vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Конкурс «юный садовод» Цели и задачи конкурса


НазваниеКонкурс «юный садовод» Цели и задачи конкурса
страница1/7
Дата16.03.2013
Размер0.97 Mb.
ТипКонкурс
vcvetu.ru > Уход > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7


Приложение 1

к положению о краевом слете

ученических производственных бригад

КОНКУРС «ЮНЫЙ САДОВОд»
Цели и задачи конкурса

Цель конкурса – формирование знаний и умений по биологическим основам плодовых и ягодных культур, технологиям выращивания посадочного материала, закладки плодовых насаждений и производства плодов.

Задачами конкурса является повышение уровня теоретических знаний и освоение практических навыков по вопросам:

– биологических основ плодоводства;

– технологий выращивания посадочного материала плодовых и ягодных растений;

– технологий закладки сада и производства плодов и ягод.

Учащийся должен:

– знать биологические особенности плодовых и ягодных культур; технологии выращивания посадочного материала плодовых и ягодных культур, закладки плодовых насаждений и производства плодов и ягод;

– уметь распознать плодовые и ягодные растения по морфологическим признакам, семенам и всходам; проводить обрезку и прививку плодовых деревьев, составлять технологические схемы посадки и ухода за плодовыми и ягодными культурами; составлять схемы севооборотов и садооборотов;

теоретическая часть

Состояние и задачи плодоводства – увеличение производства плодов и ягод, повышение их качества для удовлетворения потребности населения Российской Федерации в этих видах продукции.

Пищевое и лечебно-профилактическое значение плодов и ягод. Плодоводство как отрасль сельскохозяйственного производства, ее роль в аграрно-промышленном комплексе и экономике народного хозяйства. Пути интенсификации и научно-технический прогресс отрасли. Состояние и тенденции развития плодоводства в вашей зоне.

Биологические основы плодоводства

Классификация и производственно-биологическая группировка плодовых растений. Жизненные формы плодовых растений.

Морфология плодовых растений. Надземная система. Ствол, штамб, центральный проводник. Скелетные и полускелетные ветви. Обрастающие (вегетативные и плодоносные) ветви: ростовые побеги, плодовые прутики, копьеца, кольчатки, плодушки, плодухи, смешанные ветви, букетные веточки и шпорцы. Порядки ветвления, годичные кольца. Строение побегов, почек и их классификация. Строение ягодных растений.

Годичный цикл роста и развития, периоды вегетации и покоя. Фенологические фазы.

Понятие о сорте, клоне.

Закономерности роста корней в годичном и жизненном циклах. Закономерности роста корней в зависимости от породы, сорта, подвоя, почвенных условий и агротехники.

Закономерности плодоношения. Вступление плодовых растений в плодоношение, его биологическая и производственно-экономическая продолжительность. Закладка и дифференциация генеративных почек. Особенности цветения и плодоношения. Самоплодность и самобесплодность. Периодичность плодоношения. Биологические основы ежегодных и высоких урожаев.

Значение экологических факторов в жизни плодовых растений.

Температура. Влияние температурного режима на процессы роста и развития плодовых растений. Зимостойкость, морозо- и жаростойкость. Сумма активных температур, длительность безморозного периода, абсолютный минимум и абсолютный максимум температур. Температурные границы произрастания отдельных пород и групп сортов. Повреждение низкими температурами в осенний, зимний, весенний периоды. Повышение морозо- и зимостойкости плодовых растений.

Вода. Потребность плодовых растений в воде в зависимости от условий произрастания, возрастного состояния и фаз вегетации. Отношение различных пород и сортоподвойных комбинаций к влажности почвы и воздуха.

Засухоустойчивость плодовых растений. Регулирование водного режима в садах.

Свет. Отношение различных пород к свету. Биологические основы и приемы регулирования светового режима в насаждениях.

Воздух. Воздух атмосферы и почвы. Обеспечение растений кислородом и углекислотой. Движение и застой воздушных масс. Регулирование воздушного режима в насаждениях.

Реакция плодовых растений на почвенные условия. Влияние морфологических и агрохимических свойств почвы на рост и плодоношение. Почвоутомление. Борьба с эрозией почв.

Рельеф. Значение рельефа в распределении климатических и почвенных условий. Реакция плодовых растений на геоморфологические условия.

Почвенно-климатическое районирование плодоводства.

Плодовый и ягодный питомник

Биологические основы и способы размножения плодовых растений. Семенное и вегетативное размножение. Способы вегетативного размножения плодовых растений. Распространение вирусных и микоплазменных заболеваний при различных способах размножения.

Взаимовлияние подвоя и привоя.

Структура и организация территории плодового питомника. Составные части питомников. Севообороты в питомнике. Требования к подвоям и их районирование. Семенные и клоновые подвои семечковых и косточковых культур (в т.ч. вегетативно размножаемые).

Маточные подвойно-семенные насаждения. Заготовка и хранение семян. Стратификация.

Участок размножения (школа сеянцев). Сроки, способы и нормы посева семян. Уход за сеянцами. Выращивание клоновых подвоев.

Участок формирования (школа саженцев). Закладка первого поля питомника (поле окулянтов). Сроки, способы и схемы посадки. Маточно-сортовой сад. Заготовка черенков для прививки. Организация, сроки и способы окулировки. Уход за окулянтами. Работы во втором (поле однолеток) и третьем (поле двухлеток) полях питомника.

Технология производства посадочного материала ягодных культур.

Система выращивания здорового посадочного материала земляники, малины, смородины, крыжовника и др. ягодных пород.

Закладка сада и технология производства плодов

Закладка плодовых насаждений. Принципы проектирования плодовых насаждений. Основные типы (конструкции) садов. Выбор типа насаждений в зависимости от природных и организационно-экономических условий.

Выбор и оценка участка под закладку сада в различных почвенно-климатических зонах России. Садообороты. Организация территории сада на равнинном рельефе, на склонах и в горных условиях. Подготовка участка под закладку сада. Проектирование и закладка фермерского сада.

Районированный сортимент. Подбор и размещение пород, сортов и сорто-подвойных комбинаций в садовом массиве. Площади питания и схемы размещения растений в садах различных типов по зонам плодоводства. Разбивка площади на кварталы и внутриквартальная разбивка. Размещение сортов внутри кварталов с учетом взаимоопыления.

Подготовка саженцев к посадке. Сроки и способы посадки. Послепосадочный уход.

Система содержания почвы. Выбор системы содержания и обработки почвы в зависимости от почвенно-климатических условий. Характеристика различных систем содержания почвы: паровой, паросидеральной, дерново-перегнойной, культурного задернения. Мульчирование почвы. Междурядные культуры и возможности их использования в молодых садах. Обработка почвы в междурядьях и приствольных полосах. Применение гербицидов. Почвозащитные мероприятия в садах.

Потребность плодовых растений в удобрениях и методы ее определения (диагностика). Виды, формы, сроки и способы внесения удобрений. Пути повышения эффективности применения удобрений в садах.

Регулирование водного режима в саду. Значение орошения. Способы, сроки и техника полива. Поливная и оросительная нормы. Влагозарядковые поливы. Режимы орошения для различных зон плодоводства страны с учетом особенностей пород, возраста и типа сада. Осушение участков с избыточным увлажнением. Мероприятия по предупреждению водной эрозии и вторичного засоления почвы.

Обрезка и другие способы регулирования роста и плодоношения растений.

Цели и задачи обрезки. Биологические основы обрезки. Реакция плодовых растений на различные способы обрезки. Другие приемы регулирования роста и плодоношения. Виды, сроки и техника обрезки. Инструменты. Основные типы крон и системы формирования. Обрезка плодовых растений в различные возрастные периоды. Особенности обрезки различных групп сортов. Механизация обрезки.

Уход за урожаем. Защита плодовых растений от грызунов, повреждений низкими температурами и от механических повреждений. Инвентаризация, ремонт и реконструкция насаждений. Защита штамба и скелетных ветвей от солнечных ожогов, лечение ран, удаление поросли. Восстановление плодовых деревьев после зимних повреждений. Защита плодовых растений от весенних заморозков. Использование пчел для опыления в садах.

Техника уборки плодов. Прогноз и определение величины урожая. Подготовка к уборке. Определение величины урожая. Определение сроков съема плодов и ягод. Технология уборки и транспортировки урожая.

Технология возделывания ягодных растений. Закладка плантаций и уход за молодыми и плодоносящими насаждениями. Новые технологии и передовой опыт выращивания. Механизация уборки и товарной обработки урожая.

Практическая часть

Для практической части конкурса садоводов необходимо обеспечить каждого участника окулировочным (копулировочным) ножом. Дополнительно потребуются наждачный брусок, оселок, паста Гойя и ремень для правки ножей, ножовки, подвои и привои, саженцы, лопаты, вёдра, рулетки. Этот инвентарь обеспечивает район края, проводящий слёт УПБ.

В ходе практической части нужно:

1. По морфологическим показателям (листьям, побегам) определить вид (породу) плодовых и ягодных растений.

2. Определить по гербарию плодовые образования семечковых и косточковых пород.

3. Подготовить и произвести посадку плодового саженца или кустарника.

4. Подготовить инструмент для прививки. Сделать прививку (глазком, черенком).

Знания участников конкурса оцениваются по вопросам биологии плодовых и ягодных культур, выращивания посадочного материала и производства плодов. Конкурс проводится методом тестирования, ответы оцениваются в баллах. Максимальная сумма баллов теоретической и практической частей конкурса садоводов – 80. Вопросы конкурса составлены в соответствии с программой.

КОНКУРС «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Задания теоретического конкурса представлены тестами, сформулированными в виде вопросов. Для каждого из вопросов предлагаются ответы, часть из которых неправильные. Правильных ответов на каждый из вопросов может быть от 1 до 3.

Тематика тест-вопросов по экологии:

1. История экологии.

2. Аутоэкология, демэкология и синэкология.

3. Основы природопользования.

4. Основы охраны окружающей среды.

5. Региональные экологические проблемы и пути их решения.

Практическая часть конкурса

1. Экологический мониторинг (основные методы, методики, оборудование и приборы).

2. Провести исследования и оформить результаты в виде проекта, стенда, дневника на основе элементарных экологических наблюдений с привлечением региональных материалов. Доложить его основные результаты и указать, какие методы и методики были использованы при этом. Примерные темы:

– исследование фитоценоза (зооценоза);

– изучение природной популяции живых организмов;

– изучение особенностей искусственных или естественных экосистем;

- мониторинг состояния окружающей среды;

– изучение экологических проблем и пути их решения на примере вашего района жительства;

– фенологические наблюдения.

Оргкомитет оставляет за участниками конкурса право свободного выбора темы наблюдения (исследования).

Максимальное количество баллов за теоретический тур – 40 (по 1 за каждый правильный ответ).

Максимальное количество баллов за каждый вопрос практического тура – 20. Всего за два вопроса практического тура – 40.
ТЕСТ-ВОПРОСЫ ПО ЭКОЛОГИИ

1. На какой высоте озоновый экран атмосферы имеет наивысшую плотность:

а) 5-10 км;

б) 20-25 км:

в) 100-150 км;

г) 200 км.

2. Автор целостного учения о биосфере:

а) В.И. Вернадский;

б) К.А. Тимирязев;

в) Демосфен;

г) В.Н. Сукачев.

3. К продуцентам относятся:

а) фотосинтетики;

б) хемосинтетики;

в) животные-гетеротрофы.

4. К консументам относятся:

а) фотосинтетики;

б) животные-гетеротрофы;

в) растения.

5. К редуцентам относятся:

а) фотосинтетики;

б) животные-гетеротрофы;

в) сапрофитные бактерии и грибы.

6. С одного трофического уровня на другой в биоценозе переходит энергии не свыше (правило Линдемана):

а) 50%:

б) 80-90%;

в) 30-35%;

г) 10%.

7. Искусственные экосистемы в отличие от естественных, как правило, характеризуются:

а) низким видовым разнообразием и устойчивостью;

б) высоким видовым разнообразием и устойчивостью;

в) высокой биологической продуктивностью;

г) низким видовым разнообразием и неустойчивостью.

8. Диапазон толерантности любого экологического фактора характеризуется:

а) одной зоной оптимума и двумя угнетения:

б) двумя зонами оптимума:

в) одной зоной оптимума и одной угнетения.

9. Популяция любого вида животного организма характеризуется:

а) численностью и плотностью;

б) возрастной и половой структурой;

в) работоспособностью;

г) рождаемостью и смертностью.

10. В биоценозах выделяют следующие трофические цепи:

а) детритная;

б) непрерывная;

в) пастбищная;

г) прерывистая.

11. В биоценозах число трофических цепей, как правило, не выше:

а) 10-12;

б) 2-3;

в) 17-20;

г) 5-6.

12. В Российской Федерации для выхлопных газов автомобилей нормируется содержание:

а) NH3;

б) СО2;

в) СО и СН, CH4;

г) H2S.

13. При нормировании атмосферных загрязнений в России используют следующие виды ПДК:

а) среднесуточные и максимально разовые;

б) среднегодовые и среднесезонные;

в) среднесуточные и среднесезонные;

г) воздуха рабочей зоны.

14. Мероприятия по экологизации автомобиля предусматривают:

а) отказ от использования тетраэтила свинца;

б) движение со скоростью не свыше 40 км;

в) использование альтернативных видов топлива (горючий газ, водород, спирт и пр.);

г) контроль токсичности выхлопных газов.

15. Наибольшей устойчивостью к атмосферным загрязнениям обладают следующие виды растений:

а) виноград и персик;

б) тополь и липа;

в) сосна и ель;

г) яблоня и черешня.

16. Ширина водоохранной зоны реки зависит от ее:

а) глубины:

б) ширины;

в) водности;

г) длины.

17. В прибрежной полосе реки разрешена следующая хозяйственная деятельность:

а) выпас скота;

б) распашка земли;

в) строительство промпредприятий;

г) полностью запрещена хозяйственная деятельность.

18. В России при организации природопользования учреждается плата за:

а) пользование природными ресурсами;

б) за выбросы, сбросы в природную среду;

в) размещение отходов;

г) природопользовательные платежи отсутствуют.

19. Пространственно ограниченный природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ, энергией, информацией – это:

а) биоценоз;

б) биотоп;

в) экосистема;

г) популяция.

20. Наиболее эффективным агротехническим приемом, предупреждающим ветровую эрозию, является:

а) глубокая вспашка;

б) щелевание;

в) кротование;

г) безотвальная обработка плоскорезами.

21. Редкие и исчезающие животные Красной Книги, обитающие в России:

а) сизая горлинка;

б) розовый пеликан;

в) волк;

г) шмель армянский.

22. Редкие и исчезающие растения Красной Книги, встречающиеся в России:

а) марь белая:

б) лютик едкий;

в) горицвет весенний;

г) пион тонколистый.

23. При эвтрофикации в водоеме возможно массовое развитие водорослей, делающих воду непригодной для питьевых и рыбохозяйственных целей. Это:

а) протококковые;

б) золотистые;

в) бурые;

г) сине-зеленыe.

24. К экологически приемлемым мерам защиты урожая от вредителей относят использование:

а) пиретроидов;

б) биометода;

в) хлорорганических пестицидов;

г) ртутьсодержащих пестицидов.

25. К биогенным элементам относятся:

а) углерод;

б) ртуть;

в) уран;

г) сера.

26. Совокупность растений, входящих в биоценоз:

а) зооценоз;

б) микробоценоз;

в) фитоценоз;

г) биогеоценоз.

27. Процесс естественного развития биоценоза, его последовательное изменение:

а) сукцессия;

б) трансгрессия;

в) инверсия.

28. Система наблюдений, контроля за состоянием природного ресурса (территории) с целью его рационального использования или охраны:

а) мелиорация;

б) мониторинг;

в) интродукция.

29. Целостная оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется совокупной деятельностью живых организмов и геокосмических факторов:

а) биоценоз;

б) экосистема;

в) биотон;

г) биосфера.

30. Раздел экологии, изучающий влияние экологических факторов на организм отдельной особи:

а) синэкология;

б) аутоэкология:

в) урбоэкология;

г) демэкология.

31. Биосферный цикл азота включает последовательность следующих этапов превращения:

а) …белок животных → нитраты → нитриты → мочевина → аммиак и соли аммония…;

б) …белок животных → нитраты → нитриты → аммиак и соли аммония → мочевина…;

в) …белок животных → мочевина → аммиак и соли аммония → нитриты → нитраты…

32. К ксенобиотикам 1 класса токсичности (чрезвычайно опасным) относят следующие тяжелые металлы:

а) Са, Li, К;

б) Pb, Hg, Cd;

в) Fe, Mg, Na.

33. Из ниже приведённых примеров первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

г) травянистые растения – мхи – лишайники.

34. Биологический метод очистки сточных вод позволяет снизить:

а) до 60% нерастворимых примесей;

б) до 90% органических веществ;

в) до 90% нерастворимых примесей.

35. Международные природоохранительные организации:

а) ЮНЕП;

б) МСОП;

в) ЮНЕСКО;

г) МВФ.

36. Международная конференция по окружающей среде, одним из основных итогов которой явилась «Стратегия устойчивого развития»:

а) Конференция ООН 1992 г., Рио-де-Жанейро;

б) Конференция ООН 1972 г., Стокгольм;

в) Конференция (совещание) 1975 г., Хельсинки.

37. Наивысший сток воды (более 5 л/с) наблюдается:

а) г. Ставрополь и его пригороды;

б) район Кавказских Минеральных Вод;

в) Северо-восточные районы Ставропольского края и прилегающие к ним территорий соседних административных субъектов;

38. Наиболее загрязнённые территории Ставропольского края промышленными отходами:

а) г. Ставрополь и его пригороды;

б) г. Изобильный и его пригороды;

в) г. Будённовск с прилегающими территориями;

г) г. Благодарный.

39. Территории Ставропольского края наиболее загрязнённые тяжёлыми металлами:

а) Кавказские Минеральные Воды;

б) Невинномысск с пригородами;

в) г. Ставрополь с пригородами;

г) г. Ипатово с пригородами.

40. Территория Ставропольского края отличающаяся высоким содержанием метана в приземлённом слое воздуха:

а) Изобильненский район;

б) Андроповский район;

в) Кавказские Минеральные Воды;

КОНКУРС «ЮНЫЙ ОВОЩЕВОД»
Конкурс должен способствовать формированию знаний по вопросам биологии и технологии возделывания овощных культур. Конкурс состоит из практической и теоретической частей. Задания теоретической части конкурса представлены тестами, для каждого из вопросов предлагаются ответы, один из которых неправильный. Ответы оцениваются в баллах. За каждый правильный ответ участник получает один балл. Максимальная сумма баллов теоретической и практической частей конкурса овощеводов – 55. Вопросы конкурса составлены в соответствии с программой.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Биологические особенности, ботанические свойства и технология возделывания белокочанной капусты, томатов, перца, баклажанов, моркови, огурца, столовой свеклы, арбузов, тыквы, зеленных культур, лука репчатого, картофеля, репы, брюквы, многолетних растений, ревеня, хрена, лука батуна, спаржи.

2. Основные болезни и вредители овощных культур. Меры борьбы с ними.

3. Районированные сорта овощных культур, возделываемые в вашем районе, крае.

4. Ветровая и водная эрозия почв, характер их проявления и меры борьбы с ними.

5. Сельскохозяйственные машины и орудия для основной и предпосевной подготовки почвы.

6. Сельскохозяйственные машины и орудия для посева и ухода за посевами овощных культур.

7. Посевные качества семян (энергия прорастания, лабораторная и посевная всхожесть, способы их определения).

8. Способы подготовки семян овощных культур к посеву.

9. Севообороты. Основные понятия, принципы составления, организация севооборотов во времени и пространстве. Значение севооборотов.

10. Органические и минеральные удобрения (простые, сложные и микроудобрения, их виды, содержание основных элементов питания).

11. Значение удобрений в сохранении и повышении плодородия почв, повышении урожайности и улучшении качества овощной продукции. Способы внесения удобрений под овощные культуры.

12. Экологические проблемы применения удобрений и химических средств защиты растений от вредителей и болезней в получении экологически чистой продукции и защиты окружающей среды.

13. Выращивание рассады овощных культур. Способы закалки прорастающих семян и рассады к неблагоприятным условиям.

14. Виды защищенного грунта в овощеводстве. Способы обогрева.

15. Особенности возделывания овощных культур для получения продовольственной продукции и выращивания рассады.

16. Возделывание овощных культур рассадным способом и посевом семян в грунт.

17. Методика постановки и проведения полевых опытов: выбор темы, разработка схемы опыта, основные элементы методики полевого опыта (вариант, площадь делянки, повторность и повторения, защитные полосы, методы размещения вариантов на делянках опыта), выбор участка для закладки опыта, учет урожая в опыте, документация и отчетность в опыте.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Назвать овощные культуры по всходам, семенам (в пробирках). Назвать их ботаническое семейство, хозяйственную группу и используемый продукт питания.

2. Определить по внешнему виду и с помощью изучаемых в школе простейших химических реакций минеральные удобрения.

3. Решить задачу по определению доз минеральных удобрений с учетом содержания в них действующих веществ.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурса «Юные цветоводы» I. Общие положения Городской конкурс «Юные...
Основной целью конкурса является популяризация знаний о биологических и экологических особенностях декоративных растений открытого...

Конкурсе «Юные цветоводы» I. Общие положения Городской конкурс «Юные...
Основной целью конкурса является популяризация знаний о биологических и экологических особенностях декоративных растений открытого...

Краткое содержание проекта с 2007 года в нашей школе существует Зимний...
С 2007 года в нашей школе существует Зимний сад уютный зелёный уголок в школьной рекреации, оснащённый декоративными клумбами. Он...

Итоги финала Всероссийского конкурса выставки «Юннат»
Всероссийский конкурс «Юннат» (далее – Конкурс) ежегодное итоговое мероприятие в сфере дополнительного образования детей по сельскохозяйственному...

Результаты финала Всероссийского конкурса «Юннат» (08 13 октября 2012 г.)
Республика Татарстан обучающаяся объединения «Юный эколог» мбу дод центра внешкольной работы Кукморского муниципального района

Теплица «Садовод» инструкция по сборке Общие указания
Настоящая инструкция распространяется на теплицу «Садовод», предназначенную для создания микроклимата, благоприятного для выращивания...

Цели и задачи гнхп развития сырьевой базы и переработки лекарственных...
«Цели и задачи гнхп развития сырьевой базы и переработки лекарственных и пряно-ароматических растений на 2005-2010 годы «Фитопрепараты»,...

Областной конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»
Во время летней трудовой практики мы ухаживаем за всеми этими культурами. Большие площади у нас заняты картофелем. Мы выращиваем...

Конкурс проектов и разработок школьников, учащихся и студентов «Собственное...
Конкурс проектов и разработок школьников, учащихся и студентов «Собственное дело» в рамках VIII республиканского конкурса “Слет школьных...

Положение о проведении областного конкурса «Юные цветоводы» в 2010 2011 учебном году
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения в 2010-2011 учебном году областного конкурса «Юные цветоводы» (далее...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru