vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 0.97 Mb.
|
Приложение 1 к положению о краевом слете ученических производственных бригад КОНКУРС «ЮНЫЙ САДОВОд» Цели и задачи конкурса Цель конкурса – формирование знаний и умений по биологическим основам плодовых и ягодных культур, технологиям выращивания посадочного материала, закладки плодовых насаждений и производства плодов. Задачами конкурса является повышение уровня теоретических знаний и освоение практических навыков по вопросам: – биологических основ плодоводства; – технологий выращивания посадочного материала плодовых и ягодных растений; – технологий закладки сада и производства плодов и ягод. Учащийся должен: – знать биологические особенности плодовых и ягодных культур; технологии выращивания посадочного материала плодовых и ягодных культур, закладки плодовых насаждений и производства плодов и ягод; – уметь распознать плодовые и ягодные растения по морфологическим признакам, семенам и всходам; проводить обрезку и прививку плодовых деревьев, составлять технологические схемы посадки и ухода за плодовыми и ягодными культурами; составлять схемы севооборотов и садооборотов; теоретическая часть Состояние и задачи плодоводства – увеличение производства плодов и ягод, повышение их качества для удовлетворения потребности населения Российской Федерации в этих видах продукции. Пищевое и лечебно-профилактическое значение плодов и ягод. Плодоводство как отрасль сельскохозяйственного производства, ее роль в аграрно-промышленном комплексе и экономике народного хозяйства. Пути интенсификации и научно-технический прогресс отрасли. Состояние и тенденции развития плодоводства в вашей зоне. Биологические основы плодоводства Классификация и производственно-биологическая группировка плодовых растений. Жизненные формы плодовых растений. Морфология плодовых растений. Надземная система. Ствол, штамб, центральный проводник. Скелетные и полускелетные ветви. Обрастающие (вегетативные и плодоносные) ветви: ростовые побеги, плодовые прутики, копьеца, кольчатки, плодушки, плодухи, смешанные ветви, букетные веточки и шпорцы. Порядки ветвления, годичные кольца. Строение побегов, почек и их классификация. Строение ягодных растений. Годичный цикл роста и развития, периоды вегетации и покоя. Фенологические фазы. Понятие о сорте, клоне. Закономерности роста корней в годичном и жизненном циклах. Закономерности роста корней в зависимости от породы, сорта, подвоя, почвенных условий и агротехники. Закономерности плодоношения. Вступление плодовых растений в плодоношение, его биологическая и производственно-экономическая продолжительность. Закладка и дифференциация генеративных почек. Особенности цветения и плодоношения. Самоплодность и самобесплодность. Периодичность плодоношения. Биологические основы ежегодных и высоких урожаев. Значение экологических факторов в жизни плодовых растений. Температура. Влияние температурного режима на процессы роста и развития плодовых растений. Зимостойкость, морозо- и жаростойкость. Сумма активных температур, длительность безморозного периода, абсолютный минимум и абсолютный максимум температур. Температурные границы произрастания отдельных пород и групп сортов. Повреждение низкими температурами в осенний, зимний, весенний периоды. Повышение морозо- и зимостойкости плодовых растений. Вода. Потребность плодовых растений в воде в зависимости от условий произрастания, возрастного состояния и фаз вегетации. Отношение различных пород и сортоподвойных комбинаций к влажности почвы и воздуха. Засухоустойчивость плодовых растений. Регулирование водного режима в садах. Свет. Отношение различных пород к свету. Биологические основы и приемы регулирования светового режима в насаждениях. Воздух. Воздух атмосферы и почвы. Обеспечение растений кислородом и углекислотой. Движение и застой воздушных масс. Регулирование воздушного режима в насаждениях. Реакция плодовых растений на почвенные условия. Влияние морфологических и агрохимических свойств почвы на рост и плодоношение. Почвоутомление. Борьба с эрозией почв. Рельеф. Значение рельефа в распределении климатических и почвенных условий. Реакция плодовых растений на геоморфологические условия. Почвенно-климатическое районирование плодоводства. Плодовый и ягодный питомник Биологические основы и способы размножения плодовых растений. Семенное и вегетативное размножение. Способы вегетативного размножения плодовых растений. Распространение вирусных и микоплазменных заболеваний при различных способах размножения. Взаимовлияние подвоя и привоя. Структура и организация территории плодового питомника. Составные части питомников. Севообороты в питомнике. Требования к подвоям и их районирование. Семенные и клоновые подвои семечковых и косточковых культур (в т.ч. вегетативно размножаемые). Маточные подвойно-семенные насаждения. Заготовка и хранение семян. Стратификация. Участок размножения (школа сеянцев). Сроки, способы и нормы посева семян. Уход за сеянцами. Выращивание клоновых подвоев. Участок формирования (школа саженцев). Закладка первого поля питомника (поле окулянтов). Сроки, способы и схемы посадки. Маточно-сортовой сад. Заготовка черенков для прививки. Организация, сроки и способы окулировки. Уход за окулянтами. Работы во втором (поле однолеток) и третьем (поле двухлеток) полях питомника. Технология производства посадочного материала ягодных культур. Система выращивания здорового посадочного материала земляники, малины, смородины, крыжовника и др. ягодных пород. Закладка сада и технология производства плодов Закладка плодовых насаждений. Принципы проектирования плодовых насаждений. Основные типы (конструкции) садов. Выбор типа насаждений в зависимости от природных и организационно-экономических условий. Выбор и оценка участка под закладку сада в различных почвенно-климатических зонах России. Садообороты. Организация территории сада на равнинном рельефе, на склонах и в горных условиях. Подготовка участка под закладку сада. Проектирование и закладка фермерского сада. Районированный сортимент. Подбор и размещение пород, сортов и сорто-подвойных комбинаций в садовом массиве. Площади питания и схемы размещения растений в садах различных типов по зонам плодоводства. Разбивка площади на кварталы и внутриквартальная разбивка. Размещение сортов внутри кварталов с учетом взаимоопыления. Подготовка саженцев к посадке. Сроки и способы посадки. Послепосадочный уход. Система содержания почвы. Выбор системы содержания и обработки почвы в зависимости от почвенно-климатических условий. Характеристика различных систем содержания почвы: паровой, паросидеральной, дерново-перегнойной, культурного задернения. Мульчирование почвы. Междурядные культуры и возможности их использования в молодых садах. Обработка почвы в междурядьях и приствольных полосах. Применение гербицидов. Почвозащитные мероприятия в садах. Потребность плодовых растений в удобрениях и методы ее определения (диагностика). Виды, формы, сроки и способы внесения удобрений. Пути повышения эффективности применения удобрений в садах. Регулирование водного режима в саду. Значение орошения. Способы, сроки и техника полива. Поливная и оросительная нормы. Влагозарядковые поливы. Режимы орошения для различных зон плодоводства страны с учетом особенностей пород, возраста и типа сада. Осушение участков с избыточным увлажнением. Мероприятия по предупреждению водной эрозии и вторичного засоления почвы. Обрезка и другие способы регулирования роста и плодоношения растений. Цели и задачи обрезки. Биологические основы обрезки. Реакция плодовых растений на различные способы обрезки. Другие приемы регулирования роста и плодоношения. Виды, сроки и техника обрезки. Инструменты. Основные типы крон и системы формирования. Обрезка плодовых растений в различные возрастные периоды. Особенности обрезки различных групп сортов. Механизация обрезки. Уход за урожаем. Защита плодовых растений от грызунов, повреждений низкими температурами и от механических повреждений. Инвентаризация, ремонт и реконструкция насаждений. Защита штамба и скелетных ветвей от солнечных ожогов, лечение ран, удаление поросли. Восстановление плодовых деревьев после зимних повреждений. Защита плодовых растений от весенних заморозков. Использование пчел для опыления в садах. Техника уборки плодов. Прогноз и определение величины урожая. Подготовка к уборке. Определение величины урожая. Определение сроков съема плодов и ягод. Технология уборки и транспортировки урожая. Технология возделывания ягодных растений. Закладка плантаций и уход за молодыми и плодоносящими насаждениями. Новые технологии и передовой опыт выращивания. Механизация уборки и товарной обработки урожая. Практическая часть Для практической части конкурса садоводов необходимо обеспечить каждого участника окулировочным (копулировочным) ножом. Дополнительно потребуются наждачный брусок, оселок, паста Гойя и ремень для правки ножей, ножовки, подвои и привои, саженцы, лопаты, вёдра, рулетки. Этот инвентарь обеспечивает район края, проводящий слёт УПБ. В ходе практической части нужно: 1. По морфологическим показателям (листьям, побегам) определить вид (породу) плодовых и ягодных растений. 2. Определить по гербарию плодовые образования семечковых и косточковых пород. 3. Подготовить и произвести посадку плодового саженца или кустарника. 4. Подготовить инструмент для прививки. Сделать прививку (глазком, черенком). Знания участников конкурса оцениваются по вопросам биологии плодовых и ягодных культур, выращивания посадочного материала и производства плодов. Конкурс проводится методом тестирования, ответы оцениваются в баллах. Максимальная сумма баллов теоретической и практической частей конкурса садоводов – 80. Вопросы конкурса составлены в соответствии с программой. КОНКУРС «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Задания теоретического конкурса представлены тестами, сформулированными в виде вопросов. Для каждого из вопросов предлагаются ответы, часть из которых неправильные. Правильных ответов на каждый из вопросов может быть от 1 до 3. Тематика тест-вопросов по экологии: 1. История экологии. 2. Аутоэкология, демэкология и синэкология. 3. Основы природопользования. 4. Основы охраны окружающей среды. 5. Региональные экологические проблемы и пути их решения. Практическая часть конкурса 1. Экологический мониторинг (основные методы, методики, оборудование и приборы). 2. Провести исследования и оформить результаты в виде проекта, стенда, дневника на основе элементарных экологических наблюдений с привлечением региональных материалов. Доложить его основные результаты и указать, какие методы и методики были использованы при этом. Примерные темы: – исследование фитоценоза (зооценоза); – изучение природной популяции живых организмов; – изучение особенностей искусственных или естественных экосистем; - мониторинг состояния окружающей среды; – изучение экологических проблем и пути их решения на примере вашего района жительства; – фенологические наблюдения. Оргкомитет оставляет за участниками конкурса право свободного выбора темы наблюдения (исследования). Максимальное количество баллов за теоретический тур – 40 (по 1 за каждый правильный ответ). Максимальное количество баллов за каждый вопрос практического тура – 20. Всего за два вопроса практического тура – 40. ТЕСТ-ВОПРОСЫ ПО ЭКОЛОГИИ 1. На какой высоте озоновый экран атмосферы имеет наивысшую плотность: а) 5-10 км; б) 20-25 км: в) 100-150 км; г) 200 км. 2. Автор целостного учения о биосфере: а) В.И. Вернадский; б) К.А. Тимирязев; в) Демосфен; г) В.Н. Сукачев. 3. К продуцентам относятся: а) фотосинтетики; б) хемосинтетики; в) животные-гетеротрофы. 4. К консументам относятся: а) фотосинтетики; б) животные-гетеротрофы; в) растения. 5. К редуцентам относятся: а) фотосинтетики; б) животные-гетеротрофы; в) сапрофитные бактерии и грибы. 6. С одного трофического уровня на другой в биоценозе переходит энергии не свыше (правило Линдемана): а) 50%: б) 80-90%; в) 30-35%; г) 10%. 7. Искусственные экосистемы в отличие от естественных, как правило, характеризуются: а) низким видовым разнообразием и устойчивостью; б) высоким видовым разнообразием и устойчивостью; в) высокой биологической продуктивностью; г) низким видовым разнообразием и неустойчивостью. 8. Диапазон толерантности любого экологического фактора характеризуется: а) одной зоной оптимума и двумя угнетения: б) двумя зонами оптимума: в) одной зоной оптимума и одной угнетения. 9. Популяция любого вида животного организма характеризуется: а) численностью и плотностью; б) возрастной и половой структурой; в) работоспособностью; г) рождаемостью и смертностью. 10. В биоценозах выделяют следующие трофические цепи: а) детритная; б) непрерывная; в) пастбищная; г) прерывистая. 11. В биоценозах число трофических цепей, как правило, не выше: а) 10-12; б) 2-3; в) 17-20; г) 5-6. 12. В Российской Федерации для выхлопных газов автомобилей нормируется содержание: а) NH3; б) СО2; в) СО и СН, CH4; г) H2S. 13. При нормировании атмосферных загрязнений в России используют следующие виды ПДК: а) среднесуточные и максимально разовые; б) среднегодовые и среднесезонные; в) среднесуточные и среднесезонные; г) воздуха рабочей зоны. 14. Мероприятия по экологизации автомобиля предусматривают: а) отказ от использования тетраэтила свинца; б) движение со скоростью не свыше 40 км; в) использование альтернативных видов топлива (горючий газ, водород, спирт и пр.); г) контроль токсичности выхлопных газов. 15. Наибольшей устойчивостью к атмосферным загрязнениям обладают следующие виды растений: а) виноград и персик; б) тополь и липа; в) сосна и ель; г) яблоня и черешня. 16. Ширина водоохранной зоны реки зависит от ее: а) глубины: б) ширины; в) водности; г) длины. 17. В прибрежной полосе реки разрешена следующая хозяйственная деятельность: а) выпас скота; б) распашка земли; в) строительство промпредприятий; г) полностью запрещена хозяйственная деятельность. 18. В России при организации природопользования учреждается плата за: а) пользование природными ресурсами; б) за выбросы, сбросы в природную среду; в) размещение отходов; г) природопользовательные платежи отсутствуют. 19. Пространственно ограниченный природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ, энергией, информацией – это: а) биоценоз; б) биотоп; в) экосистема; г) популяция. 20. Наиболее эффективным агротехническим приемом, предупреждающим ветровую эрозию, является: а) глубокая вспашка; б) щелевание; в) кротование; г) безотвальная обработка плоскорезами. 21. Редкие и исчезающие животные Красной Книги, обитающие в России: а) сизая горлинка; б) розовый пеликан; в) волк; г) шмель армянский. 22. Редкие и исчезающие растения Красной Книги, встречающиеся в России: а) марь белая: б) лютик едкий; в) горицвет весенний; г) пион тонколистый. 23. При эвтрофикации в водоеме возможно массовое развитие водорослей, делающих воду непригодной для питьевых и рыбохозяйственных целей. Это: а) протококковые; б) золотистые; в) бурые; г) сине-зеленыe. 24. К экологически приемлемым мерам защиты урожая от вредителей относят использование: а) пиретроидов; б) биометода; в) хлорорганических пестицидов; г) ртутьсодержащих пестицидов. 25. К биогенным элементам относятся: а) углерод; б) ртуть; в) уран; г) сера. 26. Совокупность растений, входящих в биоценоз: а) зооценоз; б) микробоценоз; в) фитоценоз; г) биогеоценоз. 27. Процесс естественного развития биоценоза, его последовательное изменение: а) сукцессия; б) трансгрессия; в) инверсия. 28. Система наблюдений, контроля за состоянием природного ресурса (территории) с целью его рационального использования или охраны: а) мелиорация; б) мониторинг; в) интродукция. 29. Целостная оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется совокупной деятельностью живых организмов и геокосмических факторов: а) биоценоз; б) экосистема; в) биотон; г) биосфера. 30. Раздел экологии, изучающий влияние экологических факторов на организм отдельной особи: а) синэкология; б) аутоэкология: в) урбоэкология; г) демэкология. 31. Биосферный цикл азота включает последовательность следующих этапов превращения: а) …белок животных → нитраты → нитриты → мочевина → аммиак и соли аммония…; б) …белок животных → нитраты → нитриты → аммиак и соли аммония → мочевина…; в) …белок животных → мочевина → аммиак и соли аммония → нитриты → нитраты… 32. К ксенобиотикам 1 класса токсичности (чрезвычайно опасным) относят следующие тяжелые металлы: а) Са, Li, К; б) Pb, Hg, Cd; в) Fe, Mg, Na. 33. Из ниже приведённых примеров первичной сукцессии являются: а) мхи – лишайники – травянистые растения; б) лишайники – травянистые растения – мхи; в) лишайники – мхи – травянистые растения; г) травянистые растения – мхи – лишайники. 34. Биологический метод очистки сточных вод позволяет снизить: а) до 60% нерастворимых примесей; б) до 90% органических веществ; в) до 90% нерастворимых примесей. 35. Международные природоохранительные организации: а) ЮНЕП; б) МСОП; в) ЮНЕСКО; г) МВФ. 36. Международная конференция по окружающей среде, одним из основных итогов которой явилась «Стратегия устойчивого развития»: а) Конференция ООН 1992 г., Рио-де-Жанейро; б) Конференция ООН 1972 г., Стокгольм; в) Конференция (совещание) 1975 г., Хельсинки. 37. Наивысший сток воды (более 5 л/с) наблюдается: а) г. Ставрополь и его пригороды; б) район Кавказских Минеральных Вод; в) Северо-восточные районы Ставропольского края и прилегающие к ним территорий соседних административных субъектов; 38. Наиболее загрязнённые территории Ставропольского края промышленными отходами: а) г. Ставрополь и его пригороды; б) г. Изобильный и его пригороды; в) г. Будённовск с прилегающими территориями; г) г. Благодарный. 39. Территории Ставропольского края наиболее загрязнённые тяжёлыми металлами: а) Кавказские Минеральные Воды; б) Невинномысск с пригородами; в) г. Ставрополь с пригородами; г) г. Ипатово с пригородами. 40. Территория Ставропольского края отличающаяся высоким содержанием метана в приземлённом слое воздуха: а) Изобильненский район; б) Андроповский район; в) Кавказские Минеральные Воды; КОНКУРС «ЮНЫЙ ОВОЩЕВОД» Конкурс должен способствовать формированию знаний по вопросам биологии и технологии возделывания овощных культур. Конкурс состоит из практической и теоретической частей. Задания теоретической части конкурса представлены тестами, для каждого из вопросов предлагаются ответы, один из которых неправильный. Ответы оцениваются в баллах. За каждый правильный ответ участник получает один балл. Максимальная сумма баллов теоретической и практической частей конкурса овощеводов – 55. Вопросы конкурса составлены в соответствии с программой. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Биологические особенности, ботанические свойства и технология возделывания белокочанной капусты, томатов, перца, баклажанов, моркови, огурца, столовой свеклы, арбузов, тыквы, зеленных культур, лука репчатого, картофеля, репы, брюквы, многолетних растений, ревеня, хрена, лука батуна, спаржи. 2. Основные болезни и вредители овощных культур. Меры борьбы с ними. 3. Районированные сорта овощных культур, возделываемые в вашем районе, крае. 4. Ветровая и водная эрозия почв, характер их проявления и меры борьбы с ними. 5. Сельскохозяйственные машины и орудия для основной и предпосевной подготовки почвы. 6. Сельскохозяйственные машины и орудия для посева и ухода за посевами овощных культур. 7. Посевные качества семян (энергия прорастания, лабораторная и посевная всхожесть, способы их определения). 8. Способы подготовки семян овощных культур к посеву. 9. Севообороты. Основные понятия, принципы составления, организация севооборотов во времени и пространстве. Значение севооборотов. 10. Органические и минеральные удобрения (простые, сложные и микроудобрения, их виды, содержание основных элементов питания). 11. Значение удобрений в сохранении и повышении плодородия почв, повышении урожайности и улучшении качества овощной продукции. Способы внесения удобрений под овощные культуры. 12. Экологические проблемы применения удобрений и химических средств защиты растений от вредителей и болезней в получении экологически чистой продукции и защиты окружающей среды. 13. Выращивание рассады овощных культур. Способы закалки прорастающих семян и рассады к неблагоприятным условиям. 14. Виды защищенного грунта в овощеводстве. Способы обогрева. 15. Особенности возделывания овощных культур для получения продовольственной продукции и выращивания рассады. 16. Возделывание овощных культур рассадным способом и посевом семян в грунт. 17. Методика постановки и проведения полевых опытов: выбор темы, разработка схемы опыта, основные элементы методики полевого опыта (вариант, площадь делянки, повторность и повторения, защитные полосы, методы размещения вариантов на делянках опыта), выбор участка для закладки опыта, учет урожая в опыте, документация и отчетность в опыте. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Назвать овощные культуры по всходам, семенам (в пробирках). Назвать их ботаническое семейство, хозяйственную группу и используемый продукт питания. 2. Определить по внешнему виду и с помощью изучаемых в школе простейших химических реакций минеральные удобрения. 3. Решить задачу по определению доз минеральных удобрений с учетом содержания в них действующих веществ. |
С 2007 года в нашей школе существует Зимний сад уютный зелёный уголок в школьной рекреации, оснащённый декоративными клумбами. Он... | Всероссийский конкурс «Юннат» (далее – Конкурс) ежегодное итоговое мероприятие в сфере дополнительного образования детей по сельскохозяйственному... | ||
Республика Татарстан обучающаяся объединения «Юный эколог» мбу дод центра внешкольной работы Кукморского муниципального района | Настоящая инструкция распространяется на теплицу «Садовод», предназначенную для создания микроклимата, благоприятного для выращивания... | ||
«Цели и задачи гнхп развития сырьевой базы и переработки лекарственных и пряно-ароматических растений на 2005-2010 годы «Фитопрепараты»,... | Конкурс проектов и разработок школьников, учащихся и студентов «Собственное дело» в рамках VIII республиканского конкурса “Слет школьных... | ||
Во время летней трудовой практики мы ухаживаем за всеми этими культурами. Большие площади у нас заняты картофелем. Мы выращиваем... | Настоящее положение определяет порядок организации и проведения в 2010-2011 учебном году областного конкурса «Юные цветоводы» (далее... | ||
Цель конкурса – формирование знаний и умений по биологическим основам овощных культур, технологиям выращивания овощных растений | По одной из легенд роза покраснела от того, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время... |