vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Методические рекомендации в помощь ответственным за школьные питомники Грайворон


Скачать 209.24 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации в помощь ответственным за школьные питомники Грайворон
Дата02.04.2013
Размер209.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vcvetu.ru > Уход > Методические рекомендации
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Грайворонского района Белгородской области

Выращивание саженцев древесных культур.

Методические рекомендации

в помощь ответственным за школьные питомники


Грайворон

2010

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЫРАЩИВАНИЯ ДЕРЕВЬЕВ.


В природе каждое дерево в течение всей своей жизни растет на одном и том же месте – там, где упало и проросло семя. Далеко не всем семенам удается прорасти (многие из них случайно попадают на непригодные для прорастания субстраты – например, на камни, в воду и т. д.). Из проросших семян далеко не всем удается дожить до следующего года: многие проростки гибнут в результате конкуренции с травами, нехватки влаги и питательных веществ конкретно в месте прорастания (например, если прорастание произошло на поверхности толстого мохового покрова) или по другим причинам. Даже из выживших проростков значительная часть погибнет в течение нескольких последующих лет из-за неподходящих для роста условий, повреждения различными болезнями и т. д. В результате из многих тысяч, а иногда и миллионов упавших на землю семян вырастает лишь одно взрослое дерево.

Для того чтобы избежать всех этих напастей, при искусственном разведении леса используется более или менее крупный посадочный материал – саженцы или сеянцы, в течение нескольких лет выращивавшиеся в специальном питомнике, где гораздо легче обеспечить выживание и быстрый рост всходов, чем на всей площади, на которой предполагается посадить новый лес. Лишь в редких случаях используется непосредственный посев семян на постоянное место – в основном при выращивании деревьев с крупными семенами, которые за счет имеющихся в семени запасов питательных веществ уже в первый год жизни могут успешно конкурировать с травами. Например, для прямого посева на постоянное место могут использоваться желуди дуба, орехи, семена сибирского и корейского кедров – и то лишь в тех местах, где травяной покров невысок, а почвенные условия благоприятны для прорастания семян.







В питомнике посадочный материал деревьев может выращиваться на одном и том же месте без пересадки (в этом случае молодые деревья называются сеянцами) или с пересадкой в процессе выращивания (в этом случае они называются саженцами). Саженцы некоторых пород деревьев могут выращиваться также не из сеянцев, а из черенков или других частей взрослых растений.
Использование для посадки нового леса не семян, а сеянцев или саженцев позволяет прежде всего избежать гибели молодых деревьев в результате конкуренции с травами и кустарниками. Кроме того, это позволяет обеспечить более быстрое формирование нового леса после посадки. Что лучше использовать – саженцы или сеянцы, зависит от древесной породы и от того, где предполагается производить посадку леса. Если выращиваются быстрорастущие древесные породы, которые способны сразу после посадки дать мощный прирост (например, береза или вяз), как правило, нет необходимости в посадке особо крупных саженцев: деревья этих пород способны сами справиться с конкуренцией со стороны других растений. Нет смысла в посадке крупных саженцев и в том случае, если на месте предполагаемой посадки травяной покров развит слабо (например, на легких песчаных почвах или в некоторых случаях на свежих вырубках) или если почву удается должным образом подготовить – например, вспахать, чтобы избежать бурного развития трав в первые годы после посадки. Если же высаживаются относительно медленно растущие (хотя бы в раннем возрасте) деревья на участки, где предполагается мощное развитие конкурирующей растительности, то лучшие результаты достигаются при использовании довольно крупных саженцев.

Использование крупных саженцев предпочтительнее и в том случае, если существует опасность повреждения посадок скотом (вытаптывание, обкусывание): они быстрее достигнут той высоты, при которой скот им уже не страшен. При озеленении городов и поселков также чаще всего используются саженцы – в основном для того, чтобы как можно быстрее получить результат.

При смешанных посадках (посадка в пределах одного участка двух или более разных древесных пород) могут использоваться одновременно саженцы одной древесной породы, и сеянцы или даже семена другой. Например, при смешанной посадке сосны и дуба целесообразно использовать трехлетние или четырехлетние саженцы сосны и однолетние или двухлетние сеянцы или желуди дуба.
Как правило, лесной питомник (выращивающий посадочный материал для озеленения) состоит из двух отделений:

посевного, в котором выращиваются сеянцы,

- школьного, или «школки», в котором выращиваются саженцы.






Обычно выращивание сеянцев представляет собой наиболее сложную часть выращивания посадочного материала. Выращивание сеянцев включает в себя подготовку семян к посеву (семена некоторых пород деревьев без специальной подготовки не всходят вовсе или всходят очень плохо), подготовку почвы, собственно посев семян, прополки, подкормки, при необходимости – полив и, наконец, правильную и своевременную выкопку перед пересадкой. Ошибки на каждом из этих этапов могут привести к плачевному результату даже в том случае, если все остальные этапы работы выполнены безупречно. Невозможно сказать, какой из этих этапов является самым важным, все они одинаково важны, и успех зависит от каждого. Если использовать не подготовленные должным образом семена некоторых древесных пород, то они просто не взойдут (например, семена липы, собранные осенью, хранившиеся при комнатной температуре и посеянные весной, в первый год не дадут всходов). Если почва не будет в должной степени очищена от корневищ сорных трав, практически невозможно будет обеспечить качественную прополку, и всходы, особенно светолюбивых деревьев, с большой вероятностью погибнут. То же самое произойдет, если прополки будут производиться несвоевременно. Если посев будет произведен на слишком большую глубину или слишком густо, всходы могут получиться слишком редкими или слишком слабыми.

Нехватка минерального питания, особенно на бедных (например, песчаных) почвах, способна привести к тому, что сеянцы получатся слишком мелкими, а в некоторых случаях не смогут пережить первую же зиму; чтобы этого избежать, на бедных почвах требуется правильное внесение удобрений. Сеянцы значительно более чувствительны к засухам, чем взрослые растения: их небольшие корни не позволяют получать воду из глубоких и обычно более влажных горизонтов почвы. Следует также отметить, что сеянцы многих древесных пород особенно уязвимы для различных болезней и вредителей, чаще всего в первые недели и месяцы жизни. Выращивание сеянцев обычно занимает один, два, реже три года, в зависимости от условий и древесной породы. Как правило, в течение двух лет на одном месте выращиваются сеянцы хвойных древесных пород. Сеянцы лиственных пород чаще всего выращиваются за один год.

Продолжительность выращивания сеянцев перед пересадкой в школьное отделение зависит от конкретных условий того или иного питомника, применяемого ухода и опыта тех, кто занимается их выращиванием. При интенсивном уходе сеянцы сосны и лиственницы, пригодные для пересадки в «школку», легко вырастают за один год.

Выращивание саженцев в школьном отделении питомника, как правило, связано с меньшими сложностями, чем выращивание сеянцев. Саженцам в меньшей степени, чем сеянцам, грозит конкуренция со стороны травянистых растений. Более крупные корни саженцев позволяют им получать воду и питательные вещества из более глубоких почвенных горизонтов, и потому они менее подвержены влиянию засух. Как правило, саженцы в значительно меньшей степени страдают от болезней и вредителей, чем сеянцы первого года жизни. Тем не менее и в выращивании саженцев есть свои сложности.

Главное условие успеха – своевременная и грамотная посадка сеянцев в школьное отделение питомника. Как правило, пересадка производится весной до распускания почек и начала роста побегов; реже осенью, после того, как рост надземной части сеянцев прекращается. Пересадка сеянцев в период активного роста надземной части обычно приводит к крайне неблагоприятным результатам: если сеянцы и не гибнут, то прирост их в первый год после пересадки оказывается небольшим. В целом уход за молодыми деревьями в школьном отделении похож на уход за сеянцами первых лет жизни – так же нужны прополки, полив при засушливой погоде, подкормка удобрениями на бедных почвах. Выращивание крупных саженцев, пригодных для посадки на постоянное место практически в любых условиях, занимает в школьном отделении еще один-два года.

Выращивание саженцев в питомнике с дополнительной пересадкой (из посевного отделения в школьное) связано с тем, что деревья третьего-четвертого года жизни требуют для своего развития значительно большей площади, чем деревья первого или второго года. Если бы посев семян производился сразу с густотой, соответствующей плотности посадки сеянцев в «школку», то под питомник требовалась бы значительно большая площадь (если в посевном отделении выращивается столько саженцев, сколько нужно для посадки в школьное отделение, то площадь посевного отделения может быть в десятки раз меньше, чем площадь школьного). Поскольку посевное отделение питомника требует значительно более интенсивного ухода, чем школьное, увеличение его площади при более редком посеве означает существенное увеличение трудоемкости выращивания сеянцев. Кроме того, пересадка в «школку» позволяет сформировать более компактную корневую систему, которая потом, при пересадке на постоянное место, повреждается в меньшей степени (соответственно и пересадка переносится менее болезненно).

Существуют различные схемы выращивания посадочного материала в лесных питомниках, отличающиеся количеством лет, которые молодые деревья проводят в посевном и школьном отделениях питомников. Обычно в лесных питомниках крупномерные саженцы хвойных пород чаще всего выращивают по схеме 2+2 (т. е. 2 года в посевном отделении, 2 – в школьном), лиственные – по схеме 1+1 или 1+2, в зависимости от породы и ситуации. Но еще чаще при лесовосстановлении применяются двухлетние или даже однолетние сеянцы.




Это позволяет обеспечить более тщательный уход за сеянцами и более аккуратную пересадку их в школьное отделение, выращивание саженцев может занять меньшее время (при хорошем уходе и благоприятных погодных условиях практически все древесные породы уже на следующую после посева весну можно пересаживать в школьное отделение питомника). Саженцы и сеянцы, выращиваемые в традиционных лесных питомниках, называются посадочным материалом с открытой корневой системой, поскольку при выкопке и пересадке на постоянное место корни освобождаются от земли.

В последние десятилетия все большее распространение получает выращивание так называемого посадочного материала с закрытой корневой системой, т. е. саженцев или сеянцев, растущих в специальных горшках-контейнерах. При пересадке на постоянное место такие саженцы вынимаются из контейнеров и высаживаются с комом земли, благодаря чему их корневая система совершенно не повреждается и саженцы значительно легче переносят пересадку. Существует несколько различных технологий выращивания саженцев или сеянцев с закрытой корневой системой. В мире наиболее распространена технология выращивания однолетних сеянцев, преимущественно хвойных пород (сосны, ели), в небольших контейнерах в специальных теплицах, где обеспечиваются необходимый микроклимат, своевременные поливы и подкормки (несмотря на маленький объем каждого контейнера, земля в нем не пересыхает и запас необходимых питательных веществ не истощается). Как правило, контейнеры для такого выращивания представляют собой некоторое подобие сот – множество пластиковых ячеек, напоминающих стаканчики для йогурта, заполненных земляной смесью. В каждой из таких ячеек выращивается по одному сеянцу (обычно изначально высевается по два-три семени и после их прорастания всходы вручную прореживаются, а в пустые ячейки или семена высеваются заново, или пересаживаются лишние всходы из соседних ячеек). Сеянцы, выращиваемые по такой технологии, обычно довольно малы (например, стандартный сеянец сосны обыкновенной имеет высоту около 12–15 см). Поэтому хорошие результаты при посадке таких сеянцев достигаются только в том случае, если почва была специально подготовлена. Необходимо отметить, что все наши деревья в природе имеют длительный период зимнего покоя, к которому в естественных условиях они готовятся постепенно. Поэтому саженцы, выращенные в тепличных условиях, должны пройти перед зимовкой определенную закалку. Для этого их обычно или высаживают на постоянное место достаточно рано, за несколько недель до ожидаемого наступления устойчиво холодной погоды, или столь же заблаговременно выставляют на открытые площадки для зимовки.
ПОДГОТОВКА СЕМЯН К ПОСЕВУ
Свежесобранные семена в условия благоприятной температуры и влажности обладают неодинаковой способностью к прорастанию. У одних пород проростки появляются через несколько дней, у других – через несколько недель и даже месяцев. Период от созревания до прорастания семян называют периодом покоя семян. У каждой породы покой семян вызван определенными причинами. Длительное состояние покоя семян может быть обусловлено плохой водопроницаемостью их внешнего покрова, недоразвитостью зародыша, недостатком веществ, необходимых для прорастания и пр.

Предпосевной обработкой семян и созданием специальных условий можно сократить сроки подготовки семян к прорастанию, улучшить их посевные качества и повысить устойчивость самих семян и всходов к неблагоприятным факторам. Способы предпосевной подготовки определяются причинами, препятствующими прорастанию семян, что связано с биологическими особенностями пород, временем посева и той целью, которая ставится перед обработкой.
Замачивание семян в воде.

Семена насыпают в мешки из редкой ткани, заполняя последние, например, на 2/3 объема, и погружают в воду комнатной температуры (не ниже 18-20 0С) до набухания. Время набухания в зависимости от породы составляет от нескольких часов до нескольких суток. У набухших семян зародыш упругий и твердый, у сухих легко крошится при сгибании. Для намачивания используют пресную чистую воду (снеговую, дождевую, колодезную), не содержащую примесей. На 1 часть семян (по объему) берут 3-4 части воды. Если намачивание продолжается в течении нескольких суток, то воду ежедневно меняют. Обработку крупных партий семян проводят россыпью слоем 18-20 см на полу или листах фанеры. Семена увлажняют водой из лейки до полного насыщения, покрывают мешковиной или рогожей. Через каждые 10-12 ч их перемешивают и по мере необходимости увлажняют. Намочив, семена рассыпают тонким слоем (2-3 см) под навесом или в хорошо проветриваемом помещении и подсушивают до состояния сыпучести.

Намачивание семян в растворе микроэлементов.

Вызывает глубокие изменения в плазме клеток зародыша, благодаря которым повышается энергия прорастания и всхожесть семян, усиливается рост и развитие сеянцев, повышается их устойчивость против неблагоприятных условий внешней среды.

Для обработки семян чаще всего используют сернокислые соли марганца, меди, цинка, кобальта, борную кислоту, молибденовокислый аммоний в виде водных растворов с концентрацией 0,01-0,03%. Раствор готовят в чистых стеклянных бутылях, эмалированных ведрах или деревянных бочках. объем раствора в 3-4 раза превышает объем семян. Необходимую долю микроэлемента сначала растворяют в небольшом количестве теплой воды, а затем добавляют холодную воду до нужного объема. Температура раствора 5-18 0С. Намачивание происходит перед посевом. Продолжительность обработки составляет 12-18 ч. Набухшие семена опускаются на дно, а не потонувшие за это время семена дополнительно выдерживают в этом растворе до погружения. Пустые и неполнозернистые семена отбрасывают. Обработанные семена рассыпают на фанеру или мешковину и подсушивают в тени до состояния сыпучести.

Большей отзывчивостью к стимуляторам роста характеризуются лиственные породы, меньше – хвойные. Для обработки семян применяют гиббереллин А3, янтарную и аспарагиновую кислоты, гетероауксин и др. используют водные растворы этих веществ в концентрации 0,01-0,005%.

Для приготовления водного раствора (гиббереллин) предварительно растворяют в небольшом количестве этилового спирта (10-20 мл спирта на 1 г), а затем добавляют воду до нужной концентрации (0,01-0,005%). Стратифицированные семена намачивают в этом растворе в течении 1-2 суток, сухие – 3-4 суток.

Янтарная и аспарагиновая кислоты – вещества, плохо растворимые в воде, но хорошо растворимые в спирте. Водные растворы их готовят также, как раствор гиббереллина. Концентрация этих растворов 0,008-0,0008%. Продолжительность намачивания семян от 1-2 ч (сосна) до 3-4 суток (кедр корейский, бархат амурский), в зависимости от биологической особенностей породи состояния семян. После обработки семена обмываются водой.

Намачивание в горячей воде.

Применяют для подготовки семян с плотной трудно проницаемой для воды и воздуха наружной оболочкой за день до посева для намачивания семена помещают в бочки или другие емкости, заливают горячей водой (70-90 0С) так, чтобы вода полностью покрывала семена, и часто перемешивают. Через 8-24 ч набухшие семена отделяют от не набухших, просеивая через сито (решето). Не набухшие семена снова заливают горячей водой. Иногда такую обработку повторяют 3-4 раза. Перед высевом семена слегка подсушивают.

Стратификация семян.

Стратификация, т.е. выдерживание семян при низкой положительной температуре в условиях достаточной влажности и хорошей аэрации, применяется для семян с длительным периодом покоя, связанным с их физиологическими особенностями – недоразвитостью зародыша, недостатком веществ, необходимых для прорастания, наличием ингибиторов – веществ, тормозящих прорастание. Стратификацию семян проводят в субстрате. Для того используют торфяную крошку, речной или материковый промытый песок, свежие опилки. Для стратификации семена смешивают с субстратом в отношении по объему 1:2 или 1:3.

Семена насыпают ровным слоем на слой субстрата, тщательно смешивают и увлажняют. Перемешивание и увлажнение повторяют, доводя влажность до 50-60% полной влагоемкости, что определяется сжатием его в руке: из торфяной крошки вода выступает редкими, медленно стекающими каплями, а песок и опилки воду не выделяют, но сохраняют свою форму, не рассыпаются.

Для стратификации семян большинства пород в помещении поддерживают устойчивую, низкую положительную температуру (до 5 0С). Семена некоторых пород (кизильника, липы и др.) стратифицируют при переменном температурном режиме, колеблющимся от 15-25 0С в начальном периоде до 0 0С в конце сроки и наоборот. Семена, заложенные на стратификацию, осматривают 1 раз в декаду, смесь перемешивают и увлажняют до первоначальной влажности.

При появлении ростков раньше срока высева для задержания дальнейшего прорастания семян ящики со смесью помещают в снег или ледник.

Снегование семян, т.е. выдерживание в снегу, где сохраняется устойчивая отрицательная температура (около 0 0С), применяют для подготовки семян с непродолжительным (до 4 мес.) периодом покоя. Обработка семян холодом не только повышает их посевные качества, но и повышает жизнеспособность молодых растений, их морозо– и засухоустойчивость.

В районах с устойчивым снежным покровом снегование небольших партий семян проводят в мешочках из редкой ткани. Мешочки заполняют семенами на 1/3 – ¼ объема и раскладывают на ровной, очищенной от снега площадке, подобранной на возвышенном месте. Мешочки раскладывают так, чтобы слой семян не превышал 3 см. На мешочки набрасывают снег слоем 0,7-1 м и уплотняют. Для предохранения от раннего таяния снег сверху покрывают опилками, соломой или лапником. В районах с неустойчивым снеговым покровом снегование семян производят в ящиках, в которых 2-5 см слои семян чередуют с 5-10 см слоями снега. Ящики помещают в погреба, предварительно набитые снегом или льдом.

Протравливание семенного материала пестицидами производят для уничтожения возбудителей грибных заболеваний и насекомых. Сухое протравливание – это обработка семян порошковидными фунгицидами без добавления воды. Расход фунгицидов 4-6 г на 1 кг семян.

Мокрое протравливание – это погружение семян в раствор, суспензию или эмульсию фунгицида с последующим томлением или сушкой. Чаще всего используют раствор марганцовокислого калия. Сухие семена погружают в 0,5% раствор на 2 ч., стратифицированные – в 0,2% раствор на 10-20 мин. Мокрое протравливание применяют перед закладкой семян на стратификацию, перед снегованием или посевом, если почва не содержит инфекции, вызывающей полегание. В противном случае проводят сухое протравливание. Для некоторых пород (сосны, ели и др.) наиболее эффективна комплексная предпосевная подготовка семян, включающая стратификацию или снегование, обработку микроэлементами и протравливание.


ПОСЕВ СЕМЯН

Семена акации белой, аронии черноплодной, бука, гледичии, дуба, клена, липы, сосны, кедра сибирского и корейского высевают ранней весной. Посев этих пород начинают как только «поспеют» почва и проводят его самые сжатые сроки -3-5 дней.

Ель, лиственницу, ольху черную сеют поздней весной с таким расчетом, чтобы появившиеся всходы не попали под заморозки. Сроки летнего посева свежесобранными семенами вяза, березы, тополя определяются сроками созревания семян. Посев производят сразу после сбора, так как потеря семенами естественной влажности значительно снижает грунтовую всхожесть. Кроме того, сроки летнего посева, как свежесобранными семенами, так и семенами сбора прошлых лет устанавливают с таким расчетом, чтобы сеянцы успели одревеснеть. Осенний посев боярышника, кизильника, лещины, ясеня, бархата амурского, каштана, лоха и др. пород, семена которых имеют длительный период покоя, производят, как правило, без подготовки в такие сроки, что бы к весне следующего года семена были готовы к прорастанию. Посев березы и др. пород с коротким периодом покоя семян производят поздней осенью, когда нет условий для прорастания семян.

Сроки зимнего посева березы и др. пород определяются толщиной снежного покрова, который не должен превышать 5-10 см. Бук высевают в период оттепелей.

Посев производят на грядах или без гряд. Грядковый посев применяют на тяжелых почвах в лесной зоне. Гряды высотой 10-15 см, шириной поверху 1 м обеспечивают быстрое прогревание, дренаж и аэрацию почвы. Безгрядковый посев применяют в степной и лесостепной зонах на всех почвах, а в лесной только на легких хорошо дренированных.

Семена высевают строчками, образующими ленты, которые чередуются с более широкими междурядьями (ленточный посев). Схема посева, т.е. порядок размещения посевных строчек в ленте, определяется биологическими особенностями пород с учетом возможности механизированного ухода за посевами.

Хвойные (ель, сосна, лиственница) и некоторые лиственные породы с мелкими семенами (спирея, жимолость, смородина золотистая) высевают по пятистрочной схеме с шириной посевных строк 2-5 см и расстоянием между ними 20-25 см. По этой схеме на 1 га приходится 33,3 тыс посевных строк. Посев выполняет сеялка.

Сроки заготовки и способы подготовки семян

древесных растений к посеву.


Порода

Заготовка семян

Посев

Подготовка семян к посеву

Бархат амурский

Сентябрь

Весна

Намачивание в воде 2-3 дня, стратификация 60-70 дней, намачивание в растворе гиббереллина (0,004% 1-2 дня)

Береза пониклая

Июль - август

Поздняя осень

Зима

Протравливание в 0,5% растворе марганцовокислого калия в течение 2 часов, снеговании е за 30 – 45 дней .

Без подготовки семенами сбора текущего года.

Бирючина обыкновенная

Сентябрь

Весна Осень

Стратификация 80-90 дней.

Без подготовки, семенами сбора текущего года.

Боярышник колючий, или обыкновенный

Сентябрь-октябрь

То же

Семенами сбора прошлого года: намачивание в воде 3-4 дня и стратификация 300-360 дней.

Недозрелыми семенами сбора текущего года без подготовки.

Дуб

Сентябрь - октябрь

Осень

Без подготовки семенами сбора текущего года.

Клен остролистный, или платановидный

То же

Весна

Намачивание в воде 1 день, снегование или стратификация 45-60 дней

Клен татарский

Август - сентябрь

Весна
Осень

Намачивание 7-10 дней и стратификация 120 – 150 дней

Без подготовки, сразу после сбора.

Конский каштан обыкновенный

Сентябрь- октябрь

Весна
Осень

Без подготовки, семенами сбора текущего года.

Лещина обыкновенная

Август - сентябрь

Весна
Поздняя осень

Намачивание в воде 4-5 ч и стратификация 120-150 дней

Стратификация сразу после сбора до посева или в течении 90 дней семян сбора прошлого года.

Липа амурская

Сентябрь - октябрь

Ранняя весна

Намачивание в воде 1 день, стратификация 30-40 дней при 5-10 0С и 30-40 дней под снегом или в леднике.

Липа мелколистая, или сердцевидная

Сентябрь - октябрь

Весна

Намачивание в воде 8-10 дней и стратификация 30 дней при 15-25 0С и 60-90 дней под снегом,

Лох узколистный

Сентябрь - октябрь

Ранняя весна

Намачивание в воде 4 дня и стратификация 90-120 дней,

Пузыреплодник калинолистый

Сентябрь - октябрь

Весна

Осень

Стратификация 30 дней.

Без подготовки, семенами сбора текущего года.

Сосна обыкновенная

Ноябрь - март

Весна

Намачивание в снеговой воде 1-2 дня, снегование 30-60 дней, обработка растворами микроэлементов: сернокислого цинка (0,02%), сернокислого кобальта (0,05%), сернокислой меди (0,03%), марганцовокислого калия (0,002%) или смесью из марганцовокислого калия, борной кислоты, сернокислых меди, цинка и кобальта (по 0,02% каждого) в течении 12-18 ч,

Ясень обыкновенный или высокий

Октябрь - декабрь

Весна

Намачивание в воде 3-4 дня, стратификация 60-90 дней при 18-20 0С и 140-170 дней при 1-5 0С,



Норма высева и глубина заделки семян древесных растений


Порода

Средняя масса 1000 шт. семян, г

Нормы высева семян 1 класса качества на 1 га, кг, для зон

Глубина заделки семян, см, для зон

лесной

лесостепной и степной

лесной и лесостепной

степной

Бархат амурский

12,5

60

80

1-2

2-3




0,17

100

140

Слегка присыпать землей или опилками

Бирючина обыкновенная

22

120

160

1-2

2-3

Боярышник колючий или обыкновенный

50

480

600

1,5-2

2,5-3,5

Дуб

3000

5000

6000

5-7

7-10

Клен остролистный, или платановидный

126

400

480

3-4

4-5

Клен татарский

40

200

200

3-4

4-5

Конский каштан обыкновенный

10000

10000

12000

6-8

8-10

Лещина обыкновенная

960

1600

1800

4-5

5-6

Липа амурская

100

320

400

2-3

3-4

Липа мелколистая, или сердцевидная

31

240

280

1,5-2

2-3

Лох узколистный

87

-

480

3-4

4-5

Пузыреплодник калинолистый

0,9

12

16

0,5-1,5

1-2

Сосна обыкновенная
















Ясень обыкновенный или высокий

72

320

320

3-4

4-5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моудод «Станция юных натуралистов»Грайворонского района Озеленение...
Методические рекомендации в помощь ответственным за благоустройство, заведующим учебно-опытными участками

Составила: директор станции юных натуралистов Кушнарева Любовь
Методические рекомендации в помощь ответственным за благоустройство, заведующим учебно-опытными участками

Составила: директор станции юных натуралистов Кушнарева Любовь
Методические рекомендации в помощь ответственным за благоустройство, заведующим учебно-опытными участками

Методические рекомендации по заполнению паспорта пожарной безопасности...
Методические рекомендации разработаны в целях самостоятельной оценки достаточности принятых органами местного самоуправления мер...

Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим...

Методические рекомендации выгоночных
Сборник включает методические рекомендации из опыта работы педагогов Вейделевского района по выгонке цветочно-декоративных растений...

Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Пчеловодство. Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы. Хф фгоу впо красгау, -абакан, 2007...

Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Лесные культуры»
Курсовой проект является самостоятельной работой студентов по разделам программы: «Лесное семеноводство», «Лесные питомники» и «Лесные...

Методические указания по проверке и оценке задач биологической олимпиады
Методические рекомендации к олимпиадным заданиям по биологии 2011-2012 учебного года

Методические рекомендации по применению кремнийорганических добавок...
П44 Подобед Л. И., Мальцев А. Б., Полубояров Д. В. Методические рекомендации по применению кремнийорганических препаратов (хелатов...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru