vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Тема работы


НазваниеТема работы
страница1/3
Дата25.05.2013
Размер0.51 Mb.
ТипРеферат
vcvetu.ru > Уход > Реферат
  1   2   3


Ферзиковская средняя общеобразовательная школа.

Тема работы:

Выращивание кедра сибирского в условиях Калужской области.




Автор: Королева Елена,

ученица 11 класса,

МОУ «Ферзиковская средняя

Общеобразовательная школа.

Руководитель: Селезнева

Наталья Николаевна.

учитель биологии и экологии.

МОУ «Ферзиковская средняя

Общеобразовательная школа».

Поселок Ферзиково

2008

Содержание:

Ι. Введение 5

ΙΙ. Основная часть

1. Общие принципы выращивания древесных

растений 8

2. Выбор древесных растений для выращивания 15

3. Создание питомника для выращивания саженцев

3.1. Определения места для питомника 19

3.1.1. Практическая работа №1. Тема: «Определение 21-24

характера почвенного покрова территории учебно-

опытного участка».

Часть 1. Закладка профиля и практическое описание.

Часть 2. Определение физических свойств.

Часть 3. Химические свойства

почвы.

3.2. Подготовка почвы 24

3.3. Биологические особенности кедра сибирского 27

3.4. Технологии выращивания сеянцев и саженцев

Кедра сибирского в питомнике учебно-опытного

участка школы 33

ΙΙΙ. Заключение 37

Используемая литература 37

1.1 Обоснование проекта.

Искусственное создание новых лесов имеет явный смысл, человек помогает восстановить то, что было им уничтожено и что сама природа восстановить не может, то такое восстановление займет несколько столетий.

Сибирский кедр почти исчез во многих районах севера Европейской России, в результате хозяйственной деятельности человека. Поэтому, считаем, что посадка этой породы необходима для восстановления видового разнообразия не только таёжных лесов, но и Калужских.
1.2 Актуальность проекта.
Изучение технологии выращивания кедра сибирского в условиях Калужской области, практические работы по охране, восстановлению лесов и использование в образовательно-воспитательных целях – необходимое условие регулирования накопившихся социальных, экологических и культурных проблем нашего общества.
Сроки выполнения проекта:
2004г. 2007г.
Цель:
Освоить технологии выращивания кедра сибирского в условиях Калужской области.
Задачи:
- Привлечение внимания к проблеме сохранения видового разнообразия лесов Калужских.

- Повышение уровня становления экологической культуры путем активизации природоохранных действий на базе питомника Ферзиковского лесхоза и на природных объектах.

- Создание минипитомника на учебно-опытном участке школы, с целью проведения всех видов практических работ.

- Достижение понимания школьниками (всем населением) значимости увлечения биоразнообразия на территории своей Малой Родины.
Этапы реализации:
Основное условие, обеспечивающее поэтапное длительное изучение данной темы - влияние взрослых на личность школьников, в процессе развития видов деятельности, которые воздействуют на её интеллектуальную, эмоциональную, волевую и другие сферы.
Первый этап - подготовительный.

Его начало было приурочено к празднованию Дня работников лесхозного хозяйства, проводимого в сентябре месяце.

На этом этапе организовывалась учебно-исследовательская деятельность по овладению:

  1. Подготовительными теоретическими знаниями по истреблению лесов во многих регионах России.

  2. Навыками и умениями описания характеристики кедра сибирского.

  3. Практическими умениями по сбору информации и описанию разных технологий выращивания.


Второй этап – основной (или практический)

Он заключается, в организации учебно-практической деятельности, предполагающей:

  1. Оценку состояния изучаемого объекта в условиях Калужской области.

  2. Определение общих принципов выращивания древесных растений.

  3. Выяснение оценки сложности выращивания разных пород древесных культур.

  4. Овладение технологией выращивания кедра сибирского и методикой создания питомника на учебно-опытном участке школы для выращивания саженцев.

Третий этап – пропагандистский.

Он включает:

  1. Защиту проекта на общешкольной конференции.

  2. Организации лекций среди учащихся школу на тему: «Кедр сибирский в условиях нашей Малой Родины».

  3. Выступление в СМИ на тему: «Посади свое дерево».


Ожидаемые результаты:
- Приобретение экологических и культурологических знаний об изучаемом объекте.

- Формирование экологического мировоззрения в природопользовании на территории своей Малой Родины.

Введение

История, настоящее и будущность человечества неразрывно связаны с лесом.

Проблема отношения человека к лесу с незапамятных времен была и в настоящее время остается одной из актуальных, но и более трудноосуществимых. В течение длительного периода мудростью она определялась так: «Кто в лесу не вор, тот дома не хозяин. В лесу и поп вор». Действительно, на протяжении многих тысячелетий лес для человека был всегда открытой кладовой разнообразной продукции и гостеприимным домом. Со временем лес для человека превратился в объект очень тяжелого и опасного труда.

В настоящее время лес для человека — это один из важнейших и ничем не заменимых средообразователей, экологический фактор существования всего человечества на Земле.

Для корректного решения одной из важнейших проблем совре­менности — отношения человека к лесу и обеспечения наибольшей пользы для Отечества и для всего человечества Земли на лесной ниве — мало благих намерений или беглого ознакомления с состоя­нием объекта хозяйствования (леса) и с правилами лесоводственной науки, необходим

научный, комплексный подход и к изуче­нию, и к осуществлению ее.

Это значит, что ее надо рассматривать строго научно в историческом аспекте, то есть смотреть, как она возникла, какие этапы в своем развитии она проходила и что она представляет собой в на­стоящее время.

Последствия отношения человека к лесу отображены народной мудростью, а наукой подтверждены так: «Лес встречал человека на Земле, а пустыня сопутствует ему». Да, так оно и было, и, к большо­му сожалению, так оно и остается в настоящее время, а именно: за известный исторический период развития человечества (цивилизации) лесистость Земли уже уменьшилась в три раза (с 85 — 90% до 28 — 30% для территории суши Земли, или с 25 — 30% до 8 — 10% для всей поверхности планеты Земля) и продолжает снижаться очень высокими темпами. Площадь лесных насаждений на Земле в целом сокращается на 20 га в минуту или на 8 — 9 млн. га в год.

Современная лесистость нашей планеты (28 — 30% поверхности суши, или 8 — 10% всей ее поверхности) является, как установлено учеными, минимально допустимой для сохранения и поддержания экологических условий функционирования биосферы в целом и жизни человечества в частности и в особенности. Дальнейшее снижение лесистости Земли может оказаться для человечества роковым.

Определяющим фактором состояния лесного покрова — лесистости планеты Земля в целом и конкретных регионов, например Калужского края и других, в отдельности, как установлено наукой и подтверждено практикой, является односторонняя потребительс­кая деятельность человека, то есть антропогенный, а не природный фактор.

Человек с невнятных времен всегда, и в настоящее время тоже, как правило, только брал и берет все необходимое от (из) леса, уделяя очень мало внимания ему, не заботясь о нем.

Должных и крайне необходимых, по праву заслуженных, внимания и заботы лес не получал и не получает в настоящее время от человека потому, что человек в прошлом и сейчас очень мало знал и знает о своем «зеленом друге» - лесе. И это действительно так, о чем страстный любитель и защитник леса Д.Н Кайгородов в своих «Беседах о лесе» писал: «Я страстно полюбил лес, с тех пор как узнал его поближе, и чем больше узнаю его, тем больше люблю. И это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать — не зная, нельзя любить. Кто полюбит лес, тот будет его и беречь ..., а наш русский лес очень нуждается в друзьях — охранителях».

Истоки взаимоотношений человека с лесом, что подтверждает­ся историческими документами государственного масштаба, уходят в незапамятные времена. Документальная история леса исчисляется несколькими тысячелетиями.

Для России начало научного подхода к решению проблемы отношения человека к лесу в

государственном масштабе относится к эпохе царствования Петра I и конкретно к 1703 г.

Указом 1703 г. была утверждена, а Указом 1729 г. получила дальнейшие развитие разработанная

на довольно высоком уровне для того времени комплексная система хозяйственно необходимых

ме­роприятий в лесах России по бассейнам рек для удовлетворения потребностей в

разнообразной продукции леса — кораблестроении, металлургии, других отраслях хозяйственной

деятельности. Этим самым Петр I опередил развитие мирового лесного дела на несколько

столетий — минимум на 250 лет.

Актуальность основных положений данной системы со временем заметно возросла.

Жизненность и эффективность хозяйственно необходимых мероприятий в лесах России по

бассейнам рек времен Петра I обус­ловлены тем, что они были разработаны с учетом конкретных

осо­бенностей и условий и по запросу самой жизни, а не в кабинетах. Наука-это дитя нужды,

ее становление и развитие обусловлены вопросами жизни — практикой.

Петр I в соответствии с запросами жизни России в свое время лесному делу, его развитию —

лесохозяйственной практике и лесной науке — дал такой сильный толчок, который продолжает

действо­вать положительно и в настоящее время. Первым лесоводом-практиком и первым

лесоводом-ученым в России и мире по праву являет­ся Петр I (1672 — 2002 гг.), 300-летие со дня

рождения которого исполнилось в 2002 г.

К эпохе Петра I относится уникальное, классическое, первое в России и в мире лесоэкономическое

сочинение, написанное в 1724 г. его сподвижником И.Т. Посошковым — «Книга о скудости и

богат­стве». Эта книга, по оценкам ученых, один из интереснейших ис­точников по истории

России I четверти XVIII в.

Прогрессивно-реформаторская и даже по некоторым аспектам приоритетная, в том числе и

в области лесного дела, многогранная деятельность и Петра I, и И.Т. Посашкова была тесно с

вязана с Калужским краем и его лесами.

Так, в 1722 г. Петр I, после пребывания на отдыхе и лечении минеральными водами местных

источников в бассейне р. Истья Малоярославецкого уезда Калужской губернии, на

Малоярославецком металлургическом заводе собственноручно вытянул полосу железа в 18

пудов (288 кг) и заклеймил ее своим штемпелем.


Акция «Посади свое дерево»
Спустя 100 лет после Указа, изданного Петром I (1703 г.), заложившим начало лесного дела России в государственном масш­табе, 27 мая 1804 г. на базе Брянско-Калужского леса I? г. Козельске Калужской губернии по инициативе, по проекту и под руковод­ством обер-форстмейстера

Калужской губернии Вильфинга — од­ного из образованнейших лесных специалистов того времени, и, надо полагать, при поддержке первого министра Министерства просвещения России П.В. Завадовского, был основан Козельский лес­ной институт — первый лесной институт в России и в мире, 200-летию которого посвящается эта книга.

Леса Калужского края — леса Брянско– Калужск -Тульскогокрая, как это теперь доказано наукой, являются колыбелью лесного дела в России и в мире, колыбелью и лесохозяйственного производства, и лесной науки, в том числе и в первую очередь высшего лесного образования.

И наша задача, принять самое активное участие в лесовосстановлении на территории своей Малой Родины.
Основная часть
1. Общие принципы выращивания древесных растений
В природе каждое дерево в течение всей своей жизни растет на одном и том же месте - там, где упало и про­росло семя. Далеко не всем семенам удается прорасти (многие из них случайно попадают на непригодные для прорастания субстраты - например, на камни, в воду и т. д.). Из проросших семян далеко не всем удается дожить до следующего года: многие проростки гибнут в резуль­тате конкуренции с травами, нехватки влаги и питатель­ных веществ конкретно в месте прорастания (например, если прорастание произошло на поверхности толстого мохового покрова) или по другим причинам. Даже из вы­живших проростков значительная часть погибнет в тече­ние нескольких последующих лет из-за неподходящих для роста условий, повреждения различными болезнями и т. д. В результате из многих тысяч, а иногда и милли­онов упавших на землю семян вырастает лишь одно взрослое дерево.

Для того чтобы избежать всех этих напастей, при ис­кусственном разведении леса используется более или ме­нее крупный посадочный материал - саженцы или сеянцы, в течение нескольких лет выращивавшиеся в специальном питомнике, где гораздо легче обеспечить выживание и бы­стрый рост всходов, чем на всей площади, на которой предполагается посадить новый лес. Лишь в редких слу­чаях используется непосредственный посев семян на по­стоянное место - в основном при выращивании деревьев с крупными семенами, которые за счет имеющихся в се­мени запасов питательных веществ уже в первый год жиз­ни могут успешно конкурировать с травами. Например, для прямого посева на постоянное место могут использо­ваться желуди дуба, орехи, семена сибирского и корейского кедров - и то лишь в тех местах, где травяной покров невысок, а почвенные условия благоприятны для прорас­тания семян.

В питомнике посадочный материал деревьев может выращиваться на одном и том же месте без пересадки (в этом случае молодые деревья называются сеянцами) или с пересадкой в процессе выращивания (в этом случае они называются саженцами). Саженцы некоторых пород дере­вьев могут выращиваться также не из сеянцев, а из черен­ков или других частей взрослых растений. Использование для посадки нового леса не семян, а сеянцев или сажен­цев позволяет, прежде всего, избежать гибели молодых де­ревьев в результате конкуренции с травами и кустарника­ми. Кроме того, это позволяет обеспечить более быстрое формирование нового леса после посадки.

Что лучше использовать - саженцы или сеянцы, зави­сит от древесной породы и от того, где предполагается производить посадку леса. Если выращиваются быстро­растущие древесные породы, которые способны сразу после посадки дать мощный прирост (например, береза или вяз), как правило, нет необходимости в посадке особо крупных саженцев: деревья этих пород способны сами справиться с конкуренцией со стороны других растений. Нет смысла в посадке крупных саженцев и в том случае, если на месте предполагаемой посадки травяной покров развит слабо (например, на легких песчаных почвах или в некоторых случаях на свежих вырубках) или если почву удается должным образом подготовить - например, вспа­хать, чтобы избежать бурного развития трав в первые годы после посадки. Если же высаживаются относительно медленно растущие (хотя бы в раннем возрасте) деревья на участки, где предполагается мощное развитие конкури­рующей растительности, то лучшие результаты достига­ются при использовании довольно крупных саженцев.

Использование крупных саженцев предпочтительнее и в том случае, если существует опасность повреждения посадок скотом (вытаптывание, откусывание): они быстрее достигнут той высоты, при которой скот им уже не стра­шен. При озеленении городов и поселков также чаще все­го используются саженцы - в основном для того, чтобы как можно быстрее получить результат.

При смешанных посадках (посадка в пределах одного участка двух или более разных древесных пород) могут ис­пользоваться одновременно саженцы одной древесной породы, и сеянцы или даже семена другой. Например, при смешанной посадке сосны и дуба целесообразно исполь­зовать трехлетние или четырехлетние саженцы сосны и однолетние или двухлетние сеянцы или желуди дуба.

Работа на питомнике
Как правило, лесной питомник (например, питомник лесхоза или специализированный питомник, выращиваю­щий посадочный материал для озеленения) состоит из двух отделений - посевного, в котором выращиваются се­янцы, и школьного, или «школки», в котором выращивают­ся саженцы. В некоторых случаях - например, если лесхоз использует для посадки только сеянцы - школьного отде­ления может не быть.

Обычно выращивание сеянцев представляет собой наиболее сложную часть выращивания посадочного мате­риала. Выращивание сеянцев включает в себя подготовку семян к посеву (семена некоторых пород деревьев без специальной подготовки не всходят вовсе или всходят очень плохо), подготовку почвы, собственно посев семян, прополки, подкормки, при необходимости - полив и, нако­нец, правильную и своевременную выкопку перед пере­садкой. Ошибки на каждом из этих этапов могут привести к плачевному результату даже в том случае, если все ос­тальные этапы работы выполнены безупречно. Невозмож­но сказать, какой из этих этапов является самым важным, все они одинаково важны, и успех зависит от каждого. Если использовать не подготовленные должным образом семена некоторых древесных пород, то они про­сто не взойдут (например, семена липы, собранные осенью, хранившиеся при комнатной температуре и посеян­ные весной, в первый год не дадут всходов). Если почва не будет в должной степени очищена от корневищ сорных трав, практически невозможно будет обеспечить качественную прополку, и всходы, особенно светолюбивых де­ревьев, с большой вероятностью погибнут. То же самое произойдет, если прополки будут производиться несвоевременно. Если посев будет произведен на слишком большую глубину или слишком густо, всходы могут получиться слишком редкими или слишком слабыми. Нехватка минерального пи­тания, особенно на бедных (например, песча­ных) почвах, способна привести к тому, что се­янцы получатся слишком мелкими, а в некото­рых случаях не смогут пережить первую же зиму; чтобы этого избежать, на бедных почвах требуется правильное внесение удобрений. Сеянцы значительно более чувствительны к за­сухам, чем взрослые растения: их небольшие корни не позволяют получать воду из глубоких и обычно более влажных горизонтов почвы. Следует также отметить, что сеянцы многих древесных пород особенно уязвимы для раз­личных болезней и вредителей, чаще всего в первые недели и месяцы жизни.

Выращивание сеянцев обычно занимает один, два, реже три года, в зависимости от усло­вий и древесной породы. Как правило, в течение двух лет на одном месте выращиваются сеянцы хвойных древесных пород. Сеянцы лиственных пород чаще всего выращиваются за один год. Продолжительность вы­ращивания сеянцев перед пересадкой в школьное отделение зависит от конкретных условий того или иного питом­ника, применяемого ухода и опыта тех, кто занимается их выращиванием. При интенсивном уходе сеянцы сосны и лиственницы, пригодные для пересадки в «школку», легко вырастают за один год.

Выращивание саженцев в школьном отделении питом­ника, как правило, связано с меньшими сложностями, чем выращивание сеянцев. Саженцам в меньшей степени, чем сеянцам, грозит конкуренция со стороны травянистых ра­стений. Более крупные корни саженцев позволяют им по­лучать воду и питательные вещества из более глубоких по­чвенных горизонтов, и потому они менее подвержены вли­янию засух. Как правило, саженцы в значительно меньшей степени страдают от болезней и вредителей, чем сеянцы первого года жизни. Тем не менее, и в выращивании са­женцев есть свои сложности.

Главное условие успеха - своевременная и грамотная посадка сеянцев в школьное отделение питомника. Как правило, пересадка производится весной до распускания почек и начала роста побегов; реже осенью, после того, как рост надземной части сеянцев прекращается. Пере­садка сеянцев в период активного роста надземной части обычно приводит к крайне неблагоприятным результатам: если сеянцы и не гибнут, то прирост их в первый год после пересадки оказывается небольшим. В целом уход за мо­лодыми деревьями в школьном отделении похож на уход за сеянцами первых лет жизни - так же нужны прополки, полив при засушливой погоде, подкормка удобрениями на бедных почвах. Выращивание крупных саженцев, пригод­ных для посадки на постоянное место практически в лю­бых условиях, занимает в школьном отделении еще один - два года.

Выращивание саженцев в питомнике с дополнитель­ной пересадкой (из посевного отделения в школьное) связано с тем, что деревья третьего-четвертого года жизни требуют для своего развития значительно большей пло­щади, чем деревья первого или второго года. Если бы по­сев семян производился сразу с густотой, соответствую­щей плотности посадки сеянцев в «школку», то под питом­ник требовалась бы значительно большая площадь (если в посевном отделении выращивается столько саженцев, сколько нужно для посадки в школьное отделение, то пло­щадь посевного отделения может быть в десятки раз меньше, чем площадь школьного). Поскольку посевное отделение питомника требует значительно более интен­сивного ухода, чем школьное, увеличение его площади при более редком посеве означает существенное увели­чение трудоемкости выращивания сеянцев. Кроме того, пересадка в «школку» позволяет сформировать более компактную корневую систему, которая потом, при пере­садке на постоянное место, повреждается в меньшей сте­пени (соответственно и пересадка переносится менее бо­лезненно).

Существуют различные схемы выращивания посадоч­ного материала в лесных питомниках, отличающиеся ко­личеством лет, которые молодые деревья проводят в по­севном и школьном отделениях питомников. В больших государственных лесных питомниках крупномерные са­женцы хвойных пород чаще всего выращивают по схеме 2+2 (т. е. 2 года в посевном отделении, 2 - в школьном), лиственные - по схеме 1+1 или 1+2, в зависимости от по­роды и ситуации. Но еще чаще при лесовосстановлении применяются двухлетние или даже однолетние сеянцы.

В маленьких лесных питомниках, где существует возмож­ность обеспечить более тщательный уход за сеянцами и более аккуратную пересадку их в школьное отделение, вы­ращивание саженцев может занять меньшее время (при хорошем уходе и благоприятных погодных условиях прак­тически все древесные породы уже на следующую после посева весну можно пересаживать в школьное отделение питомника). Саженцы и сеянцы, выращиваемые в тради­ционных лесных питомниках, называются посадочным ма­териалом с открытой корневой системой, поскольку при выкопке и пересадке на постоянное место корни освобож­даются от земли.

В последние десятилетия все большее распростране­ние получает выращивание так называемого посадочного материала с закрытой корневой системой, т. е. саженцев или сеянцев, растущих в специальных горшках-контейне­рах. При пересадке на постоянное место такие саженцы вынимаются из контейнеров и высаживаются с комом земли, благодаря чему их корневая система совершенно не повреждается и саженцы значительно легче переносят пересадку. Существует несколько различных технологий выращивания саженцев или сеянцев с закрытой корневой системой. В мире наиболее распространена технология выращивания однолетних сеянцев, преимущественно хвойных пород (сосны, ели), в небольших контейнерах в специальных теплицах, где обеспечиваются необходимый микроклимат, своевременные поливы и подкормки (не­смотря на маленький объем каждого контейнера, земля в нем не пересыхает и запас необходимых питательных ве­ществ не истощается). Как правило, контейнеры для тако­го выращивания представляют собой некоторое подобие сот - множество пластиковых ячеек, напоминающих ста­канчики для йогурта, заполненных земляной смесью. В каждой из таких ячеек выращивается по одному сеянцу (обычно изначально высевается по два-три семени и пос­ле их прорастания всходы вручную прореживаются, а в пустые ячейки или семена высеваются заново, или пересаживаются лишние всходы из соседних ячеек). Сеянцы, выращиваемые по такой технологии, обычно довольно малы (на­пример, стандартный сеянец сосны обык­новенной имеет высоту около 12-15 см). Поэтому х
Рассада в горшках
орошие результаты при посадке таких
сеянцев достигаются только в том случае, если почва была специально под­готовлена.

Необходимо отметить, что все наши де­ревья в природе имеют длительный пери­од зимнего покоя, к которому в естествен­ных условиях они готовятся постепенно. Поэтому саженцы, выращенные в тепличных условиях, должны пройти перед зимовкой определенную закалку. Для это­го их обычно или высаживают на постоян­ное место достаточно рано, за несколько недель до ожидаемого наступления устой­чиво холодной погоды, или столь же забла­говременно выставляют на открытые пло­щадки для зимовки.

Другая технология выращивания са­женцев с закрытой корневой системой состоит в том, что сеянцы, выращенные в посевном отделении обычного пи­томника, пересаживаются не в «школку», а в специальные контейнеры с питательной смесью или брикеты из пита­тельной смеси. Как правило, сеянцы в таких контейнерах или брикетах не выращиваются в течение целого сезона, а высаживаются на постоянное место в течение нескольких дней или недель после пересадки в контейнер или брикет. Использование данной технологии позволяет существен­но увеличить возможное время посадки сеянцев на посто­янное место, а также (за счет правильно подобранной пи­тательной смеси в контейнере или брикете) обеспечить лучший рост деревьев в первое время после пересадки. В настоящее время эта технология применяется редко, в ос­новном из-за дороговизны.

Посадка готовых саженцев или сеянцев на постоянное место производится весной или осенью, примерно в те же сроки, что и пересадка сеянцев в школьное отделение пи­томника. Саженцы с закрытой корневой системой можно пересаживать и в другие сроки, когда рост надземной ча­сти уже начался или, наоборот, еще не полностью прекра­тился. Но и такие саженцы нельзя пересаживать в период наиболее активного роста: резкое изменение условий произрастания (освещенности, влажности почвы) может привести к потере прироста или даже гибели саженцев.

Дальнейший уход за посадками зависит от того, в каких условиях эти посадки создаются, как была подготовлена почва перед посадкой, какого возраста, размера и качества использован посадочный материал, насколько густо дере­вья посажены и от многих других причин. Если для посадки используются крупные и высококачественные саженцы, подходящие по всем показателям для условий конкретного места и сама посадка производится в подходящий срок, то дальнейший уход может не требоваться вовсе. Если посад­ка производится на участках с высокой травой или среди зарослей кустарников или если для посадки используются слишком мелкие саженцы, то впервые один - два года требуются регулярные прополки, иначе высаженные деревья могут погибнуть в результате конкуренции с травами и кустарниками.

Если посадка производится на месте вырубки, то поса­женные деревья в большинстве случаев будут вынуждены конкурировать с порослью быстрорастущих лиственных пород, таких, как осина (ее поросль в изобилии развивает­ся от корней старых деревьев) или береза (она быстро во­зобновляется как от легко разлетающихся семян, так и по­рослью от пней). Многие породы деревьев в результате такой конкуренции серьезно отстают в росте (например, ель или пихта) или вовсе гибнут (например, сосна или ли­ственница). Тем не менее лес в этом случае все равно об­разуется, пусть и не всегда из тех древесных пород, кото­рые были посажены.

С
Фото пожара
амый страшный враг молодых лесов, особенно рас­полагающихся на открытом месте среди лугов и полей - это пожар. Очень многие лесные посадки, особенно в наи­более сухих южных регионах нашей страны, гибнут в ре­зультате повреждения травяными пожарами, возникаю­щими из-за неосторожного обращения с огнем или умыш­ленных поджогов травы. Одним из способов снижения возможного ущерба от пожаров является использование для посадки
(особенно по опушкам сажаемого леса) тех пород деревьев, которые обладают толстой и огнестойкой корой в основании ствола и уже в довольно раннем возра­сте способны противостоять воздействию слабого пожара - сосны и лиственницы. Эти породы деревьев способны переживать слабые травяные пожары уже в возрасте 10-15 лет, в зависимости от условий (опушка молодого леса, состоящая из нескольких рядов этих деревьев, способна предотвратить распространение огня вглубь посадок). К сожалению, создание

защитных опушек из сосны или лиственницы помогает не всегда: в наиболее засушливых условиях их хвоя и ветки сами становятся хорошим горю­чим материалом. Чтобы снизить риск их воспламенения, лучше всего создавать смешанные посадки, включающие одновременно и хвойные, и лиственные породы деревьев. Очень хорошие результаты дает также опахивание моло­дых посадок - создание минерализованной полосы, спо­собной остановить травяной пожар (по крайней мере, при отсутствии сильного ветра). К сожалению, опахивание да­леко не всегда возможно из-за отсутствия техники или средств на его проведение.

Во многих случаях посадка леса производится загущено, т. е. на единицу площади высаживается значитель­но больше саженцев, чем может расти взрослых деревьев. Это делается по разным причинам: во-первых, для того, чтобы обеспечить более быстрое смыкание крон молодых деревьев (а значит, более быстрое избавление их от конкуренции со стороны нежелательных видов растений); во-вторых, для того, чтобы получить деревья с более вы­сокими и ровными стволами (это особенно важно при про­мышленном лесовыращивании). Со временем деревья сами изреживаются в результате конкуренции и достига­ют оптимальной густоты - пусть и с некоторым опоздани­ем. Для того чтобы обеспечить более быстрый рост поса­женных деревьев (и формирование более ровных и высо­ких стволов), после смыкания крон молодых посадок в них могут проводиться так называемые рубки ухода - разре­живание деревьев до оптимальной для каждого возраста густоты, удаление больных и ослабленных деревьев. Это важно при промышленном выращивании лесов с целью получения древесины. При создании защитных лесов и восстановлении утраченных лесных экосистем рубками ухода в большинстве случаев можно пренебречь, предос­тавив природе возможность самой отрегулировать состав и структуру будущей лесной экосистемы.

2. Выбор древесных растений для выращивания.
Правильный выбор пород деревьев для выращивания во многом определяет успех создания нового леса. Ис­пользование деревьев, не подходящих для данной мест­ности и условий конкретного места посадки, может при­вести к неудаче даже при самом тщательном уходе за по­садками. Более того, даже использование подходящих видов деревьев, но выращенных из семян, полученных из удаленного региона с существенно отличающимися кли­матическими условиями, может привести к гибели поса­док. Использование экзотических деревьев, из удален­ных стран или даже с других континентов, может приво­дить и к другим неблагоприятным последствиям. Некоторые из таких экзотических деревьев могут стать весьма опасными сорняками (например, ясенелистный клен, занесенный в Европу из Канады в качестве декора­тивного дерева, сейчас настолько распространился по многим регионам России, что стал представлять реаль­ную угрозу для местных лесных экосистем). Другие могут способствовать заносу различных экзотических вредите­лей и болезней, последствия которого часто совершенно непредсказуемы.

С учетом этого надо использовать для посадки мест­ные породы деревьев, и при этом посадочный материал (семена, черенки, корневые отпрыски) местного проис­хождения. Чаще всего правильным будет использование посадочного материала от тех деревьев, которые произ­растают не далее 500 км от вашей местности, а лучше - еще ближе. Древесные породы из других местностей луч­ше всего не использовать или использовать с особой ос­торожностью (например, только для озеленения населен­ных пунктов, но не для посадки на природных территори­ях). Лишь в отдельных случаях, если достоверно известно, что конкретная древесная порода не способна к неконтро­лируемому распространению в пределах вашей местнос­ти, и при этом использование этой породы может дать оп­ределенные преимущества при создании новых лесов, можно использовать эту древесную породу в пределах природных территорий. Например, с этой точки зрения целесообразно выращивание сибирской лиственницы в центральных регионах Европейской России (сибирская лиственница давно выращивается в этой местности, и по­казала неспособность к самораспространению; кроме того, лиственница встречалась в этих регионах от не­скольких сот до нескольких тысяч лет назад и постепенно исчезла в силу естественных причин). Преимущества же от использования сибирской лиственницы достаточно ве­лики - это очень быстрорастущая древесная порода, спо­собная к тому же противостоять воздействию травяных пожаров в довольно раннем возрасте.

Какие же конкретно выбрать древесные породы из числа встречающихся в вашей местности - зависит от не­скольких условий. Во-первых, от возможности собрать или приобрести посадочный материал (семена, черенки или отпрыски). Во-вторых, от сложности выращивания (некоторые древесные породы настолько капризны, что рекомендовать их выращивание можно только тому, кто располагает необходимым временем и опытом). В-треть­их, от того, где именно вы собираетесь сажать лес (даже местные породы деревьев могут подходить далеко не для всех типов почвенных условий, встречающихся в данной местности). Но в общем можно начать сразу с нескольких древесных пород, различающихся по своим экологическим требованиям и особенностям роста. Это не только интересно, но и позволит создать наиболее жизнеспособную и устойчивую к различным невзгодам лесную экосистему. Если вы только собираетесь создать свой лесной питомник, но не смогли заранее собрать нужные вам семена, можно для начала попробовать выращивать те породы деревьев, семена или всходы кото­рых легко собрать на поверхности почвы весной: клен, липу, дуб.

Начинать лучше всего с тех деревьев, которые выра­щивать относительно легко. В табл. 1 приводится оценка сложности выращивания некоторых наиболее распрост­раненных и подходящих для любительских питомников по­род деревьев. Единицей отмечены породы, посадочный материал которых выращивать довольно легко и выращи­вание которых может быть рекомендовано любому начи­нающему лесоводу-любителю. Двойка соответствует дре­весным породам, при выращивании которых могут возникнуть определенные сложности. Тройкой отмечены наи­более прихотливые древесные породы, выращивание ко­торых может быть рекомендовано тем, у кого есть уже не­который опыт работы с лесными питомниками и достаточ­но времени для тщательного ухода за питомником. Естественно, оценка лишь приблизительно показывает, насколько просто выращивать посадочный материал тех или иных древесных пород в средних условиях. Не стоит сильно полагаться на эту оценку: сложность выращива­ния тех или иных пород деревьев может сильно изме­няться в зависимости от климатических или почвенных условий конкретной местности, конкретного лесного пи­томника. В табл. 1 указаны также наиболее вероятные проблемы, которые могут возникнуть при выращивании посадочного материала (т. е. впервые три-четыре года жизни деревьев).

Таблица 1. Оценка сложности выращивания некоторых пород деревьев


Вид дерева

Наиболее вероятные проблемы при выращивании посадочного материала

Оценка сложности выращивания

Сосна обыкновенная

Развитие в первые два-три года жизни снежного шютте - грибкового заболевания, поражающего хвою и способного вызвать массовую гибель сеянцев. При выращивании в условиях частичного затенения - замедленный рост, формирование уродливых форм.

1

Сосны сибирская (кедр) и корейская (корейский кедр)

Низкая всхожесть семян при неправильной подготовке, полегание всходов, гибель при засухе. При выращивании в условиях сильного затенения, сухой и бедной почвы - замедленный рост.

2

Лиственница сибирская и другие встречающиеся в России виды лиственницы

Низкая всхожесть семян, особенно в северных регионах. При выращивании в условиях частичного затенения, бедной и сухой почвы -замедленный рост.

1

Ель обыкновенная, ель сибирская

Повреждение молодых приростов поздневесенними заморозками.

1

Пихта сибирская

Низкая всхожесть семян, повреждение молодых приростов поздневесенними заморозками, полегание всходов, гибель при засухе, медленный рост.

3

Дубы черешчатый и монгольский

Загнивание желудей при хранении или осеннем посеве, повреждение их мышами. В условиях затенения, сухой и бедной почвы - ослабленный рост. В теплую и сырую погоду - сильное развитие мучнистой росы, замедляющее рост.

1

Орех маньчжурский

При выращивании в условиях сильного затенения, бедной и сухой почвы - замедленный рост.

1

Вяз гладкий

Потеря всхожести семян при слишком раннем сборе, длительном или неправильном хранении. При выращивании в условиях сильного затенения, бедной и сухой почвы - низкая всхожесть семян, замедленный рост.

1

Липы мелколистная, крупнолистная, маньчжурская

Отсутствие всхожести семян при неправильной подготовке, повреждение всходов поздневесенними заморозками, гибель при засухе, вымерзание слабых сеянцев зимой. Замедленный рост при выращивании на бедной и сухой почве.

3

Клены остролистный, полевой

Отсутствие всхожести семян при неправильной подготовке, гибель при засухе.

1

Березы бородавчатая и пушистая

Гибель всходов в результате затенения сорняками в первые два месяца жизни, низкая всхожесть семян.

3

Ольха серая

Гибель всходов в результате затенения сорняками в первые два месяца жизни.

2

Осина, или тополь дрожащий

При выращивании из семян - низкая всхожесть, гибель всходов в результате затенения сорняками в первые два месяца жизни. При выращивании из корневых черенков возникновение проблем маловероятно.

При выращивании из семян - 3, из черенков - 1

Тополь черный и другие виды российских тополей; большинство древовидных ив

При выращивании из семян - низкая всхожесть, гибель всходов в результате затенения сорняками, получение непредсказуемых гибридов, если поблизости имеются деревья разных видов тополей. При выращивании из черенков возникновение проблем маловероятно.

При выращивании из семян - 3, из черенков - 1


Анализируя эту таблицу, мы решили более подробно изучить технологию создания не большого питомника, где проследить выращивание сеянцев и саженцев кедра сибирского(Pinus sibirica).

3. Создание питомника для выращивания саженцев.
3.1 Определение места для питомника

Если мы хотим не просто посадить несколько деревь­ев, а вырастить целый лес или заниматься посадками по­стоянно, нам лучше всего создать свой маленький пи­томник. Мы сами сможем выращивать деревья тех по­род, которые нам нравятся, причем качество наших саженцев при правильном уходе за ними будет значи­тельно выше, чем качество покупных саженцев. У нас будет возможность выкапывать саженцы тогда, когда они нужны, и нам не придется думать об их заблаговремен­ном приобретении и хранении. К тому же выращивать саженцы деревьев самим очень интересно. Таким образом, у собственного небольшого лесного питомника есть множество плюсов.

Много места для питомника не надо. Если мы хотим выращивать в год 1-2 тысячи саженцев деревьев, то вполне хватит половины сотки земли (участка 5 на 10 м). Необходимая площадь зависит от того, какие породы деревьев мы хотим выращивать и какого размера са­женцы хотим получить. Если мы начинаем с посева се­мян, то в первый год нам хватит всего нескольких квадратных метров земли (после, когда мы будем переса­живать сеянцы в «школку», потребуется больше места).

Для лесного питомника желательно использовать хорошо освещенное место с плодородной почвой, на котором весной не застаивается вода, например часть огорода. Желательно, чтобы питомник не затенялся крупными деревьями или строениями: даже частичное затенение приводит к уменьшению прироста молодых деревьев, и в итоге выращивание саженцев займет у нас больше времени.

Почва для питомника подойдет практически любая. Нежелательно создавать питомник на торфяной (она быс­трее пересыхает и сильнее нагревается в жару) или на слишком уплотненной почве (уплотнение затрудняет ды­хание и рост корней). Лучше всего, если почва супесчаная или легкосуглинистая: ее легче обрабатывать, да и усло­вия для роста корней в ней лучше. Но если такой почвы нет, для питомника подойдет любая - в худшем случае от нас потребуется несколько больше усилий по обработке почвы.
Схема №2

Прежде, чем выбрать место для минипитомника, мы изучили характеристику почвы территории, и провели ряд практических работ.
Практическая работа №1.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема моей работы
Тема моей работы: “эффективность использования комнатных растений со средообразующими функциями в озеленении моу “сош №89”

Лекция №6 Тема
Зоотехническая наука и развитие племенного дела. Значение племенной работы в качественном улучшении крупного рогатого скота. Формы...

Исследовательская работа тема: «Меры борьбы с картофельной молью,...
Тема работы: «Методы борьбы с картофельной молью, в условиях частных приусадебных хозяйств»

Рассказыванию по картине «кошка с котятами» Тема: «домашние птицы»...
Тема: «Составление рассказа-описания с использованием опорных картинок «Продукты питания»

План работы технология 5 класс
Тема: Использование графического редактора " Раint" для выполнения размещения кухонного оборудования

Направление: экология Тема исследовательской работы
Растения же часто служат фильтром вредных веществ, являясь детоксикаторами и ионизаторами воздуха

Тема работы
Мир окружающих нас цветов многообразен и удивителен! Они повсюду – в лесу, в поле, на лугах и горах, в парках и садах…

Исследовательская работа тема: «проращивание семян сои в разных условиях»...
Приложение (1 – «Из источников информации», 2 – интервью с агрономом, 3 – таблица из дневника наблюдений, 4 – фотографии)

Тема урока: Значение жесткокрылых в природе и жизни человека
Инструментарий: дидактический материал о редких, исчезающих видах жесткокрылых Белгородской области для групповой работы

Тема: Система работы в дошкольном образовательном учреждении по экологическому...
...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru