земле.

II. Новый материал по истории.

(Первую часть урока проводит учитель истории.)

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по страницам истории нашей планеты Земля и увидим, как развивалось человечество, как люди использовали природные ресурсы в разные исторические эпохи. И начнем мы наше путешествие с образования земли. ( Слайд 5,6).

Наша Солнечная система состоит из Солнца, девяти планет и шестидесяти одного спутника. Спутники – это такие маленькие планеты, которые вращаются вокруг больших планет. В космической пустоте между планетами летают кометы и метеориты. Самое большое небесное тело в нашей системе – Солнце, это сердце всей Солнечной системы.
Все девять планет вращаются и вокруг Солнца, и вокруг себя, причем эти вращения происходят в строгом порядке. Давайте назовем все планеты по порядку, начиная от самой близкой к Солнцу.
Итак: это? ( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон).

Видите, наша Земля - третья планета от Солнца.
Планеты Солнечной системы очень разные: некоторые горячие, другие сплошь покрыты льдом. Некоторые планеты очень маленькие, как Луна, другие – огромны. Есть планеты, которые состоят из одного газа. Есть планеты-одиночки, а есть планеты, вокруг которых вращаются спутники.
Отношения между планетами и их спутниками очень интересные. Планеты стараются притянуть спутники к себе, а спутники уравновешивают это притяжение. Если равновесие нарушится, то спутники либо упадут на свои планеты, либо они оторвутся от планет и улетят в открытый космос. К примеру, если Луна замедлит свое вращение, то столкнется с Землей. Это будет означать гибель для нашей Земли. А если скорость Луны увеличится, то Земля потеряет свой спутник, он просто улетит.

Миллионы лет назад наша планета была населена огромными животными. Ребята, как вы думаете, кто они? ( Динозавры). (Слайд 7).Они очень долго жили на земле, но в результате природной катастрофы они вымерли, так как наступил ледниковый период и исчезла практически вся пища. Около 1, 5 млн. лет назад на земле появляются первые люди еще совсем не похожие на нас, современных. ( Слайд 8).

Действительно, первые люди полностью зависели от природы и ее условий; она давала все, что человеку было необходимо. Но время шло, менялась жизнь на планете, и человек совершенствовался. Первые очаги цивилизаций возникли на обширных просторах Азии, Африки и Европы возникли несколько тысячелетий назад. Они получили название «древние цивилизации» и развивались в зоне мягкого субтропического климата, где были более благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности. Народы, населявшие долины рек Нила, тигра, Евфрата, Инда, Янцзы и Хуанхэ, первыми в истории человечества создали образцы письменности, построили города с дворцами и храмами, сформировали государство, развили бурную хозяйственную деятельность.

Посмотрите на слайд и скажите, что вы видите? ( Слайд 9).( Египетские пирамиды, храм, людей).

Действительно, мы видим Египет и его жителей, которые создали уникальные пирамиды из камня, стоящие до сих пор, крупнейшие ирригационные системы для полива урожая, применяли бронзовые орудия труда. Античность заложила основы современной и мировой цивилизаций. Люди стали более активно использовать природные ресурсы, появилась металлургия, что подняло сельское хозяйство на более высокий уровень развития. ( Слайд 10). Правители стали украшать свои дворцы висячими садами, совершенствуя технику полива. Земледельцы стали использовать металлические орудия труда. Человек пытается покорить силу воды, строя маяки на побережьях морей.

В Средние века человечество вступает в эпоху феодализма, когда большое внимание уделяется турнирам, воспеванию дам и междоусобным войнам под неуклонным контролем церкви. ( Слайд 11). Западный мир менялся. Одним из показателей этого было гораздо более интенсивное, чем прежде, воздействие общества на природу: значительная часть лесов, когда-то покрывавших почти всю Западную Европу, была сведена именно в эпоху расцвета Средневековья. Люди распахивали новые земли при помощи железных плугов и бороны. Рост городов свидетельствовал, что на смену сельской цивилизации идет городская.

С конца XV до конца XIX веков человечество вступило в эпоху Нового времени, постепенно идя по пути научно-технического прогресса к индустриальному обществу. В XVIII веке Англия стала родиной промышленной революции, вместе с которой в нашу жизнь вошли паровые двигатели, пароходы, железные дороги. Изменился облик городов: дома стали выше, улицы шире, появляются первые вокзалы. ( Слайд 12).

Посмотрите на слайд и скажите, что вы видите? ( Слайд 13).

( Многоэтажные дома, скопление машин, бизнесмена с сотовым телефоном, загрязненный воздух над мостом). В наши дни человек живет в «каменных джунглях», полностью зависит от техники и все меньше заботится о природе. Неотъемлемой частью нашей жизни стали сотовые телефоны, телевидение, компьютер и Интернет, машины с стоянием в пробках на дорогах, самолеты и т.д., но все же, человек и природа остались неразлучны.

Так что же такое природа? Природа – это окружающий нас мир, то есть все, что мы видим, слышим, используем в жизни. Это звезды, Солнце, равнины и горы, леса и степи, моря и реки, растения и животные. Люди тоже являются частью природы. Природа – дом человека. Человек пользуется чистой водой и дышит живительным воздухом.

Люди на протяжении всей своей истории постоянно обменивались опытом в области хозяйства, политики и культуры. Давайте проследим, откуда на наш стол пришли некоторые продукты. ( Слайд 14).Картофель – из Южной Америки, фасоль – из Мексики, томаты и кукуруза – из Центральной Америки, капуста – из Средиземноморья, а морковь – из Афганистана. Так что мы с вами едим продукты со всего света!

Наша планета имеет несколько оболочек, которые играют важное значение в жизни человека: атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера. (Слайд 16). А без озонового слоя атмосферы наша земля подвергалась бы постоянной бомбардировке космических тел, ведь именно в нем они практически полностью сгорают и падают к нам в виде небольших камней. Но свое деятельностью люди разрушают озоновый слой и появляются озоновые дыры. (Слайд 17).

Как вы думаете, что разрушает озоновый слой? (Полеты в космос, самолеты, выхлопные газы, дым…). ( Слайд 18, 19).

Физкультминутка.

А сейчас, каждая команда получит задание. Вам нужно проанализировать ситуацию на предложенную тему и сделать выводы. (Слайд 20 ситуации - пожар в лесу, на море и выброс промышленных газов в атмосферу). (Приложение № 1, 2, 3).

Обратите внимание на статистические данные о причиняемом вреде человеком природе. (Слайд 21). Ежегодно в атмосферу выбрасывается более 20 млрд. твердых и газообразных частиц, на каждого жителя планеты – 80 кг грязных веществ. Каждую минуту на Земле исчезает 14-15 га. леса. За свою жизнь человек «изводит» около 200 деревьев на жилище, мебель, игрушки, тетради, газеты, книги, спички. В середине века люди извлекали из земной коры 18 химических элементов и соединений, к концу века – 80. Китобойный промысел зародился в 1868 году, с тех пор было добыто 2 млн. китов (в 1962 г. – 66 тыс.). В 1982 г. добыча была запрещена. В 1970 г. в Африке насчитывалось 5 млн. слонов, в 1980 г. – 1,3 млн.

В мире насчитывается более 2,5 тыс. крупных заповедников, природных и национальных парков, которые занимают 1,5-2% территории Земли.

В наше время все положительные и отрицательные явления на природу изучает наука «экология) – от греч. «ейкос»- жилище, дом и «логос» - наука. Природа сохранила для человека оазисы первозданной красоты в виде памятников природы. Памятники природы – это природные объекты, несущие в себе культурно-историческую ценность для человека.

Посмотрите на слайд, что перед нами? (Слайд 22). (Карта, курган и дольмены).

Дольмен - это надгробное сооружение. Он чаще всего имеет четырехугольную форму, в виде "домика" из плит, вытесанных из камня. В передней стене дольмена имеется отверстие круглой формы. Внутри дольмена находятся одно или несколько захоронений с погребальным инвентарем. Внутренние стены некоторых дольменов расписаны рисунками, позволяющими восстановить картину быта их строителей. 

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду. (Слайд 23). В Адыгее памятникам природы относятся водопады «Руфабго», «Казачий камень», Азишские пещеры. (Слайд 24).

Что необходимо делать, чтобы наша планета оставалась такая же красивая? (Слайд 25). (Не загрязнять воду и воздух, беречь животных и птиц, лес…).

Правильно, ребята! А теперь, давайте немножко поиграем. У каждой из команд будет свое задание.

Первая команда отправится в далекую древность и займется наскальной живописью. (Ребятам выдается речная галька больших размеров и угольные карандаши).

Вторая команда должна собрать из трансформера дольмен. (Выдается заготовка дольмена в разобранном виде).

Третья команда изготовит нам объемную аппликацию одного из природных памятников, например, водопада. (Выдается картон, цветная бумага, клей, карандаш, ножницы).

Беречь и приумножать богатства земли – долг каждого, от всех нас зависит, будет ли звучать трель соловья, плескаться рыба в чистой воде, будет ли над нами синева неба и счастливый смех ребенка. Земля – дом всего человечества. И о том, как этого достичь мы сейчас и поговорим.

(Вторая часть урока проводится учителем.)

Мы с вами сказали, что человек живет благодаря природным ресурсам, но они могут исчезнуть. Используя их, человек возвращает природе огромное количество отходов. Так как же, используя ресурсы, можно сохранить планету чистой и не истощить запасы природы?

Что такое природопользование? Природопользование – совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения и преобразования окружающей среды. (Слайд 26).

Каким может быть природопользование?

Нерациональным: истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; возникновение экологических проблем.

Рациональным: изучение природных особенностей; охрана природы; освоение природы; преобразование природы. (Слайд 27).

Сегодня на уроке мы более подробно поговорим об одном из направлений рационального природопользования – об охране природы.

Еще в древних писаниях людей разных вероисповеданий говорилось о бережном отношении к природе:

«Не портите землю после ее устройства. Это – лучшее для Вас, если Вы верующий». Коран. Сура 7; 83.

« Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам…». Библия. Апокалипсис, 7;3.

Что же такое охрана природы?(Ответы детей).

Заглянем в наш словарик. (Слайд 28).

Охрана природы – система мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование природных ресурсов.

Что объединяет всех этих животных и растения?» (Слайд 29).(Занесены в Красную книгу). А что такое Красная книга? (Ответы детей).

Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Существуют Красная книга РСФСР и Красная книга РА. (Слайд 30). Как вы думаете, почему она красная?

Какие же существуют причины исчезновения животных и растений? (Слайд 31).

Что может сделать человек для того, чтобы природа не исчезла? (Ставить очистные сооружения, рационально использовать природные ресурсы, создавать питомники, заказники, заповедники.) (Слайд 32).

Питомник – место для разведения и выращивания растений и животных.

Заказник – участок территории, на котором охраняются определенные виды животных и растений.

Заповедник – охраняемая природная территория, на которой сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. (Слайд 33).

В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного и растительного миров.

Правильно, молодцы. На территории Кавказского Государственного Биосферного заповедника насчитывается 300 видов растений, около 400 видов животных, около 1000 видов грибов. Вот некоторые из них: зубр, лиса, медведь, тур, косуля, волк, лесной кот, выдра, куропатки, фазаны, перепелки; шиповник, береза, липа, ива, дуб, клен, осина, ель, рододендрон, самшит, лавровишня, тис и многие другие. (Слайд 34).

Физкультминутка.

Готовясь к уроку, вы подготовили рисунки и сообщения. Сейчас мы послушаем некоторые из них. Зубр. (Слайд 35). Цикламен. (Слайд 36). Озеро Байкал. (Слайд 37).

III. Работа по теме.

У вас на столах карточки с заданиями. Первая команда должна разгадать кроссворд и угадать ключевое слово, вторая – разгадать ребусы, третья – найти ошибки в тексте. (Приложение № 4, 5, 6).

IV. Закрепление.

На доске прикреплено изображение леса в черно-белом варианте.

Посмотрите на наш лес. Нравится он вам? (Нет!). Почему? Как можно исправить ситуацию? (Рационально использовать природные ресурсы, ставить очистные сооружения и т.д.)

Какие правила поведения в природе вы знаете? (Слайд 40).

В лесу на доске появляются зеленые деревья, голубое небо, чистая голубая река. Ребята, наш лес ожил? (Да!). Но все ли так в нашем лесу? (Нет животных и птиц). Заселим лес. Для этого разгадайте загадки.

(Приложение №7).

Вот наш лес и ожил. Давайте послушаем стихотворение

Р. Рождественского.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, стряхая капли рос.

А сумрачный навес широколапых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

Привет тебе, приют покоя и свободы,

Родного юга неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

Стихотворение сопровождается иллюстрациями. (Слайд 42).

V. Подведение итогов.

Закончить наш урок я хочу словами М. Пришвина из произведения «Кладовая солнца».

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
yuliya.hohlova.77@mail.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру интегрированный курс краеведения...
Рабочая программа по окружающему миру интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы» (фгос ноо)

Урок математики в 6 классе
Тип урока : интегрированный урок математики с элементами истории, географии и биологии

Урок по окружающему миру в 3 классе провела учитель начальных классов Мачалкина Л. В

Урок по окружающему миру
Познакомить с одной из отраслей с/х – растениеводство. Научить различать культурные растения

Открытый урок по окружающему миру
Цели урока: ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены

Во саду ли, в огороде (коррекционно-развивающее занятие по окружающему миру) Цели и задачи
Сегодня, ребята, мы с вами проводим занятие по окружающему миру на тему «Во саду ли, в огороде…». Кто знает, что растет в саду (с...

Конкурс «Учитель года 2010» Урок окружающего мира 3 класс
Давайте, вспомним название изучаемого раздела по окружающему миру. («Чему учит экономика»)

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему
Помочь детям понять, что значит любить природу, что может сделать каждый гражданин

Интегрированный урок географии, естествознания
России; систематизация представлений учащихся о строении растений, их многообразии, значении для человека; закрепление навыка работы...

Разработка урока по окружающему миру для 4 класса Тема урока: «Растения и животные поля»
Оборудование: гербарные образцы и таблицы полевых культур: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха; семена хлебных растений и изделия...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru