vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657


НазваниеСоколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657
страница1/4
Дата24.04.2013
Размер0.85 Mb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Уход > Тексты
  1   2   3   4
Это http://zt1.narod.ru/doc/byt-d-d.doc

Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. РНБ 31-10/1657.

[ Щелково, Моск. губ. Детский посёлок "Юная Республика". См. и http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc ]
--

Стр.3
Целевая установка.
Быстрый рост социалистической реконструкции всего нашего хозяйства как в городе, так и в деревне требует новых миллионов рабочих, в том числе и женщин-матерей. Этим самым снижается воспитательное значение семьи. Кроме того, все острее назревает необходимость освободить женщину от домашней работы и ухода за детьми в целях широкого, привлечения ее к участию как в производственной, так и в общественной жизни страны.
В связи с этим особенное значение приобретает детдом как ячейка общественного коммунистического воспитания.
Вопросы бытовые неразрывно связаны с вопросами перестройки всей жизни на социалистических началах, а поэтому в детдоме, где воспитывается новый человек — строитель социализма, вопросам культуры быта должно уделяться весьма серьезное внимание. Таковы в основном задачи педагога детского дома в области организации материальной культуры и досуга. Цель настоящего урока показать практическому педагогу значение и сущность правильно организованной материальной среды и детского досуга, а также и пути их организации в условиях современного детского дома.
ВВЕДЕНИЕ.
Воспитывая, выращивая какое-нибудь растение или животное, мы тщательно изучаем влияние внешней среды на их успешное развитие. Мы стараемся поставить их в наиболее благоприятные условия в отношения температуры, питания, света и воздуха, зная, как тонко реагирует всякий живой организм даже на самое ничтожное изменение той физической среды, в которой он развивается.
Само собой разумеется, что человек не представляет исключения из общего правила и его зависимость от внешней среды одинаково велика. Между тем в нашей практической работе это влияние внешней среды на психофизическое развитие ребенка, на его поведение, на ход всей нашей педагогической работы далеко не всегда учитывается, благодаря чему наши усилия в том или ином направлении часто оказываются бесплодными.
--

Стр.4
Вопрос этот мало изучен, относится больше к компетенции хозяйственной части, к вопросам управления, и не вызывает глубокого интереса в педагогической среде. Это, конечно, только печальное недоразумение, так как вопросы организации материальной среды, материальной культуры — вопросы в первую очередь педагогические и никоим образом не исчерпываются материальным снабжением. Правильно поставленное снабжение, достаточное оборудование (что опять-таки может быть осуществлено только при самом близком участии педчасти), конечно, совершенно необходимы. Но сами по себе они могут иметь для воспитанников детдома и глубоко отрицательное, развращающее значение, если все это оборудование, никем не хранимое, не оберегаемое, будет разбрасываться, разрушаться и заменяться новым, если, вообще говоря, материальная среда в детдоме не будет определенным образом педагогически организована.
В основу работы по организации материальной среды следует положить тщательное изучение бытовых, хозяйственных мелочей и организационных дефектов, может быть совсем маленьких, но невнимание к которым самым неприятным образом отражается на всех сторонах жизни детдома, порождая целый ряд нездоровых уклонов в поведении ребят, создавая непреодолимые трудности в работе.
Не меньшее значение для упорядочения жизни детдома и нормального роста детского коллектива имеет и правильно организованный досуг.
Посмотрим теперь, в каком направлении и как именно можно было бы вести работу по различным разделам материальной культуры и организации досуга в детдоме.
Практические задания.
1) Достаточна ли кубатура детских спален в вашем доме?
2) Продумайте конструкцию индивидуальной туалетной полочки и сделайте чертеж с указанием размеров отдельных частей. Высчитайте стоимость отдельной полочки.
3) Сделайте чертеж общего хранилища для зубных щеток [ZT. см. на стр.10].
4) Выработайте примерные правила пользования спальнями.
5) Придумайте несколько выразительных лозунгов для спален.
6) Определите с часами в руках, сколько требует времени полный туалет ребенка. Следите при этом, чтобы все моменты туалета выполнялись достаточно тщательно и добросовестно. Достаточно ли времени вы отводите на туалет всех ребят вашего дома, принимая во внимание пропускную способность вашей умывальни?
--

Стр.5
7) Выработайте подробную инструкцию для дежурных по уборке помещения.
8) Выработайте правила обращения с инвентарем, связанным с уборкой помещения.
9) Выработайте правила пользования уборной.
10) Выработайте подробную инструкцию для дежурных по уборной.
11) Как в ваших условиях вы поведете борьбу с загрязнением усадьбы?
12) Дайте проект благоустроенной помойки, тщательно продумав все детали ее устройства.
13) Выработайте правила, направленные к сохранению мебели и здания от разрушения.
14) Какие средства борьбы с разрушением предполагаете вы применить в вашем доме?
15) Каким педагогическим требованиям должны отвечать

предметы украшения дома?
16) Какие требования вы предъявляли бы к ребятам в отношении их внешности?
17) Начертите проект хранилища для посуды.
18) Выработайте правила обращения с посудой и инструкцию для посудников.
19) Какая посуда должна быть в детдоме для нужд вне столовой?
20) Чем объясняются недостатки в качестве детского питания в вашем доме?
21) Выработайте правила пользования столовой.
22) Выработайте инструкцию для дежурных по столовой.
23) Выработайте инструкцию для членов продовольственной комиссии.
24) Составьте проект простейшего хранилища для обуви и калош.
25) Начертите план благоустроенного детского дома (загородного) на 100 человек со всеми необходимыми строениями.
26) Каким основным требованиям должны отвечать занятия детей в часы организованного досуга?
27) Какой бросовый материал может быть использован для организации занятий в часы досуга?
Примечание. Чертежи можно делать от руки. В некоторых случаях чертеж можно заменить описанием.
Возможны ответы только на вопросы наиболее существенные.
--

Стр.6
РАБОТА ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ СПАЛЕН.
Неблагоустроенные детдомовские спальни, не отвечающие часто самым элементарным требованиям санитарии и гигиены, представляют собой большую опасность в смысле эпидемических заболеваний и несомненно очень дурно отражаются на здоровья ребенка, а стало быть и на его поведении.
В спальне дети проводят почти половину своего времени, и всякого рода даже маленькие неустройства, действуя изо дня в день отравляющим образом на их сон и нервы, неизбежно способствуют повышению процента трудновоспитуемых в детдоме.
Вопрос о благоустройстве спален приобретает особую остроту вследствие тесноты и неприспособленности помещения, в котором располагается большинство детдомов. Что же мы должны делать, чтобы обеспечить ребенку здоровый ночной отдых?
Обилие чистого воздуха — одно из основных условий. На нормальную кубатуру спален в детдоме рассчитывать трудно, тем большее значение приобретает вопрос о правильном вентилировании. Вентилирование в детдоме носит случайный характер и почти никак не организовано. Между тем помещения детдомов сплошь и рядом снабжены самыми совершенными средствами вентилирования в виде целого ряда приспособлений. Однако нередко можно встретиться с тем фактом, что детям неизвестен даже смысл всех этих приспособлений, и последние никак не используются или используются неправильно. То же нужно сказать относительно простых форточек, которые, когда нужно, не открываются, в других же случаях остаются открытыми слишком долго и выстуживают помещение. Необходимо изучить и пустить в ход все средства вентилирования, производить вентилирование регулярно по детально разработанной инструкции, не жалея сил и времени на его правильную организацию. В интересах правильного проветривания очень полезно заменить форточки фрамугами.
В большой связи с вентилированием находится вопрос о температуре. Нестерпимый холод, царящий иногда в спальнях, прежде всего препятствует естественной вентиляции через поры материала, из которого построен дом, и конечно совершенно не располагает к искусственной вентиляции, которая тоже сильно
--

Стр.7
замедляется, когда в помещении холодно. Для осуществления правильного вентилирования поддерживание в спальне достаточной температуры является совершенно необходимым условием, поэтому вопросы о рациональном использовании топлива и утеплении помещения должны ставиться со всей серьезностью.
Нормальная температура в спальне (10—12° R) очень важна и в других отношениях. Холод заставляет детей прибегать к недопустимым с гигиенической точки зрения ухищрениям: они укрываются одеялом с головой, наваливают сверх одеяла верхнюю одежду, располагаются спать парами и пр. Не менее вредна и температура, превышающая норму. Термометр нужно признать необходимой принадлежностью всякой спальни.
Недостаток света в спальне делает ее нездоровой и мрачной.
"Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач".
Не всегда, конечно, удается отвести под спальню помещение, удовлетворяющее с этой стороны требованиям гигиены; поэтому очень важно обратить внимание на все то, что скрадывает свет или препятствует его свободному доступу в комнату. Не годится, например, вешать тяжелые плотные занавески, следует возможно чаще мыть и протирать стекла, подрезать слишком разросшиеся деревья под окнами, особенно с северной стороны. Стаканчики с крепкой серной кислотой между рамами предотвратят потение и обмерзание окон, что очень важно не только в целях увеличения количества света в спальне, но и в смысле предохранения помещения от сырости и гниения.
Переходя к оборудованию, спальни, следует сказать, что деревянные кровати, независимо от их конструкции, нельзя рекомендовать для детдомов по целому ряду причин и прежде всего потому, что все они представляют определенную опасность в смысле разведения клопов. Железная кровать с прочной сеткой больше всего отвечает требованиям гигиеничной постели. При отсутствии сетки приходится удовлетворяться деревянными щитами.
Щит, небрежно сколоченный: из нескольких старых гнилых и истрескавшихся досок, какой нередко встречается в детдоме, представляет собой удобное место для гнездования клопов и сводит преимущества железной кровати почти к нулю.
Чтобы избежать отрицательных сторон деревянного щита, его следует делать из свежего материала, поперечины плотно вделывать в тесины, после чего тщательно прошпаклевывать все щели. Желательно окрасить щит эмалевой краской. Такой щит • нетрудно содержать в полной опрятности и порядке, промывая его горячей водой. Если кровати не одинаковы по размерам, чего следует всячески избегать, каждый щит необходимо пометить именной метиной. В тех случаях, когда невозможно
--

Стр.8
заменить плохие щиты, их следует чаще обдавать крутым кипятком.
Глубоко отрицательно следует отнестись к употребляемым до сих пор в детдомах сенникам. Помимо того, что они придают спальням неряшливый вид, они, требуя постоянной перетряски и взбивания, служат источником страшнейшей пыли, а во время сна обычно образуют бугры и рытвины, отравляющие сон ребенка. Сено в них очень быстро перетирается, превращается в пыльную труху, требуя очень частой смены, и в конечном счете сенники обходятся не дешевле мочальных матрасов. Так или иначе, значение матрасов настолько велико для благополучия ребенка, что сенники всеми возможными средствами должны быть изъяты из употребления в детдомах. Конечно, матрацы окажутся слишком дорогой затеей, если не будут приниматься все меры к их сохранности. Малейшая порча матраца должна немедленно устраняться. Для выколачивания из него пыли надо пользоваться не первой попавшейся дубинкой, а камышовой плетенкой и одежной щеткой, и при этих условиях матрац прослужит десятки лет.
Чтобы простыня во время сна не свертывалась жгутом, не сбивалась комом и не сползала на пол, она должна быть сшита с тем расчетом, чтобы закрывать собой всю поверхность и бока матраца, чтобы матрац из-под нее нигде не торчал. Надо изжить простыни, прикрывающие только часть матраца, для чего следует избегать разнокалиберности кроватей, влекущей за собой разномерность и щитов, и матрасов, и одеял, и необычайно усложняющей работу хозяйственной части.
Подушка - также больное место детдома. Известны случаи, когда они набивались стружками, ветошью и всякой дрянью. Нужно самому поспать несколько дней на такой подушке, чтобы понять, насколько она способна отравить существование ребенка. О пуховых подушках при нашей бедности говорить трудно, но хорошая перовая подушка совершенно необходима. Надо помнить, что слишком жиденькая подушка побуждает ребят подкладывать под нее во время сна свою одежду, шубу и пр., а насколько это негигиенично — говорить не приходится. В отношении наволочки можно сказать то же, что и о простыне — не редки случаи, когда наволочка прикрывает чуть-чуть больше половины подушки.
Чтобы избежать набрасывания сверх одеяла одежды, одеяла должны быть достаточно теплыми (только не ватными) и отвечать температурным условиям спальни. Хорошо на случай больших холодов, когда невозможно поддержать в спальне нормальную температуру, иметь добавочное одеяло. Пододеяльники в детдомах считаются ненужной роскошью, между тем они имеют не меньший смысл, чем простыня. Кроме гигиенического
--

Стр.9
значения пододеяльник имеет большой практический смысл, так как утепляет одеяло и предохраняет ворс от слишком быстрого вытирания. Можно смело сказать, что одеяло с пододеяльником прослужит в три раза дольше. Пододеяльник прикрепляется к одеялу пуговицами и меняется одновременно с простыней, т. е. не реже двух раз в месяц.
Большое значение имеет способ застилания кровати. Наиболее совершенным нужно признать способ, практикуемый в шведских детских учреждениях и состоящий в том, что одеяло, свернутое в каток, кладется в ногах. Преимущества такого способа застилания громадны: постель остается постоянно открытой, доступной воздуху, свету и глазу санитарной комиссии: всякий непорядок бросается в глаза и побуждает к его устранению (известно, что под аккуратно накрытым одеялом нередко скрывается грязная замятая простыня, вонючие портянки и т. п.). И вся спальня при таком застилании приобретает изумительно веселый и опрятный вид. Некоторые возражают против шведского способа застилания кроватей на том основании, что открытая кровать пылится. На это можно сказать, что в благоустроенной спальне пыли быть не должно, а если она в некотором количестве имеется, то больше оснований беречь от нее одеяло, а не простыню, которая меняется через каждые две недели.
И к расстановке кроватей нужно отнестись внимательно. Мало того, что бестолковая и небрежная расстановка кроватей портит вид спальни, она создает тесноту там, где при правильной расстановке ее быть не может.
Спальня должна служить только для сна и никаких посторонних вещей, кроме принадлежностей туалета и приспособлений для их хранения, в ней быть не должно. Всякого рода хранилища, располагаемые в спальнях, дают повод к несвоевременному посещению их, загрязнению и засорению всяким хламом. Если рабочие комнаты, в которых ребята обычно проводят свой досуг, достаточно уютны и удобны, если хранение всяких вещей -правильно организовано, то у ребят не будет необходимости набиваться в спальни. Запирание спален крайне нежелательно, хотя в некоторых случаях это может оказаться и необходимым.
Употребляемые в детдомовских спальнях тумбочки со шкафчиками необходимо признать ненужными, так как тумбочки эти служат только источником загрязнения спален. В детдоме следует избегать всяких укромных уголков, а тумбочка представляет собою именно укромный уголок, который сайком никогда не сможет достаточно тщательно обследовать при своих ежедневных обходах.
--

Стр.10
Что же касается туалетных принадлежностей, то хранение их лучше организовать иначе. В опорном Щелковском детпоселке [ZT. "Юная республика"] из дешевого ящичного материала в столярной мастерской ребята сделали каждому к кровати небольшую туалетную полочку, конструкция которой предварительно была тщательно продумана. На этой полочке в определенном порядке были размещены: мыло в мыльнице, зубной порошок в жестяной коробочке, стаканчик для полоскания рта. На спинке полочки были прилажены крючёчки, выгнутые из медной проволоки, для зубной щетки, и вешалка для полотенца, на которую был также повешен изящный мешочек для хранения банной мочалки и мыла. Сбоку на особом шпеньке был прилажен гребень. Такая универсальная полочка, на которой сконцентрированы все предметы туалета, помимо всяких других удобств, позволяет с необычайной легкостью при ежедневных санитарных обходах осуществить контроль над целостью и состоянием всех этих предметов, не подходя к каждой полочке, не дотрагиваясь до нее. Покрашенные белой краской, с изящно сделанными именными метинками, такие полочки, красиво размещенные в спальне, придают спальне приятный вид. Обошлась каждая такая полочка не дороже 20—25 копеек.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Э. М. Соколов
Э. М. Соколов, д т н., профессор, кафедра Аэрологии, охраны труда и окружающей среды

Литература стр. 39 Приложение стр. 40- 46 Пояснительная записка направленность...
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Проект Экологически чистая защита сада и огорода Учитель биологии...
Смета расходов для реализации проекта стр. 6 Теоретическое обоснование проекта стр. 7

Многофункциональный спортивный комплекс
Здесь есть все, что требуется для спортивных занятий и приятного проведения досуга

Познавательно игровая программа
Формировать представление о модернизации (усовершенствовании) простейших предметов быта в сложные электроприборы

Няндомская специальная (коррекционная) обще- образовательная школа-интернат
Цель урока: Формировать эстетическое отношение к природному окруже-нию и дизайну своего быта через практическую деятельность

П роблемы материальной культуры – экономические науки
Применение методов математического моделирования к анализу выращивания подсолнечника в предгорном крыму

Летопись газетных статей 2003 (1-1011) 0 общий отдел
Данков М. «Недаром появляются тарелки»: Недавно в отд рукоп. Рнб в Петербурге среди бумаг Г. Р. Державина обнаружен рис. Нло над...

Основные идеи развития поселения на ближайшие 20 лет, долгосрочные...
Целью разработки раздела "Охрана окружающей среды" в проекте является обеспечение приоритетности вопросов охраны ок­ружающей среды,...

Ðåñïóáëèºàëûº àóûë øàðóàøûëû¹û ¹ûëûìè êiòàïõàíà ºîðûíà ò¾ñêåí æà...
Республиканская научная сельскохозяйственная библиотека (рнсхб) основана в 1931 г и располагает уникальным фондом сельскохозяйственной...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru