vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Солдатская средняя общеобразовательная школа» с. Солдатское Ракитянский район Белгородская область Конкурс «Юннат»


Скачать 191.42 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Солдатская средняя общеобразовательная школа» с. Солдатское Ракитянский район Белгородская область Конкурс «Юннат»
Дата04.03.2013
Размер191.42 Kb.
ТипКонкурс
vcvetu.ru > Уход > Конкурс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Солдатская средняя общеобразовательная школа» с. Солдатское Ракитянский район Белгородская область
Конкурс «Юннат»

Номинация «Овощеводство»
Тема учебно-опытнической работы

«Влияние площади питания

на урожай лука»
Работу выполнил: Степин Денис Александрович 8 класс Руководитель: Павлова Людмила Васильевна учитель биологии МОУ «Солдатская СОШ»

2011 г


Оглавление: стр.

  1. Введение 3

  2. Методика и условия проведения опыта 4

  3. Выполнение работы 5

  4. Результаты опыта 6

  5. Выводы по опыту 7

  6. Заключение 8

  7. Литература 9

  8. Приложение 10 1.Биологические особенности подопытной культуры 11

Расположение делянок

2. Календарный план работы 12

3. Технологическая карта 13

4. Из истории лука 14

5. Лекарственное значение лука 16

6. Фоторепортаж 17

7. Лук репчатый – важная овощная культура 18

8. Подготовка делянок 19

Посадка лук а

9. Лук на контрольной грядке 20

Массовые всходы

10. Появление сорняков 21

Прополка лука

11.Начало полегания пера 22

12. Уборка урожая 23

13. Вот такой лук мы вырастили

14 Лук с контрольной делянки. 24

Лук с опытной делянки.

1. Введение.
Лук репчатый – важная овощная культура (приложение № 7). Невозможно представить наш стол без лука. Его зелень и луковицы не только богаты витаминами, но и благодаря высокому содержанию фитонцидов, эфирных масел, других веществ защищают нас от многих недугов. Используется как прекрасная вкусовая приправа и как лекарственное растение. На садово-огородных участках лук выращивают из семян и из севка. Мы на участке лук выращиваем из севка (мелких луковиц, полученных в первый год выращивания лука из семян), хотя получать урожай лука-репки из севка сложнее, так как при этом способе нужны дополнительные затраты на выращивание и хранение севка. Но высаживая севок, мы получаем устойчивый урожай хорошо вызревших луковиц в любой год, даже не поливая участок. Лук выращивать не сложно и интересно. С 2009 года учащиеся школы проводили опыты, в ходе которых выяснили, что величина луковиц влияет на урожай. Высокий урожай можно получить при посадке севка диаметром от 1 до 2 см.

Я решил продолжить опытническую работу с луком и предложил провести на учебно-опытном участке школы опыт, позволяющий выяснить влияние площади питания на урожай лука-репки.
Актуальность опыта.
Знакомясь со специальной литературой и материалами из Интернета я увидел, что многих овощеводов интересует агротехника выращивания лука с целью получения наибольшего урожая. Хороший урожай товарного лука можно получить при наличии качественного посадочного материала (лука-севка), правильной своевременной посадке и хорошем уходе за растениями. Важное условие, определяющее полноту использования природных ресурсов, способствующее выращиванию высокого урожая растений – это оптимальная площадь питания растений. То есть надо знать на какое расстояние в рядках и между рядками необходимо сажать лук.
Цель: выяснить влияние площади питания на урожай лука-репки.
Задачи:

- изучить биологические особенности подопытной культуры;

- выявить влияние способа посадки лука – севка на размер лука - репки и урожай;

- познакомиться с историей лука и его лекарственным значением.
Практическая значимость:
Правильно выбранная площадь питания создает лучшие условия для реализации продуктивности растений, а значит и получения хорошего урожая.
Место проведения: учебно-опытный участок школы.
Сроки проведения работы: март 2011 – август 2011 год.
Обзор литературы:


  1. Брызгалов В.А. Справочник по овощеводству. Ленинград, Колос, 1983 г.;

В справочнике дается ботаническая характеристика и агробиологические особенности лука, описывается технология выращивания овощных культур.

  1. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях. Москва, высшая школа, 1992 г.;

Материалы о лекарственном значении лука.

  1. Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению. Сельскохозяйственные работы.

Москва, Просвещение, 1994 г.;

Даны важные советы по выращиванию овощных культур, в том числе и лука.

  1. Стрижев А., Ваш урожайный участок, Москва, Знание, 1990 г.;

Рассказывается о способах получения высокого урожая овощных культур, о предпосевной подготовке семян и посадочного материала, уходом за овощными растениями и их хранением.

  1. Трайтак Д.И., Пичугина Г.В., Сельскохозяйственный труд, Москва, Просвещение, 1994 г.

Дано описание практических работ по выращиванию и уборке лука.


  1. Методика и условия проведения опыта.


Для реализации задач учебно-опытнической работы использовал методику школьного экологического мониторинга, который предполагает:

- использование визуальных методов;

- количественный учет собранного урожая;

- простота проводимой опытнической работы, сбора информации;

- использование имеющихся данных по изучаемому вопросу;

- базирование на краеведческом принципе.

Данная методика способствует более глубокому пониманию взаимосвязей в природе и формированию экологического мышления и сознания, является стимулом к активной опытнической деятельности.
Схема опыта.
Опыт проводился в 4-х повторностях (приложение № 1).

1 вариант (контроль) - посадка луковиц на расстоянии в рядках 10 см., между рядками 20 см.

2 вариант (опыт) – посадка луковиц на расстоянии в рядках 5 см., между рядками 10 см.

Площадь под опытом 100 кв.метров. Площадь каждой делянки 12,5 метра.

Норма расхода посадочного материала и удобрений.
Посадочного материала: лука – севка необходимо 10 кг.

(Исходя из норм посадки - 100 г. или 30 – 50 шт. на 1 кв.метр)

Удобрений:

Органических - 40 кг. ( из расчета 4 кг. на 1кв.метр..).

Минеральных - 3 кг.( из расчета 30 г. на 1 кв.м.)

Описание участка.
Участок имеет ровную поверхность, хорошо освещается солнцем (приложение № 10). Почва черноземная, имеет большой запас гумуса. Структура почвы комковато-зернистая, водопроницаемость хорошая. Осенью участок вспахали. Весной произвели подготовку делянок, взрыхляя несколько сантиметров почвы и выравнивая ее граблями (приложение № 8)

Предшественником лука были огурцы, вносились органические удобрения. Засоренность участка небольшая. Произрастают сорняки: вьюнок полевой, щирица, пырей ползучий.


  1. Выполнение работы.


Работу проводил согласно календарного плана (приложение № 2) и технологической карты (приложение № 3)

Вел дневник выполненных работ.


Дата

Описание видов работы

17.04.-18.04.

Подготовка делянок.

20.03.-18.04.

Подготовка посадочного материала.

19.04.

Посадка лука

30.04.

Прополка

10.05.

Подкормка первая.

4.06.

Удаление сорняков.

5.06.

Подкормка вторая.

28.07.

Уборка и учет урожая


Наблюдения за растениями.

Проводил наблюдения за развитием и ростом растений (приложения № 9, 10, 11)

В дневнике отмечал даты наступления фаз: появление первых всходов,

появление массовых всходов (перо зеленое, сочное), формирование луковиц, полегание пера, зрелость.



Дата

Наблюдения на опытной делянке

Наблюдения на контрольной делянке

Дата

28.04.

Появление первых всходов

Появление первых всходов

28.04.

8.05.

Появление массовых всходов

Появление массовых всходов

8.05.

26.05

Формирование луковиц

Формирование луковиц

26.05

15.07.

Полегание пера

Полегание пера

15.07.

26.07.

Зрелость

Зрелость

26.07.




  1. Результаты опыта.


Уборка и учет урожая.
Дата уборки 28 июля 2011 года (приложение № 12). Так как погода летом была очень жаркая, то лук убрали раньше и урожай получили ниже, чем планировали. Планировали вырастить лука 220 кг, а собрали урожай 157 кг. На контрольных делянках 85 кг , на опытных 72 кг. (приложение № 14).


Вариант опыта

Повторность

Урожай с делянки, кг.

Урожай с делянки в пересчете на га

Опыт 1

Контроль 1

1 повторность

17

20

136 ц/га

160

Опыт 2

Контроль 2

2 повторность

18

21

144

168

Опыт 3

Контроль3

3 повторность

19

22

152

176

Опыт 4

Контроль 4

4 повторность

18

22

144

176

Всего на опыте




72

144

Всего на контроле




85

170


Статистическая обработка данных.
Определив количество урожая на опытных и контрольных делянках, составили таблицу:


повторность

Опытные делянки

кг

Опытные делянки

ц/га

Контрольные делянки

кг

Контрольные делянки

ц/га

1

17

136

20

160

2

18

144

21

168

3

19

152

22

176

4

18

144

22

176

всего

72

144

85

170

Из таблицы видно, что общий урожай, составил 157 кг (157 ц/га/). На опытных делянках меньше на 13 кг. И соответственно урожайность ниже. На опытных делянках - 144 ц/га, а на контрольных – 170 ц/га.



  1. Выводы по опыту:


В результате опыта выяснили, что на опытных делянках при посадке лука получили на 13 кг. меньше, чем на контрольных делянках. Величина луковиц тоже меньше. Соответственно, урожайность составила с опытных делянок 144 ц/га, а с контрольных делянок – 170 ц/га. Таким образом, при густой посадке площадь питания растений уменьшается, и условия выращивания лука ухудшаются. Отсюда следует, что способ посадки лука оказывает влияние на площадь питания растений и в конечном итоге на урожай. Поэтому лук следует сажать по обычной схеме и тогда урожай будет больше.



  1. Заключение.


Проводимая работа позволила мне хорошо изучить биологические особенности лука репчатого ( приложение № 1), познакомиться с историей возделывания лука ( приложение № 4) и его лекарственным значением (приложение №5), узнать как влияет способ посадки лука на размер лука-репки и урожай. Я узнал, что площадь питания действительно является важным фактором при выращивании лука. И еще теперь могу сказать, что для получения товарного лука из лука-репки необходимо:

- использовать качественный посадочный материал;

- высаживать рано, как только созреет почва;

- применять такую схему посадки: расстоянии в рядках 10 см., между рядками 20 см.

Во время проведения работы изготовлен наглядный материал:

- фоторепортаж по теме «Опытническая работа с луком»;

- слайдовая презентация «Влияние площади питания на урожай лука»;

В летний период я занимался и общественно – полезной работой:

ухаживал за растениями в отделе овощных культур, выращивал с ребятами рассаду цветов, занимался благоустройством школьной территории. Наш класс закреплен за этнографическим уголком. Мы его обновили и высадили туда цветы, которые раньше у бабушек росли в полисадниках: мальву, рудбекию, вьюнок.

А еще сделали серию фотографий для создания видеоальбома «Многообразие цветочных культур».

Помогали мне выполнять работу учитель биологии Павлова Л.В. и мои одноклассники.

Работа мне очень понравилась и на следующий год я планирую усложнить опыт с луком и провести работу по теме «Возможность выращивания лука- репки из семян в нашей зоне».



  1. Литература:




  1. Брызгалов В.А. Справочник по овощеводству.

Ленинград., Колос, 1983 г.;

  1. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях.,

Москва, Москва, высшая школа, 1992 г.;

  1. Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению. Сельскохозяйственные работы.

Москва, Просвещение, 1994 г.;

  1. Стрижев А. Ваш урожайный участок.,

Москва, Знание, 1990 г.;

  1. Трайтак Д.И., Пичугина Г.В. Сельскохозяйственный труд,

Москва, Просвещение, 1994 г.

Приложение


Приложение № 1
Биологические особенности подопытной культуры.

Лук репчатый – двулетняя культура. Луковица состоит из донца, от нижней части которого отрастают корни, а от верхней части мясистые чешуи, в пазухах которых закладываются почки. Листья лука удлиненные, трубчатые, их называют перо. Листья имеют специфический запах и острый жгучий вкус. Цветочная стрелка появляется на второй год, одиночная, тоже полая, заканчивается соцветием зонтик. Цветки мелкие, белые. Цветет в июне – августе, плоды созревают в августе - сентябре. Культивируется повсеместно. Лук требователен к плодородию почвы, а вначале роста еще и к влаге. Химический состав луковиц очень богат. Он содержит комплекс сахаров, эфирное масло, ферменты, гликозиды, соли кальция и фосфора, витамины. В сухой наружной чешуе содержится коричневый краситель.

Расположение делянок.



опыт



контроль



опыт



контроль



контроль



опыт



контроль



опыт




1 повторность

2 повторность

3 повторность

4 повторность

Приложение № 2

Календарный план работы.



п/п

Содержание работы

сроки

1.

Осенняя вспашка участка.

Октябрь

2.

Весеннее боронование

Апрель

3.

Подготовка делянок.

Апрель

4.

Подготовка посадочного материала.

Апрель

5.

Посадка лука.

Апрель

6.

Прополка.

Май

7.

Удаление сорняков.

Май

8.

Подкормка первая.

Май

9.

Удаление сорняков.

Июнь

10.

Подкормка вторая.

Июнь

11.

Уборка и учет урожая.

август


Приложение № 3
Технологическая карта.


Наименование работы

Выполнение

Сроки

Подготовка севка к посадке.

Посадка.
Рыхление почвы.
Подкормка 1-я.

Удаление сорняков.

Подкормка 2-я.

Уборка и учет урожая.


За месяц до посадки прогреть севок 5-7 дней в сушильном шкафу при температуре 28-35 градусов (снижает стрелкование)

Перед посадкой замочить луковицы в теплом (35-38 градусов) растворе марганцовокислого калия (0,1 – 1 г. на 1 литр воды) в течение 10-12 часов.
Посадить севок в конце апреля: на контрольных делянках на расстоянии 10 см между луковицами и 20 см. между рядами, а на опытных делянках посадить луковицы на расстоянии 5 см. и 10 см. между рядками.

Почву рыхлить (удаление сорняков, сохранение влаги, доступ кислорода)

Полить и подкормить коровяком (1:10).

Удалить сорняки.

Полить и подкормить коровяком (1:10).

Убирать при полегании и пожелтении пера, подсыхании шейки и образовании сухих чешуй.

Конец марта

3 декада апреля
1 декада мая
2 декада мая

Май-июнь

2 декада июня

1 декада августа




Приложение № 4
Из истории лука.
Родовое латинское название «Allium» произошло от кельтского – жгучий и связано со жгучим вкусом, характерным для всех органов лука. Видовое название «сера» в переводе с кельского обозначает «голова» и связано с формой луковицы.

Родина репчатого лука Средняя Азия, юго-западная Азия и Средиземноморье. Распространен он во всем мире в качестве овощного растения. Культивировать его начали за 4000 лет до н.э. Всегда и везде людей удивляли необычный внешний вид этого растения и его необыкновенные свойства. По представлениям древних, многослойность луковицы напоминала о строении Вселенной, где Солнце, Луна и звезды движутся в разных сферах вокруг земли, и поэтому ее использовали как модель при объяснении строения Вселенной. В Древнем Египте лук почитали священным растением. Его посвящали богине Изиде и воздавали почести как божеству. Египтяне даже торжественно клялись луком. Пучки лука находили в саркофагах вместе с мумией. В одной из надписей на крупнейшей египетской пирамиде фараона Хеопса рассказывается, сколько серебра было истрачено на приобретение лука и чеснока для строителей пирамиды.

В древней Греции и Риме считали, что лук – носитель таких свойств, как храбрость, энергия, сила и поэтому обязательно включали его в рацион для солдат. А способность лука долго сохраняться под защитой лишь тонкой чешуи указывала на его охранные, обороняющие свойства. И вот в средние века широко используют амулеты из лука. Обычай носить под панцирем на груди луковицу, якобы предохраняющую воина от смертельных ран, сохранялся с древних времен до средневековья. Не случайно лук по-гречески называется «хромион», то есть панцирь. Вера в их охраняющую силу была так велика, что даже английский король Ричард Львиное Сердце, известный своей жестокостью, носил на шее луковый амулет. Во время крестовых походов за восемь луковиц у сарацинов можно было выкупить одного пленного француза.

У простых людей Франции, Испании, Португалии в 10-12 веках лук составлял ежедневную пищу. Испания вообще является центром возделывания лука. Отсюда вышел знаменитый испанский лук, который по сладости и величине луковиц превосходит все существующие ныне сорта.

В Англию лук попал поздно, около 1700 года, и быстро стал любимой приправой к различным кушаньям.

На территории нашей страны лук распространен очень широко – от Крайнего Севера до субтропиков. На Руси он появился в 12-13 веках. Его употребляли в пищу в основном бедные слои населения, особенно в церковные посты, когда луковицы ели в большом количестве с водой и квасом, добавляя хлеб и растительное масло (конопляное, льняное, так как подсолнечника на Руси тогда еще не было). Это блюдо называлось тюря.

Под влиянием условий районов возделывания, способов культуры и проводимого отбора выделились местные русские сорта репчатого лука.
Эти сорта народной селекции известны и сейчас. Один из них, Стригуновский, был выведен в селе Стригуны Белгородской области. Два с половиной века тому назад здешние крестьяне Цибульниковы стали выращивать особый репчатый лук, отобранный ими из других сортов на своем огороде. Их примеру последовали соседи, и уже через несколько лет слава Стригуновского острого лука перешагнула не только границы губернии, но и рубежи государства. Еще до революции золотистые луковицы, выращенные в Стригунах, экспонировались на Всемирной выставке в Париже и были удостоены золотой медали. Сейчас Стригуновский лук выращивают на огородах многих областей нашей страны.

В нашей стране выращивают и селекционные сорта лука, созданные в научно-исследовательских учреждениях. Всего на полях нашей страны можно встретить около 70 сортов репчатого лука. Они различаются по размерам, форме и окраске луковиц, числом луковиц в гнезде, вкусом. Лучшие из них – Даниловский 301, Испанский 313, Кааба, Каратальский, Краснодарский Г-35, Октябрьский, золотистый и другие.

Приложение № 5
Лекарственное значение лука.
Лук издавна считается верным лечебным средством. Лук использовали Гиппократ и Диоскорид. Восточная поговорка гласит: «Лук, в твоих объятьях проходит всякая болезнь». Авиценна пишет: «Луковый сок полезен при загрязненных ранах, с куриным жиром он помогает от ссадин на стопах... Луковый сок с медом помогает от ангины». В русской народной медицине лук пользовался особым почетом. Об этом свидетельствуют пословицы, бытующие на Руси. Вот некоторые из них: «Лук да баня все правят», «Лук семь недугов лечит», «Кто ест лук, тот избавлен от вечных мук» и другие. В народной медицине печеный лук до сих пор привязывают к нарыву, воспаленному месту или к синюшному пятну на лице. Делают компрессы и примочки из луковиц, сваренных в молоке. Луковым компрессом удаляют мозоль. Считают, что лук укрепляет слух и зрение. Луком можно лечить некоторые грибковые заболевания. В настоящее время научная медицина применяет препараты репчатого лука при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, для повышения аппетита, при гипертонической болезни и атеросклерозе, при некоторых гинекологических заболеваниях. Подтверждено, что обладает сильным бактерицидным действием, которое проявляется не только при непосредственном контакте, но и на расстоянии, благодаря летучим фитонцидам, в большом количестве содержащимся в луке.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное образование «каргасокский район» томская область муниципальное...

Муниципальное образование «каргасокский район» томская область муниципальное...

Исследование Фитонцидная активность комнатных растений Елизова Анастасия...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поротниковская средняя общеобразовательная школа», 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение таутовская средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение таутовская средняя общеобразовательная школа

Слет учебно-производственных бригад конкурс «макет учебно-опытного участка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Как искать, собирать и охранять лекарственные растения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 муниципального образования усть-лабинский...

Исследование зависимости действия активированной воды на скорость...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №11 г. Ейска мо ейский район

«Средняя общеобразовательная школа №12 села Шаманка» Проект Дайте жалобную книгу для растений!
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа №12 села Шаманка»

Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Рабочая программа по биологии 7 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru